Рис. 2. Параметры конкурентоспособности образовательной услуги
ги на сегодняшний день далеко не всегда соответствуют ожиданиям потребителей.
Отношение потребителя к образовательной услуге определяется уровнем ее конкурентоспособности, спросом на нее, который в большой степени зависит от социально-экономической обстановки в регионе, в котором находится образовательное учреждение.
Литература
1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М. : Книжный мир, 2003.
2. Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. СПб. : Питер, 2001.
3. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. М. : Центр экономики и маркетинга, 2000.
4. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании : учеб. пособие. М. : Интерпракс, 1995.
5. Сидунов А.А., Сидунова Г.И. Управление инвестициями в развитии компетенций специалистов : монография. Волгоград : ВГТЭК, 2008.
Studying the factors of competitiveness of education service
There is researched the marketing as the instrument of raising the competitiveness of education institution in the conditions of competition intensification between the education institutions. Furthermore the specific character of marketing interaction at the education service market is studied.
Key words: competitiveness, education service, competition, market, consumer, quantity parameter, quality parameter.
Н.В. АТАРЩИКОВА (Волгоград)
ОРГАНИЗАЦИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Выделяются виды предпринимательской деятельности высших учебных заведений. Исследуются финансово-экономические и маркетинговые ресурсы ведения такой деятельности. Доказывается, что организация малых предприятий при вузах способствует не только экономическому развитию вуза, но и повышению конкурентоспособности его выпускников на рынке труда, а также формирует у потребителя положительный имидж данного высшего учебного заведения.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность вуза, внехозяйственная деятельность вуза, малые предприятия при вузе.
В настоящее время функционирование вузов, находящихся в ведении Министерства образования и науки России, обеспечивается за счет средств от предпринимательской деятельности на уровне 40%. Данная деятельность в условиях рыночной экономики является источником финансовых ресурсов, позволяющих вузам адекватно выполнять свою образовательную и научную миссию в обществе, расширять и укреплять материально-техническую базу, сохранять кадровый потенциал. Анализ тенденций финансирования высшей школы показал устойчивое снижение доли средств, выделяемых вузам из федерально-
© Атаршикова Н.В. 2010
Рис. 1. Виды предпринимательской деятельности [7]
го бюджета, в общем объеме получаемых ресурсов.
В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и конкретных результатов, связи предпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса различают несколько видов предпринимательства (рис. 1). Образовательная услуга относится к производственному виду предпринимательской деятельности. Однако специфика образовательной сферы заключается в том, что вузы в абсолютном большинстве являются государственными учреждениями. Таким образом нарушается общеэкономическое правило, что предпринимательская деятельность осуществляется с целью получения дохода. Высшие учебные заведения могут осуществлять предпринимательскую деятельность только с целью получения прибыли, которая предназначена для совершенствования образовательного процесса в конкретном вузе.
В связи с этим важно определить понятие предпринимательской деятельности высшего учебного заведения. В экономическом словаре под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое
получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Таким образом предпринимательская деятельность вуза понимается как относительно самостоятельная, предусмотренная уставом образовательного учреждения и не запрещенная законодательством об образовании деятельность с целью получения желаемого результата в виде прибыли для обеспечения образовательного процесса.
Необходимо отметить, что наряду с понятием «предпринимательская деятельность вуза» употребляется связанный с данным понятием термин «внебюджетная деятельность вуза». При этом исследователи, как правило, либо отождествляют понятия предпринимательской и внебюджетной деятельности вуза, либо вовсе не дают четких дефиниций употребляемых терминов. Существующие разночтения в понятиях не способствуют адекватному пониманию сущности изучаемых процессов и вносят неясность в анализ проблем эффективного управления предпринимательской деятельностью вузов. По мнению автора, под внебюджетной следует понимать деятельность вуза, источником финансирования которой не являются средства государственного бюджета.
Реализация платных образовательных услуг государственными и муниципальными образовательными учреждениями
Реализация платных образовательных услуг негосударственными образовательными учреждениями
Реализация сопутствующих услуг
Информационно-консультационные услуги; обеспечение питанием; обеспечение проживания; организация дополнительного медицинского обслуживания; экскурсионное и культурно-массовое обслуживание; услуги по физическому воспитанию и развитию; организация досуговой деятельности, включая проведение театрально-зрелищных, спортивных, культурно-просветительных, развлекательных и праздничных мероприятий и т. д.
* * / фондов и иного имущества
Реализация (продажа) основных средств и иного имущества или прочая реализация является второй основной составляющей при исчислении финансового результата (валовой прибыли) юридического лица, помимо основной реализации
Рис. 2. Направления предпринимательской деятельности высшего учебного заведения
К такой деятельности, в частности, относится подготовка студентов на договорной основе, организация коммерческих курсов и семинаров, выполнение хоздоговорных НИР, сдача имущества в аренду, производство продукции (работ, услуг) структурными подразделениями, деятельность, финансируемая за счет попечительских и благотворительных взносов, пожертвований и др. Предпринимательской является только деятельность вуза, которая сопряжена с самостоятельностью, инициативой, риском, получением прибыли в
рамках правового поля, цикличностью денежных потоков и необходимостью налогового планирования. Таким образом, предпринимательская деятельность вуза, по нашему мнению, представляет собой часть внебюджетной деятельности и, соответственно, более узкое понятие.
Если рассматривать предпринимательскую деятельность в самом общем виде как процесс осуществления комбинаций ресурсов (природных, материально-технических, трудовых, интеллектуальных) для получения прибыли, то вся хо-
- Руководство малым предприятием
Рис. 3. Структура подчинения малого предприятия при вузе
зяйственная деятельность вуза в рыночных условиях относится к предпринимательской, со всеми вытекающими из этого последствиями. Современный вуз представляется своего рода хозяйствующим предприятием, чья деятельность направлена на получение дохода. В ходе анализа хозяйственной деятельности волгоградских вузов, а также соответствующего законодательства мы выделили направления предпринимательской деятельности образовательных учреждений (см. рис. 2).
При сопоставлении данных направлений с уже имеющимися или планируемыми образовательное учреждение определяет: будет ли относиться вновь вводимое направление деятельности к предпринимательской сфере, возникают при этом обязанности налогоплательщика и по каким видам налогов, каким образом следует оформлять получение внебюджетных средств. С момента появления законодательной базы, позволяющей открывать малые предприятия при вузах, у учебных заведений появляется возможность не толь-
ко организовать для студентов дополнительную практику, но и открыть новые источники дохода для вуза в целом.
На рис. 3 приведена структура подчинения малого предприятия при вузе. Главной особенностью малого предприятия при вузе является прямое подчинение не только непосредственному руководителю, но и, прежде всего, ректору учебного заведения. Вместе с тем необходимо определить ресурсы предпринимательской деятельности высших учебных заведений (рис.4).
Как видно из рис. 4, определяющими в организации предпринимательской деятельности высшего учебного заведения являются соответствующие ресурсы и маркетинговое сопровождение. Организация малых предприятий при вузах способствует не только экономическому развитию вуза, но и повышению конкурентоспособности его выпускников на рынке труда, т.к. в процессе обучения студенты вели также и практическую деятельность по специальности, что, естественно, становится одним
Рис. 4. Ресурсы предпринимательской деятельности вуза
из важнейших преимуществ выпускника, а также формирует у потребителя (предприятий региона) положительный имидж данного высшего учебного заведения.
Литература
1. Антропов В.А., Нестеров В.Л., Ельши-на Т.Н. Оценка социально-экономической эффективности функционирования средних профессиональных учебных заведений. Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2001. 142 с.
2. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2000 год / под общ. ред. проф. С.Н. Бобылева. М. : Права человека, 2001. 196 с.
3. Мишин В.М. Управление качеством : учеб. пособие для вузов. М. : ЮНИТИ-ДАНА,
2000. 303 с.
4. Зарубежный опыт реформ в образовании: Европа, США, Китай, Япония // Высшее образование сегодня. 2001. № 2. С. 60-67.
5. Пузиков В. Инвестиционный потенциал образования // Высшее образование в России.
2001. № 2. С. 10-17.
6. Мальцева Г.И., Фадейкина Н.В. Финансовое регулирование в сфере высшего профессионального образования. Новосибирск : СИФБД, 2002. 147 с.
7. Сидунова Г.И. Инновационная политика региона как объект управления // Инновации. 2003. № 9. С. 22.
Small business organizing at higher education institution
There are singled out the types of enterprising activity of higher education institutions. Financial, economical and marketing resources of this activity are researched. It is proved that small business organization at higher education institution promotes the economic development of an institution, the competitiveness of its alumni at the labour market. Moreover it forms the positive image of the given higher education institution.
Key words: enterprising activity of higher education institution, out-of-economic activity of higher education institution, small business organization at higher education institution.