Научная статья на тему 'Формирование исследовательской компетенции в рамках школьного исторического образования'

Формирование исследовательской компетенции в рамках школьного исторического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
402
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / SYSTEM-ACTIVITY APPROACH / RESEARCH WORK / RESEARCH COMPETENCE / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришаева Оксана Анатольевна

В статье рассматривается исследовательская деятельность школьников как механизм достижения метапредметных результатов общего образования. Этот объект в настоящее время является важным в рамках новых подходов к общему образованию. Автор акцентирует внимание на актуальности приобретения данной компетенции в современном информационном обществе. Статья характеризует этапы формирования исследовательских умений и навыков на ступени основного и среднего общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гришаева Оксана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование исследовательской компетенции в рамках школьного исторического образования»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Гришаева О. А. Формирование исследовательской компетенции в рамках школьного исторического образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 10 (октябрь). - 0,4 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2016/16225.htm.

ART 16225 УДК 372.893

Гришаева Оксана Анатольевна,

учитель истории высшей категории МБОУ СОШ № 6, х. Маркин Октябрьского района Ростовской области [email protected]

Формирование исследовательской компетенции в рамках школьного исторического образования

Аннотация. В статье рассматривается исследовательская деятельность школьников как механизм достижения метапредметных результатов общего образования. Этот объект в настоящее время является важным в рамках новых подходов к общему образованию. Автор акцентирует внимание на актуальности приобретения данной компетенции в современном информационном обществе. Статья характеризует этапы формирования исследовательских умений и навыков на ступени основного и среднего общего образования.

Ключевые слова: исследовательская компетенция, Федеральный государственные образовательный стандарт, универсальные учебные действия, системно-де-ятельностный подход, научно-исследовательская работа.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Современное образование претерпевает серьезные изменения, связанные с переходом общества в постиндустриальную фазу. Произошла смена типа организационной культуры с научного на проектно-технологический. В результате этих трансформаций бывшие профессии обеспечивают лишь одну-две ступени больших технологических циклов, и для успешной профессиональной деятельности, а также построения карьеры человеку важно быть не только квалифицированным специалистом, но и иметь возможность активно и грамотно включаться в эти циклы [1].

Соответственно, чтобы быть эффективным участником данного процесса, нужно обладать необходимыми для этого умениями и навыками в рамках определенной системы действий. Серьезную помощь в овладении необходимым для жизни в современном обществе инструментарием должен оказать институт образования.

Школа реагирует на вызовы современности оптимизированными подходами к процессу обучения и воспитания. Эти новые подходы к педагогическому процессу находят свое отражение в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов.

Эти нормативные документы включают требования к результатам освоения образовательных программ, к структуре этих программ, к условиям реализации с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, а также региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов РФ. Особый интерес педагогов в структуре стандарта вызывают требования к результатам освоения образовательных программ, где наряду с предметными результатами указаны еще две категории: личностные и метапредметные. Последние включают в себя межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Заслуживают внимания и подходы к обучению, указанные в тексте стандарта, и прежде всего системно-деятельностный подход [2].

В условиях трансформации современного общества новые технологии охватывают все аспекты образовательного пространства: от содержательного компонента до материально-технической базы образовательного учреждения. Но самое главное,

ББГ»! 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный >курнал

Гришаева О. А. Формирование исследовательской компетенции в рамках школьного исторического образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 10 (октябрь). - 0,4 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2016/16225.htm.

изменения должны начинаться с трансформации мировоззрения педагога как руководителя одного из механизмов социализации подрастающего поколения. Соответственно, к учителю, как и к другим профессиям, применимы те же требования, которые появились в условиях нового типа организационной культуры общества.

Ключевым компонентом деятельности работника образования является постоянная работа над собственным развитием. Иными словами, это формирование своей собственной личности, один из элементов которой - способность к продуктивной профессиональной деятельности, способность создавать что-то непохожее на то, что сделано другими, и в этом выразить себя, свою индивидуальность [3].

Перед учителем стоит сложная цель развиваться самому, чтобы помогать совершенствоваться другим. Овладение необходимыми компетенциями позволит создавать благоприятную образовательную среду.

Трудность продуктивности образовательного пространства школы в целом и урока в частности состоит еще и в том, что в процессе образования формируется личность. Это абстрактное понятие, которое объединяет многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия [4].

Время школьной поры - период становления личности, развития способностей и проявления одаренности. Это этап серьезных глубинных процессов интеграции и дифференциации качеств и свойств психики человека.

Соприкосновение в процессе педагогической деятельности с таким тонким и сложным явлением, как личность ребенка, требует ориентации на педагогические технологии, которые позволят продуктивно формировать новые социально значимые качества ученика.

Федеральные государственные образовательные стандарты ориентируют педагога на системно-деятельностный подход. И это не случайно. Важно то, что деятельностное обучение - это не просто понимание принципов, концепций, методов и подходов, это способность запоминать выученное и применять полученные знания на практике [5].

Соответственно, развитие метапредметных умений возможно только через активную и продуктивную деятельность. Поэтому в тесте федеральных государственных образовательных стандартов общего образования указан термин «универсальные учебные действия». Он означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта (личностные; регулятивные; познавательные; знаково-символические; коммуникативные компетенции) [6]. Образовательный процесс, таким образом, должен формировать внутренние потенциальные возможности каждого ученика.

Компетенции являются значимыми результатами образования. Соответственно, они должны быть сформированы у всех обучающихся, должны пронизывать все учебные предметы, проходить через все этапы образования и разрабатываться на достаточно высоком уровне [7].

Применение системно-деятельностного подхода позволит формировать актуальную на сегодняшний день исследовательскую компетенцию школьников.

Исследовательская компетенция - совокупность интеллектуальных, личностных и деятельностных характеристик индивида, реализуемых в продуктивной научно-исследовательской работе. Критерий сформированности компетенции - готовность к данному виду деятельности [8].

Ее значимость определяется прежде всего тем, что в результате освоения образовательных программ обучающиеся должны быть способны самостоятельно планиро-

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Гришаева О. А. Формирование исследовательской компетенции в рамках школьного исторического образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 10 (октябрь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16225.htm.

вать и осуществлять учебную деятельность, строить индивидуальную образовательную траекторию [9]. Это возможно только в том случае, если дети научатся целепола-ганию, планированию и поэтапному решению поставленных перед ними задач.

В практическом результате это позволит работать над новым материалом при помощи нестандартных методов и выполнять разнообразные творческие работы. В них может быть раскрыт собственный экспериментальный материал, на основе которого будут сделаны соответствующие выводы и проведен анализ.

Соответственно, в процессе работы над формированием исследовательской компетенции школьников происходит реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Развитие исследовательской компетенции в рамках общего образования - явление не новое. Историческое образование - благоприятная среда для формирования этих умений и навыков. Но при этом необходимо помнить, что работа педагога в данном направлении достаточно сложна и трудоемка. Объяснение этому кроется в сущности самой исследовательской деятельности, которая есть субъективный процесс получения новых научных знаний отдельным индивидом [10].

Для того чтобы отдельный учащийся или группа учеников могли создать субъективно новое, необходимо, чтобы они овладели уже имеющейся в культуре системой знаний.

Развитие в рамках исследовательской деятельности возможно только в том случае, когда учащиеся занимаются систематически, изучая опыт предыдущий поколений и формируя свои компетенции.

Из этого следует, что исследовательская деятельность для школьников - оптимальный механизм формирования универсальных учебных действий и приобретению метапредметных результатов обучения. Научное познание не существует вне познавательной деятельности отдельных индивидов, однако последние могут что-то познавать (исследовать) лишь постольку, поскольку овладевают коллективно выработанной, объективизированной системой знаний, передаваемых от одного поколения ученых к другому [11].

Овладение приемами исследования осуществляется постепенно под руководством учителя, начиная с изучения истории в 5-м классе. Формирование исследовательской компетенции возможно в рамках урочных занятий, а во время внеурочной деятельности - при самостоятельном выполнении соответствующих домашних заданий, работе над сообщениями, докладами, рефератами.

Механизм формирования приемов исследовательской деятельности проходит определенные ступени.

Первая ступень - «Старт». На этом этапе учитель руководит процессом выполнения задач, необходимых для овладения определенным приемом. Для облегчения работы используются памятки-алгоритмы (характеристика исторического деятеля, составление плана, алгоритм анализа исторического источника и др.).

Во время уроков ученики работают над несложными историческими источниками. Проводят атрибуцию, извлекают необходимую для решения поставленных задач информацию.

Вторая ступень - «Промежуток». Когда учащиеся знают определенный алгоритм работы, возможна тренировка изученных приемов в новых условиях. Для этого используется новый материал, к которому применимы знакомые алгоритмы.

При этом нужно учитывать, что, несмотря на наличие определенного шаблона, продукт мыслительной деятельности школьников каждый раз наполнен разным содержанием. Например, даже при наличии алгоритма невозможно дать абсолютно оди-

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Гришаева О. А. Формирование исследовательской компетенции в рамках школьного исторического образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 10 (октябрь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16225.htm.

наковые характеристики разным историческим деятелям. Соответственно, каждое задание требует активизации творческого потенциала и мыслительной активности. Шаблоны же нужны для того, чтобы учащийся знал, в каком направлении двигаться. Они играют роль маяков в бесконечном море учебной информации.

Третья ступень - «Вершина». На данной ступени учащиеся самостоятельно продолжают выполнять действия. Они составляют учебные планы, проводят самостоятельный обстоятельный анализ исторического источника, его атрибуцию и верификацию, дают развернутую характеристику событию или персоналии. На данном этапе памятки становятся неактуальными в связи с тем, что учащиеся знают технику выполнения того или иного творческого задания.

Исследовательская компетенция является достаточно сложной для учащихся в плане ее освоения. У этого обстоятельства есть одна объективная причина - особенности психологического развития в рамках определенного возраста.

На пропедевтическом этапе, который длится с 5-го по 7-й класс, учащиеся под руководством учителя, а в последующем и самостоятельно, учатся применять технические приемы самостоятельной работы. Они составляют простые планы тезисов, аннотаций, учатся отбирать необходимый для работы материал. На основе этого они пишут небольшие по объему и несложные по содержанию рефераты, доклады и сообщения. Презентация результатов проходит, как правило, в рамках урока.

В 8-9-х классах технические приемы усложняются. Учащиеся работают с документами, составляют развернутые планы, занимаются конспектированием текста, оформляют научный аппарат реферата, проводят рецензирование, работают с библиотечными каталогами, составляют библиографические списки и др. Продолжается работа по написанию рефератов, докладов, сообщений, презентация которых проходит в рамках уроков истории.

В 10-11-х классах объем работы и сложность деятельности увеличиваются. На этом этапе под руководством учителя определяется тема исследований учеников. Далее происходит работа с научно-справочной литературой. Определяется проблема, намечаются пути решения. Помощью в этом учащимся являются методические рекомендации по написанию и оформлению реферата. Презентация проектов проходит в камках школьной конференции. Лучшие работы отправляются на конкурсы разных уровней.

На всех стадиях школьного обучения учащиеся знакомятся с этапами исследования.

Учащиеся узнают, что существует определенный алгоритм, который помогает исследователю. Это является важнейшим условием эффективности работы. Учащиеся получают памятку следующего содержания.

Этапы выполнения школьниками научно-исследовательской работы

1. Выбор направления и темы исследования.

2. Постановка цели, задач и гипотезы.

3. Фиксирование и предварительная обработка данных.

4. Обсуждение результатов исследования.

5. Оформление результатов.

6. Представление исследовательской работы [12].

Несмотря на получение памятки учениками, учитель руководит процессом исследования и корректирует его (при необходимости).

Важным моментом начала исследования является мотивация. Она своего рода предшественник приобщения учеников к иссследованию [13]. Данному компоненту деятельности нужно уделить серьезное внимание как ключевому, потому что проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии [14].

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Гришаева О. А. Формирование исследовательской компетенции в рамках школьного исторического образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 10 (октябрь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16225.htm.

При решении проблем мотивационного характера нужно учитывать психологические особенности учеников основной и старшей школы.

У подростков слабо развито понимание необходимости учебы для будущей профессиональной деятельности, для объяснения происходящего вокруг [15]. На этом этапе важно показать значимость исследовательской деятельности для поддержания дальнейшего интереса и возможного выбора будущей профессии. Введение элементов поощрения, а также применение парциальной положительной оценки в период работы способствует повышению уверенности. Естественно, оценка должна быть, как правило, адекватна действительным достижениям человека [16].

Старшеклассники начинают особенно интересоваться теми предметами, которые им пригодятся для подготовки к выбранной профессии [17]. Поэтому ориентиром к исследовательской деятельности станут те ученики, которые имеют склонности к гуманитарным предметам в частности и научной деятельности вообще.

В формировании учебной мотивации, несомненно, особо значимым является интерес. Интерес ребенка к окружающему миру и конкретному учебному предмету служит необходимой предпосылкой обучения [18].

В рамках мотивационной составляющей процесса исследовательской деятельности необходимо уделить внимание его окончанию. Завершающий этап, когда происходит представление результатов исследования, может служить мощным стимулом для последующей деятельности. Для учеников это момент «славы», момент признания значимости его деятельности. Проходит он обычно в рамках презентаций результатов исследований.

Таким образом, механизмы формирования исследовательской компетенции являются неотъемлемой частью процедуры развития метапредметных умений в рамках универсальных учебных действий. Работа по овладению учащимися приемами исследовательской деятельности сложна и трудоемка. Поэтому начинается она с этапа, когда учащиеся переходят в 5- класс и только приступают к изучению истории, и длится вплоть до окончания 11-го класса, проходит в рамках уроков и во внеурочное время под руководством учителя, который использует различные приемы и методы.

Ссылки на источники:

1. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. - М.: СИНТЕГ, 2006. - С. 32-33.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. - URL: http://минобрнауки.рф/документы/543.

3. Лазарев В. С. Творчество и инновационная деятельность учителя // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - № 2. - С. 11.

4. Хьелл П., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2008. - С. 22.

5. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. - М.: Изд. центр «Академия», 2009. - С. 16.

6. Петунин О. В. Научно-исследовательская и проектная деятельность школьников как средство достижения метапредметных результатов обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - С.1872. - URL: http://e-koncept.ru/2015/85375.htm.

7. Вербицкий А. А. Основания для внедрения компетентностного подхода в образование // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 3. - С. 29.

8. Цветкова И. В. Методологические подходы к изучению научно-исследовательской деятельности студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 7 (июль). - С. 3-4. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16133.htm.

9. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - URL: http://минобрнауки.рф/документы/543.

10. Новиков А. М. Методология образования. - М.: «Эгвес», 2006. - С. 39.

11. Там же.

12. Петунин О. В. Указ. соч. - С. 1874.

13. Там же.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Гришаева О. А. Формирование исследовательской компетенции в рамках школьного исторического образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 10 (октябрь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16225.htm.

14. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. - С. 253.

15. Там же. - С. 258.

16. Новиков А. М. Указ. соч. - С. 303.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Там же. - С. 260.

18. Овчаренко Л. С. Мотивация обучающихся на уроках обществознания // Эксперимент и инновации в школе. - 2015. - № 1. - С. 17.

Oksana Grishaeva,

History eeacher, School No. 6, Markin [email protected]

Formation of research competence in school history education

Abstract. The paper discusses the research activities of students as a mechanism for achievement meta-subject results of general education. The object is currently important in the framework of new approaches to general education. The author focuses on the relevance of the acquisition of this competence in the modern information society. The paper describes the stages of formation of research skills at the stage of primary and secondary education. Key words: research competence, federal state educational standard, universal educational actions, system-activity approach, research work. References

1. 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10. 11. 12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

Novikov, A. M. & Novikov, D. A. (2006). Metodologija, SINTEG, Moscow, pp. 32-33 (in Russian). "Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty obshhego obrazovanija", Ministerstvo obra-zovanija i nauki Rossijskoj Federacii. Available at: http://minobrnauki.rf/dokumenty/543 (in Russian). Lazarev, V. S. (2008) "Tvorchestvo i innovacionnaja dejatel'nost' uchitelja", Innovacionnye proekty i pro-grammy v obrazovanii, № 2, p. 11 (in Russian).

H'ell, P. & Zigler, D. (2008). Teoriilichnosti, Piter, St. Petersburg, p. 22 (in Russian).

Panfilova, A. P. (2009). Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii: aktivnoe obuchenie: ucheb. posobie

dlja stud. vyssh. ucheb. zaved., Izd. centr "Akademija", Moscow, p. 16 (in Russian).

Petunin, O. V. (2015). "Nauchno-issledovatel'skaja i proektnaja dejatel'nost' shkol'nikov kak sredstvo dos-

tizhenija metapredmetnyh rezul'tatov obuchenija", Nauchno-metodicheskij jelektronnyjzhurnal "Koncept",

t. 13, p.1872. Available at: http://e-koncept.ru/2015/85375.htm (in Russian).

Verbickij, A. A. (2009). "Osnovanija dlja vnedrenija kompetentnostnogo podhoda v obrazovanie", Munici-pal'noe obrazovanie: innovacii i jeksperiment, № 3, p. 29 (in Russian).

Cvetkova, I. V. (2016). "Metodologicheskie podhody k izucheniju nauchno-issledovatel'skoj dejatel'nosti studentov", Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal "Koncept", № 7 (ijul'), pp. 3-4. Available at: http://e-koncept.ru/2016/16133.htm (in Russian).

Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty obshhego obrazovanija, Ministerstvo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii. Available at: http://minobrnauki.rf/dokumenty/543 (in Russian). Novikov, A. M. (2006). Metodologija obrazovanija, "Jegves", Moscow, p. 39 (in Russian). Ibid.

Petunin, O. V. (2015). Op. cit., p. 1874. Ibid.

Il'in, E. P. (2000). Motivacija i motivy, Piter, St. Petersburg, p. 253 (in Russian). Ibid., p. 258.

Novikov, A. M. (2006). Op. cit., p. 303. Ibid., p. 260.

Ovcharenko, L. S. (2015). "Motivacija obuchajushhihsja na urokah obshhestvoznanija", Jeksperiment i innovacii v shkole, № 1, p. 17 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 08.08.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 17.08.16

Принята к публикации Accepted for publication 17.08.16 Опубликована Published 31.10.16

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Гришаева О. А., 2016

977230412016610

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.