ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА КАК ЭЛЕМЕНТ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Д. В. ИВИНСКИЙ, И. Ф. ЧЕПУРОВА
В статье рассматриваются аспекты исследования предпринимательской деятельности вуза как элемент рыночной экономики. Авторами раскрыта сущность предпринимательской деятельности вуза, представлена классификация видов предпринимательской деятельности российских вузов. Охарактеризована предпринимательская деятельность образовательного учреждения по форме и по содержанию ее осуществления. Применительно к современным условиям хозяйствования определена специфика хоздоговорной деятельности вуза и особенности целесообразности ее применения в жизнедеятельности региона осуществления. Представлена сравнительная характеристика особенностей ведения предпринимательской деятельности государственными и частными вузами. Раскрыт перечень расходов за счет прибыльной коммерческой деятельности вуза. Приведена классификация потребителей услуг высших учебных заведений. Особое внимание уделено необходимости постоянного мониторинга предпринимательской деятельности вуза.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность вуза, виды предпринимательской деятельности российского вуза, хоздоговорная деятельность вуза, эффективность хозяйствования вуза, потребители услуг вуза, эффективность предпринимательской деятельности вуза.
На рубеже XX и XXI вв. для сферы образования России прошел под знаком неопределенности и поиска путей выхода из кризисного состояния. В результате предпринятых реформ обозначилось направление развития в сфере образования и науки -переход к рыночным отношениям, что предполагает усиленное формирование способов и методов зарабатывания финансовых средств учреждениями образования, что обеспечивает их выживания в рыночной среде.
В настоящее время проблема предпринимательской деятельности отечественного вуза является одной из центральных проблем его функционирования. Причем для завоевания вузом достойных конкурентоспособных параметров эта деятельность не должна носить мимолетный, единичный, хаотичный характер, а должна осуществляться системно, с расчетом достижения долговременных целей и задач, так как предпринимательская деятельность является необходимым условием существования и развития вуза. Таким образом, помимо образовательного процесса, высшие учебные заведения должны обеспечивать и развитие научно-исследовательского потенциала, и наукоемкого производства, что имеет государственную значимость при отсутствии гарантированного финансирования из федерального бюджета (предполагается, что российские вузы научно-исследовательскую деятельность осуществляют за счет грантов и участия в конкурсах) [6].
Экономическая выгода, получаемая в процессе ведения предпринимательской деятельности, дает возможность развивать исследовательскую работу и обеспечивать высокое качество процесса обучения. Именно предоставление образовательных услуг является основной функцией вуза, а оказание их на платной основе есть приоритетное направление в предпринимательской деятельности вуза. Однако лишь оказанием платных образовательных услуг в большинстве случаев достичь необходимого уровня рентабельности вузу удается не всегда. Мы основывались на изучении потребностей в товарах и услугах вузов с точки зрения Н. А. Платонова, который отражает предпринимательскую деятельность вуза в виде схемы (рис. 1) [5].
В центре рисунка расположены образовательные услуги, которые предопределяют появление целого ряда услуг, связанные с деятельностью в сфере образования. Однако, в настоящее время, представленная классификация видов коммерческой деятельность Н. А. Платоновой можно назвать неполным, так как отсутствует такой важный элемент, как исследовательская деятельность и услуги, направленные на развитие науки. В современных условиях хозяйствования существуют возможности для реализации творческого научного потенциала в различных формах проявления.
Рис. 1. Основные виды предпринимательской деятельности российского вуза
Традиционная форма организации и финансирования научной деятельности - хоздоговорная, которая во многом обеспечивается уровнем разви-
тия сложившихся научных школ. Так, более полная предпринимательская деятельность вуза представлена на рисунке 2.
Услуги гостиниц и общежитий, общественного питания
Рис. 2. Основные направления предпринимательской деятельности вуза
Из рисунка 2 видно, что вуз, реализуя одну из видов деятельности, выполняет следующие функции в жизнедеятельности региона:
- воспроизводство человеческого капитала -предоставление обществу образовательных услуг, направленных непосредственно на обслуживание человека и свободное его развитие (учебные дисциплины обладают воспитательным потенциалом, если преподаются на высоком уровне, а преподаватель является высокопрофессиональным специалистом);
- подготовку высококвалифицированных кадров - элиты общества как одного из решающих факторов развития системы образования в целом, а также обеспечения научно-технического и социально-экономического прогресса региона;
- формирование рынка труда - создаваемые в вузе новые знания оказывают прямое воздействие на рынок труда, заставляя переоценивать значение тех или иных профессиональных навыков, изменяя количественные и качественные требования к человеческим ресурсам организации;
- стабилизацию социальных отношений - вуз выступает активным участником социальных взаимодействий с заинтересованными сторонами и множеством представителей социальной среды региона присутствия. Это осуществляется посредством создания экспертно-консультационных советов и ассоциаций (например, Российский союз ректоров), подготовки аналитической информации для законодателей, разработки предложений об изменении или принятии федеральных и региональных законов, реализации социальных программ, информирования общественности о своих успехах и проблемах (социальная отчетность) [1; 4].
Предпринимательская деятельность образовательного учреждения можно разделить на предпринимательскую деятельность по форме и предпринимательскую деятельность по содержанию.
При этом предпринимательская деятельность вуза по форме - это в определенной степени самостоятельная, соответствующая уставу образовательного учреждения и не запрещенная законодательством об образовании деятельность с целью получения предполагаемого результата в виде прибыли для обеспечения образовательного процесса.
Если рассматривать предпринимательскую деятельность в самом общем виде как процесс осуществления «новых комбинаций ресурсов, таких как природные, материально-технические, трудовые, интеллектуальные» для достижения наилучших результатов, то вся хоздоговорная деятельность высшего образовательного учреждения в рыночных
условиях относится к предпринимательской, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Итак, предпринимательская деятельность вуза по содержанию - это инновационно-хозяйственная деятельность в рыночных условиях, направленная на повышение эффективности образовательного процесса и качества образовательных услуг в результате организации и управления ключевыми параметрами конкурентоспособности, а также внут-ривузовскими процессами и производственными ресурсами. При этом следует уточнить, что эффективность ведения предпринимательской деятельности вуза неразрывно связано с условиями, в которых осуществляет свою деятельность.
Деятельность вуза по привлечению и использованию средств, полученных от предпринимательской деятельности, регулируется Законом «Об образовании в Российской Федерации», ГК РФ и иными нормативными актами, регламентирующими данную деятельность, и локальными нормативными актами, разработанными вузом в соответствии с действующим законодательством и утвержденными в порядке, определенном Уставом вуза.
Итак, «вуз сегодня представляет собой аналогичный производственному предприятию субъект, способный предложить рынку «продукцию» собственного производства и при успешной ее реализации получить прибыль». Таким образом, особое место в деятельности вуза занимает предпринимательство, связанное с использованием факторов создания и оказания образовательных услуг в целях удовлетворения требований, предъявляемых различной целевой аудитории к результатам образовательного процесса вуза, а также получения дохода, необходимого для дальнейшего развития вуза.
В отличии от государственного, хозяйственная сущность бюджетных вузов базируется, прежде всего, на их юридической автономии. Так, в соответствии с законодательно закрепленной классификацией юридических лиц, вуз относится к некоммерческому государственному образовательному учреждению ВПО, что обуславливает двойственность его положения, которое состоит в необходимости удовлетворять социальным, т. е., государственным, но и рыночным требованиям, и исходя из этого, производить доступные качественные образовательные услуги и получать доход. Ни то, ни другое невозможно без эффективной и рентабельной системы хозяйствования, которая в свою очередь невозможна без коммерческой стратегии вуза.
В ситуации, когда бюджетное финансирование вуза обеспечивает лишь поддержание образо-
вательного учреждения на достигнутом уровне, все затраты по совершенствованию и внедрению инновационных технологий в учебную деятельности могут возмещаться только за счет внебюджетных инвестиций. Иными словами, это и есть источник развития вуза. Именно поэтому вопрос о формировании и расходовании внебюджетных средств является для вузов крайне важным.
Расходы за счет прибыльной коммерческой деятельности вуза могут быть следующими:
- выплата заработной платы педагогическим работникам (штатным и внештатным, привлекаемым для оказания платных услуг), административно-управленческому аппарату, инженерно-техническим работникам и младшему обслуживающему персоналу;
- финансирование программ социального развития для работников образовательного учреждения, учащихся, студентов и аспирантов;
- осуществление нового капитального строительства, приобретение нового оборудования, проведение реконструкций, модернизации, капитального и текущего ремонта для совершенствования образовательного процесса и социального развития учреждения.
Еще одна статья расходов за счет средств, приносящих доход - это оплата соответствующих налогов и сборов.
Стремительная активизация коммерческой деятельности вузов обусловила развитие рыночных отношений в сфере ВПО и ужесточение конкурентной борьбы между такими сегментами рынка, как государственные (муниципальные) и негосударственные (частные) вузы, находящиеся в регионе. Для деятельности бюджетного вуза в отличие от частного характерно:
- наличие всесторонне регламентирующих образовательную деятельность процедур с большим количеством индикативных и директивных показателей;
- сметное планирование расходов средств из бюджетных источников финансирования, целевое использование средств и строгая финансовая дисциплина. Бюджетное финансирование представляет собой предоставленное в безвозвратном порядке денежное обеспечение, выделение (ассигнование) денежных средств из государственного (местного) бюджета на расходы, связанные с осуществлением государственных заказов, выполнение государственных программ, содержанием государственных организаций;
- бюджетное финансирование осуществляется в форме выделения денежных средств по определенному назначению для достижения обще-
государственных целей или для покрытия расходов отраслей, предприятий, организаций, находящихся на полном или частичном государственном денежном обеспечении);
- затратный принцип бюджетного финансирования, что не предполагает получения доходов от результатов своей деятельности.
Так или иначе, в условиях рыночной экономики основным показателям эффективности предпринимательской деятельности является «эффективность хозяйствования». При прозрачности рынка и наличии конкурентоспособной атмосферы эффективность функционирования субъекта рынка является средством, позволяющим сохранять и укреплять свое положение на нем, а также увеличивать доходы.
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что по мере насыщения рынка, его глобализации и усиления конкурентной борьбы на первый план выходит, конечно, качество предоставляемых образовательных услуг, поставив на второй план их стоимость, объем затрат потребителей и уровень сервиса. Таким образом, качество из категории стратегического преимущества переместилось в ряд конкурентной необходимости, оказывая влияние на степень удовлетворенности потребителя как ведущего звена в оценке эффективности функционирования и конкурентоспособности вуза.
Потребителей услуг высших учебных заведений можно сегментировать на следующие категории: обучающиеся, т. е. получающие образование; общество, выплачивающее налоги; работодатели, которые хотят принимать на работу профессионально образованных работников; государство, которому нужна квалифицированная рабочая сила.
Вузу необходимо учитывать явные запросы потребителей. Например, студент ищет вуз с престижной репутацией, профессиональным и высококвалифицированным составом преподавателей, современной материальной базой и развитым комплексом сервисных услуг. Государство требует от вуза выполнения образовательных стандартов при минимуме затрат на образование. Для родителей ключевым показателем является сохранность здоровья ребенка в процессе обучения. Работодатели требуют профессионального владения знаниями, умениями навыками в области специальности выпускника. Также вузу необходимо обнаружить и претворить в жизнь скрытые потребности субъектов обучения, например, стремление выпускника к дополнительным квалификациям и др. При этом отметим, что все представленные выше показатели определяются развитием
самого региона, где непосредственно функционирует вуз.
Объективная и практически подтвержденная оценка эффективности с точки зрения предпринимательского функционирования государственного вуза является очень трудной задачей. Для оценки ее эффективности необходимо множество показателей, которые позволят измерить реальный (фактический или ожидаемый) и требуемый (желаемый или целевой) результаты. Разработка такой системы показателей является необходимым инструментом формирования информационно-аналитической базы оценки и отслеживания эффективности функционирования в целях осуществления компетентного руководства хозяйством, выявления и мобилизации внутренних резервов (повышения рентабельности производства, качества продукции), и достижения, в конечном итоге, победы над конкурентами [3].
Разработка системы показателей требует систематизации и анализа данных об оценке эффективности и их классификации. Совокупность показателей без учета взаимосвязей, соподчиненно-сти и системности не может дать объективного представления об эффективных результатах деятельности. Таким образом, системный подход предполагает охват всех без исключения аспектов деятельности в соответствии с миссией объекта. А главная задача подхода как единой системы состоит в обнаружении и описании многогранности системы, а также обосновании дополнительных реально реализуемых связей, которые, при наложеннии на систему управления, сделают ее управляемой, сохранив при этом такие области самостоятельности, которые способствуют повышению эффективности системы. Только достаточно эффективный процесс управления является целесообразным.
Очевидно, что только предпринимательская деятельность в условиях рыночной экономики является для вузов источником несвязанных ресурсов, позволяющих им достойно исполнять свою образовательную и научную миссию в обществе и осуществлять стратегию развития.
Сегодня вузы РФ обладают значительным потенциалом для осуществления приносящей доходы деятельности, которая обеспечивает сохранение и развитие государственного вуза. Предпринимательская деятельность и раньше играла важную роль в системе государственной высшей школы. Однако в условиях переходной экономики ее значение не только возрастает. На определенном уровне предпринимательская деятельность меняет статус вуза, превращая его в субъект
экономической деятельности. Это влечет за собой соответствующее изменение методов управления вузом уже как деловым предприятием.
П. Ф. Друкер наиболее точно сформулировал определение делового предприятия как социального института, созданного людьми «для совместной работы, для сотрудничества и достижения целей, которые они не могут достичь в одиночку». Вузу сегодня жизненно необходимо приобрести черты делового предприятия для более эффективного производства «человеческого» капитала и обеспечения усвоения накопленных обществом знаний, умений и навыков [2].
Если государственные вузы намереваются работать на потребности рыночной экономики и брать за основу платные образовательные услуги, то они должны стать полноправными субъектами рыночной структуры. При этом вуз должен обладать свободой в своем поведении на рынке образовательных услуг. Ясно, что государственный вуз не отвечает этим условиям, так как он во многом зависит от государства экономически, так как, во-первых, в качестве его учредителей выступают либо правительство, либо государственный орган; во-вторых, здания, сооружения и оборудование переданы ему в оперативное управление, он не является их собственником; в-третьих, повседневная деятельность вуза во многом определяется постановлениями и инструкциями государственных органов управления образованием, как федеральными, так и региональными.
К разряду приоритетов государства относятся внешняя и внутренняя безопасность страны и связанное с этим развитие соответствующих отраслей экономики, промышленности, производства, науки и ряд других задач. Решение таких задач должно осуществляться за счет соответствующего кадрового обеспечения. Исходя из этого, весьма необходимым являются расходование бюджетных средства на бесплатное профессиональное образование для подготовки кадров для собственных же нужд, т. е. нужд государства. Потребность в кадрах для государственного сектора материального и нематериального производства нетрудно просчитать, в известном смысле здесь возможен плановый подход к выделению определенного количества вузов, которые будут работать исключительно на государственный заказ, выполнять этот план, вести обучение строго по государственному стандарту, получая для этого от государства все необходимые средства в необходимом объеме.
Очевидно, что без основной черты делового предприятия - планирования доходов - вузам не
обеспечить покрытие необходимых расходов и финансовую устойчивость. Внебюджетную деятельность вузов нельзя больше рассматривать как случайную, временную и несвойственную им деятельность. Эта деятельность в переходных условиях становится для российских вузов одной из основных. Она требует от вуза поиска адекватных экономических и финансовых инструментов, применяемых для управления деятельностью частного или государственного предприятия. Переход к рыночным отношениям предполагает модернизацию высшего образования в Российской Федерации через осуществление предпринимательской деятельности высшим учебным заведением и прямого взаимодействия с потребностями региона.
Подводя итоги, можно сказать, что предпринимательская деятельность вуза - это предусмотренная уставом образовательного учреждения и не запрещенная законодательством об образовании инновационно-хозяйственная деятельность, направленная на повышение эффективности образовательного процесса и качества образовательных услуг в результате управления ключевыми факторами конкурентоспособности, внешними и внутренними ресурсами образовательного учреждения. В ситуации, когда бюджетное финансирование обеспечивает лишь поддержание образовательного учреждения на достигнутом уровне, все затраты по диверсификации учебной деятельности могут возмещаться только за счет внебюджетных инвестиций. Поэтому вопрос о формировании и расходовании средств от предпринимательской деятельности является для вузов жизненно важным в настоящее время, так как являются источником развития вуза.
Литература
1. Джабраилов М. А. Образование как сфера формирования экономического интереса социального субъекта // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2009. № 1. С. 313-318.
2. Друкер П. Ф. Менеджмент. Вызовы XXI века. М., 2012.
3. Махонина И. Н. Формирование рыночной инфраструктуры в условиях информационной экономики: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Тамбов, 2008.
4. Ниязова М. В. Функции вуза как социально ответственного института // Проблемы современной экономики. 2008. №2 (26). URL: http: // www.m-economy.ru
5. Платонова Н. А. Маркетинговые подходы к изучению потребностей в товарах и услугах в вузах // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. № 5.
6. Развитие финансовой системы в условиях модернизации экономики России: колл. монография. Тамбов, 2013.
7. Юрьев В. М. Прогностическая модель экономического реформирования регионального вуза (проект для обсуждения) // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. Тамбов, 2004. № 6. Т. 2. С. 9-17.
* * *
BUSINESS ACTIVITY OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION AS ELEMENT OF MARKET ECONOMY
D. V. Ivinsky, I. F. Chepurova
In article aspects of research of business activity of higher education institution as element of market economy are considered. Authors opened essence of business activity of higher education institution; classification of types of enterprise activity of the Russian higher education institutions is presented. Business activity of educational institution in form and in content of its implementation is characterized. In relation to modern conditions of managing specifics of economic contracts activity of higher education institution and feature of expediency of its application in activity of the region of implementation are defined. The comparative characteristic of features of conducting business activity is submitted by the state and private universities. The list of expenses due to profitable commercial activity of higher education institution is opened. Classification of consumers of services of higher educational institutions is given. The special attention is paid to need of continuous monitoring of business activity of higher education institution.
Key words: business activity of higher education institution, types of business activity of the Russian higher education institution, economic contracts activity of higher education institution, efficiency of managing of higher education institution, consumers of services of higher education institution, efficiency of business activity of higher education institution.