Ефимова Н. Н., Киселева Ю. С., Никитская М. П. Эвристическое «погружение» как средство организации проектно-исследовательской деятельности учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2018. - № V10. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186101.htm.
ART 186101 УДК 371.388.6
Ефимова Надежда Николаевна,
учитель русского языка МБОУ «СОШ № 64» г. Новокузнецка, г. Новокузнецк [email protected]
Киселева Юлия Сергеевна,
учитель английского языка МБОУ «СОШ № 64» г. Новокузнецка, г. Новокузнецк [email protected]
Никитская Марина Петровна,
учитель английского языка МБОУ «СОШ № 64» г. Новокузнецка, г. Новокузнецк [email protected]
Эвристическое «погружение» как средство организации проектно-исследовательской деятельности учащихся
Аннотация. Статья посвящена вопросу применения метода эвристического «погружения» как оптимального инструмента при организации проектно-исследова-тельской деятельности учащихся в урочное и во внеурочное время. В качестве компонентов рассматриваются основные преимущества данного метода. Авторы подчеркивают, что использование эвристического способа обучения дает возможность включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей.
Ключевые слова: проект, проектно-исследовательская деятельность, эвристическое обучение, эвристическое «погружение», продукты деятельности учеников. Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.
Мир, окружающий нас, меняется стремительно, и для полноценного существования в интенсивно меняющейся среде современному человеку все чаще приходится проявлять исследовательское поведение и организовать свою жизнь как проект. В связи с этим современная система образования ставит своей главной задачей способствовать развитию проектно-исследовательской деятельности. В настоящее время в педагогике и образовательной практике чрезвычайно высок интерес к природной поисковой активности ребенка как важнейшему образовательному ресурсу. Кроме того, такой вид активности обозначен в новых стандартах образования, что способствует формированию метапредметных компетенций. Именно они позволят детям самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, продуцировать оригинальные идеи и претворять их в жизнь, быстро находить конструктивный выход из сложных проблемных ситуаций, диктуемых повседневной жизнью, быстро и безошибочно принимать решения.
Использование технологии проектно-исследовательской деятельности даёт возможность каждому ученику выстраивать свою индивидуальную траекторию при изучении общих для всех предметов и тем. Этот путь для ученика - непрерывное открытие нового, т. е. эвристический путь.
Эвристическое исследование отличается от традиционного получения знаний и предполагает поиск проблемы, получение новой информации в ходе её решения, формирование своей точки зрения на проблему и создание продукта своей деятельности. Мы уверены, что эвристическое обучение является эффективным инструментом для формирования исследовательской и проектной культуры учащихся.
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ефимова Н. Н., Киселева Ю. С., Никитская М. П. Эвристическое «погружение» как средство организации проектно-исследовательской деятельности учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2018. - № V10. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186101.htm.
Что же такое эвристическое «погружение»? Это способ обучения, который позволяет сохранить главную образовательную цель в течение нескольких серий уроков, обеспечивающих процесс активного познания учениками образовательного объекта и построение своего индивидуального маршрута в исследовании этого объекта. Этот метод может быть использован при изучении любой школьной темы - от исследования исторической эпохи до введения географического понятия.
Эвристическое «погружение» успешно обеспечивает овладение языками, как русским, так и английским. Благодаря инертности такая форма занятий позволяет сохранить единую образовательную цель для изучения одной темы в течение нескольких дней с помощью эвристических методов. Учащиеся погружаются в образовательную ситуацию и постигают сущность изучаемого объекта.
К эвристическим формам занятий относятся: эвристические уроки, олимпиады, «погружения», деловые игры, очные и дистанционные проекты, интерактивные формы обучения, творческие защиты. Рассмотрим эвристическое «погружение». Данная технология имеет следующие преимущества:
- обеспечивает углубленное и прочное усвоение изучаемого материала;
- позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение;
- повышает мотивацию учения;
- способствует созданию благоприятного психологического климата;
- формирует у учащихся способность к саморегуляции деятельности, ее самооценке;
- развивает навыки сотрудничества и делового общения.
Учитель имеет гораздо больше возможностей для выявления причин затруднений в учении, особенностей работоспособности каждого учащегося. Однако, как показала практика, метод «погружения» имеет некоторые недостатки:
- большие временные затраты;
- отсутствие подходящих учебников.
Рассмотрим эвристическое «погружение» при изучении темы «Морской мусор» в 8-м классе на уроках русского и английского языка.
Погружение проводится в течение трех дней по одному уроку ежедневно. Учениками исследуется экологическая проблема «загрязнение воды» как всемирное бедствие. Доминанта «погружения» - креативная деятельность учащихся по выяснению основных факторов, влияющих на загрязнение водного ресурса, и составлению ментальной карты, объединяющей добытые ими знания и представления. Применяются такие методы обучения, как наблюдение, отыскивание фактов, формулирование вопросов, выдвижение гипотез и рефлексия деятельности учеников.
Структура эвристического «погружения»
1-й день
Установление связи с предыдущими занятиями для достижения поставленных целей: что было важным и нужным. Коллективное целеполагание предстоящей работы. Применение учениками усвоенных ранее знаний и методов работы. Выбор объектов исследования составления индивидуальных рабочих маршрутов. Разноплановое описание результатов, то есть проблема описывается с разных точек зрения.
2-й день
Анализ и обобщение учителем результатов письменной деятельности учеников, фиксация индивидуальных и коллективных достижений, формулировка и постановка дневной цели.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ефимова Н. Н., Киселева Ю. С., Никитская М. П. Эвристическое «погружение» как средство организации проектно-исследовательской деятельности учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2018. - № V10. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186101.htm.
Коллективный просмотр добытой информации. Выявление различных ученических подходов к решению проблемы. Продолжение работы учащихся по индивидуальным маршрутам. Составление учениками собственных ментальных карт.
3-й день
Анализ составленных ментальных карт. Презентация учителя, показывающая альтернативные способы решения проблемы. Построение учениками общей ментальной карты. Выбор учениками тем для индивидуальных творческих проектов.
Таблица 1
Результаты рефлексии учащихся
Элементы исследования Я СМИ Текст из учебника
Установка исследования
Ключевые наблюдения
Полученные знания
Гипотеза, ее доказательство
Основные положения
Применяемые методы познания
Применение полученных знаний
Рефлексия и оценка результатов «погружения» происходили в конце каждого дня на основе письменных ответов на следующие вопросы:
1. Что было важным на занятиях?
2. Каков ваш личный вклад в работу?
3. Какие чувства и эмоции вы испытывали?
4. Какие новые знания вы получили?
5. Пожелание себе и всем участникам.
Для среднего звена удачным был межпредметный проект «РАНГЛИШ», в ходе работы над которым учащиеся изучали средства художественной выразительности на примерах русских небылиц и английских лимериков. Данный проект предполагал интеграцию английского языка, русского языка и литературы. В ходе «погружения» в данную тему у учащихся постепенно формировалось представление как о жанрах фольклора, так и о средствах художественной выразительности. Анализируя примеры из фольклорных жанров, учащиеся уже в первый день смогли самостоятельно сделать следующие выводы:
- средства художественной выразительности присутствуют как в русском, так и в английском языках;
- средства выразительности делают речь образнее и эмоциональнее;
- изобразительно-выразительные средства в русских небылицах используются чаще.
В процессе работы возникла необходимость в создании брошюры, в которой учащиеся представили правила написания лимериков.
Вторым продуктом данного проекта стала брошюра с собственными сочинениями русских и английских небылиц и юмористическими стихотворениями. Ниже представлены продукты креативной деятельности учащихся.
There are some students in school Whose language is really cool, But they are too thin To jump out of skin So we take them and pool. There is a young man of kingdom, Who dreams of the wisdom,
Ефимова Н. Н., Киселева Ю. С., Никитская М. П. Эвристическое «погружение» как средство организации проектно-исследовательской деятельности учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2018. - № V10. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186101.htm.
He walks there and here Find it everywhere Let him take the blossom! There was a little hen Who has a tremendous pen She is proud of her ability But stumbled and had disability And sing in refrain!
Использование метода «погружения» оказало существенную помощь в понимании культуры и традиций изучаемых языков. Сравнительный анализ русских небылиц и английских лимериков показал, что народное творчество имеет некие схожие черты во всём мире, так как оно создано людьми независимо от их национальности. Изучение этого вопроса имеет практическую ценность, а именно стимулирование к расширению словарного запаса и улучшению фонетики непосредственно на уроках. Кроме того, важными являются психологические аспекты: релаксация в процессе деятельности и осознание своего «я» как части целого мира.
Среди учащихся 8-х классов в течение полугода шла работа над проектом «Средства художественной выразительности в русских и английских песнях», который предполагал интеграцию английского и русского языков, литературы, музыки и истории. В первый день «погружения» ребята знакомились с русскими и английскими народными песнями. Во второй день ученики исследовали тексты песен с целью выявления в них средств художественной выразительности. В последующие серии уроков учащиеся определялись с маршрутом своего творческого исследования.
Данная работа соответствовала всем этапам эвристического «погружения». Продуктом исследовательской работы стал записанный альбом русских и английских колыбельных песен в исполнении самих ребят.
Используя метод эвристического «погружения» в организации учебно-воспитательного процесса, мы добились определенных результатов.
Сравнивая показатели за 2016 и 2017 гг., видно, что количество активных учащихся увеличилось (табл. 2). Это говорит о том, что использование метода эвристических «погружений» является продуктивным инструментом в усвоении и применении полученных знаний.
Таблица 2
Показатели эффективности применения методов эвристического «погружения»
Показатель эффективности Количество учащихся
2016 год 2017 год
Участие в олимпиадах 4 7
Участие в проектах: 3 8
- индивидуальные, 1 6
групповые 2 2
Участие в научно-практических 5 8
конференциях:
- школьный уровень, 3 4
- муниципальный уровень, 1 2
- региональный уровень 1 2
Главной целью эвристического «погружения» является организация самостоятельной исследовательской деятельности, в результате которой ученик создает собственную систему знаний и реализует свои способности через участие в школьных проектах, творческих неделях, олимпиадах разного уровня и научно-практических конференциях. Про-
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ефимова Н. Н., Киселева Ю. С., Никитская М. П. Эвристическое «погружение» как средство организации проектно-исследовательской деятельности учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2018. - № V10. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186101.htm.
дукты эвристического «погружения» могут быть представлены как в урочной, так и в неурочной деятельности. Результатами деятельности наших учеников стали проекты: «Ранглиш», «Средства художественной выразительности в русских и английских песнях», «Морской мусор», выпуск школьных журналов на русском и английском языках, книжек-малышек при изучении темы «Паронимы в языке». В нашей школе ежегодно организуются предметные недели, которые позволяют ученикам погрузиться в учебный предмет и достичь личностных результатов разного уровня.
Библиографический список
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е. С. Полат и др. / под ред. Е. С. Полат. - М.: Изд. центр «Академия», 1999.
2. Палецкий С. В. Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской деятельности: учеб.-метод. пособие. - Омск, 2004.
3. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения Текст. - М.: Изд-во МГУ, 2003.
Nadezhda Efimova,
Teacher of Russian, Secondary School № 64, Novokuznetsk
Yuliya Kiseleva,
Teacher of English, Secondary School № 64, Novokuznetsk [email protected] Marina Nikitskaya,
Teacher of English, Secondary School № 64, Novokuznetsk [email protected]
Heuristic "immersion" as a means of organization students' project research activities Abstract. The article is devoted to the issue of applying the heuristic "immersion" method as an optimal tool in organizing the project research activities of students both in the course of study and after school hours. The main advantages of this method are considered as the main components. The authors emphasize that the use of the heuristic method of learning makes it possible to include each student in the activities that ensure the formation and development of cognitive requests.
Key words: project, project research activities, heuristic learning, heuristic "immersion", products of students'
activities.
References
1. Polat, E. S. (ed.) (1999). Novye pedagogicheskie i informacionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya: ucheb. posobie dlya studentovpedagogicheskih vuzovi sistemy povysheniya kvalifikaciipedagogicheskih kadrov, Izd. centr "Akademiya", Moscow (in Russian).
2. Paleckij, S. V. (2004). Pedagogicheskaya tekhnologiya osvoeniya uchashchimisya issledovatel'skoj deyatel'nosti: ucheb.-metod. posobie, Omsk (in Russian).
3. Hutorskoj, A. V. (2003). Didakticheskaya ehvristika: Teoriya i tekhnologiya kreativnogo obucheniya Tekst, Izd-vo MGU, Moscow (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 31.07.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.08.18
Принята к публикации Accepted for publication 20.08.18 Опубликована Published 31.10.18
www.e-koncept.ru
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Ефимова Н. Н., Киселева Ю. С., Никитская М. П., 2018
977230412018010