ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 11 2008 Вып. 1
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
УДК 378.17:378.180.6
Л. В. Кочорова, Н. Ю. Колесникова
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ СТУДЕНТАМ — МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ
Санкт-Петербургский государственный университет, медицинский факультет
В последнее время проблемы охраны здоровья студенческой молодежи в России привлекают внимание как специалистов в области социальной гигиены и организации здравоохранения, так и общественных деятелей страны. Данное обстоятельство связано с тем, что значительные усилия, направленные на формирование социально, духовно и физически здорового общества, предпринимаемые на государственном уровне, пока еще не имеют системных приложений в отношении студенческой молодежи.
Вместе с тем именно учащиеся высших учебных заведений составляют стратегический потенциал государства. Это будущие специалисты, теоретики и практики развития экономики и промышленности, это будущие родители [1]. Они заслуживают особого внимания. В настоящее время с точки зрения социальной гигиены есть все основания выделять студентов в особую социально-демографическую группу. Это молодые люди (как правило, в возрасте от 16 до 27 лет), находящиеся в периоде формирования физиологической зрелости, имеющие особые условия режима труда, обучения и отдыха, пребывающие в специфических условиях жизни и быта, имеющие своеобразную шкалу ценностей и жизненных приоритетов, отличную от предыдущих и последующих поколений, отличающиеся стойкими процессами закрепления личности. В силу перечисленных особенностей студенческая молодежь подвергается негативному влиянию ряда специфических общественно-социальных факторов, что имеет отражение на состоянии здоровья указанной группы населения.
Тяжелым стрессовым фактором является для студентов адаптация к новым условиям жизни [2]. Наибольшие трудности испытывают студенты 1 и 2 курсов, так как 1 курсу у большинства студентов предшествует сдача выпускных экзаменов в школе. Полная адаптация к новым условиям происходит лишь к 3 курсу, когда показатели жизнедеятельности студентов, в том числе успеваемость, наиболее высоки. На старших курсах наблюдается вновь увеличение стрессовой нагрузки адаптации, поскольку присоединяются новые факторы: создание семьи, необходимость совмещать учебу с работой, активное участие в студенческих научных обществах. В эти периоды стрессовыми факторами адаптации являются: освоение информационно-воспитательной среды вуза, включение в новый коллектив, социум, повышенный ритм жизни, чувство одиночества, потеря твердой опоры, что связано с отрывом от семьи, прежних друзей и минимальной материальной обеспеченностью.
© Л. В. Кочорова, Н. Ю. Колесникова, 2008
Немаловажным фактором адаптации для многих студентов является также изменение климатогеографической среды. Многие студенты обучаются в регионах, резко отличающихся по климатическим характеристикам от мест постоянного их проживания. Затраты на адаптационные процессы резко повышают риск заболеваемости, снижают функциональный резерв организма. В Санкт-Петербургском государственном университете эта группа студентов составляет до 60 % обучающихся.
Значительную часть суток студенты ведут малоподвижный образ жизни, их физическая активность невелика. Только часть обучающейся молодежи занимается спортом [3]. Интенсивная учебно-трудовая деятельность студента характеризуется ежедневной 9-12-часовой занятостью в течение семестра и 12-16-часовой—в экзаменационные и зачетные периоды. В организме накапливается усталость, и во второй половине семестра студент находится постоянно в состоянии утомления и низкой работоспособности. Компенсаторные и реабилитационные системы не справляются со своими задачами. Гиподинамия нарушает кровообращение, ведет к застоям крови, тромбозам, уменьшает вентиляцию легких, а в сочетании с эмоциональной и информационной перегрузкой ухудшает все функции пищеварительных органов, вызывает атрофию мышц, ведет к заболеваниям сердечно-сосудистой системы, развитию нервно-дистрофических отклонений [4, 5].
Основой развития многих заболеваний, особенно имеющих психосоматическую этиологию, является несоблюдение режима дня. Негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов оказывает экзаменационный стресс, который даже может вызывать нарушения генетического аппарата, повышая вероятность возникновения онкологических заболеваний.
Особенности обучения в вузе связаны с интенсивной умственной деятельностью, переработкой больших объемов информации, что требует напряжения памяти, устойчивости и концентрации внимания. Это состояние обычно приводит не только к снижению академической успеваемости, но и к возникновению одной из пограничных форм психопатологии — синдрома хронической усталости. Одними из типичных факторов риска заболевания данной патологией у современных студентов можно считать частые и длительные стрессы, однообразную и напряженную умственную работу. Нередко длительные стрессы сопровождаются такими негативными явлениями, как наркомания, алкоголизм, табакокурение, несбалансированное питание.
Следует отметить, что в силу традиционно специфического образа жизни студенты неадекватно воспринимают проблемы своего здоровья, принимая отклонения за вариант нормы. При этом они предпочитают не обращаться за медицинской помощью специалистов даже в затруднительных ситуациях.
Значительную роль в формировании здоровья студентов играет изначальное здоровье абитуриентов — бывших школьников. Известно, что уровень здоровья российских учащихся ухудшается к концу обучения в школе в 4-5 раз. Высокие нагрузки современных школ инновационного типа (гимназии, лицеи, колледжи и др.), безусловно, дают будущему студенту мощную учебную подготовку, однако ослабляя при этом его здоровье и ограничивая способность к полноценному учебному процессу в вузе.
Таков далеко не полный перечень факторов, оказывающих негативное влияние на здоровье современной студенческой молодежи, которое в настоящее время может быть оценено как катастрофическое.
Методы. С целью изучения состояния здоровья студентов Санкт-Петербургского государственного университета, поиска оптимальных форм организации медицинской помощи студенческой молодежи в течение последних трех лет было проведено комплексное медико-социальное обследование студентов 1 и 2 курсов. Исследование включало в себя проведение скрининговых
медицинских осмотров интересующей группы с последующим определением группы здоровья, групп диспансерного наблюдения, а также проведение анкетирования студентов 1 и 2 курсов по специально разработанному опроснику с последующим анализом полученного материала.
Результаты. Проведенное исследование показало крайне низкие показатело здоровья студенческой молодежи, их недостаточную адаптацию к режиму обучения.
Частота выявления патологических изменений у студентов чрезвычайно высока (таблица), что соответствует данным Всемирной организации здравоохранения, согласно которым общая заболеваемость студенческой молодежи в мире возросла за последние 10 лет на 35 %. Только 97 из 1000 осмотренных оказались практически здоровыми (9,7 %). Почти у 33 % всех студентов выявляется миопия средней и высокой степени тяжести. У каждого четвертого — гастрит, дуоденит или язвенная болезнь желудка. Каждый десятый студент страдает различными формами остеохондропатий, заболеваниями мочеполовой системы, дискинезией желче-выводящих путей. Следует отметить, что почти у трети были выявлены одновременно три и более заболевания, требующие постоянного динамического врачебного контроля.
Таким образом, исследование заболеваемости студентов свидетельствуют, что в последние годы на первом месте, как и во всем мире, стоят заболевания сердечно-сосудистой системы. Существенное значение имеют заболевания опорно-двигательного аппарата (остеохондроз, сколиоз, осе-тохондропатии). Значительна доля студентов, имеющих заболевания органов дыхания. Все эти патологические состояния оказывают неизгладимое вмешательство на обеспечение жизнедеятельности молодого организма.
Обращает на себя внимание, что по данным проведенных осмотров, практически здоровые студенты факультетов, выезжающих на летнюю практику (биолого-почвенный, географии и геоэкологии, геологический, исторический), вынужденные получать дополнительную физическую нагрузку, сопряженную со специфическими физическими нагрузками и изменением климатического режима, что в ряде случаев может приводить к дополнительным ухудшениям состояния здоровья, составляют не более 10,5 %. Студенты специальной группы — не менее 12,4 %.
Анализ функционального состояния студентов выявил, что их здоровье характеризуется следующими показателями: высокий уровень — только у 1,8 %, средний уровень — 7,7 %, низкий уровень — 21,5 %, очень низкий — 69 %.
Уровень физического развития студентов 1 и 2 курсов также может быть оценен как недостаточный: средний уровень физического развития имеют 59,4 % обследованных студентов, выше среднего — 6,2 %, высокий—2,6 %, ниже среднего — 24,5 % и низкий — 5,3 % (рисунок).
По данным проведенного анкетирования хроническое недосыпание (до 6 ч в сутки) отмечается у 22 % студентов. При этом фактически режим дня выполняют только
Сведения о частоте выявления патологических изменений у студентов 1 и 2 курсов в 2003-2006 гг.
№ п/п Характер патологических изменений Частота выявления (на 1000
осмотренных)
1 Практически здоровые 97
2 Вегето- со судистая 442
дистония
3 Миопия средней и высокой степени тяжести 327
4 Гастрит, доуденит, язвенная болезнь желудка 250
5 Остеохондропатии 115
6 Заболевания мочеполовой 87
системы
7 Дискинезия желчевыводящих путей 87
8 Бронхиальная астма 67
9,0 %. К сожалению, приходится констатировать, что очень мало времени студенты проводят на свежем воздухе (менее одного часа в день). Этот факт, несомненно, во многом определяется значительной учебной нагрузкой, длительной, более 3-х часов в день, подготовкой к занятиям, использование для этого и выходных дней, неумением организовать свой труд, сложностью вузовской программы.
В период сессии у студентов наблюдается общая слабость, быстрая утомляемость, пониженная работоспособность, головокружения, раздражительность, плохое настроение, плохой сон, ухудшение памя-
59,4 %
24,5 %
6,2 %
2,6 %
л
5,3 %
Л
о
и о
а &
т Й
Л
«
Л
т
й ° И ^
и Л
Уровень физического развития студентов 1 и 2 курсов в 2003-2006 гг
ти. При этом наиболее серьезные последствия экзаменационный стресс вызывает у учащихся, имеющих функциональные нарушения и хронические заболевания. Неврозы и другие пограничные формы психопатологии, требующие лечения и коррекции, выявляются в постэкзаменационный период у 55,6 % студентов.
Данные анонимного анкетирования также показали, что такие негативные явления, как курение, алкоголизм, наркомания, широко распространены среди студенческой молодежи. Например, если на первых курсах курят от 20 до 30 % студентов, то на старших курсах их доля возрастает до 50 %. Потребителями наркотиков чаще становятся довольно социально адаптированные и благополучные студенты, преимущественно из семей с довольно высоким материальным уровнем. В течение обучения в вузе наблюдается отчетливая тенденция увеличения предложений попробовать наркотики от 1 к 5 курсу (с 24,5 до 52,5 %). При этом более категорически настроены против наркомании студенты естественно-научного и технического направления подготовки в сравнении со студентами социально-экономического и особенно гуманитарного направлений.
Посредством комплексного изучения образа жизни студентов, их успеваемости было установлено влияние режима и сбалансированности питания не только на риск развития алиментарно-зависимых заболеваний, но и на успеваемость молодых людей. Так, было установлено: если студенты приступают к занятиям натощак, то они хуже усваивают учебный материал. Почти 60 % студентов, которые учатся удовлетворительно, питаются всего два раза в день, в то время как успевающие на «хорошо» в 80 % случаев придерживаются режима трехразового питания.
Профилактические осмотры, проведенные среди студентов 1 и 2 курсов, показали, что дефицит массы тела наблюдается у 28 % обследованных, у 17 % из них он предшествовал развитию желудочно-кишечных заболеваний.
Проведенное анкетирование выявило также свидетельства неадекватного отношения студентов к своему здоровью. Например, более трети студентов ежедневно принимают таблетки от головной боли, подчинившись неоправданному доверию молодых людей рекламе, которая гарантирует избавление от недуга при приеме таблетки, достигая при этом только временного эффекта и не устраняя причин заболевания.
Обсуждение. Несомненно, представленные показатели здоровья студентов являются свидетельством низкого уровня здоровья граждан России в целом. Вместе с тем необходимо учитывать, что высокая заболеваемость студентов вызывает ограничения не только полноценного образовательного процесса, но и развитие полноценного общества
в будущем. На сегодняшний день состояние здоровья студенческой молодежи может быть оценено как катастрофическое. Представленные данные свидетельствуют, что состояние здоровья студентов в настоящее время уже представляет реальную угрозу национальной безопасности [6]. И если не принять мер по изменению ситуации, она может стать тяжким бременем для страны. Именно поэтому в течение последних десятилетий система охраны здоровья студенческой молодежи обращает на себя все большее внимание и обсуждается на различных уровнях.
Организация медицинской помощи студентам в России в последние годы — это остаточные явления слаженной, организованной системы медико-санитарного обслуживания отдельных групп населения, которая была сформирована в СССР. Система охраны здоровья студентов во второй половине прошлого века включала в себя более 30 тыс. специальных больнично-поликлинических учреждений, около 50 тыс. вузовских поликлиник и отделений, врачебные и фельдшерские здравпункты и зубоврачебные кабинеты, 175 специализированных студенческих санаториев.
Основным звеном, осуществляющим медицинское обслуживание студентов, была определена студенческая поликлиника и специальные студенческие отделения в городских поликлиниках. На данные подразделения была возложена обязанность в решении таких задач, как обеспечение квалифицированной амбулаторно-поликлинической медицинской помощью, проведение мероприятий, направленных на профилактику и снижение заболеваемости, контроль за допуском на обучение абитуриентов в соответствии с требованиями перечней медицинских показаний и противопоказаний, ежегодные профилактические медицинские осмотры студентов всех курсов, своевременное и полное медицинское обследование нуждающихся лиц, выявленных при медицинских осмотрах, в соответствии с показаниями — безотказная госпитализация лиц для стационарного обследования и лечения, динамическое наблюдение за состоянием здоровья студентов и учащихся по итогам проводимых медицинских осмотров и текущей обращаемостью за медицинской помощью, проведение противоэпидемических мероприятий.
Задачи студенческой поликлиники актуальны и по сегодняшний день. Уже к концу прошлого века отмечалось, что условия медицинского обслуживания студентов не полностью соответствовали предъявленным требованиям. Сеть студенческих поликлиник недостаточна, ее развитие осуществлялось слишком медленными темпами, а многие поликлиники и здравпункты, обслуживающие студентов, не имели всех необходимых кабинетов, их штаты были укомплектованы не полностью. Кроме того, уже тогда остро ставились вопросы диспансерного наблюдения студенческой молодежи. Нередко медицинские осмотры студентов проводились без необходимых лабораторных анализов, к их проведению не привлекались врачи-специалисты, при этом не все выявленные больные брались на диспансерный учет, было обнаружено много недостатков в организации врачебной помощи узких специалистов.
Очевидно, что проблемы студенческого здравоохранения в настоящее время не отличаются от сходных проблем, возникавших в нашей стране почти тридцатилетие назад, и даже имеют более негативные тенденции. Существовавшая сеть студенческих поликлиник, функционировавших в стране, практически перестала осуществлять свою деятельность, многие из них, в том числе обеспечивающие ранее медицинское обслуживание студентов в рамках Программы государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью, претерпели ликвидацию вследствие нерентабельности, а также отсутствия должного внимания руководителей отдельных высших учебных заведений к проблемам существования таких поликлиник. Здания подобных поликлиник, состоящие, как правило, на балансе учреждений,
не ремонтируются, новое оборудование не закупается. Оплата труда медицинских работников резко занижена по сравнению с аналогичными должностями городских и муниципальных поликлиник.
Оставшиеся специализированные студенческие поликлиники, как правило, не участвуют в программах обязательного медицинского страхования и получают финансирование исключительно из бюджетной составляющей, что является явно недостаточным.
Предполагается, что студенты могут обращаться в городские и муниципальные амбулаторно-поликлинические учреждения, обслуживающие население по территориальному принципу. Однако это не является оправданным. Врачи городских поликлиник не готовы сталкиваться со специфическими проблемами данной медико-социальной группы, не обладают специальными знаниями и опытом относительно предоставления своевременных рекомендаций по связи заболеваний с выбранной специальностью, об ограничениях, формирующихся при осуществлении выбора будущей профессии. Они не готовы тратить кадровые и материально-технические ресурсы для проведения профилактических осмотров студентов, производить мониторинг состояния их здоровья.
Во многом современные проблемы организации медицинской помощи студентам связаны с противоречиями нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность медицинских организаций по обслуживанию студентов. Так, в соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском образовании» приемная комиссия учебного заведения формально не имеет права требовать от абитуриентов никаких дополнительных документов, кроме диплома о среднем образовании, в том числе документов, носящих сведения медицинского характера.
В силу этого подзаконные акты, содержащие схемы обследования абитуриентов (медицинская справка № 086/у, утвержденная приказом Министерства здравоохранения СССР от 04.10.1989 № 1030, отражающая медицинские противопоказания к обучению), не могут в настоящее время иметь легитимного применения. Не имеют должного статуса и Методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья студентов при массовых профилактических осмотрах, утвержденные Министерством здравоохранения СССР в 1988 г., которые, несомненно, должны быть уточнены и оформлены в виде соответствующего Федерального стандарта.
Данные обстоятельства затрудняют определение объема необходимой студентам в период обучения медицинской помощи. Это может быть устранено путем проведения профилактических осмотров первокурсников, включающих в себя осмотр и обследование студентов у отдельных врачей-специалистов, минимальный объем лабораторных исследований. Отсутствие таких мероприятий влечет за собой позднее выявление патологических состояний, ограничений к продолжению обучения по выбранной специальности и, как следствие, к низкому уровню показателей здоровья студенческого сообщества в целом.
Оптимальными путями нормализации ситуации по организации медицинской помощи студенческой молодежи, а также мерами по укреплению их здоровья следует считать следующие: создание упорядоченной нормативной правовой базы, регулирующей предоставление медицинской помощи студентам в рамках специализированных медицинских поликлиник; привлечение дополнительных средств обязательного и добровольного медицинского страхования, а также бюджетных ассигнований для оплаты медицинской помощи студенческой молодежи; выделение на государственном уровне медико-социального сообщества «студенты» в самостоятельную группу, разработка адресных программ по поддержке и охране их здоровья; рассмотрение на уровне правительства
России вопроса о включении медико-социальной группы «студенты» в приоритетный Национальный проект «Здоровье» с разработкой схемы диспансеризации, разработка и внедрение проектов, направленных на формирование у студентов адекватного отношения к своему здоровью.
Summary
Kochorova L. V., Kolesnikova N. Yu. The organization of health care to students — future generations health protection mechanism.
The aim of this research is summarizing negative medical and social factors affecting the health of the first and second year students of higher educational institutions. During the research screening preventive examination of students and diagnostic checkup were performed, a questionnaire of the students self-appraisal concerning their psychoemotional status, the attitude to their health, the influence of negative factors of their life-style on health forming and the process of study was made. The results obtained testify the low level of students' psychoemotional and somatical health condition. Only 9.7% of students examined were healthy. The ways of students' medical healthcare development are evaluated.
Key words: health, student's health, healthcare organization, safe health level, physical education, students, professional health, medical care.
Литература
1. ЧекушинР.Х., Сырнев Т. С. Добрачное медобследование как один из методов решения проблемы планирования семьи в России // Успехи современного естествознания. 2004. № 6. С. 79-80.
2. Вайнер Э. Н. Социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни // Валеология. 1998. № 3. C. 17-23.
3. Чоговадзе А. В., РыжакМ.М. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов // Теория и практика физической культуры. 1993. № 7. С. 8-10.
4. Абраменкова Н. Ю. Влияние факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний на уровень артериального давления и степень атеросклеротического поражения сонных артерий у больных артериальной гипертонией: Автореф. дис. ...канд. мед. наук. Смоленск, 2002. 21 с.
5. Апанасенко Г. Л. Об оценке состояния здоровья человека // Врачеб. дело. 1998. № 5. С. 112-114.
6. Бауэр В. Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России // Теория и практика физической культуры. 2001. № 1. С. 50-56.
Статья принята к печати 19 декабря 2007 г.