Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА / ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ / ОЦЕНКА СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдугалимова Т.Ш., Темербаева Ж.А.

В статье рассматривается организация контроля качества строительных изделий. Методы контроля, которые должны быть в процессе строительства. Предложена система оценки качества строительных изделий для повышения качества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдугалимова Т.Ш., Темербаева Ж.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ (TECHNICAL SCIENCE)

УДК 69

Абдугалимова Т.Ш.

Магистрант кафедры «Архитектура и дизайн» Павлодарский государственный университет им. С.Торайгырова

(г. Павлодар, Казахстан)

Темербаева Ж.А.

К.п.н., профессор кафедры «Архитектура и дизайн» Павлодарский государственный университет им. С.Торайгырова

(г. Павлодар, Казахстан)

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Аннотация: В статье рассматривается организация контроля качества строительных изделий. Методы контроля, которые должны быть в процессе строительства. Предложена система оценки качества строительных изделий для повышения качества.

Ключевые слова: качество строительства, организация контроля, оценка строительной продукции.

Качество строительства - сложная проблема, которая включает в себя соблюдение требований строительных норм и правил, государственных стандартов всеми участниками процесса строительства: проектировщиками, заказчиками и подрядчиками, что является гарантией долговечности и эксплуатационной надежности зданий и сооружений, их экологичность, безопасность для людей и, в конечном итоге, рентабельность при эксплуатации [1].

Качество строительной продукции определяется по результатам производственного контроля и оценивается в соответствии со специальной инструкцией для оценки качества строительно-монтажных работ.

Контроль качества продукции в строительно-монтажных организациях должен

81

включать ввод, эксплуатацию и приемку (с оценкой качества). Результаты результатов всех видов контроля должны быть записаны в журналах.

Еще с 2001 года в нашей стране начала активно внедряться международная система менеджмента качества. Были приняты за основу такие международные стандарты ИСО как ISO серии 9000, экологические стандарты ISO серии 14000, стандарты безопасности и гигиены труда OHSAS 18001, стандарты социальной ответственности SA 8000, стандарты систем менеджмента безопасности пищевой продукции ISO серии 22000, аудиту СМК и экологическому менеджменту — ISO 19011 и другие. Ежегодно в план стандартизации включается разработка стандартов в области менеджмента. В течение последних десяти лет проведены научно-исследовательские работы в области систем менеджмента по ISO 9001, 14001, OHSAS 18001 в различных отраслях. Разработано 15 методик -рекомендаций в помощь предприятиям и организациям, разрабатывающим и внедряющим системы менеджмента.

В мире существуют различные системы управления качеством. Но есть так называемая основа, на которой должна базироваться данная система. Эта основа состоит из восьми принципов:

Ориентированность на потребителя. - В условиях высокой конкуренции рынка, этот принцип является одним из основополагающих, для того чтобы выжить на рынке, и развиваться.

Руководство и его роль. - Ясно, что без грамотного управления компания не может развиваться. Основная цель руководства в стимулировании своих работников, создании для них должных технических, санитарных и психологических условий.

Третий принцип система менеджмента качества базируется на Работниках, — а именно их вовлеченности в процесс, а также стремления к улучшению процессов взаимодействия с потребителем, улучшению качество предоставляемой ими услуги.

Четвертый принцип — Процессный подход.

Этот принцип неразрывен с предыдущим и конечно являет собой Системность подхода. Для образования совокупности взаимосвязанных процессов, а каждый процесс — как система, имеющая вход и выход, своих «поставщиков» и «потребителей».

Стремление к повышению качества. Или улучшению. Не только работники

82

должны стремиться к повышению и улучшению предоставляемой ими услугой/товаром потребителю. Но и и вся компания в целом должна быть нацелена на развитие. Для этого компании необходимо получать сертификаты международного стандарта качества. Например ИСО 9000.

Объективность принимаемых решений. Наиболее распространенными сейчас являются статистические методы контроля, анализа и регулирования.

Поставщики. Система менеджмента качества подразумевает , что они также важны для компании, как и клиенты. Поэтому установление с ними взаимовыгодных отношений, также является одним из приоритетов.

К сожалению, не всегда и не все строительные организации придерживаются всех этапов контроля. В результате все это приводит к печальным последствиям. Необходимо соблюдать все требования поэтапного контроля. Для этого был рассмотрен каждый этап строительства, и была предложена методика оценки качества строительных изделий с «нулевым дефектом».

Несмотря на рост объемов и качества капитального строительства, возникший в последние годы, количество аварий и обрушения конструкций на строящихся и реконструируемых объектах не уменьшилось. Отдельные объекты уже в первые годы эксплуатации требуют масштабных ремонтно-восстановительных работ, вызванных прежде всего потерей прочности. [2].

Рисунок 1 - Алгоритм производственного контроля

На входном контроле необходимо проверить соответствие своих стандартов, технических условий, паспортов и других документов, подтверждающих качество и требования рабочих чертежей, а также соответствие требованиям разгрузки и хранения. Входной контроль должен, как правило, возлагаться на службу производственно-технического оборудования и осуществляться на укомплектованных базах или непосредственно на производственных предприятиях.

В необходимых случаях, во время процесса входного контроля, необходимо проводить испытания материалов и изделий в строительной лаборатории.

Производители (мастера) обязаны проверять внешним осмотром соответствие качества конструкций, изделий и материалов, поступающих на строительную площадку, требованиям рабочих чертежей, технических условий и стандартов.

Операционный контроль следует проводить после завершения производственных операций или строительных процессов и обеспечивать своевременное выявление дефектов и их причин, а также своевременные меры по их устранению и предотвращению.

Во время оперативного контроля должны быть проверены:

- соответствие выполненных работ рабочим чертежам, строительным нормам и правилам и нормам.

- соответствие технологии строительных процессов, указанных в производственных проектах;

Оперативный контроль должен осуществляться производителями и мастерами, а самоконтроль - подрядчиками. Строительные лаборатории и геодезические службы также должны быть вовлечены в оперативный контроль. Основными рабочими документами для оперативного контроля качества должны быть схемы оперативного контроля, разработанные в рамках рабочих проектов производства.

Схема оперативного контроля должна содержать:

- перечень операций или процессов, контролируемых при участии строительной лаборатории и геодезической службы;

- список операций или процессов, качество которых должно проверяться мастером работ (мастером);

- список скрытых работ, подлежащих проверке при подготовке акта;

- эскизы конструкций с указанием допусков по размерам и требуемой точности измерений, а также информация о требуемых качественных характеристиках материалов.

Приемочный контроль должен проводиться для проверки и оценки качества.

Все скрытые работы подлежат приемке с подготовкой актов из опроса. Акт экспертизы скрытых работ должен быть оформлен по завершенному процессу, выполненному независимым отделом исполнителей. Составление акта экспертизы скрытых работ в тех случаях, когда последующие работы должны начаться после длительного перерыва, должны проводиться непосредственно перед выполнением последующих работ.

Отдельные ответственные сооружения по мере их готовности подлежат приемке в процессе строительства с составлением промежуточного акта приемки для этих сооружений.

Список ответственных структур, подлежащих промежуточному принятию, устанавливается проектом.

Помимо контроля производства в строительно-монтажных организациях (вводные, эксплуатационные, приемочные), качество строительства контролируется государственными и ведомственными органами контроля и надзора, действующими в соответствии со специальными для них положениями (пожарные, сантехнические, горнодобывающие и др.).

Строительные организации должны разработать организационные, технические и экономические меры, направленные на обеспечение контроля качества строительства. На этих мероприятиях должны быть, в паритете, вопросы строительства лабораторий, геодезических служб, повышения квалификации и навыков исполнителей.

На всех этапах строительства для проверки эффективности ранее выполненного

производственного контроля проводится выборочный контроль. Это осуществляется

специальными службами, если они являются частью строительной организации, или

85

комиссиями, специально созданными для этой цели.

Экономические интересы строителей и государства требуют учета не только высокого качества строительных изделий, но и дополнительных затрат при достижении того же уровня качества. Такой подход к оценке уровня качества строительной продукции особенно актуален в условиях рыночных отношений.

Основным недостатком методов оценки качества, используемых в настоящее время в строительстве, является то, что все они основаны на чисто инженерном подходе и концепции качества продукта как набора свойств, определяющих его пригодность для удовлетворения определенных потребностей в соответствии с его назначением. Все это создает трудности при расчете экономического эффекта от введения мер, направленных на повышение качества продукции. Также нет реальной основы для экономических стимулов для работников.

Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что объективность оценки качества продукции повышается, если одновременно сочетать инженерные и экономические подходы.

Оценка должна быть объективной и полученной путем расчета на основе информации независимой службы мониторинга. Критерием оценки должна быть степень соответствия качественных показателей выполняемой работы и продукции требованиям стандартов. Любые отклонения от требований стандартов приводят к дополнительным затратам, растрате материальных и технических ресурсов. Следовательно, оценка качества должна иметь экономическое содержание и отражать потери из-за не дополнительного качества. Эта наиболее важная характеристика оценки должна учитываться при определении значимости качественных показателей. Критерием значимости качественных показателей являются трудозатраты на устранение дефектов в процессе работы, а также размер возможного ущерба на этапе эксплуатации строительных изделий.

Для объективной оценки качества строительной продукции необходимо создать

службу контроля качества, в функции которой входит внедрение всех видов контроля и

сбор информации для оценки качества, поступающего в процессе оперативного

контроля. , В результате можно контролировать процесс формирования качественных

86

показателей, то есть определять причину отклонений от технологических режимов, место и время их возникновения, а также выявлять конкретных виновников появления дефектов.

Таким образом, международная система оценки может быть внедрена только тогда, когда достигнут высокий уровень качества продукции, и для этого должны быть созданы необходимые и достаточные предпосылки: высокий технический уровень производства, слаженная работа всех участников строительства. процесс, четкое инженерное производство и технологическое оборудование, высокая квалификация рабочих и совершенный механизм управления экономикой.

Необходимо помнить, что выгода может заключаться не только в денежном выражении , но и например, в повышении лояльности клиентов, если они будут знать о том, что поставщик, к примеру, использует только экологически чистое сырье - о чем предоставляет международный сертификат качества и соответствия.

Список литературы:

Бойков А. А. Ватин Н И. Правовое регулирование вопросов использования в строительстве новых материалов, изделий, конструкций и технологий: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. -39 с.;

Никитин В.М., Платонов С.А. Руководство по контролю качества строительномонтажных работ. - СПб.: Изд-во КК, 1998. - 782 с.; Управление качеством: учеб, пособие / В. М. Челнокова, Н.В. Балберова; СПбГАСУ. -СПб., 2010 г.-135 с.

Блинов, А. О. Реинжиниринг бизнес-процессов : учеб, пособие / А. О. Блинов. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015.

Бузырев, В. В. Управление качеством в строительстве : учеб, пособие / В. В. Бузырев, М. Н. Юденко. — СПб. : ГИОРД, 2009.

Васин, С. Г. Управление качеством. Всеобщий подход : учебник для бакалавриата и магистратуры / С. Г. Васин. — М. : Издательство Юрайт, 2017.

Горбашко, Е. А. Управление качеством : учебник для бакалавров / Е. А. Горбашко. —

87

2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016.

Горленко, О. А. Статистические методы в управлении качеством : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. А. Горленко, Н. М. Борбаць ; под ред. О. А. Горленко. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.