Научная статья на тему 'Медицинская составляющая в комплексной проблеме сохранения здоровья студентов'

Медицинская составляющая в комплексной проблеме сохранения здоровья студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
312
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / STUDENT / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / MORBIDITY / ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ / HEALTH GROUPS / ОЗДОРОВЛЕНИЕ / RECOVERY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Карташов В. Т., Черняев А. П., Розанов В. В., Северин А. Е., Погонин А. В.

В структуре факторов обеспечения здоровья студентов медицинская составляющая представлена 10-12%. В статье раскрыты направления деятельности по реализации медицинской составляющей в части сохранения и укрепления здоровья студентов, обозначена роль поликлиники в реализации данного направления. При этом отмечается, что изменения в законодательстве дают положительные результаты. Подробно раскрыт раздел медицинское обеспечение Приказа Минобрнауки от 09.01.2014 г. №3 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2014/2015 учебный годы». Поступающие в ВУЗы студенты по данным программам проходят обязательные предварительные медицинские осмотры в объеме требований Приказа Минздрава и социального развития Российской федерации от 12.04.2011 г. №302 Н. Привязка объемов диагностических исследований к возрастам контингентов, позволила поднять качество диспансеризации и профилактических осмотров. Для снижения отрицательного влияния социально-экономических факторов на состояние здоровья, преемственность в лечении ряда заболеваний после стационарного и амбулаторного лечения успешно используется штатный санаторий-профилакторий университета. В контексте состояния здоровья студентов анализируется заболеваемость и распределение их по группам здоровья. Отмечается позитивная динамика в сохранении и улучшении здоровья студентов. В конце статьи даются проблемы в медицинском обеспечении студентов МГУ им. М.В. Ломоносова, имеющие общий характер для ВУЗов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL COMPONENT IN COMPLEX PROBLEM OF CONSERVATION OF STUDENTS’ HEALTH

Medicine stands for 10-12% of students'' health safety. The article covers the polyclinic''s role in students'' health strengthening. In this regard the legislation amendments have already produced some positive results. The article focuses on the medical backup under the Order of the Ministry of Education and Science of January 9, 2010 № 3 "On rules of the higher education programs enrolment for 2014/2015 academic year". Applicants undergo medical examination in accordance with the Order of the Ministry of Health and Ministry of Social Affairs of April 12, 2011 № 302 N. Binding diagnostic testing to the age of applicants led to higher quality of annual physical exam and medical examinations. University''s health retreat helps reduce the negative social and economic impact on students'' health and provides after hospital stay treatment. Students are divided into health groups in accordance with their medical condition. Students'' health improvement shows positive dynamics. The final part of the article is dedicated to the problems related to medical care for students at Lomonosov MSU that are common for universities.

Текст научной работы на тему «Медицинская составляющая в комплексной проблеме сохранения здоровья студентов»

УДК: 61 DOI: 10.12737/7230

МЕДИЦИНСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В КОМПЛЕКСНОЙ ПРОБЛЕМЕ СОХРАНЕНИЯ

ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

В.Т. КАРТАШОВ*, А.П. ЧЕРНЯЕВ**, В .В. РОЗАНОВ**, А.Е. СЕВЕРИН***, А.В. ПОГОНИН****

ГБУЗ «Городская поликлиника № 202 ДЗМ», Ленинские горы, д. 1, стр. 53, Россия, г. Москва, 119992 ФГБОУ ВПО Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, г. Москва, Россия, 119991 Российский государственный университет дружбы народов, ул. Миклухо-Маклая, д.6, Россия, Москва, 117198 Департамент здравоохранения города Москвы, Оружейный переулок, д. 43, г. Москва, Россия, 127006

Аннотация. В структуре факторов обеспечения здоровья студентов медицинская составляющая представлена 10-12%. В статье раскрыты направления деятельности по реализации медицинской составляющей в части сохранения и укрепления здоровья студентов, обозначена роль поликлиники в реализации данного направления. При этом отмечается, что изменения в законодательстве дают положительные результаты. Подробно раскрыт раздел медицинское обеспечение Приказа Минобрнауки от 09.01.2014 г. №3 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2014/2015 учебный годы». Поступающие в ВУЗы студенты по данным программам проходят обязательные предварительные медицинские осмотры в объеме требований Приказа Минздрава и социального развития Российской федерации от 12.04.2011 г. №302 Н.

Привязка объемов диагностических исследований к возрастам контингентов, позволила поднять качество диспансеризации и профилактических осмотров. Для снижения отрицательного влияния социально-экономических факторов на состояние здоровья, преемственность в лечении ряда заболеваний после стационарного и амбулаторного лечения успешно используется штатный санаторий-профилакторий университета. В контексте состояния здоровья студентов анализируется заболеваемость и распределение их по группам здоровья. Отмечается позитивная динамика в сохранении и улучшении здоровья студентов.

В конце статьи даются проблемы в медицинском обеспечении студентов МГУ им. М.В. Ломоносова, имеющие общий характер для ВУЗов.

Ключевые слова: студент, заболеваемость, группы здоровья, оздоровление.

MEDICAL COMPONENT IN COMPLEX PROBLEM OF CONSERVATION OF STUDENTS' HEALTH

V.T. KARTASOV*, A.P. CHERNJAEV**, V.V. ROZANOV**, A.E. SEVERIN***, A.V.POGONIN****

*City polyclinic № 202 Moscow Department of Health, Lenin Hills, d. 1, p. 53, Moscow, Russia, 119992 Lomonosov Moscow State University, Lenin Hills, d. 1, Moscow, Russia, 119991 Peoples' friendship university of Russia, st. Maclay, 6, Moscow, Russia, 117198 Health Department of the city of Moscow, Oruzheynyy per., 43, Moscow, Russia, 127006

Abstract. Medicine stands for 10-12% of students' health safety. The article covers the polyclinic's role in students' health strengthening. In this regard the legislation amendments have already produced some positive results. The article focuses on the medical backup under the Order of the Ministry of Education and Science of January 9, 2010 № 3 "On rules of the higher education programs enrolment for 2014/2015 academic year". Applicants undergo medical examination in accordance with the Order of the Ministry of Health and Ministry of Social Affairs of April 12, 2011 № 302 N.

Binding diagnostic testing to the age of applicants led to higher quality of annual physical exam and medical examinations.

University's health retreat helps reduce the negative social and economic impact on students' health and provides after hospital stay treatment.

Students are divided into health groups in accordance with their medical condition. Students' health improvement shows positive dynamics.

The final part of the article is dedicated to the problems related to medical care for students at Lomonosov MSU that are common for universities.

Библиографическая ссылка:

Карташов В.Т., Черняев А.П., Розанов В.В., Северин А.Е., Погонин А.В. Медицинская составляющая в комплексной проблеме сохранения здоровья студентов // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2014. №1. Публикация 9-12. URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2014-1/5000.pdf (дата обращения: 05.12.2014).

Key words: student, morbidity, health groups, recovery.

Эксперты ВОЗ в 80-х годах нашего столетия определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные. Используя последние, в 1994 г. Межведомственная комиссия Совета безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения в Федеральных концепциях «Охрана здоровья населения» и «К здоровой России» определила это соотношение применительно к нашей стране следующим образом [1]:

- генетические факторы - 15-20%;

- состояние окружающей среды - 20-25%;

- медицинское обеспечение - 10-12%;

- условия и образ жизни людей - 50-55%.

Содержание каждого из факторов обеспечения здоровья можно определить следующим образом [2]:

Сфера влияния Факторы, укрепляющие здоровье факторов

Генетические Здоровая наследственность.

Отсутствие морфофункциональных предпосылок возникновения заболеваний. Состояние Хорошие бытовые и производственные окружающей условия, благоприятные климатические и среды природные условия, экологически

благоприятная среда обитания. Медицинское Медицинский скрининг, высокий уровень обеспечение профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь.

Условия и Рациональная организация

образ жизни жизнедеятельности, оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный и психологический комфорт, полноценное питание, отсутствие вредных привычек, валеологическое образование.

Факторы, ухудшающие здоровье

Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность к заболеваниям. Вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические и природные условия, нарушение экологической обстановки. Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики некачественное медицинское обслуживание.

Отсутствие рациональной организации жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо-или гипер- социальный и психологический дискомфорт, неправильное питание, вредные привычки, недостаточный уровень валеологических знаний.

На формирование здоровья студенческой молодежи в процессе обучения влияет множество факторов, которые условно можно разделить на две группы. Первая группа - это объективные факторы, непосредственно связанные с учебным процессом (продолжительность учебного дня, учебная нагрузка, обусловленная расписанием, перерывы между занятиями, состояние учебных аудиторий и т.д.). Вторая группа факторов - субъективные, личностные характеристики (режим питания, двигательная активность, организация досуга, наличие или отсутствие вредных привычек и т.д.). [3, 4].

В реальных условиях обучения и быта вторая группа факторов, характеризующая образ жизни студентов, в большей степени влияет на здоровье.

Медицинская составляющая в комплексной проблеме сохранения здоровья студентов осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с данным законом охрана здоровья обучающихся включает в себя:

1. оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

2. организацию питания обучающихся;

3. определение оптимальной учебной и внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

4. пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

5. организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся для занятия ими физической культурой и спортом;

6. прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;

7. профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных напитков, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;

Библиографическая ссылка:

Карташов В.Т., Черняев А.П., Розанов В.В., Северин А.Е., Погонин А.В. Медицинская составляющая в комплексной проблеме сохранения здоровья студентов // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2014. №1. Публикация 9-12. URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2014-1/5000.pdf (дата обращения: 05.12.2014).

8. обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

9. проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий.

При этом Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязывает обучающихся заботиться о сохранении и укреплении здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и совершенствованию.

Для реализации направления «оказание первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации» руководство МГУ им. М.В. Ломоносова заключило договор с Городским бюджетным учреждением здравоохранения «Городская поликлиника 202 ДЗМ г. Москвы» о передаче помещения в безвозмездное пользование с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Во исполнение Федерального закона от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» поликлиника берет на себя обязательства по соблюдению прав студентов в сфере охраны здоровья, в части касающейся, приоритет интересов студентов при оказании медицинской помощи, ответственность медицинских работников за доступность и качество медицинской помощи, приоритет профилактики, сохранение врачебной тайны.

Поликлиника имеет Лицензию на право осуществления медицинской деятельности в разделе первичной медико-санитарной помощи, при осуществлении медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи, а также работы при проведении медицинских осмотров. Важное место в разделе «медицинское обеспечение» отводится предварительным медицинским осмотрам.

Объекты и методы исследования. В соответствии с Приказом Минобрнауки от 09.01.2014 г. №3 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования -программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2014/15 учебный год» абитуриенты, поступающие в ВУЗ по данным программам, проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования).

Это касается Перечня специальностей и Направлений подготовки изложенных в Постановлении правительства РФ от 14.08.2013 г. №697 «Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующей должности или специальности».

Порядок направления абитуриентов на обязательное медицинское обследование, Перечень вредных факторов труда, Перечень привлекаемых медицинских специалистов и порядок проведения медицинских осмотров определен в Приказе Минздрава РФ и СР от 12.04.2011 г. №302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

В данном приказе обязанности по формированию направлений на медицинское обследование возлагается на работодателя, направление подписывается уполномоченным представителем работодателя.

Принципиально новый подход в проведении диспансеризации и профилактических осмотров в поликлинике осуществляется во исполнение Приказа Министерства здравоохранения РФ от 06.12.2012 г. № 1011 «Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра» и от 03.12.2012 г. №1006 «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения», а также приказа Департамента здравоохранения г. Москвы от 15.05.2013 г. № 45 «О проведении диспансеризации и профилактических медицинских осмотров взрослого населения в 2013 году».

Привязка объемов диагностических исследований к возрастам контингентов проходящих диспансеризацию и проф.осмотров позволило значительно поднять их качество. Выявляемость заболеваний в период углубленных медицинских обследований увеличилась на 15%. Значительно возрос объем и качество санитар-но-просветительской работы - пропаганда здорового образа жизни, здоровое питание, отказ от курения и т.д.

Большое значение в профилактике неинфекционных заболеваний имеет работа введенного в штатное расписание поликлиники в 2013 году отделения медицинской профилактики и работа Центра здоровья Дирекции западного округа г. Москвы.

Сроки проведения диспансеризации студентов осуществляются в соответствии с приказом ректора МГУ имени М.В. Ломоносова. Охват диспансеризацией в 2013 году составил 97,6%, из них подростки (в том числе юноши) осмотрены полностью. Полностью выполнен план по флюорографическому обследованию (почти 100% от числа нуждающихся).

Библиографическая ссылка:

Карташов В.Т., Черняев А.П., Розанов В.В., Северин А.Е., Погонин А.В. Медицинская составляющая в комплексной проблеме сохранения здоровья студентов // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2014. №1. Публикация 9-12. URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2014-1/5000.pdf (дата обращения: 05.12.2014).

В структуре распространенности заболевания среди студентов на первом месте находятся болезни органов дыхания - 52,2%, на втором - болезни глаза, на третьем болезни органов пищеварения.

Заболеваемость за анализируемый период - 2011-2013 г. снизилась по всем классам, за исключением эндокринной патологии, где произошло её увеличение за счет студентов первого курса. Нет тенденций к снижению психических расстройств.

По состоянию здоровья студенты 1 курса распределились по следующим группам:

1. группа здоровья - 19,23%;

2. группа с компенсированным течением заболевания - 69,85%;

3. группа с субкомпенсированным течением заболевания - 10,92%.

Среди заболеваний, являющихся причиной академических отпусков, на первом месте находятся психические болезни, на втором болезни нервной системы, на третьем болезни органов дыхания.

В 2013 году, благодаря проводимым профилактическим и санитарно-гигиеническим мероприятиям, среди студентов не было вспышек инфекционных заболеваний.

По данным Фильчакова С. А. с соавторами 2012 г. [5]: ухудшение здоровья студентов в период обучения в ВУЗе в большей степени связано с неблагоприятными воздействиями социально-гигиенических факторов среды и наследственно генетической предрасположенностью. Известно, что при поступлении в ВУЗ у большей части студентов происходит изменения привычных жизненных стереотипов, смена места проживания, изменение условий самостоятельной работы, смена режима и качества питания.

Для снижения отрицательного влияния вышеуказанных факторов на состояние здоровья студентов, преемственность в лечении ряда заболеваний после стационарного и амбулаторно-поликлинического лечения в структуре университета имеется и успешно работает санаторий-профилакторий, для нуждающихся - диетическое питание.

Направление в санаторий-профилакторий осуществляется по направлению санаторно-отборочной комиссии поликлиники.

Среди факторов оказывающих влияние на сохранение здоровья студентов принадлежит правильно организованному процессу физического воспитания, формирование и становление физической культуры обучающегося.

Контроль за физической подготовкой и спортом представляет собой целый комплекс мероприятий проводимых кафедрой физического воспитание совместно с поликлиникой, включает вопросы медицинского осмотра, допуска к занятиям по состоянию здоровья, организация занятий в группе ЛФК, реальное медицинское обеспечение

Включенное в программу физической подготовки студентов обязательное плавание в бассейне является серьезным оздоравливающим фактором.

Конечно, каждый студент знает, какое губительное воздействие на организм оказывает употребление табака и спиртных напитков. Тем не менее практика курения и употребления спиртных напитков довольно широко распространены в студенческой среде.

Введение в штатное расписание отделения медицинской профилактики кабинета отказа от курения значительно подняло профессионализм, эффективность, качество и отдачу в этой работе. Возглавляет кабинет врач-терапевт, прошедший профессиональную подготовку по данной теме. Направление пациентов в данный кабинет осуществляют врачи терапевты участковые при проведении углубленного профилактического консультирования в период проведения профилактических осмотров и консультаций. За год данный кабинет посетило около 600 человек. Эффект в основном однозначно положителен, когда человек сам решил бросить курить. Эффект по другим курильщикам пока составляет чуть больше 6%.

Основные требования здорового образа жизни должны рассматриваться с профессиональной работой медицинских специалистов, которые за счет применения медицинских технологий усиливают положительный фактор и ослабляют действие отрицательного фактора.

Основные требования здорового образа жизни - двигательная активность, рациональное питание, комфортные условия труда (учебы) и быта, рациональный режим труда и отдыха, оптимальная физическая нагрузка, отказ от вредных привычек, нормальная интимная жизнь, использование традиционных и нетрадиционных средств оздоровления. Большинство этих мер носит субъективный характер, и их выполнение зависит исключительно от самого человека. Проблема формирования здорового образа жизни студентов весьма актуальна. В студенческой среде ощущается недостаток знаний на эту тему, и многие испытывают потребность в получении соответствующей информации [3, 4].

Результаты и их обсуждение. В целом благодаря проводимым мероприятиям по сохранению и укреплению здоровья студентов руководством МГУ им. М.В. Ломоносова и ГБУЗ «Городская поликлиника №202 ДЗМ» дает положительные результаты.

Ухудшение состояния здоровья студентов МГУ имени М.В.Ломоносова за период обучения в 2011-2013годы не произошло, а наоборот:

- 1-группа состояние здоровья увеличилась до 25,44%;

Библиографическая ссылка:

Карташов В.Т., Черняев А.П., Розанов В.В., Северин А.Е., Погонин А.В. Медицинская составляющая в комплексной проблеме сохранения здоровья студентов // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2014. №1. Публикация 9-12. URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2014-1/5000.pdf (дата обращения: 05.12.2014).

- 2-группа состояние здоровья уменьшилось до 63,87% за счет лечебно- оздоровительных мероприятий позволивших перевести студентов из 2-ой группы в 1-ую группу состояния здоровья;

- 3-группа состояние здоровья осталась на прежнем уровне 10,69%.

Среди проблем имеющих место в медицинском обеспечении студентов следует отметить:

1. Методические указания «Перечень медицинских противопоказаний к приему абитуриентов в высшие учебные заведения», утвержденные приказами Минздрава СССР и Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 26 мая 1976 года № 542/464 отменены.

Применение приказа Минздравсоцразвития от 12.04.2011 г. № 302 «Об утверждении перечней вредных (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические осмотры и обследования и порядка проведения обязательных предварительных и периодических осмотров (обследований) работников занятых на тяжелых работах и на работах с вредными (или) опасными условиями труда» не всегда позволяет объективно подойти к определению годности к выбранной студентом профессии.

В этой связи, значительно повышается роль клинико-экспертной комиссии поликлиники при определении противопоказаний к обучению студентов, возрастают требования к профессионализму врачей в разделе «профпаталогия».

2. Медицинские рекомендации по объему обследования студентов перед прохождением практик изложены в приказе Минздравсоцразвития от 12.04.2011 г. № 302, п.16 Приложения 2 «Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные профилактические и периодические медицинские осмотры (обследования)». В разделе - «работы выполняемые учащимися образовательных организаций общего и профессионального образования перед началом и в период прохождения практик» предлагается перечень врачей специалистов участвующих в осмотрах (обследовании) обучающихся.

Однако, указанный приказ не конкретизирует виды практик, для которых необходимо прохождение медосмотра и перечень привлекаемых специалистов.

3. Порядок предоставления академических отпусков студентам определен Приказом Минобрнауки России от 13.06.2013 г. № 455 «Об утверждении Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающихся». Академический отпуск в соответствии с данным приказом предоставляется обучающимся, в связи с невозможностью освоения образовательной программы по медицинским показаниям в формате заключения врачебной комиссией мед. организации.

Однако, список медицинских показаний для предоставления академических отпусков на федеральном уровне не объявлен.

Устранение имеющихся проблем в медицинском обеспечении студентов позволит поднять качество оказываемой медицинской помощи на достойный уровень, способствовать сохранению и укреплению здоровья студенческой молодежи.

Заключение. Успешное решение задач по совершенствованию подготовки высококвалифицированных кадров тесно связано с укреплением и охраной здоровья, а также повышением работоспособности студенческой молодежи [3]. Реальную помощь в решении этих проблем может оказать создание целевой программы, направленной на укрепление здоровья студентов и формирование здорового образа жизни, которая может рассматриваться как часть общей системы учебно-воспитательной работы в университете. Естественно, в такой масштабной работе должна быть задействована не только администрация МГУ им. М.В. Ломоносова, преподаватели профильных дисциплин, медицинские работники, исследовательские коллективы, но и студенческие организации.

Литература

1. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для ВУЗов. М.: Наука, Флинта: Наука, 2001. 416 с.

2. Лисицын Ю.П. Здравоохранение в XX веке: М.: Медицина, 2002. 216 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ушакова Я.В. Здоровье студентов и факторы его формирования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2007. №4. С. 197-203.

4. Миннибаев Т.Ш., Тимошенко К.Т. Школа университетской гигиены московской медицинской академии имени И. М. Сеченова // Вестник Российской академии медицинских наук. 2010. № 11. С. 1621.

5. Фильчаков С.А., Чернышёва И.В., Шлемова М.В. Актуальные проблемы здоровья студентов // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». http://www.scienceforum.ru/2013/250/2267.

References

1. Vayner EN. Valeologiya: Uchebnik dlya VUZov. Moscow: Nauka, Flinta: Nauka; 2001. Russian. Библиографическая ссылка:

Карташов В.Т., Черняев А.П., Розанов В.В., Северин А.Е., Погонин А.В. Медицинская составляющая в комплексной проблеме сохранения здоровья студентов // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2014. №1. Публикация 9-12. URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2014-1/5000.pdf (дата обращения: 05.12.2014).

2. Lisitsyn YuP. Zdravookhranenie v XX veke: Moscow: Meditsina; 2002. Russian.

3. Ushakova YaV. Zdorov'e studentov i faktory ego formirovaniya. Vestnik Nizhegorodskogo uni-versiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2007;4:197-203. Russian.

4. Minnibaev TSh, Timoshenko KT. Shkola universitetskoy gigieny moskovskoy meditsinskoy akademii imeni I. M. Sechenova. Vestnik Rossiyskoy akademii meditsinskikh nauk. 2010;11:16-21.

5. Fil'chakov SA, Chernysheva IV, Shlemova MV. Aktual'nye problemy zdorov'ya studentov // Ma-terialy V Mezhdunarodnoy studencheskoy elektronnoy nauchnoy konferentsii «Studencheskiy nauchnyy forum». http://www.scienceforum.ru/2013/250/2267. Russian.

Библиографическая ссылка:

Карташов В.Т., Черняев А.П., Розанов В.В., Северин А.Е., Погонин А.В. Медицинская составляющая в комплексной проблеме сохранения здоровья студентов // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2014. №1. Публикация 9-12. URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2014-1/5000.pdf (дата обращения: 05.12.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.