Научная статья на тему 'Организация контактной работы по иностранному языку на е-Курсах в группах магистров инженерных направлений'

Организация контактной работы по иностранному языку на е-Курсах в группах магистров инженерных направлений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
студенты инженерных специальностей / формы контактной работы / дистанционное обучение / асинхронное взаимодействие / электронный учебный курс. / engineering students / forms of contact work / distant learning / asynchronous interaction / e-learning course.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филончик О.А., Рыжова С.В., Кокорина С.В.

Цель исследования – проанализировать опыт организации контактной работы и ее форм в рамках дистанционной образовательной деятельности в ЭИОС Сибирского федерального университета. Научная новизна заключается в том, что авторами рассмотрены методические и технические возможности для реализации учебного процесса в электронной среде, приведен пример авторского курса, созданного при помощи дистанционных образовательных технологий. В результате авторы делятся накопленным опытом по практическому применению элементов и форм контактной работы в асинхронном взаимодействии на занятиях по иностранному языку с магистрами инженерных направлений. Также, принимая во внимание понятие контактной работы, утвержденного Приказом Министерства образования и науки от 2017 г., даются рекомендации, как правильно организовать контактную работу, чтобы она способствовала повышению мотивации, навыкам коммуникации, а также качественной подготовке будущих профессионалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филончик О.А., Рыжова С.В., Кокорина С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of contact work on e-Courses in groups of masters of engeneering

The purpose of the study is to analyze the experience of organizing contact work and its forms within the framework of distance learning activities at the electronic courses of the Siberian Federal University. The scientific novelty lies in the fact that the authors considered the methodological and technical possibilities for the implementation of the educational process in an electronic environment, an example of an author's course created using distance learning technologies is given. According to the results of the study, the authors share their accumulated experience in the practical application of elements and forms of contact work in asynchronous interaction in foreign language classes with masters of engineering. Also, considering the concept of contact work, approved by the order of the Ministry of Education and Science of 2017, recommendations on how properly organize contact work so that it contributes to increased motivation, communication skills, as well as high-quality training of future professionals are given.

Текст научной работы на тему «Организация контактной работы по иностранному языку на е-Курсах в группах магистров инженерных направлений»

Педагогика

Organization of contact work on e-Courses in groups of masters of engeneering

Filonchik Olga Aleksandrovna, PhD of Cultural studies, Associate Professor

Ryzhova Svetlana Valerievna, PhD of Cultural studies, Associate Professor

Kokorina Svetlana Vyacheslavovna, PhD of Cultural studies, Associate Professor

Siberian Federal University, Krasnoyarsk

The purpose of the study is to analyze the experience of organizing contact work and its forms within the framework of distance learning activities at the electronic courses of the Siberian Federal University. The scientific novelty lies in the fact that the authors considered the methodological and technical possibilities for the implementation of the educational process in an electronic environment, an example of an author's course created using distance learning technologies is given. According to the results of the study, the authors share their accumulated experience in the practical application of elements and forms of contact work in asynchronous interaction in foreign language classes with masters of engineering. Also, considering the concept of contact work, approved by the order of the Ministry of Education and Science of 2017, recommendations on how properly organize contact work so that it contributes to increased motivation, communication skills, as well as high-quality training of future professionals are given.

Keywords: engineering students; forms of contact work, distant learning; asynchronous interaction; e-learning course.

Цитировать: Филончик О.А., Рыжова С.В., Кокорина С.В. Организация контактной работы по иностранному языку на е-Курсах в группах магистров инженерных направлений // KANT. – 2023. – №1(46). – С. 341-346. EDN: NGTAUT. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-46.61

Филончик Ольга Александровна, кандидат культурологии, доцент

Рыжова Светлана Валерьевна, кандидат культурологии, доцент

Кокорина Светлана Вячеславовна, кандидат культурологии, доцент

Сибирский федеральный университет, Красноярск

Цель исследования – проанализировать опыт организации контактной работы и ее форм в рамках дистанционной образовательной деятельности в ЭИОС Сибирского федерального университета. Научная новизна заключается в том, что авторами рассмотрены методические и технические возможности для реализации учебного процесса в электронной среде, приведен пример авторского курса, созданного при помощи дистанционных образовательных технологий. В результате авторы делятся накопленным опытом по практическому применению элементов и форм контактной работы в асинхронном взаимодействии на занятиях по иностранному языку с магистрами инженерных направлений. Также, принимая во внимание понятие контактной работы, утвержденного Приказом Министерства образования и науки от 2017 г., даются рекомендации, как правильно организовать контактную работу, чтобы она способствовала повышению мотивации, навыкам коммуникации, а также качественной подготовке будущих профессионалов.

Ключевые слова: студенты инженерных специальностей; формы контактной работы; дистанционное обучение; асинхронное взаимодействие; электронный учебный курс.

УДК 378

5.8.7

Филончик О.А., Рыжова С.В., Кокорина С.В.

Организация контактной работы по иностранному языку на е-Курсах в группах магистров инженерных направлений

Введение

Организация контактной работы всегда приоритетна в обеспечении качества профессиональной подготовки студентов как при синхронном, так и при асинхронном взаимодействии преподавателя и обучающегося. Контактная работа может осуществляться в различных формах при условии создания соответствующих методических и технических условий для ее реализации. В этой связи актуальность данного исследования заключается в необходимости накопления опыта по организации форм и условий контактной работы в рамках дистанционной образовательной деятельности в ЭИОС Сибирского федерального университета.

Цель исследования структурировала следующие задачи:1) изучить теоретическую базу исследования; 2) поделиться опытом по практическому применению элементов и форм контактной работы в асинхронном взаимодействии по иностранному языку; 3) дать практические указания по использованию форм контактной работы при дистанционном обучении.

Для осмысления вопросов организации контактной работы по иностранному языку на е-курсах в группах магистров инженерных направлений, авторы использовали следующие методы исследования: 1) научно-теоретический анализ литературы по проблематике статьи; 2) анализ базовых формулировок, дающих представление о видах контактной работы по английскому языку; 3) метод обобщения практики организации контактной работы преподавателями СФУ, работающих со студентами инженерных специальностей.

Теоретической базой исследования послужили публикации И.В. Вылегжаниной, И.Н. Голицыной, А.В. Могилева и других исследователей, раскрывающих специфику организации контактной работы в условиях информатизации вузов.

Практическая значимость статьи заключается в том, что описанные в ней формы контактной работы могут эффективно использоваться для преподавания иностранного языка в вузе, что, в свою очередь, поможет разнообразить образовательный процесс, сформировать профессиональные и общекультурные компетенции, мотивировать студентов на дальнейшее изучение иностранных языков с целью повышения качества образования.

Основная часть

В первую очередь определимся с видами работы, которые следует считать контактными. В ФГОС СПО нового поколения внесены изменения, в соответствии с которыми в учебных циклах образовательной программы выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы обучающихся. Таким образом, контактной работой может считаться работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем, реализуемая по видам учебных занятий и практики. Самостоятельная работа в новых ФГОС СПО включена в общий объем образовательной программы, установленный в академических часах, но не является работой контактной. Во ФГОС СПО предыдущего поколения вся работа, включенная в рамки 36 академических часов (аудиторной нагрузки) в неделю, является контактной, т.е. работой во взаимодействии с преподавателем, а самостоятельная работа вынесена за рамки аудиторной нагрузки.

В настоящее время учебные заведения стали все чаще включать в «программу дистанционные образовательные технологии, позволяющие достаточно гибко выстраивать процесс обучения – это связано, прежде всего, с желанием удовлетворить интересы и потребности студентов с плотным графиком работы, в том числе вахтовиков, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, лиц, не имеющих возможности приехать на место учебы в период карантина» [3]. Следуя данной тенденции, в СФУ разрабатываются методические рекомендации [6] для преподавателей, участвующих в составлении и апробации элементов контактной работы в электронной информационно обучающей системе ЭИОС «е-Курсы».

К элементам контактной работы относятся «Вики», «Задание», «Форум», «Чат». «Использование этих элементов информационной обучающей системой «е-Курсы» возможно только в случае установки при настройке элемента комментирования или оценивания деятельности студентов. Данный вариант использования элементов в ЭИОС не рекомендуется к независимому использованию при организации контактной работы на постоянной основе» [6, 4].

«Вики» в е-Курсе дает возможность организовать самостоятельную или совместную групповую работу – это могут быть переводы статьи или грамматические и лексические задания, тесты. По мнению И.Н. Голицыной «технология Вики очень удобна для учащихся и преподавателей. Изучив несложный язык вики-разметки, можно размещать в открытом доступе учебные материалы, организовывать обсуждение по разным вопросам. Технология Вики является действенным средством привлечения учащихся к созданию учебных Интернет-ресурсов через взаимодействие с преподавателями и другими учащимися» [4, 109]. При помощи функции «История» преподаватель отслеживает вклад каждого учащегося и оценивает его деятельность, дает рекомендации в группе.

Например, в электронном курсе «Деловой иностранный язык» [5], разработанного для магистров строительных специальностей, «Вики» применяется для создания терминологического глоссария по строительству (рис. 1). Студенты, выполняя переводы своих статей и работая над докладом к презентации, дополняют глоссарий терминологией по специальности. Они могут обращаться к этому словарю при выполнении заданий курса в поиске адекватного перевода специальных слов и понятий в сфере строительства.

Рисунок 1 – Элемент «Вики»

«Задание» в е-Курсе могут включать тесты, тренажеры, практические задания. При разработке заданий очень важно определить критерии оценивания. Критерии должны быть измеримы, достижимы и прозрачны. Если задание носит творческий характер, то оценка креативности носит субъективный характер, поэтому в инструкции к заданию мы пишем не «креативность», а «новизну». Формат оценивания может быть «зачет/незачет» или балльная система, но как показывает практика, студенту нужна не столько оценка, сколько качественная обратная связь.

Удовлетворить желание студентов совершенствоваться без обратной связи невозможно. Поэтому даже если работа выполнена отлично, хорошая отметка будет отпиской в глазах учащихся без объяснений преподавателя. Особенно важна качественная обратная связь, если задание сделано неудачно. В таком случае следует отметить прогресс или упорство студента перед тем, как перейти к комментариям, далее важно напомнить правила, добавить примеры. Помним, что при дистанционном обучении контактной работе отводится большая роль для поддержания мотивации и если обратная связь не налажена, инструкции даны не точные, а уточняющие вопросы остаются без ответа, то такая ситуация демотивирует.

В качестве примера рассмотрим задания, разработанные для е-Курса «Деловой иностранный язык» (рис. 2).

Рисунок 2 – Элемент «Задание»

В данном задании магистрам предлагается написать сочинение на тему научного исследования. В инструкции к заданию представлен подробный план, которому необходимо следовать, уточнен объем работы и фразы и выражения, которые необходимо использовать, установлены критерии оценивания работы, приведен образец сочинения. Таким образом, при оценивании преподаватель может прокомментировать работу студента в соответствии с заданными критериями, предложить исправить недочеты, если студент претендует на более высокий балл.

Вебинары и видеоконференции в ЭИОС также являются элементами контактной работы при организации разъяснительной части, консультаций в сочетании с элементами обратной связи. Преподаватель может прикрепить в курс ссылку на любую запланированную им видеоконференцию в Zoom, Google Meet, Skype, Яндекс Телемост.

Эффективны следующие формы вебинаров и конференций:

- установочные вебинары по дисциплине;

- вебинары по организации самостоятельной работы студентов на основе учебно-методических комплексов;

- вебинары по сложным темам курса;

- вебинары и видеоконференций практической направленности;

- вебинары-консультации с ответами на вопросы обучающихся;

- обобщающие вебинары по дисциплине;

- вебинары по написанию письменных работ;

- вебинары по выполнению научно-исследовательских работ;

- установочные и итоговые конференций по прохождению практики [2].

В электронном курсе «Деловой иностранный язык» [5] проводится итоговая видеоконференция в конце обучения, на которой студенты представляют свою презентацию и доклад на тему магистерского исследования. Преподаватель и участники конференции слушают, задают вопросы, комментируют выступление.

Для организации консультаций может использоваться «Чат». «Чат-консультация – это самая простая форма учебного чата. В таком чате преподаватель-ведущий отвечает на вопросы учащихся, даёт им какие-то рекомендации и установки» [7, 180]. Однако надо понимать, что данный элемент приемлем только при проведении синхронных занятий.

Так как рекомендуемая трудоемкость форм взаимодействия между студентом и преподавателем должна составлять не менее две трети от трудоемкости практического занятия, в рамках одного учебного занятия организованного в ЭИОС желательно применять не один элемент контактной работы. Например, студенты могут пройти «Лекцию», далее выполнить элемент курса «Задание» и получить консультацию по теме занятия от преподавателя посредством элемента «Форум».

Важно отметить, что в электронном курсе «Деловой иностранный язык» [5] форумы представлены в начале каждого раздела (юнита) для организации обратной связи (обсуждения вопросов по выполнению заданий, тестов, лекций) между студентами и преподавателем по конкретным темам. Название форумов отражают специфику юнитов, например, форум «Construction job in demand», форум «How to get a desired job», форум «Business letters», форум «Writing scientific work» и т.д.

«Форум» особенно важный элемент контактной работы при изучении иностранного языка. Дистанционный режим и контроль куратора не позволяет выходить за рамки иноязычной среды, где студенты получают возможность высказывать личное мнение на предложенную тему, обмениваться информацией с другими участниками учебного процесса в асинхронном режиме.

Целью форума является развитие коммуникативных компетенций, а именно совершенствование навыков и умений в таких видах речевой деятельности, как чтение, письмо, говорение, а также умения использовать эти навыки в процессе общения. В нашем электронном курсе один из форумов представлен в первом юните (рис. 3).

Рисунок 3 – Элемент «Форум»

Данный форум предлагает участникам курса познакомиться друг с другом и преподавателем, отвечая на ряд вопросов профессиональной тематики: What qualities does a good engineer need? What are the duties and routine of a Civil Engineer? What are aspects of Civil Engineering? Why do you want to be an engineer? What degree do you need to be a Civil Engineer? Why do you choose to continue study to get a master degree? Участники курса могут обмениваться мнениями, преподаватель приветствует студентов, комментирует ответы.

Таким образом, для организации вводной части, актуализации учебного материала в качестве вспомогательных ресурсов возможно использовать ресурсы ЭИОС, не предполагающие взаимодействия преподавателя и студента в комбинации их с элементами контактной работы.

При использовании комбинации элементов и ресурсов необходимо указать связь элементов при помощи гиперссылок и поясняющего текста, также следует размещать их в соответствии с траекторией изучения элементов или ресурсов раздела е-Курса.

Заключение

Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие выводы:

1. Организация контактной работы по иностранному языку - чрезвычайно важное условие при дистанционном обучении, которое для студентов может являться более доступным при ряде обстоятельств, чем обучение в аудитории.

2. Взаимодействие преподавателя и обучающегося чрезвычайно важно в подготовке и мотивации компетентных специалистов в сфере профессиональной деятельности.

3. Контактная работа должна занимать не менее две трети каждого практического занятия, как в синхронном, так и в асинхронном виде.

4. Любые ресурсы и формы работы можно комбинировать с элементами контактной работы, что отражается положительным образом на разнообразии видов деятельности и на качестве получаемых знаний.

Литература:

1. Андреева А.А., Калмыкова С.В., Шошмина И.В. Сравнительный анализ образовательных программ, реализуемых с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и традиционных образовательных программ // KANT. – 2022. – №3(44) DOI: 10.24923/2222-243X.2022-44.33

2. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Сундеева М.О., Татаренко М.А. Вебинар как средство организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения // АНИ: педагогика и психология. - 2016. - №2 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vebinar-kak-sredstvo-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-studentov-v-usloviyah-distantsionnogo-obucheniya (дата обращения: 08.12.2022).

3. Вылегжанина И.В. Формы организации контактной работы преподавателей и обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий при организации образовательных программ высшего образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/50507/1/notv-2015-069.pdf (дата обращения: 08.12.2022).

4. Голицына И.Н. Технология Вики в организации учебной деятельности // Школьные технологии. - 2014. - №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-viki-v-organizatsii-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 12.12.2022).

5. Кокорина С.В. Электронный образовательный курс «Деловой иностранный язык (08.04.01.02)» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://e.sfu-kras.ru/course/view.php?id=23670

6. Методические рекомендации по организации контактной работы обучающихся с педагогическими работниками в ЭИОС СФУ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://lpi.sfu-kras.ru/files/news_files/metodicheskie_rekomendacii_po_organizacii_kontaktnoy_rabote_obuchayushchihsya_s_pedagogicheskimi_rabotnikami_v_eios_sfu_0.pdf2.

7. Могилев А.В. Как применять чаты в обучении? [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kak-primenyat-chaty-v-obuchenii (дата обращения 08.12.2022).

8. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об образовании в Российской Федерации». Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.