Научная статья на тему 'Организация мониторинга учебно – познавательной деятельности студентов – будущих учителей математики в условиях реализации ФГОС третьего поколения'

Организация мониторинга учебно – познавательной деятельности студентов – будущих учителей математики в условиях реализации ФГОС третьего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МОНИТОРИНГ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЙТИНГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ПОРТФОЛИО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семина Екатерина Андреевна

В статье описан диагностический инструментарий мониторинга по основным составляющим учебно-познавательной деятельности студентов -будущих учителей математики в условиях реализации ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семина Екатерина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация мониторинга учебно – познавательной деятельности студентов – будущих учителей математики в условиях реализации ФГОС третьего поколения»

УДК 378.146

Семина Екатерина Андреевна

Старший преподаватель кафедры геометрии, алгебры и методики их преподавания института математики, физики и информатики Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, easemina@rambler.ru, Красноярск.

ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Аннотация: В статье описан диагностический инструментарий мониторинга по основным составляющим учебно-познавательной деятельности студентов -будущих учителей математики в условиях реализации ФГОС.

Ключевые слова: компетентностный подход, мониторинг, учебно-познавательная деятельность, рейтинговый контроль, портфолио.

Semina Ekaterina Andreevna

Senior lecturer of the Department of Geometry, Algebra and mathematical training technique of the institute of mathematics, physics and information science at the Krasnoyarsk State Pedagogical University n. a.VAstafiev, easemina@rambler.ru, Krasnoyarsk.

ORGANIZATION OF MONITORING OF STUDENTS’ EDUCATIONAL-COGNITIVE ACTIVITY, FUTURE TEACHERS OF MATHEMATICS IN THE IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL STANDARD

Abstract. This article is devoted to one of the approaches to the implementation of monitoring of students’ educational-cognitive activity. This paper provides some diagnostic tools for monitoring of the basic components of students’ educational-cognitive activity future teachers of mathematics in the implementation of Educational Standard.

Keywords: competence approach, monitoring, students’ educational-cognitive activity, rating control, portfolio.

Педагогический мониторинг сравнительно недавно стал использоваться в образовательном процессе, вследствие чего наблюдается недостаточная разработанность вопроса его практического внедрения. Недостаток знаний о сущности мониторинга, особенностях его организации и проведения актуализирует интерес исследователей к его изучению.

Реализация ФГОС ВПО нового поколения предполагает модернизацию образовательного процесса не только в плане совершенствования образовательных технологий, но и обновления поэтапной системы диагностики, контроля и оценки всех компонентов качества, заданных стандартом, то есть системы мониторинга формирования компетенций. Чтобы «на выходе» у выпускника вуза были сформированы все необходимые компетенции, заданные стандартом, необхо-

димо отслеживать процесс их формирования на протяжении всего процесса обучения в вузе. А так как любая компетенция формируется в деятельности, необходимо мониторинг учебно-познавательной деятельности студентов (УПДС).

Основываясь на структуре учебно-познавательной деятельности студентов - будущих учителей математики (УПДСМ Институте математики, физики и информатики КГПУ им. В. П. Астафьева), предложенной Л. В. Шке-риной [5], мы предлагаем осуществлять мониторинг следующих видов деятельности: 1) математической; 2) учебной; 3) «квази-профессиональной».

Процедура мониторинга содержит в своей структуре несколько этапов: организационно-подготовительный, аналитико-диа-гностический, оценочно-прогностический и коррекционный. Специфика проведения

Рис. Этапы проведениямониторинга УПДСМ

каждого этапа отражена на рис.

В структуре мониторинга каждого вида деятельности мы выделяем следующие модули: 1) входной; 2) промежуточный;

3) итоговый. Опишем более подробно диагностический инструментарий мониторинга УПДСМ по каждому модулю.

Мониторинг математической деятель-

ности.

Математическая деятельность - деятельность в процессе математической подготовки в педагогическом вузе, направленная на усвоение математических знаний, умений, навыков, способов деятельности и формирование ценностного отношения к ним. Основной результат (продукт) математической деятельности - усвоенные студентом знания о математических структурах, умения и навыки их преобразования, а также ценностное отношение к этой деятельности и ее результатам и определенные личностные качества [4, с. 45].

1. Входной модуль.

Для оценки уровня предметной подготовки студентов-первокурсников мы проводим входное тестирование по школьному курсу математики, результаты которого сопоставляем с результатами ЕГЭ. В последние годы отмечается достаточно низкий уровень математической подготовки выпускников школ. Особенно это относится к знаниям и умениям в области геометрии. Для решения этой проблемы нами был разработан и апробирован компенсационный курс по основным темам школьного курса планиметрии и стереометрии, ориентированный на ликвидацию пробелов в геометрической подготовке студентов-первокурсников.

2. Промежуточный модуль.

На наш взгляд, наиболее надежным средством контроля и оценки результатов дальнейшей математической деятельности студентов служит рейтинговая система оценивания. Вслед за Л. В. Шкериной и Е. Н. Юшипициной под рейтинговой системой контроля знаний мы будем понимать совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебно-познавательной деятельности студентов, что позволяет присвоить каждому студенту персональный рейтинг в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин [6].

Нами была осуществлена разработка рейтинговой системы оценивания на первом и втором курсе по дисциплине «Геометрия».

Оценивание результатов дальнейшего изучения рассматриваемой дисциплины осуществлялось в рамках рейтинговой системы непрерывно, на протяжении всего курса обучения. Отметим, что помимо фиксации учебных достижений студентов по предмету, мы предлагаем включать в рейтинг студента результаты его участия в проектах, мини-исследованиях по предмету, а также заданий проектно-исследовательского характера. Последнее актуально в связи с необходимостью осуществления мониторинга сформированных компетенций в условиях реализации ФГОС ВПО.

3. Итоговый модуль.

Итоговым модулем мониторинга математической деятельности студентов стал экзамен по курсу изучаемой дисциплины. Все результаты мониторинга математической деятельности составили основу «портфолио достижений» каждого студента. Отметим, что система портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, - и является важным элементом компетентностного подхода к образованию. Поэтому, мы предлагаем включать в структуру портфолио не только результаты математический подготовки студентов, но и результаты его профессиональной деятельности и результаты овладения профессиональными и предметными компетенциями. По мере освоения учебных курсов портфолио пополняется достижениями студента в приобретении навыков и компетенций, необходимых для успешной деловой и академической карьеры.

Мониторинг учебной деятельности.

Под учебной деятельностью будем понимать деятельность, осуществляемую с целью усвоения умений выполнять определенные учебные действия Можно выделить четыре взаимосвязанные группы действий, составляющих содержание учебной деятельности: 1) учебно-организационные умения и способы деятельности, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, анализ и регулирование собственной учебной деятельности; 2) учебно-информационные умения и способы деятельности, обеспечивающие поиск, переработку и использование информации для решения

учебных задач; 3) учебно-логические умения и способы деятельности, логически выстроенную структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач; 4) учебно-коммуникативные умения и способы деятельности, обеспечивающие организацию общения, сотрудничества и совместной деятельности с другими участниками образовательного процесса [4, с. 48]. Все перечисленные группы умений являются ключевой составляющей основных общекультурных и общепрофессиональных компетенций. Среди последних основное значение мы отводим: компетенции учения, самоорганизации и самоуправления, информационной, коммуникативной и исследовательской компетенциям.

Таким образом, основной продукт реализации учебной деятельности - овладение на продвинутом уровне перечисленными выше компетенциями. Мы приходим к вопросу создания диагностических средств оценивания уровня сформированности у студентов данного набора компетенций.

1. Входной модуль.

Позволяющий диагностировать уровень сформированности общекультурных компетенций у студентов-первокурсников: -

диагностика стартовых возможностей студентов. Он представляет собой систему специально разработанных анкет-мониторов, направленных на определение уровня сформированности некоторых умений -компонентов общекультурных компетенций студентов. Данная диагностика также включает в себя анализ психологических особенностей студентов с использованием опросников Р. Кеттела (16-PF) [1] и А. А. Реана [2]. Данные опытно-экспериментальной апробации входного модуля мониторинга учебной деятельности опубликованы в статье [3]. Результаты, полученные в ходе данной диагностики, необходимо учитывать при проектировании основной образовательной программы подготовки учителя математики.

2. Промежуточный модуль.

С учетом данных входного модуля нами была разработана методика использования проектных заданий в процессе обучения геометрии студентов первого и второго курсов отделения математики и информатики КГПУ На наш взгляд, метод проектов достаточно полно отвечает требованиям со-

временного образования, продиктованным новыми ФГОС. В процессе работы над проектными заданиями усваиваются не только новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания и освоения информации, но и способы действий, что является важным компонентом профессиональных компетенций. Кроме того, формируются или совершенствуются все умения, описанные выше, составляющие содержание учебной деятельности студентов. Результаты реализации методики проектных заданий позволили нам сделать вывод об эффективности ее использования в вузе. Происходит повышение мотивации студентов к овладению геометрическими знаниями через понимание актуальности данного предмета, его практической значимости в формировании предметно-профессиональных компетенций. Основной результат использования данной методики - сформированные учебные умения, составляющие основу общекультурных компетенций, - оценивался по результатам наблюдения преподавателя, посредством анкетирования студентов, по листам самооценки и оценке сокурсников.

3. Итоговый модуль.

В итоговом модуле мониторинга учебной деятельности мы осуществляем вторичное анкетирование студентов на основании анкет-мониторов, разработанных для входного модуля. Эти результаты сопоставляем с результатами входной диагностики и составляем карту сформированное™ общекультурных и общепрофессиональных компетенций для каждого студента. Данная карта также включается в структуру «портфолио достижений» каждого студента.

Мониторинг «квазипрофессиональной» деятельности.

Под «квазипрофессиональной» деятельностью будем понимать деятельность студентов, в ходе которой реализуются связи изучаемых математических дисциплин с будущей профессиональной деятельностью учителя математики. Продуктом «квазипрофессио-нальной» деятельности являются профессионально ориентированные математические знания, умения, навыки и способы деятельности студента, ценностное отношение к ним и определенные личностные качества.

1. Входной модуль.

На входном этапе мы осуществляем ан-

кетирование студентов по специально разработанным нами анкетам, направленным на установление мотивов поступления в педагогический вуз и личного отношения к профессии учителя. Для выявления мотивов поступления в педагогический вуз было проведено анкетирование среди студентов-первокурсников отделения математики и информатики в 2010 г., по результатам которого выяснилось, около 47 % первокурсников поступили в педагогический вуз, потому что хотят получить профессию учителя математики. Однако достаточно много респондентов указали в качестве причины поступления: необходимость получения высшего образования (25 % опрошенных) или низкий вступительный конкурс (16 % опрошенных). В связи с достаточно низким уровнем мотивации поступления в педагогический вуз, на наш взгляд, необходимо осуществлять комплекс мероприятий, проводимых как в рамках учебной работы, так и во внеучебное время, направленных на формирование позитивного отношения студентов к профессии учителя. Так, например, на наш взгляд, целесообразно включение студентов младших курсов в будущую профессиональную деятельность посредством использования учебно-педагогических ситуаций.

2. Промежуточный модуль.

Формирование основ профессиональной направленности деятельности студентов мы осуществляем через систему профессионально-ориентированных задач (учебно-педагогических ситуаций). Под учебнопедагогической ситуацией будем понимать совокупность условий и обстоятельств решения педагогической и учебной задачи субъектами педагогической и учебной деятельности. Главная цель занятий по использованию педагогических ситуаций сводится не к поиску способа их решения, а к развитию умения творчески организовывать образовательный процесс. Использование таких ситуаций в процессе подготовки будущих учителей активизирует их мышление и подталкивает к творческому поиску. Решение педагогических ситуаций требует от студентов использования большего круга знаний в сравнении с ответом на конкретный вопрос. У них создается более предметное представление про содержание и характер тех учебно-воспитательных заданий, которые необ-

ходимо будет решать будущим учителям в условиях школы. Все это положительно влияет на развитие педагогических способностей будущего учителя, так как происходит переход от поверхностной оценки и традиционно известных способов к поиску личных творческих путей решения ситуаций.

На наш взгляд, моделирование ситуаций будущей профессиональной деятельности необходимо осуществлять уже на младших курсах. Опыт применения учебно-педагогических ситуаций на практических занятиях по геометрии показал, что посредством их решения осуществляется связь вузовского курса геометрии со школьным и начальная связь студентов с будущей профессиональной деятельностью, тем самым закладываются основы многих профессиональных компетенций будущего учителя.

Результаты работы студентов над учебнопедагогическими ситуациями, и, как следствие, оценка уровня сформированности профессиональных компетенций, составляют основу промежуточного модуля мониторинга квазипрофессиональной деятельности.

3. Итоговый модуль.

Итоговым модулем мониторинга служит результат анализа студентами учебно-педагогических ситуаций на государственном экзамене.

В настоящее время нами осуществляется опытно-экспериментальная работа по реализации разработанной системы мониторинга УПДСМ, основные положения которой были описаны выше. Промежуточные итоги реализации этой системы позволили нам сделать вывод об эффективности ее внедрения в образовательный процесс, а также начать разработку методических рекомендаций по организации мониторинга учебнопознавательной деятельности студентов в педагогическом вузе в условиях реализации ФГОС ВПО третьего поколения.

Библиографический список

1. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.

2. Реан А. А. Психология изучения личности. -СПб.: Изд-во Прайм-Еврознак, 2006. - 288 с.

3. Семина Е. А. Диагностика стартовых возможностей студентов как входной этап мониторинга учебно-познавательной деятельности //

Вестник КГПУ - 2011. - № 2. - С. 4-14.

3. Шашкина М. Б. Формирование исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в условиях реализации компетентностно-го подхода: монография. - Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В. П. Астафьева, 2006. - 240 с.

4. Шкерина Л. В. Теоретичекие основы технологий учебно-познавательной деятельности

будущего учителя математики в процессе математической подготовки в педвузе: монография. -Красноярск: РИО КГПУ, 1999. - 356 с.

5. Шкерина Л. В. Факультетская система рейтингового контроля качества подготовки студентов: учебно-методическое пособие. - Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В. П. Астафьева, 2006. - 156 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.