Научная статья на тему 'Организация морского таможенного оформления в России (XVII-XVIII века)'

Организация морского таможенного оформления в России (XVII-XVIII века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1321
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОРТОВЫЕ ТАМОЖНИ / ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / ТАМОЖЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / МОРСКАЯ ТОРГОВЛЯ / ПРОЦЕДУРЫ МОРСКОГО ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ / PORT CUSTOMS / CUSTOMS SERVICE / CUSTOMS LICENSES / SEA TRADE / CUSTOMS CLEARANCE PROCEDURES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лобыч Татьяна Юрьевна

Статья посвящена становлению процедур морского таможенного оформления в России и их нормативному закреплению в актах законодательства (XVII-XVIII века). Источниковую базу исследования составили нормативные правовые акты из коллекции Полного собрания законов Российской империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to establishing and developing the procedures of sea customs clearance in Russia and their legalization in acts and statutes (XVII-XVIII centuries). The research work is based on the laws from Complete Laws of Russian Empire.

Текст научной работы на тему «Организация морского таможенного оформления в России (XVII-XVIII века)»

ОРГАНИЗАЦИЯ МОРСКОГО ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ

В РОССИИ (XVII-XVIH ВЕКА)

ЛОБЫЧ Татьяна Юрьевна

Аннотация. Статья посвящена становлению процедур морского таможенного оформления в России и их нормативному закреплению в актах законодательства (XVII-XVIII века). Источни-ковую базу исследования составили нормативные правовые акты из коллекции Полного собрания законов Российской империи.

Annotation. The article is devoted to establishing and developing the procedures of sea customs clearance in Russia and their legalization in acts and statutes (XVII-XVIII centuries). The research work is based on the laws from Complete Laws of Russian Empire.

Ключевые слова: портовые таможни, таможенная служба, таможенные учреждения, морская торговля, процедуры морского таможенного оформления.

Key words: port customs, customs service, customs licenses, sea trade, customs clearance procedures.

На настоящий момент Россия имеет самую большую протяженность морских границ в мире. Завоевание выходов к морям, а также развитие морской внешней торговли позволило Российскому государству в Новое время преодолеть политическую и экономическую изоляцию.

Важную роль в этом сыграла таможенная служба, которая практически осуществляла процедуры таможенного оформления прибытия и убытия судов, оформления и хранения грузов. Исторический опыт, накопленный в XVI-XVIII веках во время зарождения морской торговли России, оказал значительное влияние на современное состояние процедур морского таможенного оформления.

История становления портовых таможен в России представляет значительный интерес с различных позиций, в том числе с позиции изучения истории таможенной службы, так как в то время, как большинство таможен было ориентировано на внутреннее обложение, портовые таможни изначально регулировали внешнюю торговлю. Вместе с тем, изучению собственно проблем морского таможенного оформления посвящено пока немного исследований.

В наиболее полном виде на сегодняшний момент это сделано в обобщающих трудах по истории ведущих российских портовых таможен - Архангельской1 и Санкт-Петер-

1 История Архангельской таможни XVI-XX вв. : моногр. / В.Н. Буланов [и др.]. Архангельск, 2001.

бургской2. В этих работах освещена их роль в таможенной системе Российского государства на различных исторических этапах, приведены цифры экспортно-импортных операций в разные годы, затронуты отдельные вопросы таможенного оформления судов и товаров, перемещаемых морским путем.

Значительный вклад в изучение становления морских оформительских процедур внесла В.Г. Балковая. В одной из ее работ3 основное внимание уделено организационному становлению морских портовых таможен, поэтому таможенные процедуры изучены там с функциональных позиций, в связи с деятельностью должностных лиц. Другая же работа4 явилась одним из первых опытов комплексной реконструкции процесса таможенного оформления судов и товаров, перемещаемых морским путем, предпринятой в историческом развитии.

В работе А.В. Демкина5 изучалась номенклатура экспортно-импортных операций в морской внешней торговле. Вопросы таможенного оформления затрагивались именно через особенности пошлинного обложения и оформле-

2 Таможенная служба Санкт-Петербурга (1703-2003 гг.) / сост. И.И. Мушкет, Н.С. Нижник, Н.В. Симонова ; под ред. В.И. Вью-нова. СПб., 2003.

3 Балковая В.Г. Становление портовых таможен в России (Х^-Х^П вв.) // Вестн. Рос. тамож. акад. 2011. № 3. С. 24-30.

4 Балковая В.Г. Становление процедур морского таможенного оформления в России (XVII-XVШ вв.) // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2014. № 1. С. 114-119.

5 Демкин А.В. Западноевропейские купцы и их товары в России в XVII в. М., 1992.

ния отдельных видов товаров. Близкий к этому подход использован И.А. Малышевой6, которая исследует номенклатуру товаров, перемещаемых через порт Архангельск с позиций документирования таможенных процедур. Похожий прием использован Н.Н. Репиным7 при проведении сравнительного анализа роли и значения Архангельской и Санкт-Петербургской портовой таможен.

Интересным подходом является изучение таможенных оформительских процедур с позиций осуществления таможенной политики, как это сделано в работе С.Д. Калашникова8. Его мнение позволяет увидеть возможности процедур таможенного оформления как инструмента ужесточения либо либерализации торговой и таможенной политики государства.

Таким образом, отдельные аспекты процедур таможенного оформления морских судов и товаров, перемещаемых морским путем, исследованы достаточно подробно. Вместе с тем, сегодня очень мало работ, специально посвященных изучению этой важной научной проблемы. Настоящая работа была попыткой комплексной реконструкции таких процедур в историческом развитии, от их возникновения в середине XVI века до нормативного закрепления в актах законодательства XVIII века.

Длительное время Россия не имела выходов к морям, лишь в середине XVI века начинается история ее морской торговли. Открытие англичанами в августе 1553 года удобной гавани в устье Северной Двины можно отнести к серии исторических курьезов, так как англичане надеялись найти северный морской путь в Индию и Китай9. Однако эта ошибка позволила Англии на долгое время занять лидирующую позицию в торговле с Россией, в свою очередь наладить стабильную торговлю с европейскими государствами.

6 Малышева И.А. Архангельская таможенная книга 1710 г. // Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI—XIX вв. : сб. материалов 2-й Междунар. науч. конф. (Курск, 2009). Курск : Курс. гос. ун-т, 2009. С. 129-134.

7 Репин Н.Н. Изменение объема и экспорта Архангельского и Петербургского портов в первой половине XVIII в. // Промышленность и торговля России XVII-XVIII вв. М., 1983. С. 174192.

8 Калашников С.Д. Исторический опыт протекционизма в таможенной политике России. М., 1996.

9 Лакиер А.Б. Обзор сношений между Англией и Россией

в XVI-XVII столетиях. СПб., 1854. С. 4.

Этот путь был не особо удобен, поскольку беломорское побережье находилось на значительном расстоянии от основных производящих областей России и от стран Западной Европы. Из-за дальности он требовал значительных затрат на перевозку товаров, к тому же мог использоваться всего несколько месяцев в году из-за длительного ледостава на Белом море. Но северный торговый путь имел одно огромное преимущество - в устье Северной Двины можно было вести прямую торговлю с приезжавшими сюда западноевропейскими купцами, торговать без посредничества прибалтийско-немецких купцов, присваивавших ранее себе немалую посредническую прибыль.

Кроме того, торговля в устье Северной Двины производилась на русской территории, под защитой русской администрации и не находилась в зависимости от частых войн и смен властей, мешавших нормальному ходу торговли в городах Восточной Прибалтики.

Для обеспечения стабильной морской торговли необходимо было наличие хотя бы одного оборудованного порта, именно поэтому в 1584 году в устье Северной Двины основали посад Новые Холмогоры, в 1613 году переименованный в город Архангельск в честь находившегося поблизости монастыря Архангела Михаила. Именно в этом порту началось практическое формирование и юридическое оформление морских таможенных оформительских процедур.

29 марта 1588 года царь Федор Иванович издал грамоту двинским таможенным целовальникам (другое название документа - Двинская таможенная грамота 1588 года)10, что положило начало правовому регулированию морской торговли.

Историк Н.И. Костомаров отмечал, что в течение XVII века в Архангельск ежегодно приходило от 30 до 40 иностранных судов, торговля была организована в виде ярмарки, проходившей во время навигации и продолжавшейся четыре месяца п.

В Архангельске постепенно явочным порядком нарабатывались правила таможенного

10 Таможенное дело России : сб. док. и материалов. М. : ЮПАПС, 1997. Т. 1. С. 84.

11 Костомаров Н.И. Очерк торговли Московского государства в XVI-XVII столетиях. СПб., 1862. С. 145.

оформления судов: практически сразу была устроена корабельная пристань, при ней - таможенная изба с гостиным двором. В 1635 году устье Северной Двины с обеих сторон было ограждено стрелецкими караулами, которые останавливали все прибывающие в порт корабли.

На каждом этапе оформления создавались свои правила, которые первоначально существовали в форме правовых обычаев, а затем письменно фиксировались в актах царского законодательства. В полном виде они нашли закрепление в Новоторговом уставе 1667 года12.

Новоторговый устав - основной таможенный закон прямого действия, технологические схемы таможенного контроля, оформления и обложения товаров, заложенные в нем, можно представить следующим образом:

1) таможенное оформление русских товаров, вывозимых из Москвы и внутренних городов страны к Архангельску;

2) таможенное оформление в Архангельске привозных иностранных товаров;

3) таможенное обложение в Архангельске вывозных русских товаров;

4) таможенное обложение в Архангельске привозных иностранных товаров;

5) таможенное оформление товаров, вывозимых из Архангельска в Москву и внутренние города русскими людьми;

6) таможенное оформление товаров, вывозимых из Архангельска в Москву и во внутренние города иностранцами;

7) таможенное обложение товаров, вывозимых из Архангельска в Москву и во внутренние города иностранцами.

Порядок иноземной торговли по Уставу был определен следующим образом:

- при прибытии в устье Двины корабль должен был явиться в специальный пункт морского таможенного досмотра - шанцы, где капитан обязан был подать полную «роспись товаров» с указанием производителя и собственника товара, а также его количества (ст. 43);

- товары в росписи предписывалось указывать правдиво - не утаивать (ст. 45) и не занижать таможенную стоимость (ст. 49) под угрозой конфискации;

12 Новоторговый устав : [принят 22 апр. 1667 г.] // ПСЗРИ. Т. I. № 408. С. 677-691.

- уплата таможенных пошлин должна была производиться золотыми и серебряными монетами по установленному курсу (ст. 48, 50);

- на ввозимые вина устанавливались особо высокие пошлины (ст. 51);

- при желании везти товары вглубь России купец должен был пройти полный таможенный досмотр и уплатить проезжие пошлины (ст. 56) и т.д.

Иностранцам было запрещено:

- беспошлинно торговать между собой (ст. 40-41, 63);

- торговать в розницу вне Архангельска, весь товар они должны были продавать русским гостям оптом (ст. 42, 83, 84);

- привозить товары низкого качества -«худые» товары (ст. 45);

- разгружать товары ночью под угрозой конфискации (ст. 46);

- торговать винами в розлив (ст. 54-55);

- вести розничную торговлю внутри России, весь товар должны были продать оптом местным купцам (ст. 60).

Из вышеперечисленного видно, что Новоторговый устав впервые в российской истории достаточно полно определял порядок проведения и содержание таможенных процедур в сфере внешней торговли.

В XVIII веке начался новый этап истории внешней торговли, что было связано с приобретением выходов в Балтийское море. В новых исторических условиях Санкт-Петербургский порт стал ведущим морским портом, а Санкт-Петербургская портовая таможня заняла лидирующее положение среди таможенных учреждений России. Этот процесс происходил постепенно и явился результатом целенаправленной политики правительства по переориентации морской торговли на порты Балтики.

Переориентация товарных потоков на порты Балтики была оправдана и климатически -эти порты не перемерзают, в отличие от Архангельска, и географически - они расположены значительно ближе к странам Западной Европы. Петр I подключил властный ресурс, обязав отечественных купцов привозить исключительно в Санкт-Петербург широкий перечень традиционных экспортных товаров, далее он продумал ряд мероприятий, призванных сделать для иностранных купцов заход в порты Балтики более выгодным за счет снижения

торговых пошлин по сравнению с Архангельском и удобным за счет обустройства берега.

В результате этих мероприятий, проводившихся в течение 1713-1724 годов, порт Санкт-Петербурга занял лидирующее положение среди морских портов России, а Санкт-Петербургская портовая таможня стала ведущим таможенным учреждением России, так как организационно была построена на новых принципах - впервые сделали попытка отказаться от укомплектования штатов на основе государственной повинности и внедрить укомплектование на штатной основе.

В организации балтийской торговли использовался опыт, ранее накопленный в беломорской торговле. Например, Санкт-Петербургская таможня имела в подчинении Кронштадтскую портовую таможню, которая не осуществляла досмотр и оформление грузов, а должна была обеспечивать явку кораблей в Санкт-Петербург и препятствовать несанкционированной разгрузке до явки в порт. Фактически она исполняла ту же роль, что и шанцы при Архангельской таможне по Новоторговому уставу 1667 года13.

Во второй половине 1720-х годов на штатную основу были переведены и другие портовые таможни, как старые - Архангельская, Астраханская и Кольская, так и появившиеся у России вследствие территориальных приобретений - Кронштадтская, Выборгская, Нарвская, Рижская, а в конце XVIII века -Черноморские.

Можно выделить следующие важнейшие явления в государственном регулировании морской внешней торговли России в XVIII веке:

1) количество портовых таможен возросло с одной в начале века до двадцати трех в конце;

2) усложнилась организационная структура портовых учреждений - наряду с портовыми таможнями, появились морские таможенные заставы, к концу века их было уже

13 Указ Правительствующего сената от 29 августа 1733 г. «О предписании ставить на приходящие корабли караул от Кронштадтской портовой таможни впредь до построения таможенной яхты» // ПСЗРИ. Т. IX. № 6471. С. 194 ; Указ Правительствующего сената от 16 ноября 1739 г. «О запрещении входить на прибывающие в Кронштадт купеческие корабли прежде, нежели будет поставлен от таможни досмотрщик» // ПСЗРИ. Т. X. № 7949. С. 955-956.

семь; они подчинялись портовым таможням и выполняли вспомогательные функции в морском таможенном обслуживании;

3) так как объем внешней морской торговли значительно превосходил объемы сухопутной, портовые таможни заняли лидирующее место в системе российских таможенных учреждений;

4) увеличение числа выходов к морю привело к возрастанию числа портовых таможен и подчиненных им таможенных застав;

5) в ходе развития внешней торговли России обозначилась определенная специализация в деятельности портовых таможен (специализировались преимущественно на импорте или экспорте, на оформлении определенных грузов

14

и т.п.) .

Таким образом, хотя морская торговля России была начата еще в середине XVI века, лишь к XVIII веку было завершено становление системы портовых таможенных учреждений. В этот период произошли кардинальные изменения в российской внешней торговле: Россия закрепилась на берегах Балтики и Черного моря, у нее появился собственный торговый флот и торговля приобрела активный характер. Развитие морской торговли привело к началу организационной перестройки таможенной системы как бюрократической организации, с установленным штатом и объемом полномочий.

В XVIII веке увеличение числа таможенников потребовало более четкого разграничения должностных полномочий, более детальной проработки процедур оформления. Именно с этими целями было принято два акта учредительного и регламентирующего характера -Морской торговый регламент и устав (принят 31 января 1724 года, содержал 41 статью) и Морской пошлинный регламент или устав (принят 31 марта 1731 года, содержал 99 статей). Это количественное сопоставление позволяет представить себе стремление законодателя сделать содержание норм все более четким, а организацию процедур более регламентированной на каждом этапе таможенного оформления, начиная с подачи декларации.

14 Балковая В.Г. Таможенная служба в системе управления Российского государства XVI—XVШ вв. Владивосток, 2011. С. 207-220.

Особенностью этих нормативных актов являлось то, что они включали в себя не только регулятивные, но и охранительные нормы. Причем Регламент 1724 года носил более репрессивный характер, что было связано с жесткостью действовавшего в тот период тарифа. Принятие более умеренного тарифа 1731 года привело к смягчению норм ответственности за таможенные нарушения в сфере морского оформления судов, что нашло юридическое закрепление в Регламенте 1731 года.

Регламенты 1724 и 1731 годов объединяло то, что все утаенные и неявные товары подлежали конфискации. При этом дополнительно взыскивался штраф в размере той пошлины, которую необходимо было бы заплатить в казну при прохождении таможенного контроля. При этом предусматривалась поощрительная премия для служителей таможни, обнаруживших утаенный товар - они получали % часть от конфискованного товара.

Таким образом, принятие Регламентов 1724 и 1731 годов было важным мероприятием в становлении российской морской торговли. Они изменили и существенно дополнили правила захода иностранных судов в российские порты.

Все иностранные товары, прошедшие таможенный досмотр, метились специальным навесным свинцовым «таможенным клеймом». Товары, которые направлялись в продажу, а клейма не имели, подлежали по факту выявления такого нарушения конфискации.

Таким образом, в XVI-XVIII веках в сфере таможенного дела появились устойчивые процедуры таможенного оформления и таможенного контроля, досмотровых операций. Возникнув явочным порядком, эти процедуры в XVII веке получили свое нормативное закре-

пление в актах законодательства. Принятием Новоторгового устава завершился первый этап таможенных реформ. Дальнейшее развитие процедуры морского таможенного оформление получили в результате петровских преобразований.

Приобретение выходов в Балтийское море привело к переориентации торговых потоков, возрастанию объемов внутренней и внешней торговли, что закономерно привело к дальнейшей бюрократизации таможенной системы.

Увеличение штатной численности служителей таможен потребовало создания законодательных актов регламентирующего характера в данной сфере государственного управления, призванных унифицировать деятельность по таможенному оформлению прибытия и убытия судов, таможенного контроля и досмотра. Можно констатировать, что принятие Регламентов 1724 и 1731 годов было важной вехой в становлении российской морской торговли. Они изменили и существенно дополнили правила захода иностранных судов в российские порты.

Таким образом, хотя морская торговля России была начата еще в середине XVI века, лишь к середине XVIII века завершилось становление системы портовых таможенных учреждений и процедур морского таможенного оформления. В этот период произошли кардинальные изменения в российской внешней торговле: Россия закрепилась на берегах Балтийского, а позже Черного морей, у нее появился собственный торговый флот, и торговля приобрела активный характер.

К концу XVIII века становление портовых таможен в основном завершилось, это привело к юридическому закреплению сформировавшихся морских таможенных оформительских процедур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.