Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
119
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ОЗДОРОВЛЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чернецкая Е.В.

В статье рассматриваются вопросы организации оздоровительной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья как условие их успешной социализации, в том числе взаимодействие специалистов ДОУ с детьми и родителями (законными представителями).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

Чернецкая Е.В. воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 12 «Брусничка»

Россия, г. Усть-Илимск

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В статье рассматриваются вопросы организации оздоровительной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья как условие их успешной социализации, в том числе взаимодействие специалистов ДОУ с детьми и родителями (законными представителями).

Ключевые слова: физическое развитие, оздоровление, индивидуальное сопровождение, образовательный маршрут, ограниченные возможности здоровья.

Для полноценного физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья и реализации потребности в движении в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад компенсирующего вида №12 «Брусничка» города Усть-Илимска созданы определенные условия:

- спортивный зал для физкультурных занятий, которые способствуют укреплению мышц туловища, рук, ног, а также развитию двигательной активности и координаций движений. Обеспечивает профилактику нарушений осанки, плоскостопия. Повышает эффективность общеизвестных упражнений и повседневных игр.

- физкультурные центры для реализации потребностей детей в движении. Мы разработали рекомендации по содержанию мини физкультурных центров в группах, в которых дети могут свободно могут пользоваться физкультурным оборудованием. Физкультурные центры должны стать основой их самостоятельной двигательной деятельности. Оборудование спортивных центров соответствует возрастным особенностям детей;

- бассейн, плавание в котором содействует всестороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной системы. Занятия в бассейне имеют в большей степени оздоровительную направленность. Цель занятий в бассейне - обучение плаванию, закаливание и укрепление организма.

- зал лечебной физкультуры, занятия в котором проводит инструктор по лечебной физкультуре по назначению врача с учетом показаний и противопоказаний к этим занятиям, видам нарушений, степени тяжести течение основного заболевания, состоянием здоровья ребенка.

Занятия для детей с тяжелой патологий - индивидуальные и малогрупповые. Для детей с легкой формой - индивидуальные, подгрупповые, групповые. Эффективность и результативность лечебной физкультуры оценивается врачом-ортопедом.

В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивные игры, дни здоровья. Динамика двигательного содержания физкультурного праздника, проведение его на свежем воздухе создают у ребенка радостное настроение.

Прогулки-походы представляют собой один из важнейших организационных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества ребенка, повышается двигательная активность, укрепляется здоровье, но и воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе [3].

Вся работа по физическому воспитанию детей строится с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Основой являются результаты медико-педагогической диагностики. В МБДОУ на каждого ребенка оформляется индивидуальная карта. Обработка данных позволила выделить три группы здоровья детей для осуществления дифференцированного подхода в процессе развития двигательных умений (группы эти непостоянны, т. к. по результатам функциональных проб дети могут быть переведены или в более сильную или в более слабую группу):

I группа - основная (которую составляют дети с нормальным уровнем физического развития и основных функций организма), с тренирующей психофизической нагрузкой;

II группа - подготовительная (дети, имеющие некоторые функциональные отклонения и часто болеющие), с умеренной нагрузкой;

III группа - риска с ограниченной физической и психической нагрузкой (эту группу составляют дети, имеющие хронические заболевания и дети после болезни);

IV группа - дети-инвалиды.

Данный подход позволяет планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

Развитие движения

Под руководством взрослых ежедневно проводятся мероприятия, способствующие активизации двигательной деятельности.

Утренняя гимнастика - это оздоровительный (дозированный) бег; дыхательная гимнастика и игры; упражнения на коррекцию осанки и стопы, народные подвижные игры; гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них; гимнастика по интересам и игры по желанию детей.

Особое значение в воспитании здорового ребенка мы придаем

развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях.

Форма организации занятий гибка и разнообразная (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная). Физкультурные занятия сохраняют традиционную структуру, проводятся в сюжетной (игровой) форме и включают в себя такие элементы: массаж, самомассаж; дыхательные упражнения; упражнения на коррекцию осанки и стопы; веселый тренинг и элементы психогимнастики.

Это отражено в перспективном планировании, составленном на все возрастные группы. Однако занятия становятся эффективными только в том случае, если они не ущемляют индивидуальность ребенка, реализацию его склонностей, интересов, а также учитываются индивидуальные различия детей [3].

Лечебно-профилактическая работа Обеспечить эффективную физкультурно-оздоровительную работу можно только при условии содружества медицины и педагогики. Лечебно-профилактическая работа в нашем детском саду строится на основе анализа заболеваемости в предыдущие годы, чтобы проследить степень эффективности принимаемых профилактических мер, диагностических данных состояния здоровья детей, уровня их физического развития, физической подготовленности.

Закаливание

Развитие движений в полной мере не обеспечивает укрепление здоровья. Поэтому особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур. Закаливающие мероприятия содействуют созданию привычек здорового образа жизни. Мы разработали систему закаливания, предусматривающую разнообразные формы и методы, а так же изменения в связи со временем года, возрастом и индивидуальными особенностями здоровья детей [5].

Организация комплексного индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) специалистами ДОУ В дошкольном учреждении в системе простроена работа по индивидуальным маршрутам [1] сопровождения детей в течение года: физкультурно-оздоровительной работы, работы учителя-логопеда, психолога, музыкального руководителя, воспитателя по изодеятельности, инструктора по обучению плавания, педагогов групп дошкольного учреждения. В индивидуальных маршрутах просматривается работа специалистов, игровые и специальные упражнения по программе Л.С. Сековец «Комплексная физическая реабилитация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата», рекомендации, индивидуальная работа [4]. Ведение индивидуальных маршрутов способствует планированию работы с детьми.

Индивидуальные маршруты развития детей включают в себя: - согласие родителей (законных представителей);

- информационный листок, содержащий описание этапов работы с детьми: Диагностический этап: психологическое сопровождение (определение возможностей ребенка), медицинское сопровождение (оценка функциональных и адаптивных возможностей для определения оптимальных учебно-воспитательных нагрузок), логопедическое сопровождение (логопедическое обследование).

Аналитический этап: медицинское сопровождение (информация о здоровье детей постоянно анализируется, планируются профилактические и оздоровительные мероприятия по назначению врача), психологическое сопровождение (планируется психологическое сопровождение ребенка), логопедическое сопровождение (коррекционный план индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ по коммуникации в дошкольном учреждении), педагогическое сопровождение (планируется коррекционное индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ по созданию условий в группе и содержанию работы), музыкальное сопровождение (планируется коррекционное индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ по коррекции ориентировки в пространстве на музыкальных занятиях и музыкальной деятельности), физическое сопровождение (определяется план коррекционного индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ с учетом четкого выполнения назначений врача на физкультурных занятиях, досугах, праздниках), художественно-эстетическое сопровождение (определяется план коррекционного индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ по развитию личностного представления о красоте в произведениях изобразительного искусства и окружающей жизни, развитие мелкой моторики, координация движения, графические навыки).

- листок медицинского сопровождения, отражающий количество пропущенных дней ребенком по заболеванию, обследованию ребенка или иным причинам;

- индивидуальный план для воспитанника на неделю, содержащий описание образовательного блока (физическое развитие, познавательное развитие, ознакомление с художественной литературой, художественная деятельность, музыкальное, подготовка к обучению грамоте, математика, коррекция речи, психологическая коррекция, обучение плаванию), совместной деятельности (в том числе прогулка), а также блок игры (подвижная, с/ролевая, дидактическая) и самостоятельной деятельности;

- листы стратегического этапа, содержащие направления работы специалистов с ребенком, воспитателем и родителями (законными представителями), в которых также описывается динамика в развитии ребенка на конец учебного года, анализируются результаты изменения изученных характеристик после проведения коррекционно-развивающих мероприятий и оценка эффективности выбранных методов коррекционно-развивающей работы;

- листы-карточки специалистов, отражающие форму работы с

ребёнком, родителями (законными представителями), кол-во часов, используемые технологии и программы, задачи коррекционно-развивающей работы, а также выявление динамики в развитии и оценку эффективности выбранных методов, форм коррекционно-развивающей работы.

Взаимодействие с родителями Представленная система взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья ориентирована на взаимодействие с семьями воспитанников, т.к. только совместными усилиями мы можем помочь нашим детям. Для этого в нашем детском саду реализуются следующие формы взаимодействия с семьей: семейные клубы; семейные праздники; диспуты, передвижные библиотеки; оздоровительные мероприятия (участие принимают все специалисты МБДОУ).

Использованные источники:

1. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ №12 «Брусничка» (утверждена приказом заведующего от 29.08.2014г.)

2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. - М.: LINKA PRESS, 1993.

3. Рунова М.А. Двигательная активность в ребенка в детском саду : Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. - М.: Мозайка-Синтез, 2004.

4. Сековец Л.С. Комплексная физическая реабилитация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Программа. Комплексы упражнений. Методические рекомендации. - М.: Школьная пресса, 2008.

5. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников: Практикум: Для студ. сред. пед. уч. заведений. - 3-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 160 с.

Шашеро В. Г. студент 3 курса кафедра "Математика " и "Физика "

Бова О. Н. студент 3 курса кафедра "Математика" и "Физика"

Кабыш М.А. студент 3 курса кафедра "Математика" и "Физика" Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского

Россия, г. Новозыбков ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ

ФИЗИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Статья посвящена основным аспектам применения инновационных технологий на уроке физики в современной средней школе. Кратко описаны все представленные технологии. Приведено несколько примеров по применению. Сделаны выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.