Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ИНЖЕНЕРНО-АЭРОДРОМНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВВС ФРОНТОВ ПРИ ИХ ПОДГОТОВКЕ К БОЕВЫМ ДЕЙСТВИЯМ В ПЕРВОМ ПЕРИОДЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (22 ИЮНЯ 1941 - 19 НОЯБРЯ 1942 Г.)'

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНЖЕНЕРНО-АЭРОДРОМНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВВС ФРОНТОВ ПРИ ИХ ПОДГОТОВКЕ К БОЕВЫМ ДЕЙСТВИЯМ В ПЕРВОМ ПЕРИОДЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (22 ИЮНЯ 1941 - 19 НОЯБРЯ 1942 Г.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
422
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ / ИНЖЕНЕРНО-АЭРОДРОМНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ВВС (ВА) ФРОНТОВ / РАЙОН АВИАЦИОННОГО БАЗИРОВАНИЯ / ТЫЛ ВВС ФРОНТА / ИНЖЕНЕРНО-АЭРОДРОМНЫЙ БАТАЛЬОН / USSR / FIRST PERIOD OF THE GREAT PATRIOTIC WAR OF 1941-1945 / AIRFIELD-ENGINEERING AVIATION SUPPORT / AIR FORCE (AA) OF FRONTS / AVIATION BASING AREA / THE REAR OF THE FRONT AIR FORCE / AIRFIELD-ENGINEERING BATTALION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белоусов Владимир Владимирович, Чутров Николай Евгеньевич

В статье проанализировано развитие планирования и организации инженерно-аэродромного обеспечения ВВС (воздушных армий - ВА) фронтов в первом периоде Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Белоусов Владимир Владимирович, Чутров Николай Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZING AIRFIELD-ENGINEERING AVIATION SUPPORT OF THE FRONT AIR FORCE DURING PREPARATION FOR FIGHTING IN THE FIRST PERIOD OF THE GREAT PATRIOTIC WAR (JUNE 22, 1941 - NOVEMBER 19, 1942)

The paper analyzes progress in planning and organizing airfield-engineering aviation support of the Air Force (air armies - AA) of the fronts during the first period of the Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ИНЖЕНЕРНО-АЭРОДРОМНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВВС ФРОНТОВ ПРИ ИХ ПОДГОТОВКЕ К БОЕВЫМ ДЕЙСТВИЯМ В ПЕРВОМ ПЕРИОДЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (22 ИЮНЯ 1941 - 19 НОЯБРЯ 1942 Г.)»

в и

Н.Е. ЧУТРОВ, N.Ye. CHUTROV,

В.В. БЕЛОУСОВ V.V. BELOUSOV

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНЖЕНЕРНО-АЭРОДРОМНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВВС ФРОНТОВ ПРИ ИХ ПОДГОТОВКЕ К БОЕВЫМ ДЕЙСТВИЯМ

В ПЕРВОМ ПЕРИОДЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

(22 июня 1941 — 19 ноября 1942 г.)

ORGANIZING AIRFIELD-ENGINEERING AVIATION SUPPORT OF THE FRONT AIR FORCE DURING PREPARATION FOR FIGHTING IN THE FIRST PERIOD OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

(June 22, 1941 — November 19, 1942)

Г 4

Сведения об авторах. Чутров Николай Евгеньевич — заместитель начальника кафедры истории войн и военного искусства Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», подполковник, кандидат исторических наук (г. Воронеж. E-mail: chutrn@rambler.ru);

Белоусов Владимир Владимирович — преподаватель кафедры истории войн и военного искусства Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», кандидат исторических наук (г. Воронеж. E-mail: bvv8408@mail.ru).

Аннотация. В статье проанализировано развитие планирования и организации инженерно-аэродромного обеспечения ВВС (воздушных армий — ВА) фронтов в первом периоде Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: СССР; первый период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.; инженерно-аэродромное обеспечение; ВВС (ВА) фронтов; район авиационного базирования; тыл ВВС фронта; инженерно-аэродромный батальон.

Information about authors. Nikolai Chutrov - Deputy Head of the War History and Military Art Department at the Air Force MESC «Air Force Academy named after Prof. N.Ye. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin», Lieutenant-Colonel, Cand. Sc. (Hist.) (city of Voronezh. E-mail: chutrn@rambler.ru);

Vladimir Belousov - lecturer at the Department of War History and Military Art, the Air Force MESC «Air Force Academy named after Prof. N.Ye. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin», Cand. Sc. (Hist.) (city of Voronezh. E-mail: bvv8408@mail.ru).

Summary. The paper analyzes progress in planning and organizing airfield-engineering aviation support of the Air Force (air armies — AA) of the fronts during the first period of the Great Patriotic War.

Keywords: USSR; first period of the Great Patriotic war of 1941—1945; airfield-engineering aviation support; Air Force (AA) of fronts; aviation basing area; the rear of the front Air Force; airfield-engineering battalion.

О

ПЫТ инженерно-аэродромного обеспе- — подготовка в минимально возможные сроки чения ВВС (ВА) фронтов первого пери- оперативных аэродромов в количестве, позво-ода Великой Отечественной войны по- лявшем осуществлять приём резервов, обеспе-казал необходимость как заблаговременного, чение боевой работы авиации и её манёвра как в так и своевременного проведения работ по пределах фронта, так и между фронтами; планированию инженерно-аэродромного обе- — содержание оперативных аэродромов в по-спечения частей и соединений ВВС (ВА) фрон- стоянной эксплуатационной готовности в течение тов в ходе боевых действий. В первом перио- всей операции и боевых действий; де Великой Отечественной войны, несмотря — выполнение мероприятий по маскировке на трудности, возникавшие под воздействием аэродромов (аэродромной сети), минирование и многочисленных условий и факторов, органи- разминирование аэродромов1. зация инженерно-аэродромного обеспечения В первые месяцы войны организация инженер-частей и соединений ВВС (ВА) фронтов при но-аэродромного обеспечения была слабой, а подготовке к боевым действиям постепенно взаимодействие тыла ВВС фронтов со штабами улучшалась, оптимизировались задачи и спо- находилось на зачаточном уровне. Так, коман-собы их решения. дующим ВВС КА в директиве № Д/384 от 15 ноВ период подготовки к боевым действиям под- ября 1941 года было отмечено, что базирование разделения и части инженерно-аэродромного авиационных группировок, независимо от вида обеспечения решали задачи: авиации, не было обеспечено аэродромами на

необходимую оперативную глубину, руководство строительством и расстановкой батальонов аэродромного обслуживания было слабым, из-за чего часть аэродромов вследствие своего места расположения были непригодными для базирования авиации по замыслам командующих ВВС фронтов. Командиры авиационных частей и соединений выбирали аэродромы базирования, не имея сведений об их пригодности2. Это не позволяло осуществлять эффективное боевое применение фронтовой авиации, приводило к распылению материальных средств и нерациональному использованию частей тыла ВВС фронтов.

Для исправления ситуации в деле организации инженерно-аэродромного обеспечения потребовалось привлечение внимания к проблеме выработки единого понимания командным и руководящим составом ВВС фронтов и их тыла вопросов организации инженерно-аэродромного обеспечения. Для этого командующий ВВС КА в этой же директиве приказал командующим ВВС фронтов разрабатывать планы устройства тыла, рассредоточивать авиационные части и батальоны аэродромного обслуживания по имевшимся аэродромам, а от их штабов потребовал изучать аэродромную сеть, планировать её развитие и использование вместе с тылом ВВС фронта3.

Инженерно-аэродромное обеспечение частей и соединений фронтовой авиации в первом периоде Великой Отечественной войны включало в себя тыл ВВС округа (фронта), районы авиационного базирования, инженерно-аэродромные батальоны, авиационные базы, батальоны аэродромного обслуживания, роты аэродромного обслуживания4.

На тыл ВВС округа (фронта) возлагались задачи по руководству строительством, оборудованием и ремонтом аэродромной сети. Помощник командующего ВВС округа (фронта) по тылу через тыл ВВС округа (фронта) осуществлял непосредственное управление районами авиационного базирования, которые отвечали за подготовку территории в аэродромном отношении с целью обеспечения манёвра авиации как в пределах фронта, так и между фронтами5.

Подготовка территории фронта в аэродромном отношении осуществлялась на основании решения командующего ВВС фронта и с учётом задач ВВС армий6. Оценив обстановку, начальник тыла ВВС округа (фронта) принимал решение, которое являлось основанием для планирования, осуществлявшегося штабом тыла.

Для обеспечения базирования авиации фронта, позволявшего выполнение авиацией манёвров по замыслам командующих ВВС фронтов и армий, выполнялся ряд мероприятий по планированию организации тылового обеспечения боевых действий. План устройства тыла ВВС фронта разрабатывался на основании: директив командующего ВВС КА; директив начальника штаба ВВС КА о границах авиабазирования фронтов, тыловых границах; плана строительства аэродромов; указаний центральных управлений Красной армии; приказов и приказаний командования фронта7.

В плане устройства тыла указывались: границы базирования ВВС фронта; границы районов авиа-

Разведка и разминирование участка дороги к оперативному аэродрому, ранее занимавшемуся противником

ционного базирования; состав тыловых частей, входивших в районы авиационного базирования; подготовка территории фронта в аэродромном отношении (районы строительства и количество аэродромов, подлежавших подготовке аэродромным отделом фронта; районы строительства и количество аэродромов, подлежавших подготовке начальниками районов авиационного базирования, силами инженерно-аэродромных батальонов, местного населения; районы, где велась разведка аэродромов, какими средствами, куда и к какому сроку необходимо было представлять полученную информацию)8.

При представлении командующему ВВС фронта плана устройства тыла к нему прилагались: карта масштаба 1 : 500 000 или 1 : 1 000 000 с аэродромной сетью фронта, границами районов авиационного базирования, аэродромными узлами, районами строительства новых аэродромных узлов; список аэродромной сети ВВС фронта; план перебазирования тыловых частей и учреждений при продвижении вперёд и при отходе назад9. Командующий и военный комиссар ВВС фронта утверждали План устройства тыла и План перебазирования тыловых частей и учреждений. Наряду с этими планами основными документами для организации работы тыла являлись: тыловые сводки; приказы,приказания и распоряжения по тылу; справки о состоянии тыла10.

На основании выписки из планов устройства тыла ВВС фронта начальник района авиационного базирования с помощью отдела аэродромного строительства района осуществлял планирование инженерно-аэродромного обеспечения в границах района авиационного базирования. В ряде случаев с целью наиболее оперативного решения задач, руководства и контроля организации строительства аэродромов в места строительства высылались представители отдела аэродромного строительства фронта. Так, в отчёте о деятельности отдела аэродромного строительства ВВС Северо-Западного фронта отмечалось: «В период наступления наших войск по направлению Осташков — Пено — Андреаполь — Торопец и далее, а также в период окружения 16 немецкой армии отдел аэродромного строительства фронта строительством аэродромов руководил

в и

Маскировка самолёта на аэродроме с привлечением гражданского населения и местных материалов

непосредственно, что дало возможность, получив задание командующего, осуществлять его быстро, минуя дополнительные инстанции»11. А такими инстанциями являлись тогда отделы аэродромного строительства районов авиационного базирования.

Состав сил и средств инженерно-аэродромного батальона позволял выполнять работы по изысканию, строительству, восстановлению аэродромов и сооружений на одном—двух объектах в установленные командованием сроки12.

Совершенствование управления деятельностью инженерно-аэродромных батальонов напрямую оказывало влияние на их возможности. Так, в 1942 году перед полностью укомплектованным инженерно-аэродромным батальоном, не входившим в район авиационного базирования, ставилась задача по строительству трёх аэродромов в срок до 20 дней с двумя полосами (без искусственного покрытия) для взлёта и посадки на каждом, с каковой они успешно справлялись13. В то время как летом 1941 года инженерно-аэродромные батальоны, входя в район авиационного базирования и подчиняясь его начальнику, в выполнении подобных задач встречали серьёзные трудности. Проблема заключалась в том, что районы авиационного базирования не могли обеспечить полноценного и своевременного руководства инженерно-аэродромными батальонами по строительству аэродромов: не хватало личного состава в управлениях районов авиационного базирования и была сильная загруженность вопросами обеспечения боевых действий авиации и поддержания в эксплуатационной готовности аэродромов, занятых авиационными частями и соединениями. Так, командующий ВВС Северо-Западного фронта генерал-майор авиации Т.Ф. Куцевалов в приказе № 011 от 1 ноября 1941 года отмечал, что подчинение инженерно-аэродромных батальонов районам авиационного базирования и возложение на них руководства строительством оперативных аэродромов себя не оправдало14.

В связи с этим для восстановления руководства строительством оперативных аэродромов уже к осени 1941 года батальоны были включены в со-

став тыла ВВС фронтов. С этого времени за ход строительства стал отвечать начальник отдела аэродромного строительства тыла ВВС фронта. На районы авиационного базирования были возложены задачи только по подготовке и поддержанию в эксплуатационной готовности аэродромов в зимних условиях15.

Данная реорганизация позволила исключить дублирование в руководстве строительством оперативных аэродромов на территории районов авиационного базирования, т.к. ранее в границах фронта за строительство отвечали и помощник командующего ВВС округа (фронта) по тылу, и начальник района авиационного базирования, что ухудшало качество управления. Изменения в организационной структуре исключали район авиационного базирования из цепочки руководства строительством оперативных аэродромов «тыл ВВС округа (фронта) — район авиационного базирования — инженерно-аэродромный батальон», вследствие этого «заказчик» и «исполнитель» стали работать напрямую, что позволило уменьшить время доведения задач до исполнителей.

В ВВС округа (фронта) задачи инженерно-аэродромного обеспечения по поддержанию аэродромов в постоянной эксплуатационной готовности и по производству маскировочных работ возлагались на авиационные базы из состава районов авиационного базирования. Для их выполнения в авиационной базе имелись: управление авиационной базы, батальон аэродромного обслуживания, аэродромно-техническая рота16. Опыт первых месяцев войны и манёвренный характер боевых действий на широком фронте выявили необходимость исключения структуры управления авиационной базы из цепи управления между районом авиационного базирования и батальоном аэродромного обслуживания как лишнего звена.

Директивой заместителя НКО СССР генерал-лейтенанта авиации П.Ф. Жигарева № 165233сс от 24 августа 1941 года управления авиационных баз были расформированы, а высвободившийся личный состав был обращён на укомплектование управлений районов авиационного базирования17. Это позволило начальнику района авиационного базирования осуществлять руководство и контроль над подготовкой территории района в аэродромном отношении, а также более эффективно руководить деятельностью батальонов аэродромного обслуживания и аэродромно-тех-нических рот по поддержанию аэродромов в постоянной готовности.

Одну из важнейших задач инженерно-аэродромного обеспечения по содержанию в постоянной готовности аэродромов решали батальоны аэродромного обслуживания. Каждый такой батальон являлся отдельной тыловой частью, входившей в состав авиационной базы. Командир батальона находился в подчинении командира авиационной базы, а в оперативном отношении — командира авиационного полка. Он отвечал за содержание закреплённых за батальоном аэродромов и аэродромных сооружений в постоянной эксплуатационной готовности. Управление подчинёнными командир осуществлял через свой

штаб. Задачами начальника штаба по инженерно-аэродромному обеспечению являлись получение и обработка данных о тыловой обстановке, организация маскировки аэродромов18.

Период отхода наших войск до стабилизации фронта под Москвой был сложен для организации инженерно-аэродромного обеспечения по ряду причин, таких как отсутствие связи между штабами ВВС фронтов (армий) и органами авиационного тыла, неорганизованность органов тыла, отсутствие опыта управления тылом в боевых условиях, общая реорганизация тыла ВВС19. Ввиду этого в тыловой зоне для организации инженерно-аэродромного обеспечения требовалось больше времени. Возможность своевременной организации инженерно-аэродромного обеспечения ВВС фронтов в Битве под Москвой была достигнута благодаря опыту, приобретённому в ходе боевых действий в первые месяцы войны.

Так, снижение темпов наступления немецких войск, произошедшее вследствие тяжелейших оборонительных и наступательных действий войск КА в ходе Смоленского сражения в период с 10 июля по 10 сентября 1941 года20, позволило тылам ВВС фронтов решить задачи по организации инженерно-аэродромного обеспечения в тыловых зонах базирования авиации своевременно. Тем самым были созданы условия для размещения новых сил авиации и предпосылки к возможности завоевания ВВС КА оперативного господства в воздухе.

Организация инженерно-аэродромного обеспечения авиационных частей и соединений ВВС (ВА) фронтов усложнялась при их подготовке к наступательным действиям. Наиболее сложными вопросами являлись своевременная подготовка аэродромов (зимой — укатка ВПП для работы авиации на колёсном шасси), совершение маршей батальонами аэродромного обслуживания, инженерно-аэродромными батальонами и другими тыловыми частями в передовую зону.

В процессе инженерно-аэродромного обеспечения требовалось тесное взаимодействие между начальником штаба ВВС фронта, начальником тыла ВВС фронта, командиром инженерно-аэродромного батальона, начальником района авиационного базирования, командиром батальона аэродромного обслуживания. В период подготовки к боевым действиям от командного и начальствующего состава тыла ВВС фронтов также требовались разработка планов строительства и восстановления аэродромной сети, планирование перемещения инженерно-аэродромных батальонов для выполнения задач строительства, отделение сроков начала и окончания работ21.

При подготовке к боевым действиям требовалось из состава районов авиационного базирования выделять не менее имевшихся батальонов аэродромного обслуживания в резерв, закреплять за ними аэродромы в соответствии с планом использования ВВС (ВА) фронта. На начальника района авиационного базирования возлагалась также задача по доукомплектованию данных батальонов, особенно в плане транспорта и средств укатки аэродромов22.

При подготовке к наступательным боевым действиям шло совершенствование организации инженерно-аэродромного обеспечения в вопросах строительства и восстановления оперативных аэродромов. Так, в соответствии с приказом заместителя командующего ВВС КА по тылу генерал-майора авиации Н.А. Соколова-Соколёнка от 2 февраля 1942 года на требуемых направлениях из состава инженерно-аэродромных батальонов тыла ВВС фронтов формировались 1—2 передовых отряда23 в составе аэродромно-строительной роты, усиленной сапёрным взводом.

Передовые отряды, следуя за продвигавшимися вперёд наземными войсками, выполняли задачи по строительству или восстановлению на аэродроме взлётно-посадочных полос размерами 1200 х 300 м, рулёжных дорожек, мест стоянок самолётов, подъездных путей и необходимого минимума специальных сооружений24. Создание в инженерно-аэродромных батальонах передовых отрядов, позволявших в период наступления готовить аэродромы, не допуская отставания авиации от продвижения линии фронта, полностью себя оправдало, что отмечалось в отчёте о работе тыла ВВС Западного фронта25 и в отчёте о работе тыла 8-й воздушной армии на театре Сталинградского фронта26.

Отсутствие постоянной линии фронта, манёвренный характер боевых действий в наступлении выявили необходимость подготовки максимально возможного количества оперативных аэродромов за минимальное время. Данная задача решалась путём снижения тактико-технических требований к оперативным аэродромам (возможность строи-

П.Ф. Жигарев (предвоенная фотография)

в и

Т.Ф. Куцевалов (на фото сидит крайний справа) на приёме в Кремле в предвоенные годы

тельства полосных аэродромов вместо площадных; минимум строительства спецсооружений; менее строгие требования к рельефу лётного поля и полосам подходов). Это позволило сократить объёмы выполнявшихся работ и, как следствие, сроки строительства27.

В организации инженерно-аэродромного обеспечения за проведение изысканий и рекогносцировки участков местности, годных для строительства оперативных аэродромов, отвечали изыскательские партии (изыскательские команды, рекогносцировочные группы), создававшиеся в отделах аэродромного строительства тыла ВВС фронтов, в отделах аэродромного строительства районов авиационного базирования, в инженерно-аэродромных батальонах. Все подготовленные материалы изысканий перед строительством про-

Топопартия из состава инженерно-аэродромного батальона проводит рекогносцировку участка местности, годного для строительства оперативного аэродрома

верялись в отделе аэродромного строительства фронта и утверждались начальником отдела28.

В начале войны изыскание участков под строительство аэродромов, принятие решения на строительство и руководство строительством возлагались на одного—двух специалистов из состава инженерно-аэродромного батальона, отдела аэродромного строительства района авиационного базирования или отдела аэродромного строительства тыла ВВС фронта. Ввиду жёстких сроков на изыскание и строительство аэродромов (от 1 до 5 дней) предварительные изыскательские материалы не составлялись, а готовилась только исполнительная техническая документация29.

Для принятия решения на строительство аэродромов в отдел аэродромного строительства тыла ВВС фронта представлялись следующие материалы: карта с указанием маршрутов следования и осмотренных участков; краткое описание осмотренных участков с выводами об их пригодности. При необходимости для контроля пригодности выбранного участка для строительства аэродрома на это место высылался представитель отдела аэродромного строительства фронта30.

В конце 1941 — начале 1942 года при подготовке к наступательным действиям фронтов изыскания проводились в основном топопартиями (рекогносцировочными группами) из трёх—четы-рёх человек. Данные партии состояли из одного офицера и двух-трёх красноармейцев. Каждой партии придавалась автомашина ГАЗ-АА31. Это позволяло группам следовать непосредственно за наступавшими войсками и решать возложенные на них задачи:рекогносцировку захваченных аэродромов; изыскание участков местности для устройства аэродрома; разведку наличия заминированных участков на аэродромах и спецсооружениях.

Возросшая значимость такой задачи инженерно-аэродромного обеспечения, как разминирование аэродромов при проведении наступательных операций, привела к созданию приказом НКО СССР от 30 ноября 1941 года № 0459 минно-са-пёрной службы в составе ВВС КА. Её работу организовывал начальник управления устройства тыла ВВС КА. На минно-сапёрную службу были возложены такие задачи, как разработка схем и осуществление минирования аэродрома и спецсооружений; подрыв имущества и боевой техники при невозможности их эвакуации; разведка и разминирование аэродромов, ранее занимавшихся противником32. Данные задачи решались: в ВВС фронта (округа) — отделением минно-сапёр-ной службы из состава отдела устройства тыла; в управлении района авиационного базирования

— начальником минно-сапёрной службы, его заместителем-пиротехником и техником-топографом; в батальоне аэродромного обслуживания

— командиром минно-сапёрного взвода.

Введение минно-сапёрной службы в состав

тыла ВВС (ВА) фронта позволяло осуществлять подготовку и комплектование специалистами рекогносцировочных групп, передовых команд, предназначенных для более быстрого и безошибочного разминирования обнаруженных зами-

"■»Ж,

нированных участков и сооружений. Так, взвод младшего лейтенанта Борисова из состава 12-го инженерно-аэродромного батальона при разминировании участка дороги Ватулино — Кле-ментьево извлёк до 37 противотанковых и противопехотных мин без единого случая подрыва33.

В ходе исследования архивных документов было выявлено, что значение маскировки в ВВС перед войной было недооценено, ей уделялось крайне мало внимания со стороны Главного управления ВВС34. Это привело к большим потерям авиации на земле и изданию командующим ВВС КА директивы № 159443 от 9 июля 1941 года о маскировке аэродромов и мероприятиях, обеспечивающих снижение потерь своих самолётов от ударов авиации противника по аэродромам. В данной директиве командующий ВВС КА потребовал от командующих ВВС фронтов строгого соблюдения личным составом авиационных частей правил маскировки аэродромов, в т.ч. при базировании иметь на каждом аэродроме не более 9—12 самолётов, обеспечив их рассредоточен-ность и маскировку35.

Маскировкой аэродромов, сооружений на них занималась маскировочная служба. От командующих ВВС фронтов (округов), командующих воздушными армиями требовалась разработка мероприятий по улучшению маскировки действовавших аэродромов и созданию ложных. Штабы ВВС фронтов в своей работе по организации маскировки руководствовались планами устройства тыла ВВС фронтов, планами базирования авиации в операциях. На основании данных документов отрабатывались схемы маскировки аэродромов, производился расчёт потребных материалов, принимались меры к обеспечению маскировочных работ местными материалами36.

Ответственность за выполнение маскировочных мероприятий возлагалась как на начальников районов авиационного базирования и командиров батальонов аэродромного обслуживания, так и на командиров обслуживавшихся ими авиационных дивизий и полков. В своей работе они должны были руководствоваться указаниями командующего ВВС КА по маскировке оперативных аэродромов и материальной части37.

Как показал опыт боевых действий первого периода Великой Отечественной войны,качествен-ная и эффективная маскировка заключалась в одновременном и целенаправленном выполнении личным составом как частей и соединений авиационного тыла, так и лётных частей и соединений всех работ по организации маскировочных мероприятий на аэродромах, по созданию ложных аэродромов и имитации их деятельности. Введение маскировочной службы в состав авиационного тыла позволило сохранить большое количество личного состава, самолётов, другой техники и имущества в ходе дальнейших боевых действий.

Таким образом, в первом периоде Великой Отечественной войны происходило совершенствование организации инженерно-аэродромного обеспечения. Это достигалось за счёт расформирования управлений авиационных баз как ор-

ганов, затруднявших процесс организации инженерно-аэродромного обеспечения; повышения ответственности командиров и начальников за составление планирующих документов; улучшения взаимодействия между авиационным тылом и авиационными частями в вопросах инженерно-аэродромного обеспечения; боевого слаживания вновь формировавшихся управлений тыловых частей и соединений.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 35. Оп. 11300. Д. 21. Л. 7—9; Д. 72. Л. 70—72; Оп. 11285. Д. 39. Л. 58, 175, 179—180.

2 Сборник документов по организации материального и аэродромно-технического обеспечения боевых действий ВВС Красной армии 1941—1944 гг. Т. 2. Монино: ВВА, 1960. С. 32, 33.

3 Там же. С. 34.

4 ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11325. Д. 28. Л. 33, 34, 154, 161, 171, 195; Мякошин В.А., Паршинцев А.А. Развитие авиационного тыла (1914—1990). Монино: ВВА, 1991. С. 33—38.

5 ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11285. Д. 39. Л. 33—35.

6 Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.: сборник документов № 2 (22 июня 1941 г. — 18 ноября 1942 г.). М.: Воениздат, 1958. С. 38, 39.

7 Сборник документов по организации материального и аэродромно-технического обеспечения... С. 40, 41.

8 Там же. С. 38, 39.

9 Там же. С. 39, 40.

10 ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11325. Д. 84. Л. 71.

11 Там же. Оп. 11300. Д. 151. Л. 30.

12 Там же. Оп. 11282. Д. 69. Л. 228—234.

13 Там же. Оп. 11285. Д. 547. Л. 42.

14 Там же. Ф. 221. Оп. 1374. Д. 138. Л. 26.

15 Там же. Л. 27.

16 Там же. Ф. 35. Оп. 11325. Д. 28. Л. 33, 34, 154, 161, 171, 195; Мякошин В.А., Паршинцев А.А. Указ. соч. С. 33—38.

17 Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне. С. 11, 12.

18 ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11285. Д. 39. Л. 171—173, 175.

19 Там же. Оп. 11325. Д. 84. Л. 70.

20 Великая Отечественная война 1941—1945: энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1985. С. 658.

21 ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11325. Д. 124. Л. 166.

22 Там же. Л. 163—165.

23 В архивных документах встречаются такие названия данных образований, как «передовая команда», «передовая рота».

24 ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11300. Д. 168. Л. 8.

25 Там же. Д. 151. Л. 183.

26 Там же. Оп. 11325. Д. 95. Л. 79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27 Инженерно-аэродромное обеспечение авиации в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. М.: Воениздат, 1952. С. 77, 78.

28 ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11300. Д. 151. Л. 32—33.

29 Там же. Оп. 11325. Д. 78. Л. 67; Ф. 290. Оп. 3304. Д. 4. Л. 20.

30 Там же. Ф. 35. Оп. 11300. Д. 151. Л. 34.

31 Там же. Оп. 11325. Д. 78. Л. 68—69.

32 Сборник документов по организации материального и аэродромно-технического обеспечения. С. 36, 37.

33 ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11285. Д. 542. Л. 119.

34 Там же. Оп. 11325. Д. 18. Л. 23.

35 Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне. С. 200, 201.

36 Сборник документов по организации материального и аэродромно-технического обеспечения. С. 172—175.

37 Там же. С. 175, 208, 209, 237. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.