Научная статья на тему 'Организация Министерства полиции: опыт его деятельности'

Организация Министерства полиции: опыт его деятельности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
650
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИСТЕРСТВО ПОЛИЦИИ / ПОЛИЦИЯ / КОНТРОЛЬ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АППАРАТ / НАДЗОР / ЦЕНЗУРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мухортов Анатолий Александрович

В данной статье автор рассматривает становление и организацию специального Министерства полиции как отдельного ведомства. Освещаются наиболее важные моменты исторического развития, которые подкрепленные нормативными документами. Раскрываются широкие полномочия Министра полиции по контролю над деятельностью административного аппарата, за расходом бюджетных средств, выделяемых для местных губернских органов. Приводится структура Министерства полиции. Деятельность Министерства полиции не принесла желаемых результатов. И в 1819 году было принято решение о присоединение Министерства полиции к Министерству внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of the Ministry of Police: Experience of its Activity

In this article the author considers formation and organization of the special Ministry of police as a separate department. The most important features of the historical development supported with normative documents are lighted up. Large powers of the Minister of police to control activity of administrative staff, expense of the budgetary funds allocated for local provincial bodies are revealed. The structure of the Ministry of police is given. Activity of the Ministry of police didn't bring desirable results. And in 1819 the decision about joining of the Ministry of police to the Ministry of Internal Affairs was made.

Текст научной работы на тему «Организация Министерства полиции: опыт его деятельности»

ОРГАНИЗАЦИЯ МИНИСТЕРСТВА ПОЛИЦИИ

Мухортов А.А.

9. СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.11)

9.1. ОРГАНИЗАЦИЯ МИНИСТЕРСТВА ПОЛИЦИИ: ОПЫТ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мухортое Анатолий Александрович, канд. юрид. наук, доцент. Должность: начальник кафедры. Место работы: Уфимский юридический институт МВД России. Подразделение: кафедра управления в органах внутренних дел. E-mail: muhortov.001@mail.ru Аннотация: В данной статье автор рассматривает становление и организацию специального Министерства полиции как отдельного ведомства. Освещаются наиболее важные моменты исторического развития, которые подкрепленные нормативными документами. Раскрываются широкие полномочия Министра полиции по контролю над деятельностью административного аппарата, за расходом бюджетных средств, выделяемых для местных губернских органов. Приводится структура Министерства полиции. Деятельность Министерства полиции не принесла желаемых результатов. И в 1819 году было принято решение о присоединение Министерства полиции к Министерству внутренних дел.

Ключевые слова: Министерство полиции, полиция, контроль, административный аппарат, надзор, цензура.

ORGANIZATION OF THE MINISTRY OF POLICE: EXPERIENCE OF ITS ACTIVITY

Mukhortov Anatoly Aleksandrovich, PhD in Law, associate professor. Position: chief of the chair. Place of employment: Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Department: chair of management in law-enforcement bodies. E-mail: muhortov.001@mail.ru Annotation: In this article the author considers formation and organization of the special Ministry of police as a separate department. The most important features of the historical development supported with normative documents are lighted up. Large powers of the Minister of police to control activity of administrative staff, expense of the budgetary funds allocated for local provincial bodies are revealed. The structure of the Ministry of police is given. Activity of the Ministry of police didn't bring desirable results. And in 1819 the decision about joining of the Ministry of police to the Ministry of Internal Affairs was made. Keywords: the ministry of police, police, control, administrative staff, supervision, censorship.

В 1810 году издается Манифест «О разделении государственных дел на особые управления, со значением предметов, каждому управлению принадлежащих»,1 который предусматривал создание специального Министерства полиции. В задачи нового

министерства помимо борьбы с преступностью должны были войти: проведение рекрутского набора в армию; охрана государственных запасов продовольствия; таможенный контроль; содержание и использование труда осужденных; обеспечение исправности и

1 ПСЗ. Собр.1. Т.ХХ I. №24307.

безопасности путей сообщения. Министерство полиции должно было также осуществлять явный и тайный надзор за иностранцами в России, выполнять цензурные функции.

О введении Положения о министерствах в России и о создании Министерства полиции было объявлено в Манифесте от 25 июля 1811 года. Он назывался «Общее учреждение министерств».2 3 Наряду с усилением единоначалия и персональной ответственности министров вводились такие новые органы, как совет министра, в состав которого входили высшие чиновники министерства и могли приглашаться «сведущие люди»; при директоре Департамента создавалось так называемое общее присутствие, состоящее из начальников отделений.

25 июня 1811 г. вводится новое Положение о министерствах в России "Общее учреждение министерств" 3 В нем официально было объявлено о создании Министерства полиции. Его деятельность регламентировалась документом «Учреждение и наказ министру полиции», ставшее нормативной основой его организации и деятельности.4

Министр полиции получал широкие полномочия по контролю над деятельностью административного аппарата, за расходом бюджетных средств, выделяемых для местных губернских органов. В чрезвычайных случаях он мог использовать войска без ведома военного министерства. Министру полиции непосредственно подчинялся Корпус внутренней стражи, привлекавшийся для содействия полиции. «Министр полиции... имеет право требовать пособия войск, расположенных в губерниях, и требования сии должны быть удовлетворяемы, по отношениям его не только к военному министерству, но и прямо к шефам и командирам разных полков и команд».5

Первым министром полиции был назначен генерал -адъютант императора А.Д. Балашов, который с начала Отечественной войны 1812 года находился при действующей армии, выполняя особо важные поручения царя, в том числе вел переговоры с Наполеоном. Исполняющим обязанности, до 1819 года был С.К.Вязмитинов, в прошлом - первый военный министр России (1802-1808 гг.). Одновременно с управлением Министерством полиции он был генерал-губернатором Санкт-Петербурга. Министр полиции имел право требовать сведения от всех местных органов, минуя соответствующие им министерства.

Указы, циркуляры, относящиеся к деятельности местных органов различных министерств, направлялись в губернии для чиновника Министерства полиции, который при помощи полицейских органов следил за их соблюдением. Тем самым полиция обособлялась от административного аппарата, контролируя его деятельность.

Структуру Министерства полиции составляли три департамента: полиции хозяйственной, полиции ис-

2 ПСЗ. Собр.1. Т.ХХ I. №24686.

3 ПСЗ Изд. 1. Т. XXI. № 24686.

4 ПСЗ, Собр. 1,1830. т. XXI, отд. 1, № 24687.

5 ПСЗ, Собр. 1,1830. т. XXI, отд. 1, № 24686.

223

6'2014

Пробелы в российском законодательстве

полнительной и медицинский, а также общая и особенная канцелярии министра. Департамент полиции исполнительной, в свою очередь, был разделен на три отделения. Первое отделение занималось кадровыми вопросами полицейских служб, сбором различных статистических и учетных данных. Второе отделение осуществляло надзор за следствием по уголовным делам, за исполнением полицией судебных приговоров. Третье отделение содействовало Сенату в организации и проведении общих губернских ревизий, заботилось о содержании земского ополчения, возглавляло деятельность по поимке дезертиров и т.д. В Министерстве полиции для ведения секретного делопроизводства была образована Особенная канцелярия при министре. Она выдавала заграничные паспорта, регистрировала иностранцев, проводила постоянную цензурную ревизию, выполняла личные поручения министра.

Она состояла из нескольких "столов" и секретной части. Последняя организовывала надзор за политически неблагонадежными лицами, занималась делами о злоупотреблениях чиновников полиции 6.

Возрастанию значения Особенной канцелярии способствовало и то, что царь, понимая, какая власть сосредотачивается в руках министра полиции, установил порядок, по которому начальник Особенной канцелярии делал ему личные доклады, часто без предварительного согласования со своим непосредственным руководством.

Особенная канцелярия министра полиции была не единственным органом политической полиции. В апреле 1812 г. секретным распоряжением императора Александра I создается Центральная канцелярия высшей полиции, в сферу контроля которой подпадали иностранцы и вообще все лица, чинившие вред Российской государственности 7.

Расширенный круг полномочий министра полиции позволил его ведомству контролировать местные органы других министерств. Происходило много накладок в делопроизводстве, переписке между Министерством полиции и другими ведомствами, что приводило к несогласованности во взаимодействии местных органов.

Однако, хотя создание Министерства полиции и усилило несколько специализацию в управлении полицией на министерском уровне, в губернском звене единого полицейского органа так и не было создано. Полицмейстеры, городничие и уездные исправники по-прежнему подчинялись непосредственно губернаторам. Сами губернаторы по вопросам полиции были подконтрольны Министерству полиции, а по другим вопросам - Министерству внутренних дел.

Министр внутренних дел хотел сосредоточить полицейскую власть у себя и поэтому он особо инициировал проекты ликвидации Министерства полиции. Министерство полиции рассматривалось его противниками как «учрежденное по неправильным понятиям», усложнявшее деятельность губернских органов. Предлагалось возвратить функции управления полицией в МВД.

Деятельность Министерства полиции не принесла желаемых результатов и не была достаточно эффективной, проверки выявили ряд нарушений. По мнению диссертанта, причина была не столько в недостатках

6 Российский государственный исторический архив в Санкт-Петербурге (далее РГИА). Ф. 1282. Оп. 3. Д. 714. Л. 20.

7 ПСЗ. Изд. 1. Т. XXXVII. № 28851.

центрального управления, сколько: «в плохом личном составе полиции, неточности самих инструкций, искусственность в распределении функций между плохо устроенными органами, очень скоро показали несостоятельность полиции».8

Было принято решение о ликвидации министерства. Бывший министр внутренних дел В.П. Кочубей, в 1819 году вновь назначенный на этот пост, обосновал перед царем необходимость возвращения функций управления полицией в МВД. После смерти в 1819 году министра полиции С.К.Вязмитинова нового назначения не последовало. Руководство министерством временно передавалось председателю Комитета министров.

В конце 1819 года при перераспределении функций между министерствами из МВД был выделен Департамент мануфактур и торговли, затем Почтовый департамент, а департаменты полиции хозяйственной и исполнительной вновь передавались в МВД.

О присоединении Министерства полиции к Министерству внутренних дел (1819 г.) был издан акт: «Признав лучшим для лучшего распределения дел Министерство Полиции присоединить к Министерству Внутренних Дел, повелеваем: Департамент Мануфактур и Внутренней Торговли причислить к Министерству Финансов, Почтовому же Департаменту остаться впредь до повеления под нынешним его Начальством».9 Это означало ликвидацию Министерства полиции.

Список литературы:

1. Андреевский И.Е. Полицейское право. -СПб.1874.

2. Соболева З.Х. Некоторые особенности профессионального становления сотрудников полиции. "Пробелы в российском законодательстве" №4 2014г. С. 229-231.

3. Спрыгина О.Р. Пути совершенствования кадровой политики в органах внутренних дел Российской Федерации ( на примере опыта Эстонской Республики) "Пробелы в российском законодательстве" №4 2014г. С. 186-190.

8 Андреевский И.Е. Полицейское право. -СП6.1874.-С.194.

9 ПСЗ, Собр.1,1830. т. XXXVI, № 27699

224

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.