ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОМ РАБОТЫ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ АС ВН
Сысков Вячеслав Вадимович,
к.т.н., главный научный сотрудник отдела компьютерных моделирующих систем и тренажеров, ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт экономики, информатики и систем управления", Москва, [email protected]
Коваленко Дмитрий Вячеславович,
директор центра геоинформационных технологий и моделирующих систем, ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт экономики, информатики и систем управления", Москва, Россия, [email protected]
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 14-07-00338 а.
Ключевые слова: автоматизированная система; организация работы должностных лиц; коллективная деятельность; процессное управление; платформа процессного управления.
Обозначена проблема, заключающаяся в сложности реализации программного управления работой должностных лиц органов военного управления. Описаны ограничения, существующие при интеграции и организации взаимодействия разнородных компонентов, применяемых в деятельности должностных лиц. Для осуществления их коллективной работы обоснована целесообразность применения концепции процессного управления. Описано применение концепции процессного управления при создании функциональных подсистем, обеспечивающих совместную деятельность должностных лиц органов военного управления при решении задач военного планирования. Для исполнения формализованных регламентов предложена управляющая программа - компонент, разработанный на базе платформы процессного управления. Предложены технические решения по использованию компонентов АС военного назначения (ВН) - описаны структура и взаимодействие управляющей программы, реализующей концепцию процессного управления, c прикладными компонентами системы. В качестве последних рассматриваются средства, позволяющие формировать распоряжения и указания, редактировать электронную обстановку, проводить расчеты и документировать результаты их выполнения. Использование этих решений обеспечивает поддержку единой системной архитектуры функциональных подсистем и их разработку на общих принципах. Определены функции управляющей программы, реализующей совместную деятельность должностных лиц органов военного управления. К ним относятся запуск и исполнение формализованных регламентов работы, контроль хода деятельности, согласование и управление процессом работы должностных лиц, авторизация пользователей и управление задачами, поддержка организационной структуры системы, формирование пользовательского интерфейса АРМ с учетом выполняемой задачи. При формировании пользовательского интерфейса выполняется подключение специализированных форм для ввода и вывода данных и построение отчетов по результатам решения информационно-расчетных задач. Применение описанного подхода к созданию функциональных подсистем позволяет организовывать коллективную работу должностных лиц, а предложенные решения по построению управляющей программы - унифицировать разработку за счет определенного порядка взаимодействия компонентов АС ВН и использовать их повторно в функциональных подсистемах различного назначения или взаимодействующих с ними системах.
Для цитирования:
Сысков В.В., Коваленко Д.В. Организация коллективной работы должностных лиц органов военного управления с использованием технологий АС ВН // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. - 2015. - №1. - С. 84-89.
For citation:
Syskov V.V., Kovalenko D.V. Organization of collective work of officials of the military command and control with use enterprise-technology // T-Comm. 2015. No.1. Рр. 84-89.
У
1. Введение
В настоящее время при планировании операции должностные лица органов военного управления {ОВУ) вынуждены использовать плохо стыкуемые программные средства, а часть операций (ввод и редактирование больших массивов данных, выполнение некоторых расчетов, формирование отчетных документов, передача результатов другим должностным лицам) выполнять ручным способом. Помимо этого, у них отсутствует возможность организации и контроля выполнения задач с помощью программных средств.
Поэтому при разработке функциональных подсистем (ФпС), обеспечивающих организацию коллективной работы должностных лиц при решении задач военного планирования, имеют место ограничения, заключающиеся в сложности представления, выполнения и контроля деятельности. Эти ограничения не позволяют:
обеспечить относительно несложное задание новых вариантов деятельности должностных лиц, например, при расширении факторного пространства или изменении порядка их работы;
оперативно организовывать и эффективно управлять работой должностных лиц ОВУ.
Помимо этого, при создании и модернизации ФпС возникают трудности интеграции и реализации взаимодействия разнородных прикладных компонентов, применяемых в деятельности должностных лиц. Часто при разработке такие компоненты не разделяются между собой, образуя вместе с инфраструктурными средствами трудно-модернизируемую монолитную систему. Для устранения указанных ограничений требуется выработать программно-технические решения по организации коллективной работы должностных лиц ОВУ на базе технологий разрабатываемой автоматизированной системы военного назначения (АС ВЫ).
2, Применение концепции процессного
управления при создании функциональных
подсистем АС ВН
При создании ФпС предлагается использовать концепцию процессного управления [I], которая предусматривает представление коллективной работы должностных лиц в виде формализованных регламентов, определяющих отношения между процессными данными, отдельными задачами и ролями, которые участвуют в выполнении этих задач. Записанные в определенной нотации такие регламенты описывают утвержденный руководящими документами порядок работы должностных лиц ОВУ.
Обоснование целесообразности применения концепции процессного управления для организации работы должностных лиц ОВУ приведено в [2] - особенностью ее применения для разработке ФпС является необходимость разделения управляющих и предметно-расчетных функций системы, В соответствии с этим распределение функций относительно средств, представляющих базовые и специальные компоненты системы, представлено на рис. I.
К базовым программным компонентам, в соответствии с идеологией построения АС ВН [3], относятся компоненты, используемые повторно и выполняющие автоматизацию наиболее общих (типовых) действий. Когда возможностей базовых компонентов недостаточно, разрабатываются специальные программные компоненты.
У
Организация совместной работы
\
Решение 1 ад»ч предметной области
Рмимнуит предоетчг-рдоегные фуикии»
Средство авторизации пользователей
Средства работы с боевыми документами
Средства математического моделирования
Средство исполнение регламентов деятельности
Средство управления ¡ыиормгмом работы
Средства реда*тиромнив обстановки
Рис. I. Распределение функций относительно средств, используемых в деятельности должностных лиц
Таблица I
Средства, используемые в деятельности должностных лиц
Наименование средства Назначение средства Программный компонент
Средство исполнения регламентов деятельности Исполнение формализованных регламентов деятельности должностных лиц Управляющая программа
Средство авторизации пользователей Разграничение прав при работе с задачами; учет утвержденного перечня групп и пользователей Управляющая программа
Средство управления алгоритмом работы Визуальное представление алгоритма работы; запуск, мониторинг и контроль выполнения задач Управляющая программа
Средства работы с боевыми документами Формирование директив, распоряжений и указаний, документирование результатов моделирования Комплекс программ документирования и обработки результатов моделирования и расчетов (КП ДОР)
Средства редактирования обстановки Графическое и таблично-текстовое представление и редактирование обстановки Редактор оперативной обстановки (РОО). Редактор сценариев моделирования (КП СМ)
Средства математического моделирования Проведение математических расчетов и обеспечение ввода-вывода данных для них Комплекс программ поддержки решения информационно-расчетных задач (КП ИРЗ), Комплекс программ поддержки имитационного моделирования (КП ИМ)
3. Описание средств, используемых
в деятельности должностных лиц ОВУ
В качестве базовых программных компонентов рассматриваются средства, обеспечивающие исполнение формализованных регламентов деятельности, управление алгоритмом работы, формирование распоряжений и указаний, редактирование электронной обстановки, проведение расчетов и документирование результатов их выполнения.
В качестве специальных - информационно-расчетные задачи (ИРЗ), расчетно-моделирующие комплексы, а также специализированные формы пользовательского интерфейса, реализующие взаимодействие должностных лиц с этими моделями. Описание средств, используемых в деятельности должностных лиц ОВУ, с указанием соответствующих им компонентов разрабатываемой АС ВН приведено в табл. !.
Для реализации процессного управления в системе предложен компонент - управляющая программа, которая должна предоставлять возможности программного исполнения и контроля совместной деятельности должностных лиц, а также обеспечивать определенный порядок взаимодействия применяемых в работе должностных лиц компонентов.
4. Выработка функциональных решений
по реализации управляющей программы
Исходя из обобщенного порядка работы должностных лиц ОВУ, заключающегося в авторизации, запуске исполнения регламентов и мониторинге хода работы, принятии задач к выполнению, анализе и редактировании обстановки, работе с математическими моделями и формировании различных видов боевых документов, выполнена выработка функциональных решений по использованию компонентов АС ВН. Отражающая эти решения функциональная схема системы представлена на рис. 2,
Д»ГП№*Яиф|Ли!ЦиА ДШ*««™»« ЛИЦ
Средство авторизация пользователей
Запуск и мониторинг алгоритм} роботы;
Средство управлении алгоритмом работы
Средства редактирования обстановки
Разграбление прав групп а талыовппк.чй ¡■^иройстге ?одсче«у
Лце&лннлптиг влгорит*« роботы в
1
Обгстмем/г работы с
Средство исполнения регламентов деятельности
Функции упроелтщей программы
Средам работы с боевыми документами
Обеожчелие роботы с р<
к мо*л*мц подмкг^к фора* шдо+ыюдо ¿ом«®
ЛДОоспямлгги* ¿шньи Але
Средства «¿тематического
Феджфошнье директив-, распоряжений а
Рис. 2. Функциональная схема системы
В соответствии с ней на управляющую программу возлагаются следующие функции:
- аутентификация должностных лиц;
- разграничение прав групп и пользователей при работе с задачами;
- представление алгоритмов работы в привычном для должностных лиц виде и предоставление средств управления ими;
- исполнение регламентов деятельности должностных лиц;
- организация работы с определяемыми регламентом документами, обстановкой и математическими моделями;
- подключение специализированных форм ввода-вывода данных.
Следует отметить, что особенностью деятельности ОВУ является то, что описывающие их регламенты определяют способы использования прикладных компонентов системы. Например, при планировании операции утвержден определенный порядок работы должностных лиц с документами и ИРЗ, когда результаты решения одной расчетной задачи являются исходиыми для других. Поэтому при разработке средств управления работой должностных лиц ОВУ, требуется определить унифицированный порядок подключения обозначенных компонентов АС ВН.
5. Описание взаимодействия компонентов АС
ВН при организации коллективной работы
должностных лиц ОВУ
Взаимодействие компонентов АС ВН, обеспечивающих организацию коллективной работы должностных лиц ОВУ при решении задач планирования, осуществляется в соответствии с рис. 3.
Исходя из структуры управляющей программы пользователи в соответствии с установленными для них правами (пакет «Авторизация пользователей») имеют возможность запускать и контролировать выполнение регламентов и отдельных задач (пакет «Управление алгоритмом работы»). Непосредственное исполнение формализованных регламентов деятельности должностных лиц (пакет «Исполнение регламентов деятельности») обеспечивается за счет;
использования программного интерфейса платформы процессного управления [4], которая реализует базовые функции концепции процессного управления;
подготовки данных об исполнимых регламентах и задачах с целью управления алгоритмом работы.
Рассмотренные выше пакеты управления работой должностных лиц, включаются в плагин «Средства управляющей программы» клиентского приложения.
Относительно используемой платформы процессного управления, разрабатываемое средство поддерживает возможность реализации дополнительных функций, необходимых при организации коллективной деятельности в организационно-технических системах, например, таких функций как организация иерархической соподчиненности должностных лиц, переназначение задач и делегирование прав выполнения активной задачи и т. д.
влемтск« прляюялч
Рис. 3. Структура управляющей программы
Для решения задач предметной области, конкретной группы ОВУ или отдельного должностного лица в клиентское приложение включается в другой плагин (в данном примере - второй), на который а соответствии с регламентом возлагается (по наименованию пакетов второго плагина): организация работы с электронной обстановкой;
отображение специализированных форм ввода-вывода данных;
- запуск выполнения математических моделей; формирование документов (директив, распоряжений и указаний), а также построение отчетов о результатах моделирования.
Для работы с электронной обстановкой в приложение встраиваются следующие базовые компоненты АС ВН -РОО, клиент КП СМ, для формирования боевых документов - клиент КП ДОР.
При отображении специализированных форм ввода-вывода данных используются встраиваемые элементы пользовательского интерфейса. Каждая из форм при этом соответствует определенной задаче регламента и может выполняться установленными для этого должностными лицами. При этом идентификаторы задач и пользователей указываются в атрибутах регламента, который задается в определенной нотации [5].
Формы пользовательского интерфейса, создаваемые для работы с математическими моделями некоторой предметной области, относятся к специальным компонентам. Эти формы включаются в пакет «Отображение форм пользовательского интерфейса» из состава второго плагина.
Пример экранной формы, отражающей алгоритм работы со шкалой времени и указанием активной задачи (выработка указаний на проведение расчетов), а также соответствующую ей форму ввода данных, представлен на рис. 4.
Таким образом, приведенные решения по разработке управляющей программы позволяют обеспечивать:
- организацию совместной деятельности должностных лиц за счет реализации функций исполнения формализованных регламентов, управления алгоритмом работы и доступа к установленным информационным ресурсам на базе платформы процессного управления;
- решение задач предметной области за счет подключения и унифицированного взаимодействия компонентов АС ВН в установленном порядке;
- повторное использование компонентов АС ВН в ФпС различного назначения или взаимодействующих с ними подсистемах.
Заключение
В рамках исследования установлен обобщенный порядок работы должностных лиц ОВУ, выработаны функциональные решения по использованию компонентов АС ВН и структурные решения по разработке управляющей программы.
Применение предложенных решений по разработке управляющей программы обеспечивает:
- организацию совместной деятельности должностных лиц за счет реализации функций исполнения формализованных регламентов и управления алгоритмом работы;
- решение задач предметной области за счет использования в работе должностных лиц компонентов АС ВН.
У
ORGANIZATION OF COLLECTIVE WORK OF OFFICIALS OF THE MILITARY COMMAND AND CONTROL WITH USE ENTERPRISE-TECHNOLOGY
Vyacheslav Syskov
Ph.D, specialist of modeling systems, Central Research Institute of Economy, Information and Management Systems, Moscow, Russia,
Dmitrij Kovalenko
Director of the center of geo-information technologies and modeling systems, Central Research Institute of Economy, Information and Management Systems, Moscow, Russia,
Abstract
It was denoted the problems of implementing the program management of the officials of the military command and control. That is described the complexity of the integration and interaction of heterogeneous components used in the collective work of officials. For the implementation of organization of collective work was proved the right usage of business process management (BPM) concept. It was described the use of the BPM-concept in creating functional subsystems that provide joint activities of officials in solving planning problems. For the execution of the joint activities it was proposed control program - component based on BPM-platform.
It was suggested technical solutions for the use of basic components of ACS - describes the structure and interaction of the control program with enterprise components. As the latter are considered a means to create instructions, perform calculations and document the results of their performance. Using these solutions provides support for a unified architecture of the functional subsystems and their development on general principles.
It was defined functions of the control program that implements the collective work of officials. This is start-up and implementation of joint activities, monitoring the progress of activities, coordination of the work of officials, user authorization, support for the organizational structure of the system and the formation of the user interface considering the task. Formation of the user interface is done by connecting specialized forms for input-output data and reporting on the results of solving problems. Application of this approach to the creation of functional subsystems allows you to organize collective work of officials. Proposed solutions for creating control programs allows you to unify the development by defining the order of interaction of enterprise components and reuse them in other functional subsystems. The reported study was partially supported by RFBR, research project No. 14-07-00338 a.
Keywords: automatic control system; organization of collective work; joint activities; process management; BPM-platform. References
1. Jeston, J & Nelis, J 2006, 'Business Process Management: Practical Guidelines to Successful Implementations', Oxford: Elsevier, 438 p.
2. Syskov, V.V. & Kovalenko, D.V. 2014, 'Approach to the use of process management platform in building automated', Theoretical and applied problems of development and improvement of automated control systems for military use, St. Petersburg: GCA Mozhaisky, part II, vol. 2. pp. 230-234. [in Russian]
3. Zhukov, I. Yu., Efanov, D.V., Agapov, M.V. & Murav'yov, S.K. 2013, 'Base Platform "Zarya" for prospective automated control system', Questions of defense technology. Series 3, Moscow: FSUE "CRI EIMS", vol. 5 (378), pp. 3-8. [in Russian]
4. Baeyens, T. & Barrez J. 2012, 'Activiti in Action: Executable Business Process in BPMN 2.0', NY: Manning Publications Co., 429 p.
5. Allweyer, T. 2011, 'Introduction to the Standart for Business Process Modeling', Herstellung und Verlag: Books on Demand, 156 p.