Научная статья на тему 'Методика оценки поставщиков научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в закупочной деятельности'

Методика оценки поставщиков научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в закупочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
314
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / КОНКУРСНЫЙ ОТБОР / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ РАБОТЫ / НАУКОЕМКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИННОВАЦИИ / СУБСИДИИ / ТОРГИ / CONTRACT SYSTEM / SCIENTIFIC AND ENGINEERING PROJECT / TENDER / STATE PROCUREMENT / R&D / SCIENCE-BASED COMPANIES / INNOVATIONS / GRANTS / TENDER SESSIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новиков С.В.

Рассматривается проблема совершенствования организации закупочной деятельности предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности при осуществлении закупок научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Обозначена задача участия предприятия в конкурсах, предусматривающих в случае выигрыша заключение с ним договора как с поставщиком государственного контракта. Предложены видение задачи оптимизации этого участия, а также способы её решения. Данная оптимизационная задача рассмотрена в разрезах управленческой интерпретации, содержательной постановки и формализации, а также структурного и инструментального исполнения компьютерной технологии её решения. Приводятся аргументы в пользу существования системного кризиса при подготовке и организации торгов на ранних стадиях проектирования сложной наукоемкой техники, в частности, на стадиях аванпроекта. Выделен ряд причин его возникновения, существования и усугубления как внутренних, так и внешних. Проанализированы нормативно-правовые основы управления и регулирования конкурсных процедур в современных условиях. Концептуально структурирована сфера формирования и реализации инновационных операций применительно к сложившимся условиям функционирования российской экономики с преимущественной ориентацией на высокотехнологичное промышленное производство. Произведено разграничение сфер непосредственной реализации инновационных операций производителями новаций (новаторами) и их потребителями, а также обеспечительной сферы с выделением доноров возвратных заимствований прежде всего, банков, страховщиков, консалтинговых структур и структур поддержания внешней инфосферы. Предложено использование инструментария теории нечетких множеств для формализации, систематизации, расчета итогового рейтинга участников конкурса и формирования оптимального состава кооперантов участников научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в целях получения высококачественной и конкурентоспособной продукции отечественных разработчиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment method of R&D suppliers’ in procurement

The article is devoted to the urgent problem of procurement's imperfection of high-tech enterprises in carrying out purchases of scientific-research and experimental-engineering works (hereafter R&D). The paper considers the issue of enterprises' participation in tenders which suppose entering state contract in successful case. The article contains the author's viewpoint over this participation's optimization, and its solution way. This objective is considered in the frames of administrative interpretation, content setting and formalization, and also structural and tool processing of computer technology solution. The paper provides some arguments for system crisis in preparation and organization of these tenders at early stages of complex scientific technics projecting, and at conceptual design in particular. The author separates out a set of reasons of theirs appearance, existing and worsening, including internal and external ones. The article analyzes legislative basics of management and regulation of tenders in modern conditions. It also systemizes the sphere of formation and realization of innovative operations applied to actual conditions of Russian economy's functioning with privileged focus on high-tech industry. The author carries out distinction of spheres of innovative operations' realization by producers of novelties and their customers, and also maintenance sphere with separating out donors for back loans as banks, insurers, consulting structures and structures of external information sphere support. It is suggested to use tools for fuzzy sets theory for formalization, systematization and calculation of total rating of participants and formation of optimal composition cooperators of R&D in order to get high-quality and competitive products of domestic developers.

Текст научной работы на тему «Методика оценки поставщиков научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в закупочной деятельности»

Методика оценки поставщиков научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в закупочной деятельности

Новиков С. В.

Рассматривается проблема совершенствования организации закупочной деятельности предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности при осуществлении закупок научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Обозначена задача участия предприятия в конкурсах, предусматривающих в случае выигрыша заключение с ним договора как с поставщиком государственного контракта. Предложены видение задачи оптимизации этого участия, а также способы её решения. Данная оптимизационная задача рассмотрена в разрезах управленческой интерпретации, содержательной постановки и формализации, а также структурного и инструментального исполнения компьютерной технологии её решения. Приводятся аргументы в пользу существования системного кризиса при подготовке и организации торгов на ранних стадиях проектирования сложной наукоемкой техники, в частности, на стадиях аванпроекта. Выделен ряд причин его возникновения, существования и усугубления — как внутренних, так и внешних. Проанализированы нормативно-правовые основы управления и регулирования конкурсных процедур в современных условиях. Концептуально структурирована сфера формирования и реализации инновационных операций применительно к сложившимся условиям функционирования российской экономики с преимущественной ориентацией на высокотехнологичное промышленное производство. Произведено разграничение сфер непосредственной реализации инновационных операций производителями новаций (новаторами) и их потребителями, а также обеспечительной сферы с выделением доноров возвратных заимствований — прежде всего, банков, страховщиков, консалтинговых структур и структур поддержания внешней инфосферы. Предложено использование инструментария теории нечетких множеств для формализации, систематизации, расчета итогового рейтинга участников конкурса и формирования оптимального состава кооперантов — участников научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в целях получения высококачественной и конкурентоспособной продукции отечественных разработчиков.

для цитирования гост 7.1-2003

Новиков С. В. Методика оценки поставщиков научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в закупочной деятельности // Дискуссия. - 2018. - Вып. 89. - С. 32-37.

ключевые слова

Контрактная система, научно-технический проект, конкурсный отбор, государственные закупки, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, наукоемкие предприятия, инновации, субсидии, торги.

Assessment method of R&D suppliers' in procurement

Novikov S.V.

The article is devoted to the urgent problem of procurement's imperfection of high-tech enterprises in carrying out purchases of scientific-research and experimental-engineering works (hereafter R&D). The paper considers the issue of enterprises' participation in tenders which suppose entering state contract in successful case. The article contains the author's viewpoint over this participation's optimization, and its solution way. This objective is considered in the frames of administrative interpretation, content setting and formalization, and also structural and tool processing of computer technology solution. The paper provides some arguments for system crisis in preparation and organization of these tenders at early stages of complex scientific technics projecting, and at conceptual design in particular. The author separates out a set of reasons of theirs appearance, existing and worsening, including internal and external ones. The article analyzes legislative basics of management and regulation of tenders in modern conditions. It also systemizes the sphere of formation and realization of innovative operations applied to actual conditions of Russian economy's functioning with privileged focus on high-tech industry. The author carries out distinction of spheres of innovative operations' realization by producers of novelties and their customers, and also maintenance sphere with separating out donors for back loans as banks, insurers, consulting structures and structures of external information sphere support. It is suggested to use tools for fuzzy sets theory for formalization, systematization and calculation of total rating of participants and formation of optimal composition cooperators of R&D in order to get high-quality and competitive products of domestic developers.

for citation apa

Novikov S.V. (2018). Assessment method of r&d suppliers' in procurement. Diskussiya [Discussion], 89, 32-37.

key words

Contract system, scientific and engineering project, tender, state procurement, R&D, science-based companies, innovations, grants, tender sessions.

В современных условиях договор в большинстве случаев заключается с тем юридическим лицом, которое приняло участие и признано победителем в специализированном конкурсе, исходно организуемом некоторым заказчиком. В роли такого организатора-заказчика традиционно выступают лица с особенным статусом типа органов государственного управления; данная ситуация возникает, например, при конкурсном размещении заказов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (ниокр). Это, как

правило, долгосрочные работы на срок от трёх до семи и более лет с большим объёмом финансирования, исполнителями которых являются наукоемкие предприятия. Соответственно, конкурсная документация заказчика должна быть составлена максимально чётко, структурированно и доходчиво. В противном случае результаты конкурса могут быть поставлены под сомнение.

Решающими признаками конкурентоспособных наукоемких предприятий являются выпуск уникальной продукции, высокие тем-

пы обновления изделий в результате постоянно проводимых НИОКР [1, 2]. В современных условиях беспрецедентного усложнения техники, роста масштабов и интенсификации интеграционных связей между её производителями исключительно важную роль играет организация закупочной деятельности предприятий высокотехнологичных наукоемких отраслей промышленности, таких как авиационная и ракетно-космическая [3]. Действующая в России нормативно-правовая база проведения конкурсных процедур направлена на создание условий для добросовестной конкуренции российских предприятий, вовлечение в процесс большего количества участников торгов, эффективное расходование средств, предотвращение коррупции [4, 5]. Выполнение требований Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ предусматривает самостоятельную разработку фирмами правил, которые часто формальны [6]. На практике выбор поставщиков, оценка их надежности рассматриваются как исключительно административный шаг, реализуемый по критерию минимальных расходов.

Важнейшим направлением закупочной деятельности наукоемкого промышленного предприятия, обеспечивающим стратегическую конкурентоспособность изделий, является выбор соисполнителей на выполнение НИР на этапе детализации концепции и облика проектируемой сложной технической системы. В процессе этой работы необходимо учитывать потенциальные возможности соисполнителей по проведению анализа назначения и задач, выполняемых техническим комплексом в перспективе, условий его функционирования, а также сравнительной оценке характеристик существующих и перспективных изделий. Процедуры отбора поставщиков должны быть организованы таким образом, чтобы они давали возможность объективно и прозрачно оценивать большое количество участников конкурса, обеспечивая реализацию проектов с максимально возможными технико-экономическими характеристиками, позволяющими создавать продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках.

Основными недостатками в организации конкурсов на выполнение ниокр, по мнению автора, в настоящее время являются субъективизм и формализм проведения экспертных оценок трудно формализуемых требований и критериев по договорам, предусматривающим работы

на ранних этапах ниокр [3, 7]. А поскольку эти требования относятся, прежде всего, к функциональным характеристикам и качеству закупаемой продукции, квалификации исполнителей возникают большие риски несоответствия новой техники необходимым требованиям [8].

В данной работе предлагается решение проблемы совершенствования организации закупочной деятельности наукоёмкого предприятия на ранних стадиях создания высокотехнологичной техники. Специфика предметной области диктует необходимость применения соответствующей научной методологии и инструментария по оценке поставщиков ниокр. Для эффективного решения задачи совершенствования организации закупок на этих стадиях автором предлагается использовать метод нечетких множеств, предназначенный для систем низших эпистемологических уровней знаний. Эта теория, по мнению автора, позволяет придать нечетким требованиям заказчика ниокр конкретный математический смысл. Таким образом, появляется возможность свести качественные экспертные оценки к количественным.

Степень объективности оценки участников конкурсов зависит от следующих факторов: полнота состава критериев, возможность их количественной оценки, целевые значения критериальных показателей, процедурный механизм осуществления оценивания [9]. Состав критериальных показателей оценки участников закупки ниокр задан на законодательном уровне тремя группами показателей. Первую группу показателей можно назвать атрибутивными критериями — это формальные требования, прописанные законодательством к содержанию заявки участника конкурса, предназначенные для его идентификации. Вторая группа показателей относится к изготавливаемой продукции. В третью группу входят показатели, характеризующие потенциального исполнителя работ.

Критерии первой группы не зависят от характера выполняемых работ. Критерии второй и третьей групп привязаны к объектам контрактного договора и в силу многообразия последних не прописываются законодательством, а являются проблемой отраслевого уровня. Оставаясь нерешенной, на практике она приводит к субъективизму при оценке конкурсантов. В целях совершенствования существующей практики предлагается процедура ранжирования потенциальных участников выполнения ниокр на ранних стадиях создания сложной наукоемкой продукции

¡1 (л)— достоверность высказывания

Графическое представление аппарата нечеткой логики

по показателям второй и третьей групп с использованием теории нечетких множеств (рисунок).

Рассмотрим конкретный пример. При проектировании космического аппарата (далее — ка) необходимо исключать влияние возможных по-меховых и повреждающих эффектов от воздействия электрофизических факторов космического пространства, обеспечивая защищенность ка. В техническом задании на проведение ниокр по созданию космического аппарата предусматриваются общие требования по его защищенности и стойкости к воздействию электрофизических факторов космического пространства и статического электричества. Одним из показателей электрофизических факторов является концентрация плазмы в струе двигателя ка. Пусть, например, техническое задание предусматривает следующие требования на распределение концентрации плазмы (л) в струе двигателя ка:

2,00 х 109 < л < 2,20 х 1011.

Экспертное шкалирование значений этого показателя пусть будет следующим:

1) обеспечение конкурсантом этого показателя в интервале 0 < л < 2,00 х 109 оценивается как «отличное»;

2) обеспечение конкурсантом этого показателя в интервале 2,00 х 109 < л < 8,00 х 109 оценивается как «хорошее»;

3) обеспечение конкурсантом этого показателя в интервале 8,00 х 109 < л < 1,6 х 1010 оценивается как «достаточно хорошее»;

4) обеспечение конкурсантом этого показателя в интервале 1,6 х 1010 < л < 2,20 х 1011 оценивается как «удовлетворительное»;

5) обеспечение конкурсантом этого показателя превышающим значение л > 2,20 х 1011 оценивается как «неудовлетворительное».

Формальное описание данной функции выглядит следующим образом:

= 0 при 0 < n < 2,00 х 109 1

=---х (n- 2,00х 109) < n < 8,00х 109

8,00 х 109 - 2,00

при 2,00 х 109 < n < 8,00 х 109 = 1 при 1,6 х 1010 < n < 2,20 х 1011 1

ß(ri)=

х (2,20х 1011 - n),

2,20 х 1011 -1,60 х 10 при 8,00 х 109 < n < 1,6 х 1010

= 1 при n > 2,20 х 1011

Неудовлетворительное значение показателя концентрации плазмы, как и отличное, оценивается нулевой достоверностью. Тогда как все остальные значения будут приемлемыми и оценены в единой нормированной количественной оценочной шкале.

Таким образом, трансформируя числовые значения показателя концентрации плазмы в лингвистические нечеткие множества, а затем произведя обратный переход, осуществляем нормирование значений этого показателя, оценивая их по единой семантико-числовой шкале. Это дает возможность провести свертку всех показателей, характеризующих требования к проектируемому изделию, в одно итоговое значение, и, следовательно, объективно оценить рейтинг участников конкурса по трудно формализуемым критериям оценки. Принятие решений с использованием теории нечетких множеств позволяет описать и параметры, и требования к проектируемой технике путём так называемой дефаззификации — преобразования нечеткого множества в четкое число, применить формальные процедуры объединения разнородной информации и решить задачи оптимизации набора участников кооперации при выполнении ниокр. Итоговый рейтинг заявки определяется аддитивно с учетом значимости каждого критерия. Заявка, набравшая наибольшее количество баллов, является победителем конкурсной процедуры.

Технология применения метода экспертной оценки заявок на выполнение ниокр с применением теории нечетких множеств будет включать следующие операции:

1. Формирование перечня трудно формализуемых нечетких критериев.

2. Разработка семантико-числовых шкал по каждому из критериев.

3. Подготовка карт опроса для анкетирования экспертов.

4. Опрос экспертов для получения количественных и качественных оценок по частным, промежуточным и итоговым критериям и их относительной значимости.

5. Расчет итогового критерия и получение оценок предпочтительности заявок.

Практическая значимость предлагаемого подхода состоит в том, что основной центр тяжести работы экспертов переносится на начальный этап конкурсной процедуры, свободный от субъективизма и лоббирования конкретных поставщиков, в то время как заключительный этап становится формальностью и состоит лишь в том, чтобы убедиться в правильности и достоверности представленной участниками конкурса информации.

Главной отличительной особенностью предлагаемой методики является то, что она позволяет учитывать при создании сложной техники неограниченно большое число различных трудно формализуемых факторов, влияющих на протекание и исход ниокр [10]. Успех же непосредственной реализации предложенного подхода на предприятиях отрасли требует создания единой системы информационно-экспертной поддержки и централизации закупочной деятельности, тесной связи с поставщиками на принципах стратегической логистики. При этом проектирование системы экспертной поддержки должно рассматриваться как итеративный и эволюционный процесс, поскольку область знаний в сфере закупок постоянно развивается как по причинам внешнего характера, связанным с развитием нормативно-правовой базы, так и по причинам внутренним, обусловленным приобретаемым опытом и получением дополнительных знаний в данной предметной области.

Список литературы

1. Бодрунов С.Д., Дмитриев О.Н., Ковальков Ю.А. Структурное оценивание последствий реализации управленческих решений в отношении предприятия. М.: Гном и Д, 2003. 115 с.

2. Концепция мезоуровневого программно-целевого управления в авиационно-промышленном комплексе Российской Федерации / О.Н. Дмитриев [и др.]. М.: МАИ-Принт, 2011. 282 с.

3. ЗахароваЛ.Ф., Новиков С.В. Управление конкурсным отбором высокотехнологичных научно-технических проектов. М.: Изд-во МАИ, 2016. 159 с.

4. О порядке и сроках ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от

23.01.2015 г. № 36. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ ips/?docbody=&nd=102366638&intelsearch=23.01.2015+36 (дата обращения: 30.01.2018).

5. О защите конкуренции [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ. Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения: 26.02.2018).

6. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 15.05.2018).

7. Новиков С.В. Организационно-экономический механизм обоснования решений по отбору научно-технических проектов приоритетных направлений развития научно-технологического комплекса России: дис. ... канд. экон. наук. М., 2014.

8. Дмитриев О.Н., Новиков С.В. Видение задачи оптимального участия предприятия в группе конкурсов // Экономика и управление в машиностроении. 2017. № 4. С. 28-31.

References

1. Bodrunov S.D., Dmitriev O.N., Kovalkov Yu.A. Strukturnoe ocenivanie posledstvij realizacii upravlencheskih reshenij v otnoshenii predpriyatiya [Structural assessment of the consequences of implementing management decisions in relation to the enterprise]. Moscow: Gnom [Gnome] and D, 2003. 115 p.

2. Koncepciya mezourovnevogo programmno-celevogo uprav-leniya v aviacionno-promyshlennom komplekse Rossijskoj Federacii [The concept of meso-level program-target management in the aviation-industrial complex of the Russian Federation] / O.N. Dmitriev [and others]. Moscow: MAI-Print, 2011. 282 p.

3. Zakharova L.F., Novikov S.V. Novikov SUpravlenie konkursnym otborom vysokotekhnologichnyh nauchno-tekhnicheskih proek-tov [Management of competitive selection of high-tech scientific and technical projects]. Moscow: Izd-vo MAI, 2016. 159 p.

4. O poryadke i srokah vvoda v ehkspluataciyu edinoj informacion-noj sistemy v sfere zakupok [On the order and timing of commissioning of a unified information system in the procurement sphere] [Electronic resource]: Resolution of the Government of the Russian Federation No. 36 of January 23, 2015. Access mode: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102366 638&intelsearch=23.01.2015+36 (reference date: 30.01.2018).

5. O zashchite konkurencii [On Protection of Competition] [Electronic resource]: Federal Law No. 135-FZ of July 26, 2006. Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_61763/ (reference date: 26.02.2018).

6. O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd

Информация об авторе

Новиков С.В., кандидат экономических наук, кафедра «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности», Московский авиационный институт (г. Москва, Российская Федерация). Почта для связи с автором: ncsrm@mail.ru.

Информация о статье

Дата получения статьи: 29.06.2018 Дата принятия к публикации: 02.08.2018

© Новиков С. В., 2018.

9. Новиков С.В. Вопросы стратегического анализа направлений развития высокотехнологичных предприятий наукоемких отраслей // СТИН. 2017. № 9. С. 2-5.

10. Ковальков Ю.А., Дмитриев О.Н. Эффективные технологии маркетинга. М.: Машиностроение, 1994. 551 с.

[On the contract system in the sphere of procurement of goods, works, services to ensure state and municipal needs] [Electronic resource]: Federal Law No. 44-FZ of 05.04.2013. Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (date of circulation: 15/05/2018).

7. Novikov S.V. Organizacionno-ehkonomicheskij mekhanizm obos-novaniya reshenij po otboru nauchno-tekhnicheskih proektov prioritetnyh napravlenij razvitiya nauchno-tekhnologicheskogo kompleksa Rossii [The organizational and economic mechanism for justifying decisions on the selection of scientific and technical projects of priority directions for the development of the scientific and technological complex of Russia]: dis. ... cand. econ. sciences. M., 2014.

8. Dmitriev O.N., Novikov S.V. Videnie zadachi optimal'nogo uchas-tiya predpriyatiya v gruppe konkursov [Vision of the problem of the optimal participation of an enterprise in a group of competitions] // Ehkonomika i upravlenie v mashinostroe-nii [Economics and management in mechanical engineering]. 2017. № 4. P. 28-31.

9. Novikov S.V. Voprosy strategicheskogo analiza napravlenij razvitiya vysokotekhnologichnyh predpriyatij naukoemkih otraslej [Questions of the strategic analysis of directions of development of high-technology enterprises of high technology branches] // STIN. 2017. № 9. P. 2-5.

10. Kovalkov Yu.A., Dmitriev O.N. Effektivnye tekhnologii marketinga [Effective marketing technologies]. Moscow: Mashinostroenie [Mashinostroenie], 1994. 551 p.

Author Info

Novikov S.V., PhD, docent of the department "Management and marketing of high-tech branches of industry" of Moscow Aviation Institute (Moscow, Russian Federation). Corresponding author: ncsrm@mail.ru.

Article Info

Received for publication: 29.06.2018

Accepted for publication: 02.08.2018

© Novikov S.V., 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.