Научная статья на тему 'Организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ машиностроительных предприятий'

Организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ машиностроительных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
564
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ / ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ РАБОТЫ / МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / SCIENTIFIC-RESEARCH WORKS / EXPERIMENTAL-DESIGN WORKS / ENGINEERING ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сычева Е.М., Анищенко Ю.А.

Рассматривается организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ машиностроительных предприятий. Цель исследования выявить проблемы и перспективы развития инновационного потенциала машиностроительных предприятий России. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы последние года занимают все больший вес в инвестициях. Организация управления научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами на машиностроительных предприятиях является наиболее значимой составляющей частью конкурентоспособности предприятия. Интенсивность научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ определяет сегодня возможности и уровень экономического развития машиностроительных предприятий. Только при высоком качестве научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ возможно достижение достаточной конкурентоспособности предприятия, что обеспечит его нормальное функционирование и развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF SCIENTIFIC-RESEARCH AND EXPERIMENTAL-DESIGN WORKS OF ENGINEERING ENTERPRISE

This article discusses the organization of research and development of engineering enterprises. The purpose of the study is to identify the problems and prospects of development of innovative potential of machine-building enterprises in Russia. Research and development work in recent years has been gaining more and more weight in investments. The organization of management of research and development work at machine-building enterprises is the most important component of the competitiveness of the enterprise. The intensity of research and development work determines today the opportunities and the level of economic development of machine-building enterprises. Only with high quality research and development work is it possible to achieve sufficient competitiveness of the enterprise, which will ensure its normal functioning and development.

Текст научной работы на тему «Организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ машиностроительных предприятий»

Раздел 2

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

УДК 658.512.2

Для цитирования: Сычева Е. М., Анищенко Ю. А. Организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ машиностроительных предприятий // Менеджмент социальных и экономических систем. 2018. № 3. С. 19-25.

For citations: Sycheva E. M., Anischenko J. A. The organization of sciehtific-research and experimental-design works of engineering enterprises // Social and economic systems management. 2018, No. 3, Рр. 19-25. (In Russ., abstr. in Engl.)

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Е. М. Сычева*, Ю. А. Анищенко

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: Ponosova_lena@mail.ru

Рассматривается организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ машиностроительных предприятий. Цель исследования - выявить проблемы и перспективы развития инновационного потенциала машиностроительных предприятий России. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы последние года занимают все больший вес в инвестициях. Организация управления научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами на машиностроительных предприятиях является наиболее значимой составляющей частью конкурентоспособности предприятия. Интенсивность научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ определяет сегодня возможности и уровень экономического развития машиностроительных предприятий. Только при высоком качестве научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ возможно достижение достаточной конкурентоспособности предприятия, что обеспечит его нормальное функционирование и развитие.

Ключевые слова: научно-исследовательские работы, опытно-конструкторские работы, машиностроительные предприятия.

THE ORGANIZATION OF SCIENTIFIC-RESEARCH AND EXPERIMENTAL-DESIGN WORKS OF ENGINEERING ENTERPRISE

E. M. Sycheva*, J. A. Anischenko

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: Ponosova_lena@mail.ru

This article discusses the organization of research and development of engineering enterprises. The purpose of the study is to identify the problems and prospects of development of innovative potential of machine-building enterprises in Russia. Research and development work in recent years has been gaining more and more weight in investments. The organization of management of research and development work at machine-building enterprises is the most important component of the competitiveness of the enterprise. The intensity of research and development work determines today the opportunities and the level of economic development of machine-building enterprises. Only with high quality research and development work is it possible to achieve sufficient competitiveness of the enterprise, which will ensure its normal functioning and development.

Keywords: scientific-research works, experimental-design works, engineering enterprise.

Введение. Машиностроительные предприятия представляют собой отрасль российской экономики, основным назначением которой является производство машин и оборудования, которая является одной из основных отраслей, способствующих развитию экономики страны, обеспечивающая устойчивое функционирование ведущих отраслей и представляет собой основу развития технологического ядра промышленности [15].

Отечественные машиностроительные предприятия пережили два основных кризисных момента, наиболее серьезными были кризисы 1990-х годов, когда в результате преобразований были нарушены хозяйственные взаимосвязи, большое число предприятий пришло к банкротству или было вынуждено перепрофилироваться. Следующая волна спада (финансовый кризис 2008 и 2014 гг.) оказала отрицательное влияние на предприятия машиностроения.

На сегодняшний день конкурентоспособное развитие машиностроительных предприятий напрямую зависит от их инновационной активности [5]. Во всем мире уделяется особое внимание финансированию затрат на НИОКР предприятий.

Инвестиционная привлекательность предприятий машиностроения России, в том числе автомобилестроение, авиастроение, станкостроение и ракетно-космическая отрасль на сегодняшний день довольно низкая. Спад инновационного развития машиностроения тесно связано с резким замедлением развития во время кризисов, необходимостью модернизации производства, недостаточная работа в области перспективных направлений развития машиностроения, недостаток научных разработок.

Все представленные факторы негативно влияют на развитие экономики всей страны, которая пребывает в тесной взаимосвязи с машиностроением. Повышение инвестиционной активности и конкурентной привлекательности машиностроительных предприятий и увеличение финансирования НИОКР происходит с 2016-2017 гг.

В мировом рейтинге Россия занимает 30 место по числу поданных заявок на патенты и 31 место по расходам на НИОКР.

Состояние, проблемы и перспективы развития машиностроительных предприятий в современной России. В 2015 году на машиностроительных предприятиях наблюдается спад общей выручки на 19 % - с 824,9 млрд рублей до 667,3 млрд рублей. Наибольший спад наблюдались в 2015 г. по лидерам группы автомобильного машиностроения, в целом 20,8 % (Автотор, Группа ГАЗ, КАМАЗ, Моллерс).

В 2014 г. было определено 8 лидеров в машиностроении. В 2015 году список лидеров машиностроительных предприятий, пополнился еще одной компанией, Группой ГМС, которая является лидером по производству нефтегазового оборудования. Данная компания в рейтинге заняла 182 место. У Группы ГМС наблюдается увеличение выручки на 15,12 %, до 38,3 млрд рублей. Компания Ростсельмаш заметно увеличила свой доход - на 20,4 % до 38,3 млрд рублей.

По Группе ГАЗ в 2015 году прирост составил только 1 %, выручка составила 121,2 млрд руб. [6].

Данные представленные в рейтинге по машиностроительным предприятиям отражают ситуацию, когда наблюдается рост машиностроительного рынка по большему числу компаний. Наилучшие показатели по сравнению с прошлым годом наблюдаются по Ростсельмаш, прирост в 2016 г. в сравнении 2015 г. составил 65,5 %, в 2017 году не столь резкая динамика наблюдается, прирост составил 21,79 %. В 2017 году лидером прироста является предприятие Соллерс, его прирост 32,63 %.

В период с 2014 по 2017 гг. наблюдается прирост объём производства в тяжелом машиностроении на 38 %, при этом наблюдается увеличение экспорта в 1,5 раза. Происходит увеличение спроса на железнодорожный подвижной состав, на что оказало положительное влияние введение с 2016 года запрета на погрузку в грузовые вагоны с продленным сроком службы. За счет данного ограничения производство грузовых вагонов в 2016 году по сравнению с прошлым периодом увеличившись на 28,8 %. В 2017 году в данной отрасли продолжилась положительная динамика, прирост составил 9,3 % по отношению к 2016 году (табл. 1).

Таблица 1

Машиностроительные предприятия-лидеры

Компания Место в рейтинге 2016 г. Выручка, млрд руб. Темп роста, %

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2015 г. к 2014 г. 2016 г. к 2015 г. 2017 г. к 2016 г.

Автотор 53 203,7 125 117,72 216 61,36 94,18 183,5

Группа ГАЗ 54 120 121,2 150,2 165 101,0 123,93 109,9

Трансмашхолдинг 66 140 98,5 120,37 155,27 70,36 122,2 129,0

Камаз 67 110,6 97,5 133,54 156 88,16 137,0 116,82

Силовые машины 119 69,8 59,8 77 68,6 85,7 128,76 89,09

Синара 134 68,7 51,8 68,7 37,04 75,4 132,63 53,92

Соллерс 177 47,9 38,3 50,59 67,1 79,96 132,09 132,63

Ростсельмаш 178 31,8 38,3 52,63 64,1 120,4 165,5 121,79

Группа ГМС 182 32,4 37,3 41,6 48 115,12 111,53 115,38

В энергетическом машиностроении объем производства вырос на 36 % с 2012-2017 гг., увеличение экспорта при этом произошло в 2,6 раза. В данный период были запущены новые производства, сыгравшие значительную роль в развитии отрасли. В 2016 году был открыт Екатеринбургский центр восстановления деталей горячего тракта газовых турбин, который позволяет выполнять полный цикл ремонта деталей крупных энергетических турбоустановок иностранного производства, финансирование проекта осуществляется полностью за счет средств частных инвесторов.

Следующим этапом развития энергетического машиностроения является создание производства оборудования в области ветроэнергетики. В 2017 году несколько компаний начали выполнять работы по строительству и вводу в эксплуатацию вет-роэлектростанций, до 2024 года планируется ввести в эксплуатацию несколько генерирующих объектов на основе энергии ветра.

В нефтегазовом машиностроении с 2012-2017 гг. объем производства вырос на 39 %, а доля импорта сократилась на 10 % (с 62 до 52 %).

Российский автомобильный рынок, преодолев кризисное состояние отрасли, начал наращивать объемы производства устойчивыми темпами. Доля рынка автомобилей, произведённых на территории России, выросла в 2017 году до 85,9 %, в сегменте легковых автомобилей - 86,3 %, в лёгких коммерческих - 88,9 %, в грузовых - 73,3 %, в автобусах -87,9 %.

В 2017 году наблюдается преобладание роста производства почти над ростом рынка почти в два раза, что свидетельствует о росте экспорта, основные направления экспорта автомобильной продукции - Беларусь, Чехия, Казахстан. Объём экспорта по основным сегментам автотранспорта в 2017 году показывает рост порядка 30 %.

В сельскохозяйственном машиностроении наблюдается положительная динамика развития с 2013 по 2017 гг., чему способствует государственная поддержка, реализуемая Правительством в рамках Государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Производство сельхозтехники в период 2012-2017 гг. выросло почти в 3 раза.

Доля российского сельскохозяйственного оборудования на внутреннем рынке сейчас составляет 56 %, прирост экспорта составляет 16,2 %. Данному росту способствовали меры поддержки отрасли, а именно установление скидки на приобретение техники отечественного производства. В 2017 году по этой программе было закуплено 26,4 тыс. единиц сельхозтехники - в 34 раза больше, чем в 2013-м. В 2016 году в серийное производство было запущено 75 новых моделей техники, в 2017 году - 150 новых моделей.

Значительные преобразования произошли в строительстве рыбопромысловых судов на отече-

ственных верфях, этому способствовало выделение квот на вылов водных биоресурсов. В период 20162017 гг. заключены новые контракты на строительство рыбопромысловых судов общей стоимостью свыше 120 млрд рублей (траулеров, сейнеров, судов ярусного лова и судов для ловли краба).

В 2017 году в российском машиностроении, произошло увеличение выпуска продукции на 3,4 %: производство автотранспортной техники увеличился по сравнению с 2016 годом почти на 20 %, основных видов сельскохозяйственной техники -в полтора раза, турбин всех видов - более чем на 40 %, крупной железнодорожной техники - на 38 %, дорожно-строительной техники - более чем на 30 %.

Такой прирост обусловлен фактором значительного застоя или спада производства по отношению к предыдущим годам, так как производство многих видов машиностроительной продукции в 2016 году достигло многолетнего минимума. Это касается легковых автомобилей, некоторых видов строительной техники и пр. Сравнение результатов 2017 года с 2012 годом, показало низкий уровень выпуска отдельных видов машиностроительной продукции. Например, производство легковых автомобилей в 2012 году было на 45 % больше, чем в 2017 году, турбин - на 44 %, грузовых вагонов - на 22 %.

Основным фактором развития машиностроительных предприятий стало увеличение инвестиций в НИОКР машиностроительных предприятий.

Эксперты РИА Рейтинг полагают, по итогам 2018 года рост производства в машиностроении сохранится на уровне прошлого года и составит около 3 %.

Основные проблемы развития отечественного машиностроения. Рассмотрим отличительные признаки и особенности машиностроительных предприятий:

- большой спектр выпускаемой продукции;

- сложность конфигурации выпускаемой продукции (производство микроминиатюрных машин и приборов, весом всего несколько грамм, например, радиотехническое и электронное машиностроение или производство станов массой несколько тысяч тонн);

- используемые материалы и полуфабрикаты в процессе изготовления машиностроительной продукции, являются производной составляющей разных отраслей, что приводит к высокой степени зависимости машиностроения от данных отраслей;

- сравнительно частная смена выпускаемой продукции, требует значительных финансовых вложений в реконструкцию, модернизацию, переналадки производства;

- сложность технологических процессов, связанная со сложной и разнообразной конфигурацией производимой продукции, большим разнообразием применяемых материалов, разными способами получения заготовок, технологией обработки, химическими и другими свойствами изготавливаемой

продукции, обуславливает необходимость учитывать особенностями того или иного производства (литье черных и цветных металлов различными методами, кузнечные и штамповочные процессы, термомеханическая обработка пластмасс и т. д.);

- сложность процесса организации производства, связанная со сложностью изготавливаемой продукции и отдельных ее частей, обуславливает наличие в производственной структуре машиностроительного предприятия большого количества подразделений (цехов и производственных участков);

- сложность процесса организации производства, связанная с необходимостью одновременного изготовления отдельных элементов или модулей станка, машины, оборудования, потребность четко выполнять график работы, для соблюдения срока сборки, требует четкой организации процесса во времени и в пространстве;

- частые изменения в технологии и организации производства, увеличивают объемы работ по технической, организационной и экономической подготовке производства.

В отечественном машиностроении можно выделить следующие проблемы.

1. Проблемы, связанные с развитием машиностроительного комплекса:

- низкие темпы роста ведущих отраслей;

- отставание от мировых показателей отрасли;

- спад производства по отдельным направлениям на протяжении длительного периода;

- нарушение производственно-технологических связей;

- низкая производственная загрузка предприятий;

- низкие темпы модернизации производства;

- устаревшие технологии производства продукции.

2. Проблемы, связанные с необходимостью структурных преобразований машиностроительных предприятий:

- длительное время большая часть машиностроительной продукции российского производства имела оборонное назначение, в современных условиях возникла потребность развития машиностроительной продукции гражданского назначения, что обусловило необходимость перепрофилирования отраслей;

- необходимо сократить диспропорцию в темпах роста отдельных отраслей;

- перспективные направления развития машиностроительных отраслей, таких как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность.

3. Проблемы, связанные с низким качеством машиностроительной продукции:

- низкая надежность производимых машин (из-за плохого качества комплектующих деталей в первый же год эксплуатации из строя выходит от 20 до 30 % изделий машиностроения).

Объемы финансирования НИОКР отечественного и зарубежного машиностроения

Обеспечение производства машиностроительного предприятия на основе отечественных НИОКР относится к приоритетным направлениям инновационного развития промышленности. В табл. 2 приведена информация по объему государственной поддержки машиностроительных предприятий за период 2015-2016 гг.

Анализ показателей состояния машиностроительных предприятий России показывает малозаметную роль в осуществлении инновационного развития машиностроения. Проблемы формирования принципиально других потребностей в технике и оборудовании, соответствующих новому инновационному этапу развития машиностроительных предприятий.

Доля государственных вложений в НИОКР в РФ составляет 68 % от общего объёма расходов против 27 % частных инвестиций.

В современных экономических условиях функционирование и дальнейшее развитие машиностроительных предприятий напрямую зависит от их инновационной активности [5]. Во всем мире уделяется особое внимание финансированию затрат на НИОКР. В табл. 3 и 4 приведена статистическая информация, характеризующая состояние финансирования НИОКР в ведущих странах.

Распоряжением Правительства Российской Федерации в январе 2013 г. была утверждена в новой редакции Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». В данной программе особое внимание уделяется развитию машиностроения - 7 из 15 производственных подпрограмм относятся к машиностроительным производствам [1]. В табл. 4 представлено ранжирование подпрограмм по величине бюджетного финансирования НИОКР. Как можно увидеть из представленной информации, наибольший объем финансирования приходится на первую и седьмую подпрограммы.

Направление господдержки Сумма, млрд руб.

Авиастроение 115,9

Судостроение 24,6

Автомобилестроение 21,3

Железнодорожное машиностроение 9,4

Таблица 2

Объем господдержки на НИОКР отдельных машиностроительных предприятий за 2015-2016 гг.

Таблица 4

Ранжирование подпрограмм по величине бюджетного финансирования НИОКР

Таблица 3

Государственное финансирование НИОКР по ряду стран, млн. долларов США

Страна 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

США 465 000 497 000 514 000 502 900 476 500

Китай 284 000 372 000 396 000 408 800 370 600

Япония 165 000 165 000 167 000 170 000 170 500

Германия 92 000 107 000 109 000 114 800 109 800

Южная Корея 63 000 64 500 77 100 74 100 73 200

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Россия 40 000 51 500 50 600 37 300 39 900

Таблица 4

Затраты на НИОКР по ряду стран, % от ВВП

Страна % от ВВП по годам

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Южная Корея 4,29 4,2 4,23 4,0

Япония 3,58 3,3 3,29 3,4

Германия 2,84 2,9 2,93 2,9

США 2,74 2,7 2,79 2,8

Китай 2,05 2,1 2,07 2,11

Россия 1,19 1,1 1,1 1,5

Подпрограмма Сумма, млрд руб.

Подпрограмма 1. Автомобильная промышленность 258,0

Подпрограмма 7. Станкоинструментальная промышленность 17,4

Подпрограмма 9. Силовая электротехника и энергетическое машиностроение 17,2

Подпрограмма 6. Транспортное машиностроение 13,6

Подпрограмма 8. Тяжелое машиностроение 6,6

Подпрограмма 2. Сельскохозяйственное машиностроение, пищевая и перерабатывающая промышленность 3,3

Подпрограмма 3. Машиностроение специализированных производств 1,1

Итого на машиностроительные подпрограммы 317,2

По многим подпрограммам финансирования в НИОКР машиностроительных предприятия присутствует риск, связанный с ограниченными возможностями преодоления отставания российских НИОКР от зарубежных разработок и технологий.

Заключение. Обеспечение производства машиностроительного предприятия на основе отечественных НИОКР относится к приоритетным направлениям инновационного развития промышленности. Развитие инновационной сферы российского машиностроения, за счет внедрения передовых технологий и разработок обеспечит переход на качественно новый уровень промышленного производства, повысит конкурентоспособность отечественного машиностроения на внешнем и внутреннем рынках. В настоящее время предприятия развивают отраслевые институты, увеличивают финансирование НИОКР, создают новые исследовательские подразделения, развитие которых ложатся тяжелым грузом на финансовую систему самих предприятий. Большинство машиностроительных предприятий не готовы нести такие затраты, требуется государственная поддержка развития данной отрасли.

Библиографические ссылки

1. Амосенюк Э. П., Бажанов В. А., Соколов А. В. Состояние машиностроительных производств на рубеже второго десятилетия XXI века [Электронный ресурс] // Весник НГУ. 2013. Т. 13, вып. 4. URL: https ://nsu.ru/xmlui/bitstream/handle/nsu/11643/ 2013_4_07.pdf (дата обращения: 28.04.2018).

2. Аникейчик Н. Д., Кинжагулов И. Ю., Федоров А. В. Планирование и управление НИР и ОКР : учеб. пособие. СПб. : Ун-т ИТМО, 2016. С. 8.

3. Аньшина В. М., Дагаева А. А. Инновационный менеджмент : учеб. пособие. М. : Дело, 2008. С. 408.

4. Ежегодник Национальной ассоциации венчурного капитала - 2015 // Thomson Reuters & Nvca Report. Вашингтон, 2016. С. 38.

5. Комов М. С. Особенности развития инновационной деятельности в российском машиностроении Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2011. Т. 1, № 8. С. 138-140. URL: https://moluch.ru/ archive/31/3523/ (дата обращения: 28.04.2018).

6. Крупнейшие машиностроительные компании 2016 года [Электронный ресурс]. URL: http://www. forbes.ru/rating/329449-krupneishie-mashinostroitelnye-kompanii-rossii-2016 (дата обращения: 28.04.2018).

7. Куркова О. П. Организация и планирование научно-технических исследований и разработок [Электронный ресурс] : монография. СПб. : Наукоемкие технологии. 2018. URL: http://publishing. intelgr.com/archive/research-organization.pdf (дата обращения: 28.04.2018).

8. Организация НИОКР : учеб. пособие / Д. Н. Ла-паев, О. И. Митякова, Н. А. Мурашова и др. / Ниже-город. гос. техн. ун-т. им. Р. Е. Алексеева. Н. Новгород, 2017. С. 89.

9. Машиностроители обсудили налоговое стимулирование НИОКР предприятий [Электронный ресурс] // Машиностроение без границ. Спец. издание для пользователей «Техэксперт». Июль 2016. № 7. URL: https://техэксперт.сайт/images/papers/ Mashinostroenie/Mashinostroenie_bez_granic_July_20 16.pdf (дата обращения: 28.04.2018).

10. Моттаева А. Б. Роль инновационной деятельности в развитии современных предприятий России [Электронный ресурс] // Науковедение : интернет-журн. 2013. Вып. 6. URL: https://nauko-vedenie.ru/PDF/97EVN613.pdf (дата обращения: 28.04.2018).

11. Отраслевые тенденции машиностроения [Электронный ресурс] // Рынок слияний и поглощений : бюллетень информ. агентства AK&M. 2016. URL: http://www.akm.ru/rus/analyt/analyt/ mashin.htm/ (дата обращения: 28.04.2018).

12. Результаты в машиностроении за 2017 год [Электронный ресурс] // Машиностроение : еже-кварт. бюллетень РИА Рейтинг. 2017. URL: http://riarating.ru/comments/20180322/630086387.htm l/ (дата обращения: 28.04.2018).

13. Рябчук С. А., Ушаков Л. С., Котылев Ю. Е. Организация и планирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ : учеб. пособие. Орел : ОрелГТУ, 2006. С. 19.

14. Смитюк Ю. Импорт машиностроительной продукции в России вырос на 29 % в 2017 году [Электронный ресурс] // Экономика и бизнес. ИА ТАСС. 2017. URL: http://tass.ru/transport/4910204/ (дата обращения: 28.04.2018).

15. Методология менеджмента трансфера новых технологий и наноматериалов / М. Н. Титова и др. СПб. : СПГУТД, 2010. С. 172.

16. ТОП-100: Лидеры промышленности России-2017 // Всерос. премия «Производительность труда». М. : Управление производством, 2017. C. 10-11.

17. Четвертая Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [Электронный ресурс] : офиц. портал М-ва пром-ти и торговли РФ. URL: http://www. minpromtorg.gov.ru/ (дата обращения: 28.04.2018).

References

1. Amosenok E. P., Bazhanov V. A., Sokolov A. V. The State of the engineering industry at the turn of the

second decade of the XXI century [Electronic resource] // Bulletin of the NSU, 2013, Vol. 13, Issue 4. Available at: https://nsu.ru/xmlui/bitstream/handle/nsu/ 11643/2013_4_07.pdf (accessed: 28.04.2018). (In Russ.)

2. Anikeychik N. D., Cengagenow I. Y., Fedorov A. V. Planning and management of R & d: tutorial. St. Petersburg : ITMO University, 2016, P. 8.

3. Anshina V. M., Dagaeva A. A. Innovative management: textbook. M. : The Case, 2008, P. 408.

4. National venture capital Association Yearbook 2015 / Thomson Reuters & Nvca Report, Washington, 2016, P. 38.

5. Komov M. S. Features of development of innovative activity in the Russian mechanical engineering [Electronic resource] // Young scientist. 2011, Vol. 1, No. 8, P. 138-140. Access mode: https://moluch. ru/archive/31/3523/ (accessed: 28.04.2018). (In Russ.)

6. The largest engineering company in 2016 [Electronic resource]. Available at: http://www.forbes. ru/rating/329449-krupneishie-mashinostroitelnye-kom-panii-rossii-2016 (accessed: 28.04.2018). (In Russ.)

7. Kurkova O. P. Organization and planning of scientific and technical research and development [Electronic resource] : monograph. SPb. : High technology, 2018. Available at: http://publishing.intelgr. com/archive/research-organization.pdf (accessed: 28.04.2018). (In Russ.)

8. The organization of R & d: studies. Allowance / D. N. Lapaev, O. I. Mityakova, N. A. Murashova et al. Nizhegorod. State Tech. Un-t. im. R. E. Alekseev. N. Novgorod, 2017, P. 89.

9 Machine builders discussed tax incentives for research and development of enterprises [Electronic resource] // Machine building without borders. Special edition for "Techexpert" users. July 2016. No. 7. Available at: https://техэксперт.сант/images/papers/ Mashinostroenie/Mashinostroenie_bez_granic_July_20 16.pdf (accessed: 28.04.2018). (In Russ.).

10. Mottaeva A. B. The Role of innovation in the development of modern enterprises in Russia [Electronic resource] // Science : Online journal. 2013, Issue 6. Available at: https://naukovedenie.ru/PDF/ 97EVN613.pdf (accessed: 28.04.2018). (In Russ.).

11. Industry trends in mechanical engineering [Electronic resource] // Market of mergers and acquisitions : Bulletin News Agency AK&M, 2016. Available at: http ://www. akm.ru/rus/analyt/analyt/mashin.htm/ (accessed: 28.04.2018). (In Russ.)

12. Results in mechanical engineering for 2017 [Electronic resource] // Mechanical engineering : Quarterly Bulletin, RIA Rating., 2016. Available at: http://riarating.ru/comments/20180322/630086387.html. (accessed: 28.04.2018). (In Russ.)

13. Ryabchuk S. A., Ushakov L. S., Motylev Y. E. Organization and planning of research and development works : textbook. Eagle : OrelGTU, 2006, P. 19.

14. Smityuk Yu. Imports of engineering products in Russia increased by 29 % in 2017 [Electronic resource] // Economy and business. NEWS AGENCY TASS., 2017. Available at: http://tass.ru/transport/ 4910204/ (accessed: 28.04.2018). (In Russ.)

15. Titova M. N. Methodology of management of transfer of new technologies and nanomaterials. SPb. : SPGUTD, 2010, P. 172.

16. TOP 100: industry Leaders of Russia - 2017 // all-Russian award "Labor Productivity". Moscow : Production Management, 2017, Р. 10-11.

17. The fourth State program "Development of the industry and increase of its competitiveness" [Electronic resource] : Official portal of the Ministry of industry and trade of the Russian Federation. Available at: http://www.minpromtorg.gov.ru. (accessed: 28.04.2018). (In Russ.)

© Сычева Е. М., Анищенко Ю. А., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.