Научная статья на тему 'Организация контролируемой самостоятельной работы студентов фармацевтического факультета по дисциплине «Общая и неорганическая химия»'

Организация контролируемой самостоятельной работы студентов фармацевтического факультета по дисциплине «Общая и неорганическая химия» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ" / СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАФЕДРЫ / ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ / THE LEARNING PROCESS ON THE DISCIPLINE "GENERAL AND INORGANIC CHEMISTRY" / PROBLEMS FOR THE STUDENTS' INDEPENDENT WORK / INDEPENDENT WORK OF THE STUDENTS / THE PROGRAM CONTENT OF THE DISCIPLINE / PROFESSOR OF THE CHAIR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кунцевич З. С., Хейдоров В. П.

Представлен опыт организации самостоятельной работы студентов фармацевтического факультета по дисциплине «Общая и неорганическая химия». Определены основные направления, содержание, формы и методы подготовки студентов к самостоятельной деятельности при изучении дисциплины «Общая и неорганическая химия». Определено содержание учебного материала по общей и неорганической химии, выносимого на контролируемую самостоятельную работу студентов 1 курса фармацевтического факультета по дисциплине «Общая и неорганическая химия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кунцевич З. С., Хейдоров В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of the organization of the independent work of students of pharmaceutical faculty on the discipline "General and Inorganic Chemistry» has been presented. The main direction, the content, forms and methods of the preparing of students for self-sufficient activities during the study of the discipline "General and Inorganic Chemistry» has been determined. The content of educational material on general and inorganic chemistry, put to controlled independent work of the of 1st year students of the pharmaceutical faculty on the discipline "General and Inorganic Chemistry» has been determined.

Текст научной работы на тему «Организация контролируемой самостоятельной работы студентов фармацевтического факультета по дисциплине «Общая и неорганическая химия»»

З.С. Кунцевич, В.П. Хейдоров

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛИРУЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ»

Витебский государственный медицинский университет

Представлен опыт организации самостоятельной работы студентов фармацевтического факультета по дисциплине «Общая и неорганическая химия». Определены основные направления, содержание, формы и методы подготовки студентов к самостоятельной деятельности при изучении дисциплины «Общая и неорганическая химия». Определено содержание учебного материала по общей и неорганической химии, выносимого на контролируемую самостоятельную работу студентов 1 курса фармацевтического факультета по дисциплине «Общая и неорганическая химия».

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, учебный процесс по дисциплине «Общая и неорганическая химия», содержание программы по дисциплине, преподаватель кафедры, задания для самостоятельной работы студентов.

Одной из основных составляющих профессиональной подготовки студентов в вузе является самостоятельная работа, направленная на саморазвитие необходимых способностей будущего выпускника к более сложным, полифункциональным видам деятельности и способствующая формированию мобильных, способных к конкуренции, инновационной и управленческой деятельности квалифицированных кадров [1].

Реализация и методическое обеспечение самостоятельной работы в учебно-воспитательном процессе вуза требует целенаправленного взаимодействия всех участников образовательного процесса: преподавателей, студентов, работников библиотеки, учебного отдела, компьютерных классов и предполагает разработку нормативных документов, регламентирующих организацию самостоятельной работы студентов в вузе [2].

Опыт организации самостоятельной работы студентов фармацевтического факультета по дисциплине «Общая и неорганическая химия» показывает, что ее эффективность достигается за счет:

- разработки системы разноуровневых заданий для индивидуальной и групповой работы студентов по всем разделам учебной программы по дисциплине, включая выполнение учебно-исследовательских работ;

- согласованности и преемственности между содержанием заданий для самостоятельной работы студентов по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, методами их решения и оценкой результатов выполнения данных заданий, что обеспечивает практическую и профессиональную направленность учебного процесса;

- методически правильной организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, направленной на по-

буждение студентов работать самостоятельно, активно стремиться к самообразованию;

- учета индивидуальных особенностей и возможностей студентов при разработке и представлении заданий для самостоятельной работы с целью развития у них интересов к будущей профессиональной деятельности, профессиональных способностей в процессе самостоятельной работы;

- создания и использования электронных пособий, позволяющих постоянно обновлять необходимую информацию в виде меняющихся примеров и данных, усилить взаимосвязи общепрофессиональных и специальных дисциплин, а также взаимосвязь научно-исследовательской и учебно-методической работы.

Для организации контролируемой самостоятельной работы студентов (КСР) по дисциплине «Общая и неорганическая химия» на кафедре общей и физколлоидной химии определены:

основные направления, содержание, формы и методы подготовки студентов к самостоятельной деятельности, формирования определенного уровня самодисциплины студентов;

конкретное содержание, объем материала, подлежащий самостоятельному изучению в соответствии с учебной программой;

способ изложения учебного материала в методической литературе (учебных пособиях, методических указаниях и др.) в доступной для эффективного усвоения студентами форме.

Кафедра обеспечивает контроль организации и качества выполнения самостоятельной работы студентов; составляет график самостоятельной работы студентов и срок выполнения работ; анализирует эффективность самостоятельной работы студентов, вносит коррективы с целью активизации и совершенствования самостоятельной работы студентов; обеспечивает доступность всего необходимого учебнометодического и справочного материала; разрабатывает методические рекомендации, пособия по организации самостоятельной работы студентов, задания для самостоятельной работы; вопросы к экзаменам, зачетам и другим контрольным мероприятиям.

В таблице 1 представлено содержание учебного материала по общей и неорганической химии, выносимого на контролируемую самостоятельную работу студентов 1 курса фармацевтического факультета по дисциплине «Общая и неорганическая химия».

При проведении занятий преподаватель знакомит студентов с системой форм и методов обучения в вузе, научной организацией труда; методикой самостоятельной работы, видами заданий для самостоятельной работы студентов, критериями оценки качества выполняемой самостоятельной работы; с целями, средствами, трудоемкостью, сроками выполнения, формами контроля самостоятельной работы студентов.

В ходе реализации контролируемой самостоятельной работы у студентов в течение учебного года формируются умения поиска оптимальных вариантов ответов, расчетов, решений ситуационных задач по общей и неорганической химии; навыки выполнения учебного исследования, развиваются навыки работы с учебником, учебными пособиями, современной научной литературой.

Преподавателями кафедры проводятся групповые и индивидуальные консультации по методике самостоятельной работы; осуществляется систематический контроль сроков выполнения студентами заданий для самостоятельной работы по учебной дисциплине; проводится анализ и дается оценка самостоятельной работы студентов по дисциплине.

По каждой теме дисциплины преподавателями кафедры разработаны задания для самостоятельной работы студентов, которые представлены в учебно-методической разработке кафедры. В качестве примера приведем содержание самостоятельной работы студентов при изучении ими темы «Основные закономерности протекания химических процессов» по дисциплине «Общая и неорганическая химия».

Таким образом, основная роль по созданию необходимых и достаточных условий для самостоятельной деятельности студентов принадлежит преподавателю кафедры, который

- проводит подготовку перечня знаний и умений, которые должны быть сформированы у студентов после изучения учебной дисциплины; письменных контрольных заданий для «входного» контроля знаний и умений с целью определения готовности студентов к выполнению заданий для самостоятельной работы;

- разрабатывает задания и ситуационные задачи для самостоятельной деятельности студентов; осуществляет разработку вариантов контрольных работ по учебной дисциплине;

- вырабатывает систему информирования студентов об их достижениях в ходе изучения учебного материала по дисциплине и выполнения заданий по самостоятельной работе.

Таблица 1 - Содержание учебного материала по общей и неорганической химии,

выносимого на КСР

№ лек- ции Наименование темы Содержание программного материала, выносимого на КСР Вид самостоятельной работы Форма контроля Сроки выпол- нения КСР

1 Основные закономерности протекания химических процессов Термохимические уравнения. Обратимые и необратимые химические реакции. Принципы Ле-Шателье. Гомогенные и гетерогенные реакции. Сущность действия катализатора Изучение программного материала по учебникам и учебным пособиям, выполнение тестовых заданий, решение ситуационных задач Тест- контроль, консуль- тация

2 Учение о растворах. Коллигатив-ные свойства растворов Растворы газообразных, жидких и твердых веществ. Растворимость веществ. Криометрия, эбу-лиометрия Изучение программного материала по учебникам и учебным пособиям, выполнение тестовых заданий, решение ситуационных задач Тест- контроль, консуль- тация

3 Химические реакции и равновесия в растворах электролитов. Теории кислот и оснований Теория электролитической диссоциации С.Аррениуса. Степень диссоциации. Смещение равновесия ионизации и гидролиза Изучение программного материала по учебникам и учебным пособиям, выполнение тестовых заданий, решение ситуационных задач Консуль- тация, проверка решения ситуаци- онных задач

4 Реакции с переносом электронов. Основные понятия. Окис-лительно-восстановитель-ные свойства элементов и их соединений в зависимости от положения элемента в периодической системе элементов (ПСЭ) и его степени окисления. Метод электронного баланса Изучение программного материала по учебникам и учебным пособиям, выполнение тестовых заданий, решение ситуационных задач Тест- контроль, консуль- тация

5 Электронные оболочки атомов и периодический закон Д.И.Менде-леева. Основные этапы и диалектика развития представлений о строении атомов. Основное, возбужденное и ионизированное состояние атома. Короткопериодный и длиннопериодный варианты ПСЭ Изучение программного материала по учебникам и учебным пособиям Тест- контроль, консуль- тация

6 Природа химической связи и строение химических соединений Типы химических связей. Энергия, длина и полярность связи. Кратность связи. Водородная связь Изучение программного материала по учебникам и учебным пособиям Тест- контроль, консуль- тация

7 Комплексные соединения Способность различных элементов к комплексоо-бразованию. Биологическая роль и применение в медицине и фармации комплексных соединений Изучение программного материала по учебникам и учебным пособиям, выполнение тестовых заданий, решение ситуационных задач Тест- контроль, консуль- тация

8 Химия Б-элементов Особенности положения водорода в ПСЭ. Вода, строение молекулы, физические и химические свойства. Получение щелочных металлов. Жест -кость воды Изучение программного материала по учебникам и учебным пособиям, выполнение тестовых заданий, решение ситуационных задач Консуль- тация, проверка решения ситуаци- онных задач

9 Элементы УЮ-УШБ групп. Нахождение в природе и получение ё-элементов УТ-УТТТ групп. Зависимость свойств оксидов и гидроксидов элементов от степени окисления элемента в соединениях. Изучение программного материала по учебникам и учебным пособиям, выполнение тестовых заданий, решение ситуационных задач Тест- контроль, консуль- тация

10 Элементы ТБ-ТТБ групп. Нахождение в земной коре и получение ё-элементов Т и ТТ групп. Биологическая роль и применение в медицине и фармации Изучение программного материала по учебникам и учебным пособиям, выполнение тестовых заданий, решение ситуационных задач Тест- контроль, консуль- тация

11 Элементы группы ТТТА. Эфиры борной кислоты. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Квасцы. Ион алюминия как комплексообразова-тель. Изучение программного материала по учебникам и учебным пособиям, выполнение тестовых заданий, решение ситуационных задач Консуль- тация, проверка решения ситуаци- онных задач

12 Элементы группы ТУА. Аллотропы углерода. Оксид углерода, угольная кислота. Получение кремния, германия, олова и свинца. Применение соединений в фармации и медицине. Изучение программного материала по учебникам и учебным пособиям, выполнение тестовых заданий, решение ситуационных задач Тест- контроль, консуль- тация

13 Элементы группы УА Получение и строение молекул азота и аммиака. Соли аммония. Получение фосфора и элементов подгруппы мышьяка. Изучение программного материала по учебникам и учебным пособиям, выполнение тестовых заданий, решение ситуационных задач Консуль- тация, проверка решения ситуаци- онных задач

14 Элементы УТА-УТТТА групп. Получение кислорода, озона и серы. Сероводород, серная кислота и её соли. Получение галогенов в промышленности. Зависимость свойств кислот хлора от его степени окисления. Изучение программного материала по учебникам и учебным пособиям, выполнение тестовых заданий, решение ситуационных задач Тест- контроль, консуль- тация

Вестник фармации №1 (51) 2011 Таблица 2 - Содержание самостоятельной работы студентов

Название темы занятия Учебная литература Задания для самостоятельной работы студентов

Основные закономерности протекания химических процессов Лекционный материал; Глинка Н.Л. «Общая химия», 198088 гг., гл. УТ; Ахметов Н.С. «Общая и неорганическая химия», 1988 г., часть 1, раздел У, гл. 1-4. Изучить следующие программные вопросы: Термохимические уравнения. Обратимые и необратимые химические реакции. Принципы Ле-Шателье. Гомогенные и гетерогенные реакции. Сущность действия катализатора. Выполнить упражнения и решить задачи. а) Вычислить стандартную энтальпию образования (ДН°298 обр) сахарозы, если изменение энтальпии реакции: С12Н22О11 + 12О2 = 12СО2 + 11Н2О (Ж) равно -5694 кДж, а стандартные энтальпии образования СО2 и Н2О (ж) соответственно равны (кДж/моль): -393,51 и -285,84. б) Вычислить ДНо298 реакции: С2Н5ОН + СН3СООН = СН3СООС2Н5 + Н2О, если стандартные энтальпии сгорания этанола, уксусной кислоты и этилацетата соответственно равны (кДж/ моль): -1366,9; -873,8 и -2254,2. в) Через некоторое время после начала реакции 4НС1(г) + О2 = 2Н2О(г) + 2С12 концентрации участвующих в ней веществ стали (моль/л): С(НС1) = 0,85; С(О2) = 0,44; С(С12) = 0,30. Определить концентрации НС1 и О2 в начале реакции. (Ответ: 1,45 и 0,59 моль/л). г) При нагревании протекает реакция Б02С12 ~ Б02 + С12. При некоторой температуре из 1 моля Б02С12, находящегося в закрытом сосуде ёмкостью 20 л, разлагается 0,5 моль. Определить константу равновесия при этой температуре. (Ответ: 0,025). Подготовиться к выполнению лабораторной учебно-исследовательской работы «Смещение химического равновесия и катализ».

SUMMARY

Z.S. Kuntsevich, V.P. Heidorov THE ORGANIZATION OF SUPERVISED INDEPENDENT WORK OF THE STUDENTS OF THE PHARMACEUTICAL FACULTY ON DISCIPLINE “GENERAL AND INORGANIC CHEMISTRY”

The experience of the organization of the independent work of students of pharmaceutical faculty on the discipline “General and Inor-

ganic Chemistry» has been presented. The main direction, the content, forms and methods of the preparing of students for self-sufficient activities during the study of the discipline “General and Inorganic Chemistry» has been determined. The content of educational material on general and inorganic chemistry, put to controlled independent work of the of 1st year students of the pharmaceutical faculty on the discipline “General and Inorganic Chemistry» has been determined.

Keywords: independent work of the students, the learning process on the discipline “General and Inorganic Chemistry», the program content of the discipline, professor of the chair, problems for the students’ independent work.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жук, О.Л. Педагогические основы самостоятельной работы студентов: пособие для преподавателей и студентов / О.Л. Жук, Н.А. Березовин, С.Н. Захарова и др. - Мн.: РИВШ, 2005. - 112 с.

2. Лобанов, А.П. Управляемая самостоятельная работа студентов в контексте инно-

вационных технологий / А.П. Лобанов, Н.В. Дроздова. - Мн.: РИВШ, 2005. - 107 с.

Адрес для корреспонденции:

210023, Республика Беларусь, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27,

Витебский государственный медицинский университет, кафедра общей, физической и коллоидной химии, тел. раб.: 8 (0212) 37-23-24,

Кунцевич З. С.

Поступила 11.03.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.