ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ
М.А. Арская, канд. филол. наук, доцент Сибирский юридический институт МВД России (Россия, г. Красноярск)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-1-66-68
Аннотация. Статья посвящена изучению содержания и форм организации контроля владения обучающимися неязыковых высших учебных заведений иноязычной коммуникативной компетенцией. Приводятся результаты исследования, посвященного организации контроля в процессе преподавания учебной дисциплины «Иностранный язык» в Сибирском юридическом институте МВД России. Описываются формы организации контроля. Перечисляются принципы формирования оценочных материалов. Приводятся примеры коммуникативных заданий. Делается вывод об эффективности применения разработанного методического инструментария для эффективного осуществления контроля сформированности иноязычных навыков на разных этапах обучения.
Ключевые слова: иностранный язык, высшее учебное заведение, коммуникативная компетенция, модели организации контроля.
Вопросы содержания и форм контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся неязыковых вузов не теряют своей актуальности. Об этом свидетельствую многочисленные публикации, затрагивающие наиболее спорные и дискуссионные моменты организации контроля в методике определения уровня владения иностранным языком обучающихся [1]. Авторы правомерно считают организацию контроля одной из центральных проблем обучения иностранному языку. Некоторая путаница возникает уже при определении семантического наполнения данного понятия. В научной литературе функционирует парадигма таких родственных понятий как «контроль», «оценка», «проверка» и «учет». Вместе с тем, мы склонны согласиться с мнением Н.А. Степановой, которая признает «контроль» в качестве ключевого термина в педагогике [1, с. 54] и определяет его как «сбор информации» [1, с. 55] для осуществления эффективного процесса обучения.
В настоящей статье представлены результаты исследования, проведенного в Сибирском юридическом институте МВД России (далее СибЮИ МВД России). Объектом исследования выступил процесс организации контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся образовательных организаций МВД
России по учебной дисциплине «Иностранный язык».
Основными методами исследования выступили следующие: изучение и системно-структурный анализ теоретических источников и практических материалов, посвященных методике организации контроля в процессе обучения иностранному языку, обобщение практического опыта обучения иностранным языкам, систематизация материалов по проблеме исследования.
В результате исследования был сделан вывод о том, что, несмотря на наличие общих примерных программ обучения иностранному языку в неязыковых вузах, унифицированного подхода к критериям организации контроля и содержанию оценочных материалов нет. Анализ научной и учебно-методической литературы, посвященной вопросам организации контроля в высших учебных заведениях неязыкового профиля, а также изучение актуального опыта проведения контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в ведомственных вузах системы МВД России, позволили разработать некоторые модели организации контроля на занятиях по иностранному (английскому) языку обучающихся неязыковых вузов. Данные модели легли в основу методических рекомендаций, содержащих дидактический инструментарий для осуществ-
ления контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся СибЮИ МВД России. В указанной образовательной организации основными формами контроля по учебной дисциплине «Иностранный язык» являются текущий и промежуточный контроль. Виды контроля включают в себя предварительный / вступительный, текущий, периодический и итоговый контроль. Дополнительно на первом занятии производится предварительный / текущий контроль для выявления уровня владения обучающихся иностранным языком, и адекватного оценивания последующих результатов обучения.
Промежуточная аттестация по учебной дисциплине проводится как в форме недифференцированного зачета, так и в форме экзамена. Во время проведения зачетов производится контроль лексического минимума по темам, изученным на каждом этапе (семестре), решение ситуативных заданий для выявления степени владения обучающимися умениями и навыками иноязычного профессионального общения в ситуациях межличностного и межкультурного взаимодействия, а также профессионального общения. Оценочные средства для проведения текущего контроля успеваемости представлены такими видами заданий как: перевод слов и словосочетаний с английского языка на русский и с русского языка на английский (контроль лексического минимума по теме); представление монологического и/или диалогического высказывания по теме; лексико-грамматические контрольные работы (задания); вопросно-ответные упражнения; выполнение ситуационных заданий; контрольный перевод текста с иностранного языка на русский и с русского языка на иностранный язык со словарем и без словаря; аннотирование и реферирование иноязычных текстов профессиональной направленности; подготовка презентации по теме и др.
В разработанных авторским коллективом СибЮИ МВД России методических рекомендациях представлены инструменты проведения фронтального, индивидуального, а также группового (парного) контроля.
Очевидно, что при осуществлении контроля, ориентированного на обучение, оце-
ночные материалы должны соответствовать трем основным принципам:
1) оценочные материалы должны быть разработаны для стимулирования продуктивных методов обучения;
2) контроль должен вовлекать обучающихся в активное взаимодействие с критериями оценки, их собственными результатами и/или результатами других обучающихся;
3) обратная связь при проведении контроля должна быть своевременной и ориентированной на будущее обучение [2, с. 5-6].
Приведем пример коммуникативного задания для осуществления контроля навыков монологического высказывания по теме «Подготовка полицейских кадров в странах изучаемого языка и в России».
Вид контроля: текущий контроль / тематический контроль
Форма контроля: индивидуальная
Метод контроля: устный контроль
Инструмент контроля: коммуникативное задание
1. Speak on the topic "Police Training in Russia and Abroad" using the following words and word-combinations: to become a police officer, to choose, to study, Law Institute, to get higher professional education, to pass, conditions for getting a good education, general subjects, to get professional skills and abilities
Don't forget to say
- What your typical day at the institute is like;
- What your favorite subject is, and why;
- What you like most about your studying;
- What your attitude to your student's (cadet's) life is.
2. Situation. You are a graduate from the Siberian Law Institute. Order actions according to their importance: to have a happy personal life, to study well, to be popular with your group mates, to have an interesting hobby, to have an interesting job.
Экзамен по учебной дисциплине «Иностранный язык» проводится по окончании всего курса иностранного языка, что обусловливает его цель: контроль и оценка знаний, практических умений и навыков обучающихся, которыми они овладели в результате изучения учебной дисциплиной в вузе в целом. Объектом контроля является достижение заданного рабочей программой учебной дисциплины уровня владения иноязычной комму-
никативной компетенцией, т.е. языковой (лексика, грамматика, фонетика), речевой (аудирование, говорение, чтение, письмо), и социокультурный компоненты во всех видах речевой деятельности, ограниченные тематикой и проблематикой изученных разделов учебной дисциплины. В задачи разработчика оценочных материалов входит достижение баланса между подлежащими контролю собственно иноязычными компетенциями и компетенциями, позволяющими использовать иностранный язык в рамках будущей профессиональной деятельности. Поэтому корпус оценочных материалов для организации промежуточного контроля содержит задания, направленные на проверку уровня сформированности навыков чтения и перевода иноязычных текстов профессиональной направленности, в рамках изученных тем, а также задания, направлен-
навыков общения на иностранном языке, а именно, профессионально ориентированные ситуации иноязычного общения, т.е. смоделированную ситуацию иноязычного общения, профессиональной коммуникации в рамках изученных тем. Общение в рамках предложенной ситуации позволяет оценить уровень сформированности у обучающихся навыков владения иностранным языком на уровне основ профессиональной коммуникации.
Осуществление контроля с помощью подобного инструментария, с учетом указанных выше факторов, призвано повысить эффективность текущего контроля сформированно-сти иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся и способствовать повышению качества обучения английскому языку в рамках учебной дисциплине «Иностранный язык».
ные на проверку уровня сформированности
Библиографический список
1. Степанова, Н.А. Некоторые теоретические вопросы контроля на современном этапе развития методики преподавания иностранного языка / Н.А. Степанова // Вестник ТГУ. - 2021. -№190.
2. Carless D., Joughin G., Mok M. Learning-oriented assessment: Principles and practice // Assessment and Evaluation in Higher Education. - 2006. - Vol. 31/4. - P. 395-398.
ORGANIZATION OF CONTROL OVER THE LEVEL OF FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS OF NON-LINGUISTIC
UNIVERSITIES
M.A. Arskaya, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor Siberian Law Institute of the MIA of Russia (Russia, Krasnoyarsk)
Abstract. The article is devoted to the study of the content and forms of organization of control of students' proficiency in foreign language communicative competence in non-linguistic higher educational institutions. The article presents the results of a study devoted to the organization of control in the process of teaching the academic subject "Foreign Language" at the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The forms of organization of control are described. The principles of formation of assessment materials are listed. A conclusion is made about the effectiveness of the application of the developed methodological tools for the effective implementation of control over the formation of skills at different stages of learning foreign language.
Keywords: foreign language, higher education institution, communicative competence, control organization models.