Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ НАПИСАНИЯ ЭССЕ С ПОМОЩЬЮ АНАЛИЗА НЕСПЛОШНЫХ ТЕКСТОВ'

ОРГАНИЗАЦИЯ НАПИСАНИЯ ЭССЕ С ПОМОЩЬЮ АНАЛИЗА НЕСПЛОШНЫХ ТЕКСТОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
232
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСПЛОШНОЙ ТЕКСТ / ТАБЛИЦА / ЭССЕ / ВСТУПЛЕНИЕ / СТРУКТУРА ЭССЕ / РЕКОМЕНДАЦИИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лих И.В., Енгай Н.В.

статья посвящена исследованию практики обучения написанию эссе с применением несплошных текстов на уроках английского и русского языков, что является одной из актуальных проблем в современной школе. В статье описываются проблемы учащихся при написании эссе и варианты работы учителя для улучшения навыков его конструирования с применением несплошных текстов. Основное внимание уделяется описанию работы по развитию навыков структуризации эссе и написанию вводной части. Приведены примеры таблиц и схем, которые можно использовать для обучения написанию эссе. На основе трехлетних наблюдений даются рекомендации по использованию несплошных текстов для обучения написанию эссе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANISATION OF ESSAY WRITING WITH THE HELP OF ANALISYS OF VISUALS

the article is devoted to the study of the practice of teaching writing an essay with visuals application in English and Russian lessons, which is one of the urgent problems in the modern school. The article is about mastering the problems of students when writing an essay and teaching ways to improve construction skills using visuals. Particular attention is paid to the description of the work on developing the skills of structuring an essay and writing an introductory part. Examples of tables and diagrams, that can be used to teach essay writing, are given. Based on the three-years observation, recommendations are given for visuals use to write an essay.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ НАПИСАНИЯ ЭССЕ С ПОМОЩЬЮ АНАЛИЗА НЕСПЛОШНЫХ ТЕКСТОВ»

ОРГАНИЗАЦИЯ НАПИСАНИЯ ЭССЕ С ПОМОЩЬЮ АНАЛИЗА НЕСПЛОШНЫХ ТЕКСТОВ Лих И.В.1, Енгай Н.В.2

1Лих Ирина Владимировна - учитель-эксперт русского языка и литературы;

2Енгай Наталия Викторовна - учитель-эксперт английского языка, Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления, г. Талдыкорган, Республика Казахстан

Аннотация: статья посвящена исследованию практики обучения написанию эссе с применением несплошных текстов на уроках английского и русского языков, что является одной из актуальных проблем в современной школе. В статье описываются проблемы учащихся при написании эссе и варианты работы учителя для улучшения навыков его конструирования с применением несплошных текстов. Основное внимание уделяется описанию работы по развитию навыков структуризации эссе и написанию вводной части. Приведены примеры таблиц и схем, которые можно использовать для обучения написанию эссе. На основе трехлетних наблюдений даются рекомендации по использованию несплошных текстов для обучения написанию эссе.

Ключевые слова: несплошной текст, таблица, эссе, вступление, структура эссе, рекомендации.

ORGANISATION OF ESSAY WRITING WITH THE HELP OF ANALISYS OF

VISUALS Likh I.V.1, Yengay N.V.2

1Likh Irina Vadimirovna - Russian language and Literature Expert-Teacher;

2Yengay Nataliya Viktorovna - English Expert-Teacher, NAZARBAYEV INTELLECTUAL SCHOOL OF PHYSICS AND MATHEMATICAL DIRECTION, TALDYKORGAN, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: the article is devoted to the study of the practice of teaching writing an essay with visuals application in English and Russian lessons, which is one of the urgent problems in the modern school. The article is about mastering the problems of students when writing an essay and teaching ways to improve construction skills using visuals. Particular attention is paid to the description of the work on developing the skills of structuring an essay and writing an introductory part. Examples of tables and diagrams, that can be used to teach essay writing, are given. Based on the three-years observation, recommendations are given for visuals use to write an essay.

Keywords: visuals, table, essay, introduction, essay structure, recommendations.

УДК 81

В последнее время довольно много публикаций посвящено работе с несплошными текстами на уроках, в том числе на уроках языковых дисциплин. Нельзя согласиться с мнением, что ранее несплошные тексты не использовались в обучении. Если обратиться к методическим пособиям разных лет, то несплошной текст использовался в качестве теоретических положений, в дидактических материалах, причем самыми распространенными были схемы и таблицы [1]. В методических рекомендациях предлагалось также, учитывая разные цели, использовать картины известных художников, иллюстрации к произведениям разных жанров и другие несплошные тексты. Тем не менее, использование несплошных текстов остается актуальной техникой развития метакогнитивных и рефлексивных навыков для успешного и качественного обучения учащихся.

В нашем исследовании на протяжении трех лет мы постарались изучить, как можно использовать несплошные тексты для улучшения навыков написания эссе. Основанием для выбора данного жанра для исследования послужила проблема разных подходов к написанию эссе в рамках трехъязычного обучения - русский, казахский, английский языки. Учащиеся часто калькируют свои знания, перенося их с одного предмета на другой, и не учитывают различия в стилистике языков. Кроме того, по результатам анкет, проведенных среди учащихся 10 классов, было выявлено, что учащиеся затрудняются в подборе аргументов (43%), логике построения всего эссе (63%) и его заключения (66%), но наибольшие затруднения учащиеся 10-х классов испытывают при написании вводной части (78 %) и в вопросах, связанных со структурой эссе (73%).

■ подбор аргументов ■ логика построения ■ вводная часть ■ заключение ■ структура эссе

Рис. 1. Диаграмма по проблемам написания эссе

Проводя уроки по подготовке к написанию эссе, мы предлагали учащимся анализировать различные несплошные тексты, в которых была представлена структура этого жанра из разных источников, в качестве визуальной модели. Предполагалось, что, анализируя структуру эссе, учащиеся смогут понять логику его построения и взаимосвязь структурных элементов, так же, как и соотношение частей эссе по отношению друг к другу.

Сначала это были самые простые тексты, чтобы учащиеся запоминали саму структуру, так как перед очередным написанием эссе часто звучали вопросы «А сколько должно быть абзацев?», «Сколько нужно аргументов?» и другие, связанные с количеством частей или их содержанием.

Рис. 2. Простая схема написания эссе

Но нашей целью было научить подбирать необходимую структуру для различных типов эссе, поэтому мы стали использовать несплошные тексты, чтобы учащиеся могли анализировать и сравнивать их содержание, выполняя определенное задание. Например, перед написанием очередного эссе одно из заданий выглядело таким образом: «Сравните два несплошных текста о структуре эссе. Какой из них, на

ваш взгляд, подходит для аргументированного академического эссе?». Другой вариант задания: «Найдите среди предложенных вариантов несплошных текстов такой, который верно отражает структуру дискуссионного эссе. Объясните, почему вы так считаете?». Особенно важно обращать внимание на то, как учащиеся объясняют свой выбор, так как они должны обращать внимание на важные детали, например, последовательность частей, их количество и содержание каждой из частей.

Рис. 3. Пример слайда с несколькими вариантами несплошного текста на тему «Структура эссе» [5, 6, 7]

На этом этапе важно добиться не только запоминания последовательности частей эссе, но и понимания того, что составляет содержание каждой части. Таким образом, четкое понимание структуры эссе отражается в понимании его содержания [4]. В этом как раз и помогает несплошной текст, в котором при помощи цвета, шрифта или других особенностей можно наглядно увидеть и запомнить основную информацию.

Трудностей с отбором несплошных текстов на данную тему нет, так как в интернете представлено очень много источников, которые предлагают такую информацию в различных вариантах. Важно, чтобы такая работа проводилась целенаправленно и на начальной стадии обучения написанию эссе, когда стоят вопросы по организации и планированию [2, 3]. Также стоит помнить о том, что разные типы эссе могут требовать разную организацию содержания.

Затем, когда учащиеся запомнили самые простые правила, связанные с построением эссе, мы начали отрабатывать каждую часть в отдельности.

Таблица 1. Тезисное утверждение для разных видов эссе

Вид эссе Мнение Преимущества и недостатки Проблема и решение Дискуссия 2 вопроса

Рекоменд ации по написанию Напиши 2 причины, на которых основано мнение. Напиши 1 преимущество и 1 недостаток. Кратко обозначь проблему и ее возможное решение. Напиши причину, почему поддерживается одна из сторон. Кратко ответь на 1 вопрос, кратко ответь на 2 вопрос.

Основной ошибкой при написании эссе, по нашим наблюдениям, является неверное понимание темы и. как следствие, неверное формулирование тезиса эссе, в результате чего наблюдается отклонение от темы, а значит, ученик не сможет полностью раскрыть тему и привести соответствующие аргументы. На проблему в написании вводной части указывают и результаты анкет учащихся (78%). В своих анкетах они писали: «трудно найти слово, с которого можно начать», «знаю, что надо писать по теме, но не знаю, как это», «трудно связать первое предложение с последующими», «как можно включить свое обоснование, если еще не знаю, про что писать» и другие.

/УгЬм Ьхи/е, ЬгситА опят* (гот

■ ссиШ\г1е$ , а/аь ; ог реср1е . Мали (Л

\6hjzse, /есШДз меж. 5tcu{ЫLl Нж

\arid / 5ех'ап+1е£. 7стс\ $+111 сопИгшл. +о Ье. /оскаесС

ОП ±Уи<> &Ш). £ рагЬаНи апге& Ь'+Ь

Ниь т&л+Ч ' 0 и

Городские легенды могут иметь отслеживаемое происхождение из разных стран, государств или от людей. Многие из этих легенд начались в шестидесятых и семидесятых годах, и все еще продолжают передаваться по сей день. Итак, я частично согласен с данным утверждением.

Рис. 4. Пример некорректно составленного тезисного утверждения на тему «Городские легенды»

Для обучения написанию вводной части эссе, в которой важно правильно сформулировать основной тезис, который нужно будет доказывать, мы использовали таблицу. Таблица является одной из самых простых и понятных форм несплошного текста и дает возможность использовать ее в различных целях и вариантах. Например, сначала ее можно использовать как готовый образец, затем как форму для заполнения отдельных фрагментов, а затем - как форму для написания несплошного текста, который можно без труда трансформировать в сплошной. Также таблица использовалась и для анализа написанного эссе, который выполняется учащимся. Учащиеся пишут эссе и проводят анализ, заполняя предложенную таблицу, выделяя цветом или другим способом необходимые элементы. По мере прогресса в написании эссе, добавляются колонки с необходимым содержанием. Например, языковые средства, обоснованность заключений, и т.д.

Таблица 2. Пример простой таблицы для анализа вводной части эссе (перевод с английского)

Текст вводной части эссе Структурные элементы Грамматические структуры

В настоящее время у многих людей есть проблемы со Вводное предложение, Настоящее простое

стрессом. Из-за влияния стресса появляются проблемы с проблема, решение. время,

психическим и физическим здоровьем. Чтобы этого не сложноподчиненное

произошло, нужно вести активный образ жизни и предложение, модальный

отдыхать от будней и забот. глагол

Кроме того, учащиеся должны были учитывать, что эссе на английском языке должно быть академическим, а на русском языке должно быть написано для определенной целевой аудитории с различными средствами воздействия на читателя, то есть с использованием разнообразных выразительных средств.

Таблица 3. Пример написания вступительной части эссе для целевой аудитории - школьников

Текст эссе

Структурные элементы

Грамматические структуры для

привлечения внимания читателя

Ни для кого не секрет, что у многих школьников в современном мире есть проблемы со стрессом. Переехал

или сменил школу... Проблемы с одноклассником... А

может, безответная любовь?... Список довольно

длинный. И как результат - проблемы с психическим и

физическим здоровьем. Но все эти проблемы можно

решить, если вести активный образ жизни и правильно

отдыхать.

Вводное предложение, проблема, решение.

сложноподчиненные предложения,

односоставные предложения

вопросительное предложение

При сравнении и сопоставлении разных несплошных текстов, представляющих разные виды эссе и на разных языках, мы заметили, что учащиеся не испытывают трудности с распределением знаний по языкам. Более того, учащиеся не переносят обобщенные знания по организации текста с одного языка на

другой, но развивают навыки самоорганизации при написании эссе. Тем не менее, эффективное использование несплошных текстов при написании эссе осуществляется при условии, что нет перезагруженности одновременного изучения нескольких видов эссе, и процесс использования несплошных текстов происходит «от простого к сложному».

Рекомендации для учителей, обучающих написанию эссе, к которым мы пришли на данном этапе исследования, можно представить следующим образом:

• несплошные тексты можно использовать на любом этапе обучения написанию эссе;

• обучение планированию эссе с помощью несплошных текстов должно происходить в зависимости от поставленных целей (например, обучение написанию тезисного утверждения);

• использование несплошных текстов в качестве визуальной модели помогает учащимся запоминать структуру эссе, а также развивают умение различать типы эссе (например, аргументированное и дискуссионное);

• происходит конкретизация структурных компонентов эссе: учащиеся понимают, с чего начать и как развить идеи, выстраивая их в логической последовательности;

• при условии постоянного использования несплошных текстов при обучении написанию эссе учащиеся различают особенности стиля и структуры эссе, связанные с особенностями разных языков;

• несплошные тексты способствуют развитию метакогнитивных навыков - самоорганизации, самоанализа, а также учат учащихся размышлять о своих навыках письма.

Список литературы /References

1. Дашко Л.И. Закрепление знаний и навыков по русскому языку с применением наглядности: пособие для учителей. М.: Учпедгиз, 1961. 163 с.

2. Бунеева Е.В. Немного теории литературного чтения в вопросах и ответах с практикумом и домашним заданием для читателей / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова // Начальная школа плюс До и После, 2004. № 11. С. 3-10.

3. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе: теория формирования типа правильной читательской деятельности / Н.Н. Светловская. М.: Магистр, 1993. 180 с.

4. Усачёва И.В. Формирование учебной исследовательской деятельности: Обучение чтению научных текстов. Учеб. пособие по спецкурсу «Методика информационно-поисковой деятельности исследователя» / И.В. Усачёва, И.И. Ильясов. М.: Изд-во МГУ, 1986. 121 с.

5. Якубовская А. Инструкция по написанию эссе: виды, план, структура и рекомендации // Думай и пиши. [Электронный ресурс], 2019. Режим доступа: https://writmgfor.onHne/post/instmkriya-po-napisaniyu-esse/ (дата обращения: 17.01.2021).

6. Как делается академическое эссе // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://iq.hse.ru/news/434022735.html (дата обращения: 27.05.2021).

7. Как написать эссе по обществознанию: правила, полезные советы, написание эссе на ЕГЭ, пример // Studently. [Электронный ресурс], 2021. Режим доступа: https://studently.ru/blog/esse/napisanie-esse-po-obschestvoznaniju/ (дата обращения: 10.08.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.