СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
УДК 339.543(091) ББК 67.401.143.1
В. Г. ВАЛКОВАЯ
Нормативное регулирование таможенного дела в условиях приказной системы управления (1649-1710 гг.)
Статья посвящена изучению совершенствования нормативной базы деятельности российских таможен в XVII в. Данный процесс показан как составляющая общей бюрократизации государственного управления в условиях становления Российской империи. Исследование проведено на основе нормативно-правовых актов из коллекции Полного собрания законов Российской империи.
Ключевые слова: таможенное законодательство, Московское государство, таможня, таможенная служба, таможенная реформа, таможенный устав, именной указ, таможенные книги.
V. G. Balkovaya
Customs Regulatory Framework under Conditions of Writ Management System
(1649-1710)
The author considers the improvement of legal basis for Russian customs activities in the 17th century. That development is shown as a constituent part of the general bureaucratization of the state government while the Russian empire was being formed. The research work is based on the laws from Complete Laws of Russian Empire.
Keywords: customs law, Moscow state, custom, customs service, customs reforms, customs code, imperial decree, customs books.
Таможенное дело исследуется целым рядом наук, и история играет в этом важную роль, потому что изучение таможенного дела в историческом развитии позволяет лучше понять его сущностные характеристики, определить место в системе государственного управления различных эпох и роль в различных направлениях внешней политики.
БАЛКОВАЯ Валентина Григорьевна — кандидат политических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права. Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в. [email protected].
© Балковая В. Г., 2016
Здесь можно выделить два основных подхода - либо познание таможенного дела как самостоятельного политического феномена через изучение истории отдельных таможенных учреждений, либо в контексте общих тенденций развития российского государства и права как одного из элементов системы государственного управления. Оба эти подхода не только не противоречат, но напротив, дополняют и взаимно обогащают друг друга.
Для проведения любого исторического исследования важнейшим условием является наличие источниковой базы. Это могут быть источники разного уровня - материальные и письменные, опубликованные и неопубликованные, официальные и неофициальные. Детальная проработка максимально возможного круга источников позволяет выявлять важные исторические факты и в их совокупности воссоздавать объективную картину тех или иных исторических событий. Во Владивостокском филиале Российской таможенной академии на протяжении ряда лет ведется планомерная комплексная реконструкция источниковой базы таможенного дела. Эта работа имеет целью способствовать дальнейшему изучению истории становления и развития таможенного дела в России, повышению научного уровня ведомственной историографии.
Таможенное законодательство - это сложный нормативный комплекс, формировавшийся на протяжении нескольких веков. На его состояние влияли все те тенденции, которые определили особенности развития отечественного законодательства на отдельных исторических этапах в целом. В то же время оно изначально стояло особняком по отношению к традиционным отраслям права, т. к. сразу же приобрело публично-правовую направленность, способствуя выполнению фискальной функции наполнения государственной казны. Именно поэтому в данной сфере правового регулирования государство ранее всего отходит от санкционирования существующих обычаев, заменяя их прямым правотворчеством государства.
В системе историко-правовых источников таможенного дела важнейшую роль играет Полное собрание законов Российской империи, сохранившее для нас акты высших органов государства, принимавшиеся в течение двух с половиной веков. Это хронологическая инкорпорация, имеющая непреходящее историческое значение. Последовательное изучение памятников права, вошедших в эту коллекцию, позволяет составить представление об особенностях развития отечественного права на различных исторических этапах.
Полное собрание законов Российской империи состоит из трех собраний, объединяющих акты законодательства трех исторических периодов. Собрание Первое включает в себя акты, принятые в период с 1649 г. (с момента принятия Соборного уложения) до 1825 г. (окончания правления Александра I); Собрание Второе - акты, принятые с 1826 г. (момента
воцарения Николая I) до 1881 г. (окончания правления Александра II); Собрание Третье - акты, принятые в период с 1881 г. (воцарения Александра III) до начала 1917 г., т. е. до крушения Российской империи.
Из трех собраний именно Первое является наиболее сложным по составу и представляет наибольший интерес, что вполне объяснимо даже при внешнем источниковом анализе. Во-первых, если Собрания Второе и Третье выступали средством проведения текущей хронологической инкорпорации действующего законодательства, то Собрание Первое стало хронологической ретроспективой, в него вошли как действовавшие на момент его составления, так и утратившие нормативное значение источники права.
Во-вторых, несоизмеримы и хронологические периоды, подвергшиеся систематизации. Собрание Второе включало в себя источники права, принятые во время правления двух императоров (Николая I и Александра II) в исторический период 56 лет, Собрание Третье составили акты двух правлений (Александра III и Николая II), принятые за 36 лет. В Собрание Первое были включены акты, принятые в ходе тринадцати правлений (Алексея Михайловича, Михаила Алексеевича, царей-соправителей Ивана V и Петра I при регентстве царевны Софьи, собственного правления Петра I, Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Ивана VI, Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II, Павла I, Александра I) в течение 176 лет.
Таким образом, можно убедиться, насколько сложным нормативным комплексом является Собрание Первое1. В него включены акты, принятые в условиях трех различных систем государственного управления (приказной, коллежской и министерской), различающиеся по своей юридической силе, предмету регулирования, территории действия. Единственное, что их объединяет - принадлежность к историческому периоду с 1649 по 1825 г., хронологические рамки которого избраны М. М. Сперанским произвольно.
Вместе с тем нельзя считать Собрание Первое исключительно механическим соединением разнородных законодательных актов. Планомерное знакомство с ним позволяет составить целостное представление о самых различных сферах правового регулирования. Из 30 600 законодательных актов, включенных в Собрание Первое, было выявлено свыше 900 актов, регулировавших различные аспекты таможенного дела. Их значение варьировалось в достаточно широких пределах, причем это далеко не всегда объяснялось избранной законодательной формой. В частности, вплоть до 1755 г. (т. е. до принятия Таможенного устава) отсутствовал единый
1 Все ссылки на источники приводятся по следующему изданию: Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1: 1649-1830 гг. В 45 т. СПб.: II отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830.
кодифицированный акт учредительного характера, который бы обеспечил стройность регулирования в данной сфере. Поэтому важные нормы как регулятивного, так и охранительного характера были рассредоточены по целому ряду актов текущего законодательства, что значительно затрудняло правоприменительную деятельность.
Значимость того или иного акта законодательства не всегда определялась его законодательной формой. На различных исторических этапах важные нормы могли содержаться в именных указах, именных указах с боярским приговором, боярских приговорах, указах Правительствующего сената, высочайше утвержденных мнениях Государственного совета, документах уставного и регламентирующего характера. Часто имело место дублирование норм, противоречие в их содержании. В условиях отсутствия механизма разрешения коллизий в законодательстве это еще больше затрудняло правоприменение.
Таким образом, количество нормативных правовых актов, регламентировавших множество аспектов таможенного дела в Собрании Первом, значительно. Они были приняты в различных исторических и политических условиях, при различных системах центрального управления. В настоящей статье сделана попытка дать более подробную характеристику законодательства периода приказной системы управления. В качестве определяющего признака для выделения периода нами выбран тип системы центрального управления (приказная, коллежская и министерская системы). Такой подход не является бесспорным, особенно применительно к правлению Петра I, однако именно он использован, исходя из того, что крупномасштабные административные реформы приводят к значительным изменениям в системе органов государственной власти - субъектах правотворчества, и как следствие, к пересмотру системы источников права и содержания законодательства.
Принятие Соборного уложения 1649 г. стало началом нового этапа в развитии российского права. Являясь многоотраслевой кодификацией, оно сохраняло свое нормативное значение более полутора веков. Кроме того, оно впервые было распечатано типографским способом и разослано во все присутственные места Московского государства. Именно с этого момента можно говорить о появлении официальных текстов в сфере законодательства. Вследствие всего этого именно Соборное уложение открывает Собрание Первое. Все принятые позже нормативные правовые акты высших органов государственной власти М. М. Сперанский включил в хронологическом порядке в его тома.
Говоря о нормативном регулировании таможенного дела, необходимо отметить, что уже в т. I вошли два акта учредительного характера -Торговый и Новоторговый уставы (принятые соответственно в 1653
и 1667 г.) [1; 2], юридически закрепившие основные результаты таможенной реформы царя Алексея Михайловича. Эти нормативные правовые акты, так же как таможенная грамота 1654 г. [3], продолжили традицию принятия таможенных уставных грамот, насчитывавшую к тому времени уже более полутора веков. Но они имели и принципиальное отличие от более ранних документов, носивших территориально-ориентированный характер и принимавшихся для каждого торга отдельно. Новые уставные документы стали всероссийскими, создав юридические предпосылки для оформления всероссийского рынка - Торговый устав 1653 г. закреплял единые подходы к обложению сделок внутренней купли-продажи, установив в пределах всего государства единую рублевую пошлину; уставная грамота 1654 г. уничтожила большинство внутренних проезжих пошлин, затруднявших перемещение товаров; Новоторговый устав 1667 г. впервые регламентировал внешнюю торговлю России и закрепил ряд процедур морского таможенного оформления.
Систему источников той поры составили: именные указы главы государства, приговоры боярской думы (высшего органа законодательной власти), приговоры приказа Большой казны (центрального органа финансового управления в 1680-е гг.). Наиболее важные нормативные правовые акты имели статус «именной указ с боярским приговором». Таким, в частности, был так называемый Торговый устав, принятый 25 октября 1653 г., полное наименование которого звучало следующим образом: «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и городах, с показанием по скольку взято и с каких товаров».
Менее значимыми в системе источников были акты инструктивного характера - наказы и памяти, выдававшиеся служителям наиболее важных таможен. Хотя по юридической силе они являлись ведомственными подзаконными актами, М. М. Сперанский включил некоторые из них в Собрание Первое [4-8].
В конце XVII в. появилась и в начале XVIII в. получила широкое распространение новая законодательная форма - статьи, достаточно сложно организованные нормативные правовые акты регламентирующего характера [9-13].
Нормативные правовые акты в сфере таможенного дела регулировали широкий круг общественных отношений. Прежде всего это были акты, регламентировавшие организационные основания службы в таможнях. На тот момент существовало два способа укомплектования штатов таможен - откупной и верный. Каждый из них имел свои преимущества для государства, поэтому оба они сосуществовали во внутренних таможнях до 1753 г. Вместе с тем государство несколько раз предпринимало попытки отменить откупы и полностью перейти на верную службу, что больше
соответствовало идее бюрократизации управления. Первая крупномасштабная попытка в этом направлении была предпринята в 1680-е гг. [14-16].
Значительный круг источников регламентировал правила торговли [4; 17-18], процедуры таможенного оформления [19-20], правила ведения отчетной документации - таможенных книг [18; 21-25].
Примечательно, что в Московском государстве многие акты текущего законодательства наряду с регулятивными содержали охранительные нормы, причем некоторые из них предусматривали достаточно жестокие наказания для нарушителей процедур таможенного оформления - торговую казнь, конфискации, штрафы. Такое соседство регулятивных и охранительных норм имеет место, в частности, в Торговом уставе и наказах таможенным головам. Помимо этого, уже в XVII в. в таможенном деле принимались и акты исключительно охранительного характера, призванные предотвратить нарушения в таможенной сфере [20].
Некоторые из актов законодательства были посвящены торговле отдельными видами товаров, как правило, полностью или частично находящихся на государственной монополии. К таким товарам относились меха [26-27], спиртные напитки [28-29]. Правила их перевозки и торговли были особенно жесткими.
Характеризуя географическую направленность актов, необходимо отметить, что наибольший интерес государства в тот исторический период вызывала организация таможенного обложения в Архангельске [30-33], Сибири [26; 34-37] и Малороссии (Левобережной Украине) [38-39]. Применительно к Архангельску это объяснялось особым геополитическим положением города, являвшегося на тот период единственным морским портом России. Общие вопросы организации таможенного обложения морской торговли были урегулированы в Новоторговом уставе, но порядок обложения иностранных товаров из различных земель закреплялся дополнительно. В частности, отдельными актами определялись правила торговли и обложения английских, голландских, немецких товаров [40-42].
Интерес к сибирской торговле был вызван прежде всего тем, что Сибирь была главным поставщиком мехов - важнейшей статьи экспортной торговли России, большая часть которой контролировалось государством. Именно вследствие этого определялось законодательно, какие категории населения, чиновников, купцов имели право вывозить из Сибири меха, каких зверей, какого качества и в каком количестве. Все обнаруженные излишки конфисковывались. Дополнительно устанавливался обязательный маршрут следования торговых обозов из Сибири через Верхотурье. Товар, провозившийся другими путями, также подлежал конфискации.
Особый таможенный режим Малороссии объяснялся недолгим пребыванием Левобережной Украины в составе Московского государства.
На территории Украины сохранялись традиционные пошлины - индукта и эвекта, взыскивали их исключительно украинские таможенники, нередко эти пошлины шли на содержание казачьих полков [43]. Однако наряду с сохранением своеобразия наметилась тенденция к унификации, например, отменялась вывозная проезжая пошлина между Великороссией и Малороссией [44].
Правление Петра I, продолжавшееся свыше сорока лет в разных политических условиях, было сложным периодом в развитии таможенного дела России. Его большая часть прошла в условиях приказной системы управления и продолжала тенденции, наметившиеся в политике его предшественников. В частности, Петр I на первом этапе своего правления в организационной сфере поддержал верную службу в таможнях, переименовав таможенных голов в таможенных бурмистров [45-48]. Вместе с тем в ходе Северной войны были восстановлены таможенные откупы, позволявшие государству получать чистый доход, не вмешиваясь в деятельность таможенных учреждений [49-50].
Таким образом, период с 1649 по 1710 г. был временем господства приказной системы управления, что наложило отпечаток на состояние нормативной базы таможенного дела, систему его ведомственного подчинения, определило место таможенных учреждений - таможенных изб - в системе фискальных органов уезда.
Список литературы
1. О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и городах, с показанием по скольку взято и с каких товаров: именной указ с боярским приговором от 25 октября 1653 г. [Торговый устав] // Т. I, № 107. С. 302-305.
2. Новоторговый устав, принят 22 апреля 1667 г. // Т. I, № 408. C.677-691.
3. О злоупотреблениях, происходящих от отдачи на откуп мытов, мостов, перевозов, съестных и других припасов, о стеснении тем народной промышленности и об уменьшении для сего некоторых налогов: Уставная всероссийская грамота от 30 апреля 1654 г. // Т. I, № 122. С. 329-332.
4. О сборе таможенных пошлин: наказ Московской Большой таможне: июнь, 1681 г. // Т. II, № 873. С. 320-325.
5. О подробном записывании товаров в таможенные книги: память Брянскому таможенному голове от 12 февраля 1686 г. // Т. II, № 1164. С. 739.
6. О сборе пошлин в Сибирских городах с русских, сибирских, китайских, бухарских и со всяких товаров: наказ таможенным головам от 30 августа 1693 г. // Т. III, № 1474. С. 160-167.
7. О сборе в Московской Большой таможне пошлин: наказ гостю Сергею Лабазному от 29 августа 1698 г. // Т. III, № 1641. С. 459-468.
8. О сборе мытной пошлины: наказ головам от 1 сентября 1698 г. // Т. III, № 1646. С. 478-483.
9. Статьи о продаже питей и о прекращении кормчемства: от 8 февраля 1688 г. // Т. II, № 1276. С. 909-912.
10. О сборе в Сибирских и поморских городах с товаров таможенных пошлин: именной указ от 12 ноября 1698 г. [с присоединением статей о сборе пошлин в Сибирских городах] // Т. III, № 1654. С. 491-517.
11. О даче таможенных выписей на отвозные товары: статьи от июля 1704 г. [б/д] // Т. IV, № 1987. С. 263-264.
12. О пошлинном сборе: статьи от 29 марта 1705 г. // Т. IV, № 2043. С. 299-301.
13. О взимании с торговых людей пошлин: статьи 1705 г. [б/д] // Т. IV, № 2084. С. 330-331.
14. О мерах к отвращению убытка казне, происходящего от недобора пошлин с товаров, об отмене таможенных откупов и о поручении сего сбора верным головам и целовальникам: именной указ с боярским приговором от 11 июля 1681 г. // Т. II, № 876. С. 329-331.
15. Об отдаче в казенное распоряжение по всей России таможен и кружечных дворов с 1 сентября наступающего года и об отменении откупа по случаю оказавшихся больших недоимок: грамота новгородскому воеводе боярину Василию Семеновичу Волынскому от 23 июля 1681 г. [«таковые грамоты посланы и в другие города»] // Т. II, № 882. С. 341-345.
16. О бытии питейным сборам на вере, а не откупу: именной указ от 13 октября 1687 г. // Т. II, № 1263. С. 900.
17. О торговании в указных местах и о непродаже на гостиных дворах товаров в розницу: именной указ с боярским приговором от 4 сентября 1679 г. // Т. II, № 771. С. 215.
18. О прилежном сборе пошлин с товаров, о записке оных в книги и об означении в выписи всяких товаров с показанием количества и цены оных: память Брянскому таможенному голове Мокееву с товарищами от 21 июня 1683 г. // Т. II, № 1027. С. 548.
19. О торговании всякими товарами в указных рядах и лавках по учиненному расписанию: именной указ от 17 августа 1683 г. // Т. II, № 1040. С. 560-561.
20. О неторговании в неуказных местах и неуказными товарами: именной указ от 4 ноября 1685 г. // Т. II, № 1139. С. 689.
21. О подаче в приказ Большой Казны списков с таможенных выписей как на привозимые в Москву, так и на отвозимые оттуда товары для поверки городовых таможенных книг: именной указ от 1 октября 1683 г. // Т. II, № 1045. С. 562.
22. Об исправном сборе таможенных пошлин и о записке в таможенных книгах и таможенных выписях всяких товаров с показанием меры и веса: память Брянскому таможенному голове с товарищами от 12 октября 1683 г. // Т. II, № 1048. С. 564-565.
23. Об означении в выписях и в таможенных книгах, кто сколько на покупку товаров явит денег и сколько с тех товаров пошлин взято будет: именной указ от 27 января 1692 г. // Т. III, № 1432. С. 123-124.
24. Об осмотре на заставах по городам всяких товаров, питей и аптекарских припасов, посылаемых в Москву, о записке их в таможенные книги и об отпуске за таможенной печатью: именной указ от 1 ноября 1693 г. // Т. III, № 1475. С. 167-168.
25. О заведении шнуровых книг и о выдаче оных за скрепою земских бурмистров таможенным и кабацким целовальникам для повседневной записки поступающих пошлин, и по питейной части употребляемых припасов на курение вина и денег, вырученных от продажи оного: приговор Ратуши от 1 января 1703 г. // Т. IV, № 1922. С. 201-209.
26. О сборе пошлин с привозимых из Сибири в Москву соболей и мягкой рухляди по Новому Торговому уставу: именной указ с боярским приговором от 16 октября 1650 г. // Т. II, № 1050. С. 565-566.
27. О покупке соболей и других мехов из казны и о непровозе оных из Сибири в Москву и другие города без таможенной печати: именной указ от 22 марта 1697 г. // Т. III, № 1578. С. 282-284.
28. О взыскании пошлин с вывоза из-за моря разных вин и водок ефимками, а с сахару деньгами по прежним указам: именной указ с боярским приговором от 4 августа 1683 г. // Т. II, № 1037. С. 558-559.
29. О непродаже приезжающим из Малороссийских городов черкассам вина, разных крепких напитков и табаку: именной указ от 4 декабря 1686 г. // Т. II, № 1225. С. 842-843.
30. О бытии в городе Архангельске дрягилям у весов, и об исправлении ими работы, довольствуясь добровольною платою: именной указ от 4 апреля 1680 г. // Т. II, № 816. С. 263.
31. О дозволении французам и немцам привозить к городу Архангельску товаров и о взимании с оных пошлин: именной указ от 30 августа 1680 г. // Т. II, № 833. С. 278-279.
32. О пропуске голландского конвойного корабля в устье Двины вместе с купеческими кораблями, о найме вольных лоцманов для проводу кораблей, об установлении особой заклейменной гири для весу принимаемых в пошлину червонцев и о взимании пошлины по покупным ценам товаров в Архангельске: именной указ с боярским приговором от 14 июля 1685 г. // Т. II, № 1129. С. 675-677.
33. О торговании у города Архангельска подданным курфюрста Бран-денбургского торговым людям всякими товарами с уплатой пошлин: именной указ, объявленный из Посольского приказа в 1688 г. [б/д] // Т. II, № 1326. С. 972-973.
34. О сборе пошлин в Сибирских городах с русских, сибирских, китайских, бухарских и со всяких товаров: наказ таможенным головам от 30 августа 1693 г. // Т. III, № 1474. С. 160-167.
35. Об осмотре на Верхотурской заставе таможенному голове едущих в Сибирь и обратно воевод и об отобрании у них в казну всего того, что найдено будет сверх вещей, показанных в проезжих грамотах: боярский приговор от 24 декабря 1695 г. // Т. III, № 1523. С. 211-212.
36. Об осмотре Верхотурскому таможенному голове едущих с Верхотурья в Москву и из Москвы в Сибирь воевод и торговых людей, о поверке вещей и товаров их с данными им таможенными выписями и проезжими грамотами и об отбирании в казну провозимых ими тайно товаров: боярский приговор от 2 января 1696 г. // Т. III, № 1530. С. 216.
37. О написании в таможенных выписях во всех Сибирских городах каждого товара порознь с означением цены и взятой по указу пошлины: боярский приговор от 16 ноября 1697 г. // Т. III, № 1600. С. 401.
38. О пожаловании таможенных пошлин на Свинской ярмарке Киево-Печерскому монастырю: именной указ от 18 февраля 1683 г. // Т. II, № 993. С. 500.
39. О выдаче прогонных денег из таможенных доходов Брянским ямщикам по подорожным от гетмана Малороссийского и от киевских бояр и воевод: именной указ от 16 октября 1694 г. // Т. III, № 1497. С. 184-185.
40. О высылке английских купцов из России и о приезде им токмо к Архангельску за многие несправедливые и вредные для их торговли российской поступки, особенно же за учиненное в Англии убийство короля Карлуса I: Именной указ от 1 июня 1649 г. // Т. I, № 9. С. 167-169.
41. О пропуске голландского конвойного корабля в устье Двины вместе с купеческими кораблями, о найме вольных лоцманов для проводу кораблей, об установлении особой заклейменной гири для весу принимаемых в пошлину червонцев и о взимании пошлины по покупным ценам товаров в Архангельске: именной указ с боярским приговором от 14 июля 1685 г. // Т. II, № 1129. С. 675-677.
42. О торговании у города Архангельска подданным курфюрста Бран-денбургского торговым людям всякими товарами с уплатой пошлин: именной указ, объявленный из Посольского приказа в 1688 г. [б/д] // Т. II, № 1326. С. 972-973.
43. Об отмене верных голов и целовальников в Харькове, о выборе к сим должностям из Харьковских казаков, о сборе им таможенных
пошлин по уставной грамоте и о воспрещении казакам других полков торговать питьями в городах Харьковского полка: именной указ от 17 марта 1684 г. // Т. II, № 1068. С. 579-581.
44. О невзимании пошлин с малороссийских купцов за вывоз российских товаров в Малороссию по таможенным выписям: именной указ с боярским приговором от 26 июля 1683 г. // Т. II, № 1036. С. 557-558.
45. О выборе бурмистров из всех сотен и слобод; о делах, подлежащих ведомству бурмистерской палаты; о сообщении оной из приказов ведомостей и окладных книг по сборам с торговых и слободских людей, а равно как всех узаконений по таможенным и питейным сборам: именной указ от 16 марта 1699 г. // Т. III, № 1683. С. 611-613.
46. О ведении торговых людей по их промыслам таможенным бурмистрам, а не воеводам: именной указ от 5 октября 1699 г. // Т. III, № 1699. С. 647-648.
47. О сборе пошлины на сельских торжках выборным бурмистрам: именной указ от 3 февраля 1700 г. // Т. IV, № 1750. С. 5.
48. О взыскании с таможенных и кабацких бурмистров недоборов за прошлые годы по таможенным и кабацким сборам и конской пошлины: приговор Ратуши от 28 октября 1710 г. // Т. IV, № 2307. С. 581.
49. Об отдаче на откуп таможенных, питейных и иных сборов в волостях и селах: именной указ, состоявшийся в Ратуше 18 августа 1708 г. // Т. IV, № 2203. С. 412-415.
50. О взыскании с откупщиков таможенных и питейных сборов и с их поручителей четвертных пошлин по самой большой сумме, какова в прежние годы за откуп тех статей была вносима и о показании в справках при отдаче на откуп таможенных и питейных сборов самых больших, какие даваемы были за те же сборы прежним откупщикам: приговор Ратуши от 22 августа 1710 г. // Т. IV, № 2288. С. 545-546.