Суицидология и аддиктология
2. Вальздорф Е.В., Вишняков Т.М. Роль опросника суицидального риска и MMPI в предвещании суицидальных попыток // Академический журнал Западной Сибири. - 2012. - № 6. - С. 40-41.
3. Вальздорф Е.В. Причины и предметы для совершения суицидальных попыток // Академический журнал Западной Сибири. -2013. - Том 9, № 6. - С. 83-84.
4. Вальздорф Е.В. Предметы для совершения аутоагрессивного акта обвиняемыми в совершении тяжких и особо тяжких преступлений // Академический журнал Западной Сибири. - 2012. -№ 2. - С. 25-26.
5. Войцех В.Ф. Суицидология. - М.: Миклош, 2008. - 280 с.
6. Ефремов В.С. Основы суицидологии. - СПб.: Диалект, 2004. -480 с.
7. Собчик Л.Н. СМИЛ Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. - СПб.: Речь, 2009. - 224 с.
8. Ткаченко А.А. Руководство по судебной психиатрии: практ. пособие / Под ред. А.А. Ткаченко. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Юрайт, 2013. - 966 с.
THE SIGNIFICANCE OF THE USE OF EXPERIMENTAL-PSYCHOLOGICAL RESEARCH METHODS TO IDENTIFY PERSONAL CHARACTERISTICS AND COMMITMENT TO THE SUBJECT TO COMMIT ACTS AUTOAGGRESSIVE
E.V. Valzdorf, N.Y. Rozhkova
The article presents results of experimental-psychological research of the subject 101 with the presence of non-fatal suicide attempts in history who have studied personality traits during the period of hospitalization with concise characteristics, analyzed the results of psychological techniques in order to identify adherence to commit autoaggressive acts of persons brought to criminal responsibility for grave and especially grave articles of the Criminal Code of the Russian.
Keywords: untried, nonfatal suicide, experimental-psychological research, psychological method.
ОРГАНИЗАЦИЯ КРИЗИСНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Н.В. Говорин, О.П. Ступина,
А.В. Сахаров, Т.Г. Колчанова
Читинская ГМА, г. Чита
Краевая КПБ им. В.Х. Кандинского, г. Чита E-mail авторов: [email protected]
В статье представлены показатели самоубийств среди населения Забайкальского края, в том числе в детскоподростковой популяции, которые являются высокими. С целью улучшения помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением на нашей территории в июле 2014 года была создана Кризисная служба, которая начала свою работу.
Ключевые слова: суицидальное поведение, суицид, самоубийство, кризисная служба.
В последние десятилетия проблеме суицидального поведения уделяется все больше внимания. Суициды происходят во всех странах мира и их совершают люди всех возрастов. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, в 2012 году в мире число смертей по причине самоубийств до-
стигло 804 тыс., что составило 11,4 на 100 тыс. человек населения (15,0 для мужчин и 8,0 для женщин) [7]. При этом предотвращение суицидов является неотъемлемой частью комплексного плана ВОЗ в области психического здоровья, в котором поставлена цель снизить к 2020 году частоту самоубийств во всех странах на 10% [4].
В России уже около 10 лет наблюдается отчетливое снижение смертности населения по причине самоубийств, в 2013 году показатель составил 19,6 на 100 тыс. жителей. Несмотря на положительную динамику, суициды по числу уносимых жизней в нашей стране по-прежнему стоят на первом месте в структуре насильственной смертности [1].
Следует отметить существенные региональные различия по этому показателю, которые составили в 2013 году 167 раз (от 0,4 на 100 тыс. в Республике Ингушетия до 66,7 на 100 тыс. в Республике Алтай). В шести субъектах РФ частота самоубийств по-прежнему сохраняется более 50,0 на 100 тыс. человек населения (рис. 1), также в шести субъектах -менее 5,0. Все это определяет необходимость продолжить изучение факторной обусловленности суицидального поведения в конкретных регионах
[1, 3, 6].
Ненецкий
Чукотский
Республика Тыва Забайкальский край Республика Бурятия Республика Алтай
О 20 40 60
Рис. 1. Субъекты РФ с высокими показателями смертности по причине самоубийств в 2013 году.
Как видно из рисунка 1, Забайкальский край в 2013 году занял третье место в стране по частоте суицидальной смертности населения, в 20102012 гг. наш регион находился на четвертой позиции, в 2009 году - на второй.
Стоит отметить, что Забайкальский край всегда отличался высокими показателями смертности по причине самоубийств: в 80-90-е годы прошлого века он составлял около 40,0 на 100 тыс. человек населения, а с 1993 года стал более 60,0 на 100 тыс. (максимум был зарегистрирован в 2002 году - 93,4 на 100 тыс. населения). В последнее десятилетие отмечалось снижение смертности от суицидов среди населения Забайкалья, но наш регион по-прежнему входит в группу субъектов Российской Федерации с высокой смертностью населения по причине самоубийств. В 2013 году в крае было зарегистрировано 599 самоубийств (показатель 54,6 на 100 тыс.), что
8
Тюменский медицинский журнал Том 16, № 3, 2014
Суицидология и аддиктология
на 17,0% меньше, чем в 2011 г. и на 7,0% меньше, чем в 2012 году. В 2014 году сохраняется тенденция к снижению показателя: показатель за 8 месяцев 2014 года составил 33,3 на 100 тыс. населения (за аналогичный период 2013 года - 39,9 на 100 тыс.).
Показатели смертности по причине завершенных суицидов в 2013 году на 100 тыс. населения: в РФ - 19,6; Сибирском Федеральном округе - 31,4; Забайкальском крае - 54,6. В Забайкалье распространенность самоубийств в 2,8 раза выше среднероссийской и в 1,6 раза выше, чем в Сибирском Федеральном округе.
Особую тревогу вызывает распространенность суицидов среди детей и подростков, при этом Дальневосточный регион и Восточная Сибирь формируют «полюс неблагополучия». Забайкальский край также входит в группу регионов с максимальным уровнем смертности от самоубийств среди подростков, при этом в 2012-2013 гг. все-таки отмечается снижение суицидальной смертности среди несовершеннолетних. У детей в 2013 году показатель стал на 64,7 % меньше, чем в 2011 году (в 2013 умерло 4 ребенка, показатель 1,8 на 100 тыс.), у подростов - на 49,6 % меньше (в 2013 году умерло 14 подростков, показатель 34,4 на 100 тыс.). Поэтому в настоящее время показатель суицидов в группе детей до 14 лет меньше среднероссийского в два раза, а у подростков - превышает среднероссийский в полтора раза.
Тем не менее, самоубийства можно предотвращать. По мнению ВОЗ, при осуществлении своевременных и эффективных, научно-обоснованных вмешательств, лечения и поддержки возможно предотвратить как самоубийства, так и суицидальные попытки. При этом бремя самоубийств лежит не только на секторе здравоохранения, поэтому необходимо использовать многоотраслевой, всесторонний подход к этой проблеме [7].
В связи с этим, по-прежнему являются актуальными вопросы организации оказания суицидологической помощи населению Российской Федерации. Во многих территориях нашей страны до настоящего времени этот вид комплексной медицинской и психологической помощи организован лишь частично, редко полностью отсутствует [5]. А ведь сегодня особое значение имеет наличие специальных служб и профессионалов, которые способны оказать квалифицированную помощь лицам в кризисных ситуациях.
Работа службы определяется приказом Минздрава РФ от 06.05.1998 года № 148 «О специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением», а также Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 566н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения».
До июля 2014 года в Забайкальском крае суицидологическая служба не была организационно обозначена. Однако, данный вид специализированной помощи населению оказывался различными ведомствами, в том числе работающими в системе Министерства образования и Министерства социальной защиты населения. Звенья суицидологической помощи в крае были представлены, но такие основные принципы оказания данного вида помощи, как комплексность, преемственность и этап-ность не всегда соблюдались в силу разной ведомственной принадлежности, и, как следствие, страдала эффективность. Все это было описано нами в № 1 журнала «Суицидология» за 2013 год [2].
Учитывая, что, несмотря на постепенное снижение показателей суицидов в Забайкальском крае, ситуация остается неблагополучной, с целью совершенствования системы кризисной помощи, возникла необходимость принятия дополнительных мер, направленных на снижение уровня суицидов.
В рамках реорганизации психиатрической службы, с целью улучшения помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением на базе ГКУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница имени В.Х. Кандинского» (была введена в 2013 году) в июле 2014 года была создана Кризисная служба. В составе новой службы уже функционируют отделение «Телефон Доверия», кабинеты медико-социально-психологической помощи, кризисные койки с различными вариантами пребывания.
Было подготовлено 20 специалистов по 72 часовой учебной программе «Организация работы и подготовка специалистов «Телефона Доверия». В рамках проведения научно-практической конференции «Актуальные вопросы психиатрии и наркологии в Забайкальском крае» в октябре 2014 года представлен мастер-класс для специалистов по психотерапии и психокоррекции кризисных расстройств.
Для кризисной службы были поставлены следующие задачи:
1. Оказание антикризисной помощи населению Забайкальского края по принципам комплексности и преемственности, этапности и доступности.
2. Повышение информированности населения края о доступности психологической помощи.
3. Психопрофилактическая ориентированность всей работы, направленной на расширение общей и социальной превенции.
4. Сбор и анализ статистической информации о суицидальном поведении населения края.
5. Организационно-методическое обеспечение.
За 3 месяца работы Кризисной службы Забайкальского края принято 268 звонков на телефон Доверия, в кабинеты социально-психологической помощи обратилось 44 пациента, ими выполнено
Том 16, № 3, 2014 Тюменский медицинский журнал
9
Суицидология и аддиктология
106 посещений. В стационаре проконсультирован 41 пациент, выполнено 179 консультаций.
Заключение.
Таким образом, в Забайкальском крае наблюдается снижение смертности по причине самоубийств, но регион по-прежнему входит в группу территорий с высокими показателями суицидальной смертности населения - показатели кратно превышают аналогичные по Российской Федерации и Сибирскому Федеральному округу.
Учитывая эти обстоятельства, с целью улучшения помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением, в рамках реорганизации психиатрической службы в июле 2014 года на базе ГКУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница имени В.Х. Кандинского» была создана Кризисная служба в полном составе: отделение «Телефон Доверия», кабинеты медико-социальнопсихологической помощи, кризисные койки с различными вариантами пребывания.
Литература:
1. Говорин Н.В., Сахаров А.В. Суицидальное поведение: типология и факторная обусловленность. - Томск: Издательство «Иван Федоров», 2008. - 178 с.
2. Говорин Н.В., Сахаров А.В., Ступина О.П., Тарасова О.А. Эпидемиология самоубийств в Забайкальском крае, организация кризисной помощи населению // Суицидология. - 2013. - Том 4, № 1. - С. 48-54.
3. Зотов П.Б. «Жизнь после смерти» - в суицидологической практике психотерапевта // Медицинская наука и образование Урала. - 2012. - № 4. - С. 158-159.
4. Комплексный план действий в области психического здоровья на 2013-2020 гг. - Женева: Всемирная организация здравоохранения, 2013. (http://apps.who.int/gb/ebwha/pdf_files/WHA66/).
5. Любов Е.Б., Кабизулов В.С., Цупрун В.Е., Чубина С.А. Территориальные суицидологические службы Российской Федерации: структура и функция // Суицидология. - 2014. - Том 5, № 3. -С.3-18.
6. Сахаров А.В. Роль алкогольного фактора в суицидальном поведении в Восточном Забайкалье: Диссе. ... канд. мед. наук. -Томск, 2007. - 145 с.
7. Preventing suicide: a global imperative. - Geneva: World Health Organization, 2014. - 97 р.
THE ORGANISATION OF CRISIS CARE AT THE PRESENT STAGE TO THE POPULATION OF ZABAIKALYE
N.V. Govorin, O.P. Stupina, A.V. Sakharov,
T.G. Kolchanova
Chita State Medical Academy
Article the suicide rate among the population of the Za-baikalye are presents, including in children and adolescent populations. To improve assistance to persons with crisis and suicidal behaviors in our territory in July 2014 was created Crisis service, which began its work.
Keywords: suicidal behavior, suicide, suicide and crisis services.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ЛИЦ С АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ В ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ РАЙОНАХ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
В.А. Дегтярев
Южно-Уральский ГМУ, г. Челябинск E-mail автора: [email protected]
Техногенные катастрофы приводят к формированию экстранозологических симптомов, которые под воздействием, как доминантных факторов, так и предрасполагающих моментов трансформируются в оформленные синдромы. В этих случаях алкоголь является экзогенно-органическим фактором, приводящим в отдаленные периоды к различным вариантам и формам органического заболевания ЦНС [1, 2].
Цель исследования: изучить мотивацию потребления алкоголя и некоторые психологические характеристики у больных с алкогольной зависимостью и наличием или отсутствием суицидального поведения у лиц населенных пунктов (НП) в экологически неблагоприятных районах Челябинской области.
Материал и методы.
Клинико-психологическому исследованию подверглись 110 лиц мужского пола, страдающих алкогольной зависимостью с наличием или отсутствием суицидального поведения. Обследованные лица основной группы представлены жителями населенных пунктов (НП) бассейна р. Теча (n=32) и зоны ВУРСа (n=30). Группу сравнения представляли жители радиационно чистых территорий. Выборка лиц, относящихся к группе сравнения, осуществлялась сплошным методом, т.е. обследовалось все взрослое население одного НП.
Результаты и обсуждение.
Исследование проводилось в фазе обострения заболевания после купирования острой симптоматики синдрома отмены. С учетом выделенных критериев в состав групп исследования вошли мужчины в возрасте от 20 до 60 лет. Средний возраст в основной группе - 37,5+3,9 лет, в группе сравнения - 35,9+3,7 лет. Длительность злоупотребления алкоголем в основной группе составляла от 1 до 30 лет, в среднем 7,2+3,6 лет, во второй группе от 1 до 28 лет, в среднем 8,9+4,3 лет. Испытуемые не обнаружили значимых различий в группах по выбранным нами признакам социального функционирования: отсутствие семьи, отсутствие постоянной работы, смена мест работы, карьерное снижение, материальные проблемы. Результаты патопсихологического исследования в основной группе обнаружили значимые преобладания в таких показателях как депрессия, личностная и ситуативная
10
Тюменский медицинский журнал Том 16, № 3, 2014