Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
522
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвиевская Елена Геннадьевна, Ганаева Елена Аркадьевна, Муратова Анжелика Артуровна

Современная система образования характеризуется постоянными существенными изменениями и трансформациями в педагогической науке и практике, в связи с чем также неуклонно меняются и требования к специалистам, осуществляющим педагогическую деятельность. Социальный заказ общества направлен на формирование всесторонне и гармонично развитой личности гражданина России, выполнение которого неразрывно связано с качеством педагогической работы с детьми в образовательных учреждениях на всех ступенях образования. Важнейшее значение в благополучии становления и развития ребенка на всех этапах образования играет качество организации методической деятельности педагога, которая представляет собой «самостоятельный вид профессиональной деятельности по проектированию, разработке и конструированию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности». Государственная политика в области начального образования во многом руководствуется положениями ФГОС, согласно которым, широкий круг типовых задач учителя связан именно с организацией методической деятельности. Исследователи в области методической подготовки учителей указывают, что современный педагог должен обладать достаточным уровнем методических знаний и умений (кругозора), что позволит ему не только самостоятельно и грамотно их применять на практике, но и определит способность подходить к своей педагогической деятельности творчески. Проведенное исследование А.В. Прядко, по изучению степени эффективности различных способов организации методической деятельности в школе, говорит о том, что в результате обновления форм и методов организации методической работы произошли положительные изменения в мотивации, понимании учителями требований к образовательному процессу, которые включает новый стандарт образования. Результаты исследования показали, что уровень мотивации учителей вырос на 16%. Такой показатель, как «знание требований, которые включает стандарт», вырос в 4 раза; количество учителей, понимающих принципы формирования оценки познавательной деятельности учащихся и осознающих систему выставления итоговой оценки, выросло соответственно на 8 и 58%. Методическая деятельность современного педагога выступает системообразующим компонентом его педагогической деятельности и связана, с одной стороны, с методами обучения, в то время как с другой - с представлениями о специфических действиях, направленных на конструирование, выбор и использование этих методов как способов организации учебно-познавательной деятельности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матвиевская Елена Геннадьевна, Ганаева Елена Аркадьевна, Муратова Анжелика Артуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF METHODOLOGICAL ACTIVITIES OF AN ELEMENTARY SCHOOL TEACHER

The modern education system is characterized by constant significant changes and transformations in pedagogical science and practice, in connection with which the requirements for specialists who carry out pedagogical activities are also steadily changing. The social order of society is aimed at the formation of a comprehensively and harmoniously developed personality of a citizen of Russia, the implementation of which is inextricably linked with the quality of pedagogical work with children in educational institutions at all levels of education. The quality of the organization of the teacher’s methodological activity, which is “an independent type of professional activity in the design, development and construction of teaching aids that allows for the regulation of teaching and learning activities”, plays the most important role in the well-being of the formation and development of a child at all stages of education. The state policy in the field of primary education is largely guided by the provisions of the Federal State Educational Standard, according to which a wide range of typical tasks of a teacher is associated precisely with the organization of methodological activities. Researchers in the field of methodological training of teachers indicate that a modern teacher must have a sufficient level of methodological knowledge and skills (outlook), which will allow him not only to independently and competently apply them in practice, but also determine the ability to approach his pedagogical activity creatively. The conducted research by A.V. Pryadko, according to the study of the degree of effectiveness of various methods of organizing methodological activities in school, suggests that as a result of updating the forms and methods of organizing methodological work, there have been positive changes in motivation, teachers’ understanding of the requirements for the educational process, which includes the new education standard. The research results showed that the level of teacher motivation increased by 16%. An indicator such as “knowledge of the requirements that the standard includes” has quadrupled; the number of teachers who understand the principles offorming an assessment of the cognitive activity of students and are aware of the system for setting the final grade increased by 8 and 58%, respectively. The methodological activity of a modern teacher acts as a system-forming component of his pedagogical activity and is connected, on the one hand, with teaching methods, while, on the other hand, with ideas about specific actions aimed at designing, choosing and using these methods as ways of organizing educational and cognitive activities schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

DOMO.25198/1814-6457-227-66 УДК 378

Матвиевская Е.Г., Ганаева Е.А. Муратова А.А.

Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург, Россия E-mail: ipk@ospu.ru ; elganaeva@mail.ru ; lictor-z@yandex.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Современная система образования характеризуется постоянными существенными изменениями и трансформациями в педагогической науке и практике, в связи с чем также неуклонно меняются и требования к специалистам, осуществляющим педагогическую деятельность. Социальный заказ общества направлен на формирование всесторонне и гармонично развитой личности гражданина России, выполнение которого неразрывно связано с качеством педагогической работы с детьми в образовательных учреждениях на всех ступенях образования. Важнейшее значение в благополучии становления и развития ребенка на всех этапах образования играет качество организации методической деятельности педагога, которая представляет собой «самостоятельный вид профессиональной деятельности по проектированию, разработке и конструированию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности». Государственная политика в области начального образования во многом руководствуется положениями ФГОС, согласно которым, широкий круг типовых задач учителя связан именно с организацией методической деятельности. Исследователи в области методической подготовки учителей указывают, что современный педагог должен обладать достаточным уровнем методических знаний и умений (кругозора), что позволит ему не только самостоятельно и грамотно их применять на практике, но и определит способность подходить к своей педагогической деятельности творчески. Проведенное исследование А.В. Прядко, по изучению степени эффективности различных способов организации методической деятельности в школе, говорит о том, что в результате обновления форм и методов организации методической работы произошли положительные изменения в мотивации, понимании учителями требований к образовательному процессу, которые включает новый стандарт образования. Результаты исследования показали, что уровень мотивации учителей вырос на 16%. Такой показатель, как «знание требований, которые включает стандарт», вырос в 4 раза; количество учителей, понимающих принципы формирования оценки познавательной деятельности учащихся и осознающих систему выставления итоговой оценки, выросло соответственно на 8 и 58%. Методическая деятельность современного педагога выступает системообразующим компонентом его педагогической деятельности и связана, с одной стороны, с методами обучения, в то время как с другой — с представлениями о специфических действиях, направленных на конструирование, выбор и использование этих методов как способов организации учебно-познавательной деятельности школьников.

Ключевые слова: методическая деятельность, педагогическая деятельность, школьное образование, современный педагог.

Для цитирования: Организация методической деятельности педагога начальной школы / Матвиевская Е.Г., Ганаева Е.А. Муратова А.А. // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2020. - №4 (227). -С. 66-74.

Matvievskaya E.G., Ganaeva E.A., Muratova A.A.

Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia E-mail: ipk@ospu.ru ; elganaeva@mail.ru ; lictor-z@yandex.ru

ORGANIZATION OF METHODOLOGICAL ACTIVITIES OF AN ELEMENTARY SCHOOL TEACHER

Abstract. The modern education system is characterized by constant significant changes and transformations in pedagogical science and practice, in connection with which the requirements for specialists who carry out pedagogical activities are also steadily changing. The social order of society is aimed at the formation of a comprehensively and harmoniously developed personality of a citizen of Russia, the implementation of which is inextricably linked with the quality of pedagogical work with children in educational institutions at all levels of education. The quality of the organization of the teacher's methodological activity, which is "an independent type of professional activity in the design, development and construction of teaching aids that allows for the regulation of teaching and learning activities", plays the most important role in the well-being of the formation and development of a child at all stages of education. The state policy in the field of primary education is largely guided by the provisions of the Federal State Educational Standard, according to which a wide range of typical tasks of a teacher is associated precisely with the organization of methodological activities. Researchers in the field of methodological training of teachers indicate that a modern teacher must have a sufficient level of methodological knowledge and skills (outlook), which will allow him not only to independently and competently apply them in practice, but also determine the ability to approach his pedagogical activity creatively. The conducted research by A.V. Pryadko, according to the study of the degree of effectiveness of various methods of organizing methodological activities in school, suggests that as a result of updating the forms and methods of organizing methodological work, there have been positive changes in motivation, teachers' understanding of the requirements for the educational process, which includes the new education standard. The research results showed that the level of teacher motivation increased by 16%. An indicator such as "knowledge of the requirements that the standard includes" has quadrupled; the number of teachers who understand the principles of

forming an assessment of the cognitive activity of students and are aware of the system for setting the final grade increased by 8 and 58%, respectively. The methodological activity of a modern teacher acts as a system-forming component of his pedagogical activity and is connected, on the one hand, with teaching methods, while, on the other hand, with ideas about specific actions aimed at designing, choosing and using these methods as ways of organizing educational and cognitive activities schoolchildren.

Key words: methodical activity, pedagogical activity, school education, modern teacher.

Изучением вопросов организации методической деятельности педагогов начальной ступени образования занимались ряд отечественных ученых и исследователей. Так, в более ранних исследованиях (Т.Г. Рамзаева [10], Е.В. Титова [12], М.Г. Шалунова [14]) учеными рассматривались вопросы совершенствования методической подготовки учителя начальных классов; изучались проблемы методической грамотности педагогов и условий ее эффективной организации; рассматривались вопросы системы методической подготовки педагогов профессиональной школы в условиях развивающего обучения. Стоит отметить, что данные исследования в большей степени уже утратили свою актуальность ввиду изменившихся условий и требований современной системы образования.

Исследования современных ученых (Т.Н. Зуева [5], Р.М. Шерайзина [15], А.В. Прядко [9]), проведенные в течение последнего десятилетия затрагивают различные аспекты проблемы организации методической деятельности педагога ступени начального образования. Можем отметить, что проблема эффективности применения в образовательной деятельности детей различных инновационных подходов, методов и средств обучения является достаточно изученной, однако можно отметить определенный дефицит исследований, посвященных изучению эффективности применения педагогами начального образования различных современных возможностей и условий в реализации деятельности по проектированию, разработке и конструированию средств обучения. Это позволяет выделить противоречия в данной области исследования: между требованием общества и существующей практикой обучения; между требованием личности и отсутствием специальных навыков; между требованием образовательной практики в научно-методическом обосновании и недостаточной разработанностью методов ее развития.

Анализ научной литературы и современных психолого-педагогических исследований

и публикаций по исследуемой проблеме [2], [3], [8] позволил нам определить методическую деятельность как систему предметной деятельности педагога, включающую специфическую форму его мышления, направленную на преобразование идей современных методик обучения в целях создания наиболее оптимальных условий для саморазвития учащихся и усвоения ими содержания учебного материала. Методическая деятельность педагога в современных образовательных формируется поэтапно, согласно следующей последовательности: развитие методической грамотности; формирование готовности к методической деятельности; становление методической компетентности педагога. В рамках формирования методической компетентности педагога особую роль играет его способность к саморефлексии в процессе решения различных методических задач, развитие которой осуществляется, главным образом, в процессе методической подготовки педагога, которая представляет собой неотъемлемую часть его профессиональной подготовки и повышения квалификации [1], [4], [7]. На сегодняшний день можно отметить высокую степень информатизации системы образования, что обуславливает необходимость использования в современных условиях инновационных форм организации образовательного процесса и методической деятельности педагогов, что позволит достичь нового уровня организации образовательной деятельности и ее результатов.

Проведенный анализ научной литературы по исследуемой проблеме позволил нам сделать вывод о том, что структура и содержание методической деятельности в начальной школе соответствует актуальным в образовательной системе целям образования и воспитания. Структура методической деятельности состоит из неотъемлемых и взаимосвязанных элементов это деятельности: цель, объект, предмет, методы, функции и результат. С введением стандарта нового поколения содержание методической деятельности педагога претерпело изменения,

и значительно расширилось. ФГОС определили новые дополнительные направления методической деятельности учителя начальной школы, среди которых можно выделить следующие: непрерывное повышение уровня своего профессионального мастерства и освоение новых компетенций с целью повышения качества образовательного процесса; развитие рефлексии профессиональной деятельности; определение профессиональных затруднений и проблем в новых условиях; планирование процесса профессионального самообразования; организация распространения инновационного опыта с помощью методических объединений. Кроме этого, современные условия образовательного пространства выдвигают требования оптимального сочетания в методической деятельности использования как традиционных, так и инновационных форм работы (информационных средств, компьютерных технологий и сетевых форм организации методической деятельности).

В целях изучения степени эффективности различных способов организации методической деятельности в начальной школе мы разработали специальную авторскую анкету для педагогов начального образования, которая состоит из 9 вопросов и позволяет выявить отдельные аспекты эффективности различных способов организации методической деятельности в начальной школе. Проведенное нами анкетирование позволило выявить ряд важнейших особенностей, представляющих особую ценность для данного исследования и которые необходимо учесть при построении организации методической деятельности педагогов в начальной школе:

1) в настоящее время цель и задачи методической деятельности в начальной школе недостаточно объективно обоснованы и ясны большинству педагогических кадров начальной школы, а ее содержание представляется им недостаточно интересным и способствующим росту их профессионального мастерства;

2) действующие в настоящее время формы и способы организации методической деятельности в начальной школе большинство педагогов считают недостаточно целесообразными, оригинальными, результативными и отвечающими современным требованиям системы образования;

3) актуальное содержание организации методической деятельности в начальной школе не позволяет в необходимой степени анализировать и оценивать педагогическую деятельность, полноценно включаться в педагогический поиск, творчество и опытно-экспериментальную работу, но позволяет по большей части размышлять о совершенствовании педагогической деятельности;

4) все педагоги, участвующие в исследовании, указывают на ту или иную степень недостаточной эффективности используемых форм и способов организации методической деятельности в начальной школе;

5) наиболее эффективными большинство педагогов считают групповые формы и способы организации методической деятельности (творческие микрогруппы педагогов, совместная проектная деятельность педагогов, групповое наставничество и пр.).

6) большинство педагогов отмечают, что в целях повышения результативности педагогической профессиональной деятельности в целом необходимо внедрить и увеличить объем применения проектной деятельности в рамках организации методической деятельности, поскольку именно проектная деятельность позволяет раскрыть смысл и предназначение педагогической деятельности, предоставляет возможности самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое.

Полученные результаты анкетирования подтвердили необходимость проведения дальнейшей работы по организации методической деятельности педагогов начального образования в рамках проектной деятельности.

Анализируя различные эффективные формы и способы организации методической деятельности, а также учитывая результаты проведенного анкетирования среди педагогов, нами было принято решение о необходимости применения проектной деятельности в рамках организации методической деятельности педагогов начального образования. Оптимальным вариантом предстоящей работы мы считаем организацию деятельности педагогов в условиях единой методической проектной команды, в которой главными интересами являются овладение новыми способами профессиональной

самоориентации, а также приобретение навыков самоорганизации и саморазвития в рамках профессиональной деятельности. По нашему мнению, организация работы в форме проектной команды предоставит педагогам возможность реализовать данные интересы, поскольку именно такая форма работы позволит им проявлять инициативу, реализовывать собственный творческий потенциал в общей групповой деятельности.

С целью использования проектной деятельности как способа организации методической деятельности в начальной школе мы разработали соответствующую модель организации методической деятельности в начальной школе.

Структура представленной модели включает в свое содержание несколько основных блоков:

- целевой (включает цель и задачи организации методической деятельности учителей начальных классов посредством проектной деятельности);

- методологический (включает принципы, педагогические условия реализации работы, а также методы, приемы, средства организации работы);

- содержательный (включает основные модули и этапы проводимой работы);

- результативно-оценочный (содержит ожидаемые результаты и включает методы контроля их достижения).

Организация методической деятельности в начальной школе посредством проектной деятельности педагога включает в рамках представленной нами модели три основных компонента: социокультурный, психологический, педагогический.

Социокультурный компонент в рамках данной модели отражает глубину понимания педагогом смысла и ценности сознательного творчества в методической деятельности для собственного профессионального саморазвития.

Психологический компонент отражает потребность педагога в овладении компетенциями проектной деятельности в рамках своей методической подготовки и мотивацию к их использованию в профессионально-педагогической деятельности).

Педагогический компонент методической деятельности в рамках представленной модели

отражает способность педагога самостоятельно организовывать и осуществлять проектную деятельность от замысла до получения реального результата.

В представленной модели организации методической деятели отражено, что реализация каждого компонента/модуля работы осуществляется в рамках определенных ее этапов: мотивационно-формирующем, компе-тентностно-формирующем, рефлексивно-оценочном.

Рассмотрим подробнее содержательную сторону реализации каждого этапа предполагаемой работы.

На мотивационно-формирующем этапе осуществляется реализация социокультурного модуля разработанной модели - формирование у педагогов когнитивной и ценностно-смысловой основы проектной деятельности в рамках своей методической подготовки, обеспечение осознания педагогами начального образования значения проектной деятельности для личностно-ориентированного и профессионального саморазвития. На данном этапе реализуется следующая последовательность осуществляемой работы:

- формирование у педагогов начального образования представления о сущности и функциях методической деятельности в начальной школе;

- освещение преимуществ и возможностей использования проектной деятельности в качестве эффективного способа организации методической деятельности: возможности в творческом профессиональном поиске и повышении качества начального образования в целом.

- определение целей и задач освоения технологий проектной деятельности, в целях стимулирования познавательного интереса к ней у педагогов начального образования [6], [13].

Данная работа преимущественно проводится в форме различных просветительских мероприятий с включением дискуссий, мозгового штурма, в ходе проблемно-ситуативного обучения с помощью кейс-метода, а также с применением групповых дискуссий в режиме круглого стола. Педагоги включаются в активную командную работу, анализируют, учатся делиться своим мнением с группой и внимательно выслушивать мнение других участников. Работа

на данном этапе в рамках освоения социокультурного модуля способствует формированию у педагогов готовности к сознательному творчеству: способности актуализировать собственный жизненный и профессиональный опыт для создания педагогического проекта.

Компетентностно-формирующий этап является основным в рамках реализации модели организации методической деятельности педагогов начального образования. На данном этапе работа должна быть направлена на стимулирование отработки проектных умений у педагогов и реализацию их творческого потенциала в различных формах самостоятельной и групповой методической деятельности, направленных на достижение профессиональных целей.

На данном этапе работы предполагается реализация психологического и педагогического модуля разработанной модели.

Психологический модуль подразумевает осуществление работы, направленной на развитие у педагогов начального образования потребности в определении профессиональных методических задач и аспектов собственной творческой самореализации. В рамках психологического модуля осуществляется освоение педагогами соответствующих способов творческой реализации в методической деятельности посредством использования возможностей проектной деятельности. В ходе такой работы предполагается развитие личностных и профессиональных качеств, характеризующих компетентность педагога. Реализация психологического модуля может быть осуществлена в процессе обучения педагогов различным психологическим техникам (самоанализ, самоконтроль, самопрезентация и др.). Для этого может быть проведен социально-психологический тренинг, включающий разного рода психотехнические игры, в рамках которых педагоги смогли бы сделать первые важнейшие шаги в проектировании реализации различных идей и технологий, способных в методическом плане совершенствовать процесс и результаты учебно-воспитательной работы с учащимися. Также в рамках тренинговой работы могут использоваться варианты моделирования конкретных педагогических ситуаций, для обучения разрешению которых педагогам можно предложить разнообразные варианты игровых технологий.

Так, например, педагогам целесообразно предложить разыграть, а затем попробовать решить следующие педагогические ситуации:

1. Организация проблемного обучения на уроке (взять конкретную предметную область) по теме (взять конкретную тематику). Разработать вопросы для ведения на уроке с учениками проблемного диалога, позволяющего учащимся самостоятельно добыть знания и сделать необходимые умозаключения в процессе обсуждения и размышления.

2. В классе между учащимися назрел межличностный конфликт на почве личной неприязни или школьной успеваемости. Разработать алгоритм действий нейтрализации конфликта в классе и мер по дальнейшей профилактике возникновения подобных разногласий в учебной группе.

3. Разработать алгоритм (или методику) выявления среди учащихся основных интересов, увлечений, хобби для дальнейшего использования полученной информации в рамках повышения мотивации к изучению отдельных предметных областей и учебному процессу в целом.

4. Составить подробный план по проведению классного часа с учащимися с целью повышения в классе благоприятного психологического климата и общей групповой сплоченности.

5. Разработать список важнейших (на ваш взгляд) направлений работы с учащимися в рамках повышения у них удовлетворенности учебным процессом в школе.

Решая представленные задачи, педагоги смогут полноценно погрузиться в процесс творческого поиска, работая в рамках проектной команды, деятельность которой направлена на разрешение различных насущных проблем современного начального образования. В рамках такой работы педагоги смогут посмотреть на процесс своей профессиональной деятельности в первую очередь с психологической точки зрения, проанализировать основные трудности и проблемы в образовании, обсудить возможные причины их возникновения и в рамках совместной деятельности спроектировать различные варианты разрешения имеющихся проблем в современном учебно-воспитательном процессе.

Реализация педагогического модуля на этапе компетентностно-формирующей работы

предполагает освоение педагогами технологий проектной деятельности, в частности в рамках применения их не только в ходе методической деятельности, но и для эффективного их внедрения в учебно-воспитательный процесс в рамках работы с учащимися. В ходе реализации педагогического модуля работы осуществляется деятельность по подготовке педагогами собственных проектов, позволяющих решать актуальные образовательные задачи современной начальной школы и повышать уровень собственной педагогической компетентности. Так, еще на этапе реализации психологического модуля педагоги смогут для себя определить наиболее интересные и важнейшие области учебно-воспитательного процесса. Которые нуждаются в совершенствовании. Исходя из этого, в процессе реализации педагогического модуля педагоги, определившись с дальнейшим направлением работы, смогут разбиться на проектные рабочие команды, и используя различные методы работы разрабатывать проект, конечным результатом которого будет являться разработка того или иного методического продукта (алгоритма, программы, методики и пр.). Основными методами работы здесь могут выступать методы формирования системы теоретических знаний в области педагогического проектирования (лекция, дискуссия, анализ конкретных образовательных проектов), методы формирования проектных умений (практические упражнения, разработка собственных проектов; ролевые игры, творческие задания). Поскольку проектная деятельность зачастую по большей части реализуется через активный диалог, дискуссию и обсуждения, в качестве вспомогательных методов и форм работы могут выступать такие как деловая игра; кейс-метод; мозговой штурм. Использование перечисленных методов в работе проектной команды позволит наиболее детально обсудить все аспекты обозначенной проблемы, увидеть ее комплексно, а также обнаружить возможные ресурсы для ее решения в современном учебно-воспитательном процессе.

Таким образом, на компетентностно-фор-мирующем этапе работы по организации методической деятельности целесообразно использовать проектирование различных компонентов целостного педагогического процесса:

- моделирование конкретных педагогических ситуаций с элементами игровых технологий;

- организация деятельности проектных творческих групп с целью разработки новых педагогических идей, концепций и проектов;

- проведение дискуссий по итогам работы проектных творческих групп в режиме «круглого стола».

Такая работа всецело будет способствовать стимулированию у педагогов познавательного интереса к проектной деятельности, формированию устойчивой мотивации к достижению новых профессиональных успехов в методической деятельности посредством использования проектной деятельности. Помимо этого, на данном этапе у педагогов смогут планомерно развиваться навыки анализа, профессиональной рефлексии, творческой реализации, публичного выступления, защиты своей позиции.

Так, в процессе проектной деятельности педагоги будут проводить всестороннее исследование обозначенной проблемы, осуществляя операции анализа, изучения, описания собственного методического опыта, его рефлексию, выделение в нем эффективных и слабо эффективных методических средств. Благодаря этому на данном этапе у педагогов активно развивается профессиональная рефлексия, которая подразумевает сравнение и анализ уже произведенных деятельностей, с целью выбора из них (или создания из их элементов) наиболее современных и эффективных в профессиональной деятельности средств.

Рефлексивно-оценочный этап направлен на оценку методических навыков профессионально-педагогической деятельности, реализуемых педагогами посредством проектной деятельности. Сущность данного этапа состоит, на наш взгляд, в обеспечении оптимального взаимодействия интеллектуальной и личностной рефлексии педагогов.

В рамках данного этапа предполагается работа по развитию рефлексивной составляющей педагогической деятельности, педагогам предоставляется возможность оценить умения друг друга в разработке проектов и предложении различных вариантов их реализации. Оцениваемые проекты должны отражать методическую проблематику организации

учебно-воспитательного процесса, например, выдвигать новые варианты проведения урока или организации какой-либо деятельности на уроке, помогать находить выход из ситуации неопределенности, которая складывается в настоящее время в отдельных аспектах образовательной практики в начальной школе. В связи с этим основными методами оценки результатов проведенной работы будут выступать наблюдение, защита проектов и метод экспертных оценок.

Наблюдение может осуществляться специалистом, организующим процесс совершенствования методической деятельности педагогов по заранее подготовленному протоколу наблюдения с выделенными показателями сформированности у педагогов навыков и умений в методической деятельности, например: умение выделить актуальную проблему организации учебного процесса, обозначить ее и обосновать ее актуальность; навык постановки педагогических задач умелой конкретизации их в зависимости от условий; навыки анализа проблемной педагогической ситуации; активность в обсуждении возможных вариантов решения проблемы; умение высказывать свою позицию и аргументированно обосновывать свою точку зрения; умение составлять проект решения проблемной задачи (ситуации); способность грамотно презентовать результат методической деятельности (продукт) и пр.

При защите проектов педагоги демонстрируют свою осведомленность в изучаемом вопросе, степень изученности проблемы и готовность к учету различных обстоятельств в реальной ситуации внедрения на практике продукта методической деятельности. Во время защиты проектов участники других проектных команд внимательно выслушивают доклад по защите каждого проекта и задают дополнительные вопросы относительно аспектов внедрения методического продукта в современный учебно-воспитательный процесс. По итогам защиты проектов участники оценивают проект каждой группы, а также вклад каждого участника в разработку проекта.

Метод экспертных оценок рекомендуется проводить с помощью специально разработанной заранее таблицы критериев оценки проектов. Так, по нашему мнению, целесообразно в

таблицу экспертных оценок включить следующие критерии:

1) обоснованность актуальности проекта (значимость и необходимость реализации оцениваемого проекта для учебно-воспитательного процесса начального образования на современном этапе его развития);

2) логичность и обоснованность методологического аппарата проекта (проблема, цель, задачи, метод, результат);

3) четкость и реальная достижимость поставленных в проекте целей и задач;

4) корректность выбора мероприятий проекта, соблюдение последовательности действий, разумность, обозначение временной продолжительности реализации проекта в условиях учебно-воспитательного процесса.

5) адекватность показателей оценки эффективности проекта.

По итогам сведения всех полученных результатов оценки проделанной педагогами работы, можем выделить некоторые общие показатели сформированности методической компетентности педагогов начального образования:

1) в рамках социокультурного компонента:

- знание целей и задач методической деятельности в начальной школе и ее актуального содержания;

- знание и понимание ценностно-смысловой основы проектной деятельности как педагогического средства организации методической деятельности на этапе начального образования

- умение осуществлять междисциплинарный синтез информации для выделения различных актуальных методических проблем и задач в рамках современного начального образования;

2) в рамках психологического компонента:

- знание психологических условий профессионального развития учителя начального образования;

- наличие профессионально важных личностных качеств, обеспечивающих профессиональную успешность педагога в реальной ситуации педагогического проектирования (социальная коммуникабельность, адаптивность и гибкость поведения, рефлексивность, эмоциональная устойчивость);

3) в рамках педагогического компонента - наличие навыков владения технологией проектной деятельности в методической деятельности:

- умение моделировать проектную ситуацию;

- навыки самостоятельного планирования шагов по достижению проектной цели и задач;

- умение представить реальный продукт проектной деятельности.

Согласно этой схеме целесообразно давать общую оценку результативности проделанной работы каждого педагога в составе проектных команд.

В общем виде ожидаемыми результатами реализации организации методической деятельности в начальной школе с применением метода проектной деятельности мы считаем способность педагога творчески подходить к организации собственной профессиональной деятельности и тем самым повышать качество обучения и профессиональную успешность педагога, которая определяется такими показателями как:

- методически грамотное составление планов урочных занятий;

- способность эффективно комбинировать в своей деятельности теорию и практику;

- использование эффективных приемов, методов и средств обучения на уроке.

Таким образом, применение проектной деятельности как способа организации методической деятельности в начальной школе позволит педагогам принимать непосредственное участие в ситуациях неопределенности, интеллектуального конфликта. Актуальные проблемы учебно-воспитательного процесса будут побуждать педагогов на творческий поиск новых способов, приемов, средств работы с учащимися или на применение известных способов и приемов в новых, нестандартных условиях.

Представленная модель организации методической деятельности в начальной школе с использованием метода проектной деятельности позволяет, на наш взгляд, развивать у педагогов способность к анализу различных аспектов современного учебно-воспитательного процесса в начальной школе и подходить к вопросу их совершенствования. Помимо этого, в ходе такой формы организации работы у педагогов развиваются важнейшие личностные и профессиональные качества, способствующие формированию профессиональной успешности педагога: личностная и педагогическая гибкость, самостоятельность, инициативность, ответственность и способность принимать педагогически компетентные решения, отвечающие требованиям актуальных ситуаций в условиях современного начального образования.

14.05.2020

Список литературы:

1. Васенина, Н. Л. Методическая готовность учителя как условие успешности проектной деятельности учащихся на уроках технологии в условиях обновления образования / Н. Л. Васенина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - №1 (18). - С. 36-40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Гуляева, М. А. Обновление содержания методической деятельности педагога в современных условиях / М. А. Гуляева // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2012. - №8. - С. 34-39.

3. Гуляева, М. А. Организационно-педагогические условия формирования методической культуры педагога профессионального образования / М. А. Гуляева // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2014. - №1 (13). - С. 60-65.

4. Загривная, Т. А. Становление научно-методической компетентности педагогов в процессе профессиональной деятельности : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Тамара Александровна Загривная. - М.: Наука, 2006. - 256 с.

5. Зуева, Т. П. Содержание методической деятельности учителя начальных классов в современных условиях / Т. П. Зуева // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2009. - №6. - С. 216-220.

6. Ленская, Л. П. Актуализация личностного аспекта методической деятельности педагога / Л. П. Ленская, В. П. Дино // Эксперимент и инновации в школе. - 2008. - №2. - С.53-56.

7. Методическая деятельность в учреждениях дополнительного образования / Я. А. Арнольбик, Ю. А. Долгих, Н. В. Костала-нова [и др.] // Молодой ученый. - 2019. - №15 (253). - С. 250-252.

8. Никишина, И. В. Технология управления методической работой в образовательном учреждении : методический материал / И. В Никишина. - Волгоград : Учитель, 2007. - 127 с.

9. Прядко, А. В. Методическая работа в школе как фактор развития готовности учителей начальных классов к инновационной деятельности / А. В. Прядко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2014. - №4 (89). - С. 88-92.)

10. Рамзаева, Т. Г. Совершенствование методической подготовки учителя начальных классов (методические рекомендации) / Т. Г. Рамзаева, Н. Б. Истомина, М. С. Соловейчик. - М. : Наука, 1988. - 199 с.

11. Сурхаев, М. А. Методическая деятельность как специфический тип деятельности в образовательной системе / М. А. Сурхаев, А. М. Курбанова // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - №4 (77). - С.186-188.

12. Титова, Е. В. Если знать, как действовать / Е. В. Титова. - М. : Просвещение, 1993. - 192 с.

13. Управление методической работой в профессиональном образовательном учреждении / Т.Г. Аргунова, И.П. Пастухова, Г.П. Скамницкая. - М. : Наука, 2006. - 262 с.

14. Шалунова, М. Г. Система методической подготовки педагогов профессиональной школы в условиях развивающего обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. 13.00.08 / Марина Геровна Шалунова. - Екатеринбург : Екатеринбургский пед. ун-т, 2000. - 22 с.

15. Шерайзина, Р. М. Методическая деятельность учителя: сущностные характеристики и категории / Р.М. Шерайзина, П.М. Алексеева // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2016. - №2 (93). - С. 112-115.

References

1. Vasenina, NL Methodological readiness of a teacher as a condition for the success of students' project activities in technology lessons in the context of education renewal / NL Vasenina // Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. - 2017. - No. 1 (18). - S. 36-40.

2. Gulyaeva, MA Updating the content of the teacher's methodological activity in modern conditions / MA Gulyaeva // Professional education in Russia and abroad. - 2012. - No. 8. - S. 34-39.

3. Gulyaeva, MA Organizational and pedagogical conditions for the formation of methodological culture of a teacher of vocational education / MA Gulyaeva // Professional education in Russia and abroad. - 2014. - No. 1 (13). - S. 60-65.

4. Zagrivnaya, TA Formation of scientific and methodological competence of teachers in the process of professional activity: dis. ... Cand. ped. Sciences: 13.00.01 / Tamara Aleksandrovna Zagrivnaya. - Moscow: Nauka, 2006 .— 256 p.

5. Zueva, TP The content of the methodological activity of the primary school teacher in modern conditions / TP Zueva // Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. - 2009. - No. 6. - S. 216-220.

6. Lenskaya, LP Actualization of the personal aspect of the teacher's methodological activity / LP Lenskaya, VP Dino // Experiment and innovations at school. - 2008. - No. 2. - S.53-56.

7. Methodical activity in institutions of additional education / Ya. A. Arnolbik, Yu. A. Dolgikh, NV Kostalanova [and others] // Young scientist. -2019. - No. 15 (253). - S. 250-252.

8. Nikishina, IV Management technology of methodical work in an educational institution: methodological material / I. V. Nikishina. - Volgograd: Teacher, 2007 .-- 127 p.

9. Pryadko, A. V. Methodical work at school as a factor in the development of the readiness of primary school teachers for innovative activities / A. V. Pryadko // Bulletin of the Volgograd State Pedagogical University. - 2014. - No. 4 (89). - S. 88-92.)

10. Ramzaeva, T. G. Improving the methodological training of primary school teachers (guidelines) / T.G. Ramzaeva, N.B. Istomina, M.S. Soloveichik. - M.: Nauka, 1988 .-- 199 p.

11. Surkhaev, M. A. Methodical activity as a specific type of activity in the educational system / M. A. Surkhaev, A. M. Kurbanova // World of science, culture, education. - 2019. - No. 4 (77). - S. 186-188.

12. Titova, E. V. If you know how to act / E. V. Titova. - M.: Education, 1993 .-- 192 p.

13. Management of methodical work in a professional educational institution / TG Argunova, IP Pastukhova, GP Skamnitskaya. - M.: Nauka, 2006 .-- 262 p.

14. Shalunova, MG System of methodical training of teachers of vocational schools in the conditions of developing education: author. dis. ... Cand. ped. sciences. 13.00.08 / Marina Gerovna Shalunova. - Yekaterinburg: Yekaterinburg ped. un-t, 2000 .— 22 p.

15. Sheraizina, R. M. Methodical activity of a teacher: essential characteristics and categories / R. M. Sheraizina, P. M. Alekseeva // Bulletin of Novgorod State University. Yaroslav the Wise. - 2016. - No. 2 (93). - S. 112-115.

Сведения об авторах:

Матвиевская Елена Геннадьевна, первый проректор ФГБОУ ВО Оренбургский государственный педагогический университет, доктор педагогических наук, профессор

ipk@ospu.ru

Ганаева Елена Аркадьевна, заведующий кафедрой управления образованием ФГБОУ ВО Оренбургский государственный педагогический университет, доктор педагогических наук, профессор

elganaeva@mail.ru

Муратова Анжелика Артуровна, заведующий учебной частью Института непрерывного образования ФГБОУ ВО Оренбургский государственный педагогический университет, кандидат педагогических наук,

lictor-z@yandex.ru

460000, г. Оренбург, ул. Советская, 19, 7 (3532) 77-24-52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.