Организация исследовательской деятельности в области краеведения
Куимова Наталья Викторовна
Организация исследовательской деятельности в области краеведения
В статье представлен опыт краеведческой работы в сельской школе. Даны рекомендации по алгоритму ведения собирательской работы, а также освещены частные вопросы некоторых аспектов анализа полученного материала.
Исследовательская деятельность в дополнительном образовании - это условие развития способностей и склонностей детей.
Учебное краеведение преследует две взаимосвязанные задачи, основанные на общедидактическом принципе «от далекого к близкому».
§_ _^
Всестороннее изучение и накопление местного фольклорно-этногра-фического материала <-► Обязательное использование в урочной деятельности приобретенных краеведческих знаний
1Г чг
Решение первой задачи открывает путь второй
Один из способов включение подростков в исследовательскую деятельность - работа фольклорно-этнографического кружка "Kodima", что в переводе с вепсского языка означает «земля родная». Предметом изучения является фольклорно-этно-графический материал, собранный на территории Пяжозер-ского поселения Бабаевского района.
Деятельность кружка продолжает, дополняет и расширяет работу по направлениям исследовательской деятельности, получившим начало на уроках.
Цели кружковой работы: 1. Привитие интереса к вопросам культуры родного края в духе уважения к вепсской народности.
Куимова
Наталья Викторовна,
учитель русского языка и литературы МОУ «Пя-желская средняя школа», с. Пяжелка Бабаевского района Вологодской области
Практика организации исследовательской деятельности
■И
Краеведение:опыт регионов
2. Развитие творческих способностей учащихся, формирование и развитие основ исследовательской деятельности. Исследовательская работа реализуется в двух направлениях:
1. «Народная мудрость» - фольклор и этнография.
2. «Литературное краеведение».
Используемая методика экспедиционной работы основана на принципах теории историко-типологического изучения фольклора, разработанной Б.Н. Путиловым.
Исследовательско-экспедиционная деятельность осуществляется поэтапно.
Первый этап - подготовительный:
1. Составление списка старожилов, изучение географической карты территории сельского поселения.
2. Изучение и сопоставление материалов ранее проходивших экспедиций.
3. Обучение способам фиксации фольклорно-этнографиче-ского материала, овладение навыками ведения собирательской беседы.
Второй этап - экспедиционная работа:
1. Опрос информаторов.
2. Фиксация собранного материала. Третий этап - обработка материала:
1. Расшифровка аудиозаписей.
2. Классификация материала: жанры, темы, сюжеты и пр.
3. Сравнительный анализ.
4. Обобщение, систематизация.
Результатом исследовательской кружковой деятельности является:
• развитие у школьников как личностных, так и социальных компетенций;
• умение самостоятельно планировать деятельность, принимать решения, распределять время, ресурсы;
• регулировать уровень собственной активности;
• взаимодействовать с коллегами, находить компромисс. На этапе обработки фактологических сведений проводим
сравнительный анализ фольклорно-этнографического материала.
Школьники, как правило, с интересом анализируют местный фольклорно-этнографический материал, собранный ими самими.
Ведущую роль играет работа с опросниками. Опрос - метод сбора первичной информации со слов информанта. Одним из продуктивных приемов можно считать опрос, основанный на сопоставлении, например, при работе над темой «Одежда. Пояса мужские и женские»:
Организация исследовательской деятельности в области краеведения
Куимова Наталья Викторовна
тг
• Как различались мужские и женские пояса (материалом, техникой изготовления, украшениями, способом повязывания)?
• Какие пояса носили в данной местности (узкие, широкие)?
• Чем отличались пояса бедных и зажиточных, способы изготовления поясов и т.п.
Сопоставление применимо также при работе над текстами, например, при анализе частушек - коротких, рифмованных песенок, которые создавались и исполнялись как живой отклик на разнообразные жизненные явления. Сопоставляем: количество строк, устойчивые напевы, разнообразие персонажей, отражение исторических процессов, ритмико-мелодическую структуру, связь с фольклорными жанрами.
Этот метод можно использовать при работе над анализом причитаний - специфического жанра фольклора. Обращаем внимание школьников на:
• Эмоциональную напряженность (обилие восклицательно-вопросительных конструкций, восклицательных частиц, синонимичных повторов, нанизывание сходных синтаксических структур).
• Способ исполнения (в основе причета импровизация, т.к. он был обращен к отдельному человеку, он должен был в своем содержании раскрывать конкретные черты его жизни)
• Содержание причетов (просьба, укор, наказ, заклинание, благодарение, сетование).
Межтекстовое сопоставление свадебной песни: «Отлетало» пяжозерских вепсов и «Отлетало» куйско-пондальских вепсов. Данные песни сопоставляются и с точки зрения исполнения (интерпретационное сопоставление). Благодаря подобной работе у школьников совершенствуются навыки всестороннего сравнения информации вербального и аудиовизуального характера, применения различных типов сравнения. Учащиеся дают оценку по результатам проведенного сравнения, применяют имеющиеся ориентирующие модели и схемы сравнения, учатся составлять план и правила сравнения в парной и самостоятельной работе.
Краеведческая проблематика ученических исследований всегда имеет свою специфику, т.к. многое, как правило, является малоизученным. Это раскрывает большие возможности для успешной поисково-исследовательской работы учащихся.
Позиция ученика-исследователя здесь в целом ряде случаев является реальной, а сама внеурочная исследовательская деятельность становится полем, где востребуются самые разные предметные и общеучебные знания и умения. ГО
Краеведение:опыт регионов
Список литературы
1. Активные формы преподавания литературы. Составитель Альбет-кова Р.И. - М.: Просвещение , 1991.
2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе.- М.: Вер-бум, 2001.
3. Дробинина И.Ю.Теоретическое исследование опыта педагогической деятельности (Технологический подход): Научно- методические рекомендации.- Вологда, 2004.
4. «Душа хранит» Всероссийские детские Рубцовские чтения, посвященные 65-летию со дня рождения поэта - Вологда: «Легия», 2001.
5. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. - М.: Просвещение. 1993.
6. Калганова Т.А. Выбор методики анализа художественного произведения. Литература в школе. - 2007-№2. с. 19.
7. Кулев А.В. Основы народной культуры. - Вологда, 2000.
8. Леонтович А.В. К проблеме развития исследовательской деятельности в науке и образовании: Методический сборник. - М., 2001.
9. Мовнар И.В. Активизация читательского опыта старшеклассников на уроках по творчеству Н. М. Рубцова в 11 классе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 2004.
10. Образование: взгляд в будущее. МАН «Интеллект будущего». - Обнинск, 2007.
11. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1991.
12. Педагогические технологии. Автор - составитель Т. П. Сальникова -М.: ООО ТЦ «Сфера», 2007.
13. Педагогика: Учебник для студентов педагогических учебных заведений. Под редакцией П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002.
14. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2002.
15. Селевко Г.К. Педагогические технологии авторских школ.- М.: Высшая школа, 2005.
16. СмолкинА.М. Методы активного обучения. - М.: Высшая школа,1991.
17. Файн Т.А. Исследовательский подход в обучении. Практика административной работы. - 2003.-№6,7; 2004-№1.
18. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение,1991.
19. Шашуков Н.Л. Народная педагогика в практике семейного воспитания. - Вологда, 2003.