Научная статья на тему 'Организация кабинета «Телефон доверия» в структуре Красноярского краевого психоневрологического диспансера №1'

Организация кабинета «Телефон доверия» в структуре Красноярского краевого психоневрологического диспансера №1 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
293
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Суицидология
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ / "ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ" / "HOTLINE" / ORGANIZATION OF WORK

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Давыденко А. Ф., Семенова Н. Б., Щеглова Ю. Н., Долгушина Е. Е., Коцарева Е. С.

В работе представлена организация кабинета «Телефон доверия». Описан опыт проделанной работы за год, приведены статистические данные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Давыденко А. Ф., Семенова Н. Б., Щеглова Ю. Н., Долгушина Е. Е., Коцарева Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE “HOTLINE” OFFICE IN THE STRUCTURE OF THE KRASNOYARSK TERRITORIAL PSYCHONEUROLOGICAL CLINIC № 1

The article presents the organization of the “Hotline” office. The experience of the work done for the year is described, the statistics are given.

Текст научной работы на тему «Организация кабинета «Телефон доверия» в структуре Красноярского краевого психоневрологического диспансера №1»

охранения Омской области, Министерства труда и социального развития Омской области, Министерства культуры Омской области, Министерства образования Омской области, Министерства по делам молодежи, физической культуре и спорту Омской области. Результатом работы группы явилось создание единого Паспорта служб, оказывающих кризисную помощь населению города Омска и Омской области. На расширенном заседании Межведомственной рабочей группы обсуждались вопросы алгоритма действия консультантов «Телефонов доверия» в сложных кризисных и суицидоопасных состояниях с привлечением служб экстренного реагирования МЧС и полиции, взаимодействия консультантов различных служб при оказании помощи, вопросы обучения специалистов, оказывающих кризисную помощь, разработка единого кодификатора обращений на «Телефон доверия», создание единой базы и системы учета суицидов и суицидальных попыток.

РАЗВИТИЕ КРИЗИСНОЙ ПОМОЩИ И ПРОБЛЕМЫ ПРИ ЕЕ ОКАЗАНИИ (на опыте

работы суицидологической службы г. Омска)

А. И. Чеперин, О Н. Степанова, И.Н. Михайличенко, Л.А. Сазонова

КПБ им. Н.Н. Солодникова, г. Омск

В последние годы в г. Омске активно и динамично развивается суицидологическая служба. Введена сотовая линия «Телефона доверия», открыты 2 кабинета, улучшена статистика, создана межведомственная рабочая группа.

Ключевые слова: суицид, психологическая помощь.

THE DEVELOPMENT OF CRISIS CARE AND PROBLEMS WITH ITS DELIVERY (ON THE EXPERIENCE OF SUIODAL SERVICE OMSK)

A.I. Cheperin, O. Stepanov, I.N. Mickle, L.A. Sazonov

Clinical Psychiatric Hospital, Omsk, Russia

In recent years, in Omsk actively and dynamically suitsidologicheskaya service. Introduced cellular line "helpline" open 2 offices, improved statistics, an interdepartmental working group.

Keywords: suicide, psychological help.

ОРГАНИЗАЦИЯ КАБИНЕТА «ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ» В СТРУКТУРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ДИСПАНСЕРА №1

А.Ф. Давыденко, Н.Б. Семенова, Ю.Н. Щеглова, Е.Е. Долгушина, Е.С. Коцарева, М.Н. Кузьмина, О.В. Тропина, Г.Р. Гайнутдинова

Красноярский краевой психоневрологический диспансер №1, г. Красноярск

E-mail авторов: [email protected]

Телефонная помощь для людей, находящихся в состоянии психологического кризиса или решивших расстаться с жизнью, была открыта 6 сентября 2010 года на базе краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения Красноярского краевого психоневрологического диспансера №1. Телефон доверия представляет собой телефонную службу, куда может обратиться нуждающийся абонент в поисках потенциального помощника по поводу возникшей проблемы или затрудненной жизненной ситуации, чтобы обсудить её или найти способ разрешения.

Актуальностью телефонной службы является, то что человек, который находится в кризисной ситуации и нуждающийся в экстренной психологической помощи и поддержке, может её получить не выходя из дома, анонимно, круглосуточно и бесплатно. Задачами службы является: оказание экстренной психологической помощи; эмоциональная поддержка; профилактика суицида; помощь в принятии решения в сложной жизненной ситуации; предоставление информации об организациях и социальных службах, куда может обратиться абонент.

Служба телефона доверия является первым звеном профилактики суицида, куда может обратиться абонент с суицидальными тенденциями или родственники, опасающиеся за близкого человека. Ведущая форма помощи - это беседа, собственно установление контакта между абонентом и консультантом, а так же действия предпринимаемые консультантом в целях изменения состояния и помощи в разрешении ситуации абонента.

Консультирование осуществляется бригадой специалистов, состоящей из медицинских психологов, врача психиатра и психотерапевта. График работы медицинских психологов является круглосуточным, посменным, врач психиатр и психотерапевт принимают звонки в определенные часы. Также введена услуга очного, анонимного консультирования у врача психотерапевта амбулаторного приема в психоневрологическом диспансере для абонентов телефона доверия. Уникальность этой услуги в том, что клиент имеет право выбора дальнейшего лечения: анонимного, платного консультирования, либо согласие на заведение карточки.

48

Суицидология № 2, 2011

В службе телефона доверия проходят супер-визии, т.е. собрания на которых осуществляется предотвращение феномена эмоционального выгорания у консультантов, исследование сложных случаев работы, а так же отработка навыков консультирования с помощью тренинговых занятий и теоретического материала.

При подведении итогов за год работы телефонной службы всего было зарегистрировано 3316 обращений граждан по различным проблемам, требующим психологической, психотерапевтической и психиатрической помощи. Самые сложные по тактике оказания помощи, так называемые «кризисные звонки», с риском суицидального и деструктивного поведения, составляют 5,3%, от общего количества. Это непосредственно заявленное суицидальное поведение - 2,6%, тяжелое переживание утраты - 1,7%, различного вида насилие - 1,08%. Причиной суицидальных звонков являются как психические расстройства, тяжелые заболевания, зависимости, так и проблемы семейных отношений. Наибольшее количество, 31% консультаций, было проведено по проблемам связанных со здоровьем: психические расстройства обратившихся и их родственников -16,9%, отклонения в соматическом здоровье - 8,2 %, зависимости - 5,8%. Значительное количество (29,8%) консультаций приходится на проблемы психологического климата в семье, в браке, в социуме. Это взаимоотношения членов семьи (10,4%), детей и родителей (8,4%), любовных отношений в диаде (10%), сексуальные проблемы (1,02%). Консультации по проблемам адаптации в социуме составляют - 11%, среди них трудности общения - 6,7% и проблемы на работе - 4,3%.

Важной функцией телефона доверия является информационное консультирование с целью сориентировать человека, куда ему нужно обра-

титься за конкретной помощью без участия в решении его проблемы - 22,8% звонков.

По возрастному признаку более всего обращается за помощью работоспособное население зрелого возраста 30-55 лет - 54% и молодые люди 21-30 лет - 31,2%. Всего обращений за год: мужчины - 18,2%, женщины - 81,8% .

Таким образом, кабинет «Телефон доверия» за время своей работы показал высокую эффективность и востребованность у населения города в качестве первого звена в оказании психологической помощи населению.

ОРГАНИЗАЦИЯ КАБИНЕТА «ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ» В СТРУКТУРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ДИСПАНСЕРА №1

А.Ф. Давыденко, Н.Б. Семенова, Ю Н. Щеглова, Е.Е. Долгушина, Е.С. Коцарева, М.Н. Кузьмина, О. В. Тропина, Г. Р. Гайнутдинова

Красноярский КПНД № 1

В работе представлена организация кабинета «Телефон доверия». Описан опыт проделанной работы за год, приведены статистические данные.

Ключевые слова: организация работы, «телефон доверия».

ORGANIZATION OF THE "HOTLINE" OFFICE IN THE STRUCTURE OF THE KRASNOYARSK TERRITORIAL PSYCHONEUROLOGICAL CLINIC № 1

A.F. Davydenko, N.B. Semenova, Yu.N. Shcheglova, E.E. Dolgushina, E.S. Kotsareva, M.N. Kuzmina, O.V. Tropina, G.R. Gainutdinova

The article presents the organization of the "Hotline" office. The experience of the work done for the year is described, the statistics are given.

Keywords: organization of work, "hotline"

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОТЕРАПИИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Б.Ю. Приленский, Е.В. Родяшин, А.В. Приленская

Тюменская государственная медицинская академия, г. Тюмень

В последние десятилетия отечественная психотерапия активно формирует свой самостоятельный статус. Сохраняется устойчивый интерес к услугам психотерапевта среди активной части населения, заинтересованной в своем здоровье и улучшении качества жизни.

Процесс индивидуального развития по Ф. Перлзу - это процесс расширения зон самосознания; основной фактор, препятствующий психологическому росту - избегание сознавания. Великая вещь - понять, что сознавание уже само по себе может быть целительным. Перлз очень доверял «мудрости организма», самостоятельной саморегуляции здорового зрелого человека [5].

Средний человек осознает реальность в той мере, в какой цель выживания делает такое осознание необходимым. Сознание среднего человека является главным образом «ложным сознанием», ибо составлено из вымыслов и иллюзий, тогда как именно то, что он не осознает, и есть реальность [7]. Еще выдающийся американский психолог Уильям Джеймс [1] неодно -кратно подчеркивал, что «наше нормальное, или, как мы его называем, разумное сознание представляет лишь одну из форм сознания, причем другие, совершенно от него отличные, формы существуют рядом с ним, отделенные от него лишь тонкой перегородкой».

№ 2, 2011 Суицидология

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.