Научная статья на тему 'Организация интеллектуально-игровой деятельности подростков с отклоняющимся поведением с целью предупреждения их девиаций'

Организация интеллектуально-игровой деятельности подростков с отклоняющимся поведением с целью предупреждения их девиаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
466
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КЛУБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилова Т. П., Грицких Е. Н.

В статье показана необходимость решения проблемы предупреждения и преодоления девиантного поведения подростков, обучающихся в специальном учебно-воспитательном учреждении открытого типа. Дано определение понятия «девиантное поведение», выделены его признаки, охарактеризованы причины возникновения подростковых девиаций. Показана роль досуговой деятельности в жизни подростка и ее влияние на поведение воспитанников. Рассматривается целесообразность решения проблемы предупреждения девиантного поведения подростков через включение их в интеллектуальную игровую деятельность в рамках клуба. В выборе способа решения проблемы мы руководствовались точкой зрения ученых, по мнению которых она является эффективным способом предупреждения и преодоления девиантного поведения. В статье показана роль игры как в интеллектуальном развитии, так и в совершенствовании нравственных и волевых качеств подростков. Дано описание экспериментальной работы, раскрыто содержание этапов исследования: подготовительного, констатирующего, формирующего. Представлены результаты диагностического этапа, которые легли в основу эксперимента. Охарактеризованы методы и формы игровой деятельности. Особый акцент в воспитательной работе сделан на использование нетрадиционного метода аутогенной тренировки. Она способствовала формированию у подростков установок на проявление дисциплинированности, организованности, волевой саморегуляции. В статье проанализированы и обобщены результаты экспериментального исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация интеллектуально-игровой деятельности подростков с отклоняющимся поведением с целью предупреждения их девиаций»

Организация интеллектуально-игровой деятельности подростков с отклоняющимся поведением с целью предупреждения их девиаций

Гаврилова Татьяна Петровна,

доцент кафедры педагогики и психологии, Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, кандидат педагогических наук, gtpvb@perm.ru

Грицких Елена Нурулловна,

воспитатель Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения «Специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением», gerasimowa1971@yandex.ru

В статье показана необходимость решения проблемы предупреждения и преодоления девиантного поведения подростков, обучающихся в специальном учебно-воспитательном учреждении открытого типа. Дано определение понятия «девиант-ное поведение», выделены его признаки, охарактеризованы причины возникновения подростковых девиаций. Показана роль досуговой деятельности в жизни подростка и ее влияние на поведение воспитанников. Рассматривается целесообразность решения проблемы предупреждения девиантного поведения подростков через включение их в интеллектуальную игровую деятельность в рамках клуба. В выборе способа решения проблемы мы руководствовались точкой зрения ученых, по мнению которых она является эффективным способом предупреждения и преодоления девиантного поведения. В статье показана роль игры как в интеллектуальном развитии, так и в совершенствовании нравственных и волевых качеств подростков. Дано описание экспериментальной работы, раскрыто содержание этапов исследования: подготовительного, констатирующего, формирующего. Представлены результаты диагностического этапа, которые легли в основу эксперимента. Охарактеризованы методы и формы игровой деятельности. Особый акцент в воспитательной работе сделан на использование нетрадиционного метода - аутогенной тренировки. Она способствовала формированию у подростков установок на проявление дисциплинированности, организованности, волевой саморегуляции. В статье проанализированы и обобщены результаты экспериментального исследования. Ключевые слова: подростки, девиантное поведение, интеллектуальная игровая деятельность, клуб интеллектуальных игр.

о с jj

00

0

CSI

<0

01

Проблема девиантного поведения является одной из наиболее значимых в социальной педагогике. Это обусловлено как особенностями самого социально-педагогического знания, предметом которого является процесс социализации человека, так и явной социально-педагогической опасностью девиаций как для общества, так и для самого человека.

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер.

В настоящее время в стране сложилась неблагополучная обстановка, резко возросла преступность среди молодежи, так как 70 % правонарушений и преступлений совершается лицами до 30 лет. Среди них, наряду с административными правонарушениями (употребление алкогольных напитков, бродяжничество), выделяются такие противоправные действия подростков, как занятия проституцией и сутенерством, экономические преступления, участие в деятельности экстремистских военизированных формирований.

Решение проблемы предупреждения и преодоления девиантного поведения находится в центре внимания таких ученых, как С.А. Беличева, А.С. Белкин, Е.В. Змановская, Г.А. Колесникова, А.С. Новоселова, В.Г. Степанов, М.Г. Ярошевский.

Е.В. Змановская определяет отклоняющееся поведение личности как поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам [1]. Следовательно, девиантное поведение - это нарушение не любых, а лишь наиболее важных для современного общества социальных норм .

В качестве существенных признаков девиантного поведения ученые выделяют следующие:

• негативная оценка девиантного поведения и личности, его проявляющей, со стороны других людей;

• нанесение реального ущерба самой личности или окружающим людям;

• стойко повторяющееся, многократное или длительное отклоняющееся поведение;

• отклоняющееся (девиантное) поведение должно согласовываться с общей направленностью личности;

• отклоняющееся поведение рассматривается в пределах медицинской нормы;

• сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации;

• в качестве последнего признака отклоняюще-

гося поведения можно отметить его выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие [1].

Исходя из выше сказанного, можно дать следующее определение девиантного поведения: это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией [2].

Характеризуя причины возникновения подростковых девиаций, наряду с социальными, педагогическими, морально-этическими, семейными, ученые выделяют социальную незрелость и физиологические особенности формирующегося организма подростка, отмечая, что проявляются они в стремлении испытать острые ощущения, в недостаточной способности прогнозировать последствия своих действий, в гипертрофированном желании к независимости. Большинство подростков не соответствуют требованиям, которые предъявляет к ним общество, они еще не готовы к выполнению определенных социальных ролей в той мере, в какой ожидают от них окружающие. Таким образом, противоречие между биологической и социальной незрелостью подростков, с одной стороны, и требованиями общества, с другой, служит источником девиации.

Следует также отметить, что подростки-девианты находятся в сильной зависимости от референтной группы, и, если она имеет асоциальный характер, их поведение может также стать социально опасным.

Известно, что большое значение в жизни подростка имеет досуг. Однако в силу того, что досуг является зоной, свободной от участия в его организации педагогов и родителей, он может приобрести общественно опасный характер. Все это делает необходимым поиск путей включения подростков в такой вид досуга, который обладал бы значительным ресурсом для развития их творческой активности и, самое главное, для формирования у воспитанников установок социально одобряемого поведения.

В качестве эффективного направления в работе по преодолению девиантного поведения ученые А.Д. Жарков [3], Т.Г. Киселева, Ю.Д Красиль-ников [4] выделяют культурно-досуговую деятельность.

Они отмечают, что организованные формы досуга, такие как молодежные и подростковые организации, дома культуры, социальные центры, художественные и спортивные кружки, клубы, секции через включение подростков в новые социальные отношения способствуют их самореализации и социализации, оказывают помощь семье в воспитании подрастающего поколения, содействуют профилактике безнадзорности и девиантного поведения среди несовершеннолетних. Особую роль ученые И.И. Фришман [5] и С.А. Шмаков [6] отводят интеллектуально-игровой досуговой деятельности.

Авторы отмечают, что по силе воздействия интеллектуальная игра как социально-культурный феномен, является одним из самых мощных средств, формирующих и совершенствующих не только интеллектуальное развитие, но и коммуникативные навыки, социальные, социально-психологические, личностные и профессиональные качества человека.

С помощью игры можно ускорить процесс адаптации и социальной акклиматизации, выделить лидеров и аутсайдеров, обучить навыкам саморегуляции и рефлексии, а также правилам поведения. Игра разрешает трудности межличностного и межгруппового общения, снимает конфликты и напряженность играющих, создает благоприятный психологический климат и, что особенно важно в воспитательной работе с трудными подростками, является механизмом самоорганизации и самоопределения.

Исходя из этого, мы предположили, что предупреждению и преодолению девиаций подростков будет способствовать включение их в специально организованную интеллектуальную игровую деятельность.

В поисках решения этой проблемы мы провели экспериментальное исследование. В качестве базы было выбрано Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение открытого типа «Специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением».

В эксперименте приняли участие подростки в количестве 20 человек. Воспитанники училища -это дети, попавшие в особо сложную жизненную ситуацию, не способные справиться со своими проблемами самостоятельно и не готовые к сотрудничеству с взрослыми. Ежегодный анализ показывает, что среди поступающих в училище 86 % подростков из социально неблагополучных и маргинальных слоев населения; практически каждый третий - опекаемый или воспитанник детского дома; более 2/3 подвержены алкогольной и наркотической зависимости; 42 % условно осуждены или находятся под следствием; 13 % бродяжничают. Особую сложность в организации образовательного процесса определяет то, что 30 % поступающих в учебное учреждение имеют уровень знаний начальной школы и перерыв в обучении от одного до трех лет. Специальное училище создано с целью предупреждения девиантного поведения и социальной реабилитации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Для организации и осуществления педагогически целесообразного эксперимента, мы, прежде всего, провели исходную диагностику, которая включала в себя методику «СОП» для изучения склонности воспитанников к девиантному поведению [7], анкетирование на тему «Как я провожу свое свободное время» [8].

Методика «сОп» позволила выявить склонность подростков к нарушениям норм и правил, склонность к аддиктивному поведению, к самоповреждающему и саморазрушающему поведе-

о о

го -о т

т

т х х О т

П

т Д А

х т о т; О т

О сл -о А ы О ГО А

X

^

т

о

с ^

00

о сч <е

О!

нию, к агрессии и насилию, к делинквентному поведению, к реализации негативных эмоций непосредственно в поведении, без задержки.

Анализ результатов по шести шкалам методики «СОП» позволил сделать вывод, что у 63 % респондентов зафиксирована достаточно высокая склонность к отклоняющемуся поведению, у 37 % - выявлен средний уровень склонности к отклоняющемуся поведения.

Изучение личных дел воспитанников и целенаправленное педагогическое наблюдение также показали, что почти у половины учащихся зафиксирована склонность к проявлению девиантного поведения, выявлен низкий уровень познавательных процессов, отсутствуют первичные навыки социальных коммуникаций, не реализован интеллектуальный и творческий потенциал. Кроме того, они систематически нарушают дисциплину в училище, состоят на учете в отделе по делам несовершеннолетних (ОДН).

Результаты анкетирования подростков по организации ими своего свободного времени, показали, что любимым времяпровождением большинства подростков являются бесцельные прогулки, посещение дискотек, во время которых можно «показать себя», проведение времени в подъездах, подвалах, на чердаках, то есть досуг воспитанников носит либо нейтрально-социальный, либо асоциальный характер.

Полученные результаты свидетельствовали о необходимости поиска эффективных путей формирования у подростков новых ценностных мотивов к проведению такого досуга, который обеспечил бы развитие их познавательных и индивидуальных наклонностей, коммуникативных, творческих и интеллектуальных способностей.

На основе теоретических исследований и полученных диагностических данных мы разработали программу формирующего эксперимента. Особенность программы состоит в обобщении и структурировании работы, во-первых, по организации досуга позитивной направленности, во-вторых, по развитию интеллектуальных способностей подростков через включение их в интеллектуально-игровую досуговую деятельность, причем не только как пассивных участников, но и как активных организаторов всех интеллектуально-познавательных мероприятий в училище. В основу эксперимента была положена деятельность интеллектуально-игрового клуба. Выбор формы клуба для проведения интеллектуально-игровой деятельности был обусловлен возможностью включения подростков в разные виды и формы интеллектуальной деятельности.

Таким образом, цель программы состояла в вовлечении подростков в интеллектуально-игровую деятельность в рамках клуба для предупреждения и преодоления их асоциального поведения.

В качестве задач были определены:

• формирование у подростков мотивации к участию в интеллектуально-игровой деятельности клуба;

• организация интеллектуально-игровой деятельности с целью обеспечения развивающего и воспитывающего характера досуговой деятельности (для развития интеллектуальных способностей, овладения коммуникативными умениями и навыками межличностного и делового общения);

• разработка специальной инструментовки интеллектуально-игровой деятельности для воспитания у участников таких качеств, как самостоятельность в принятии решений, организованность, дисциплинированность, обязательность, инициативность, волевая саморегуляция);

• обучение подростков основам интеллектуально-игровой деятельности для дальнейшей трансляции их игрового опыта воспитанникам других групп училища.

Программой предусматривалась совместная деятельность педагогов и воспитанников.

Деятельности клуба предшествовал подготовительный этап. Он был нужен в силу того, что большинство воспитанников с асоциальным поведением имели недостаточный культурный и интеллектуальный уровень развития. Подростки сначала не проявили интереса к интеллектуально-игровой деятельности клуба. Это обусловило необходимость в проведения рекламных акций. Прежде всего, мы подготовили и раздали подросткам красочные листовки с информацией о цели, задачах и деятельности клуба, с необычными привлекательными названиями игр, а также разместили в аудиториях плакаты с заданиями и ребусами, предлагая воспитанникам самостоятельно выполнить их. Эти мероприятия вызвали у подростков определенный интерес, и на первое занятие клуба пришли 16 человек. Впоследствии они составили ядро клуба.

Следующий, организационный, этап был посвящен выборам совета клуба, обсуждению названия, эмблемы, девиза. После короткого совещания было утверждено название: «Сообразительные. Мудрые. Смекалистые (СМС)». Воспитанников впечатлила официальность и серьезность деятельности клуба, и они выразили желание регулярно посещать занятия.

На первых клубных встречах большое внимание было уделено созданию хорошего психологического климата в коллективе. Это было сделано с помощью проведения адаптационных игр и упражнений, таких как «Здравствуй, друг», «Узнай поближе своего соседа», «Незнакомка», «Волшебное рукопожатие», «Рука в руке» и других. Эти игры способствовали сближению подростков друг с другом и с педагогами, помогали привыкнуть к новой обстановке.

Программа клубной деятельности включала в себя три направления: когнитивное, мотивацион-ное и деятельностное. Прежде чем включить подростков в активную игровую деятельность, необходимо было дать им знания о сути интеллектуальных игр, их видах и разнообразии. Это было сделано в рамках когнитивного направления с помощью бесед, информационных сообщений, мини-лекций, посредством самостоятельной работы

воспитанников с литературными источниками, справочниками, интернет-ресурсами.

В качестве мотивации к участию в интеллектуальной игровой деятельности выступили совместная деятельность в командах, творческий характер упражнений, игровых разминок, конкурсный характер заданий и привлечение подростков к самостоятельному подбору игр по интересам.

Деятельностный компонент предусматривал наличие в программе разнообразных и, что особенно важно, разноуровневых игр: элементарных («Анаграммы», «Загадочные перевертыши», «Веришь - не веришь»), составных («Сказочное лукошко», «Пентагон», «Десяточка», «Мост», «Разноцветная игра»), творческих («Арт-кафе», «Интеллектуальное казино», «Что? Где? Когда?», «Миксер», квест «Пятый угол») и компьютерных («Страны и континенты», «Цивилизация», <^агСгаА») [9]. При подборе игр соблюдался принцип «от простого к сложному», что позволило вовлечь в игру подростков с различным уровнем интеллектуального развития и способствовало постепенному формированию их мыслительных способностей.

Анализируя развивающий аспект интеллектуальных игр, включенных в программу деятельности клуба, необходимо отметить, что они способствовали развитию эвристического и логического мышления, были направлены на развитие внимания, логики, быстроты реакции, наблюдательности и таких важных для подростков-девиантов качеств, как усидчивость, выдержка и терпение. Значение игр также заключалось в том, что они позволяли проверять знания подростков в активной интересной форме.

Следует отметить, что в процессе проведения игровых занятий у педагогов возникала необходимость регулировать взаимоотношения между воспитанниками, сглаживать их негативные эмоциональные проявления, так как подростки в ситуациях проигрыша зачастую проявляли враждебность к победителям, были грубыми и несдержанными.

Для четкой организации занятий воспитанники совместно с педагогами выработали определенные правила поведения: умей слушать других, соблюдай дистанцию, не опаздывай (опоздавший не участвует в командных играх), не используй ненормативную лексику. Постепенно, участвуя в играх, подростки стали руководствоваться этими обязательными правилами. Поскольку конфликтные ситуации все-таки иногда возникали, мы решили усилить воспитательное воздействие на подростков и с этой целью применили один из нетрадиционных методов - аутогенную тренировку [10]. Занятия аутогенной тренировкой предусматривали проведение определенной психологической подготовки воспитанников, настрой на занятия с помощью бесед, адаптационный курс (10 сеансов), цель которого состояла в обучении подростков приемам расслабления, а также проведение сеансов («Дисциплина и сила воли - золотые ключи к вратам совершенства», «Преодо-

лей себя», «Учись властвовать собой») для создания установок на готовность осуществлять волевую саморегуляцию и проявлять такие качества, как организованность, терпение, дисциплинированность, ответственность. Для воспитанников, которые были не уверены в своих силах, излишне тревожны, нерешительны в своих действиях, был проведен ряд сеансов: «Уверен, значит не победим», «Уверенность в себе - ключ к успеху», «Я смогу!», «Никаких стрессов, только хорошее настроение!». Для подростков, не умеющих сотрудничать, были проведены сеансы на умение взаимодействовать в команде: «Один за всех, и все за одного»; «Все зависит в этом мире только от меня и только от тебя»; «Услышим друг друга». Воздействие на подсознание воспитанников в процессе сеансов способствовало формированию у них новых позитивных установок, которые были закреплены в последующей практической игровой деятельности.

По результатам работы клуба можно сделать вывод, что опора на интеллектуальные и творческие игры практически полностью снимала негативные защитные реакции подростков, которые затрудняли коррекционно-развивающую деятельность. От воспитанников в процессе игровой деятельности требовалось проявление самостоятельности и ответственности. Именно осознание собственной ответственности за свои действия и свое поведение явилось мощным стимулом для подростков в совершении эмоционально-трудных действий. Процесс интеллектуально-игровой деятельности в клубе был направлен на то, чтобы воспитанники научились успешно выходить из любой жизненной ситуации, используя весь свой творческий потенциал, воображение, интеллект и навыки общения с другими людьми.

У подростков появилась новая доминанта в интересах, углубились знания по учебным предметам, проявилась организованность во время интеллектуальных игр, дисциплинированность, ответственность. Это все повлекло за собой новый статус подростка. Участие воспитанников в деятельности интеллектуально-игрового клуба способствовало комплексному решению названных проблем через игру, в живой и доходчивой форме.

Можно отметить, что игровая деятельность, в результате которой формируются знания, умение, опыт, а также развиваются интеллектуальные чувства, играет важную роль в социальном, интеллектуальном и эмоциональном становлении личности подростка.

Регулирование эмоций, способы работы над собой в плане организованности и дисциплинированности, приобретение нового статуса способствовало повышению самооценки воспитанников и, соответственно, повышению уровня требовательности к себе, самосовершенствованию личности и уменьшению девиации.

Результаты итоговой диагностики показали, что в экспериментальной группе на 2 % увеличилось количество воспитанников, у которых не

о О го -о т

т

т х х О т

П

т

Д А

х т о т; О

т О

сл

А

ы О

го А

X

^

т

наблюдается склонность к отклоняющемуся поведению, на 3 % увеличилось количество подростков со средним уровнем склонности к отклоняющемуся поведению. Однако у некоторых подростков был зафиксирован прежний уровень склонности к отклоняющемуся поведению, что указывает на необходимость дальнейшей коррекции их поведения с помощью специально разработанных программ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты экспериментального исследования подтверждают эффективность разработанной нами программы интеллектуально-игровой деятельности клуба и свидетельствуют о ее важной роли в предупреждении и преодолении отклоняющегося поведения у подростков.

Литература

1. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.

2. Психологический словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2006. - 123 с.

3. Жарков А.Д. Социально-культурная деятельность. Поиски, проблемы, перспективы. - М., 2011. - С. 36-42.

4. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников; М-во образования и наук Рос. Федерации, Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.

5. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2004.

- 160 с.

6. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М.: Новая школа, 1994. - 240 с.

7. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) / Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. - М., 2004. - С. 141-154.

8. Анкета «Современный школьник» [Электронный ресурс]. URL: http://l.120-bal.ru/kultura/14258/index.html (дата обращения 26.02.2015).

9. ТОП 10 лучших игр по категориям [Электронный ресурс]. URL: https://onyxgame.com/ru/mode/windows/intellectual (дата обращения 08.12.2013).

10. Аутогенная тренировка. Студенческая библиотека онлайн (infofa^studbooks.net) © 2013

- 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://studbooks.net/1684022/psihologiya/autogenna ya_trenirovka (дата обращения 11.03.2014).

Organization of intellectual game activity of teens with deviant behaviour in order to prevent their deviations

Gavrilova T.P., Gritskih E.N.

Perm State Humanitarian-Pedagogical University, Educational Institution for Students with Deviant (Social Dangerous) Behavior

The article shows the necessity to solve the problem of preventing the deviant behaviour of adolescents enrolled in a special open educational institution. The definition of the notion "deviant behaviour" is given, its signs are highlighted, the reasons for the appearance of teenage deviations are described. The role of leisure activities in the life of a teenager and its influence on the behaviour of pupils is shown. The feasibility of solving the problem of preventing the deviant behavior of teens through their inclusion in intellectual game activity within the club is considered. In choosing how to solve a problem, we were guided by the point of view of scientists, in whose opinion it is an effective way of preventing and overcoming deviant behaviour. The article shows the role of the game both in intellectual development and in the improvement of moral and volitional qualities of teens. The article presents a description of the experimental work, reveals the content of the stages of the study: preparatory, ascertaining, forming. The paper presents the results of the diagnostic phase, which formed the basis of the experiment. Methods and forms of game activity are characterized. Special emphasis in educational work is made on the use of an unconventional method - autogenic training. It contributed to the formation of attitude of adolescents on the display of discipline, organization, volitional self-regulation. The results of the experimental study are analyzed and summarized.

Key words: adolescents, deviant behaviour, intellectual game activity, club of intellectual games.

References

1. Zmanovskaya E.V. Deviantology (Psychology of deviant behavior). - M .: Publishing Center "Academy", 2004. - 288 p.

2. Psychological dictionary / Under total. ed. A.V. Petrovsky, M.G.

Yaroshevsky. - 2nd ed., Corr. and add. - M., 2006. - 123 p.

3. Zharkov A.D. Socio-cultural activities. Searches, problems, prospects. - M., 2011. - p. 36-42.

4. Kiseleva T.G. Socio-cultural activities / T.G. Kiseleva, Yu.D. Krasilnikov; M-education and Sciences Ros. Federation, Mosk. state University of Culture and Arts. - M .: MGUKI, 2004. - 539 p.

5. Frishman I.I. Methods of work of the teacher of additional education: A manual for students. higher ped. studies. institutions. - M., 2004. - 160 p.

6. Shmakov S.A. Student games are a cultural phenomenon. - M .:

New School, 1994. - 240 p.

7. Determination of propensity for deviating behavior (A.N. Orel) /

Kleberg Yu.A. Social psychology of deviant behavior: a textbook for universities. - M., 2004. - p. 141-154.

8. Questionnaire "Modern student" [Electronic resource]. URL: http://L120-bal.ru/kultura/14258/index.html (appeal date 02/26/2015).

9. TOP 10 best games by categories [Electronic resource]. URL:

https://onyxgame.com/ru/mode/windows/intellectual (appeal date 08/12/2013).

10. Autogenic training. Online student library (info {at} studbooks.net) © 2013-2018 [Electronic resource]. URL: https://studbooks.net/1684022/psihologiya/autogennaya_trenir ovka (appeal date 11.03.2014).

о с

00

0 сч

<0

01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.