Научная статья на тему 'Организация инновационной деятельности в сфере культуры'

Организация инновационной деятельности в сфере культуры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4987
483
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ИННОВАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ЗАИМСТВОВАНИЕ / CULTURE / INNOVATION / SOCIOCUKTURAL WORK / EXTRAPOLATION / INTERPRETATION / BORROWING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лунегова Евгения Николаевна

Рассматриваются условия и основные черты инновационной деятельности в сфере культуры и искусства. Сделан вывод о потенциале вузов культуры и искусства в разработке инновационных идей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are considered the conditions and basic features of the innovative work in the sphere of culture and arts. There is made the conclusion about the potential of arts and culture higher schools in the development of innovative ideas.

Текст научной работы на тему «Организация инновационной деятельности в сфере культуры»

Е.Н. ЛУНЕГОВА (Хабаровск)

организация инновационной деятельности в сфере культуры

Рассматриваются условия и основные черты инновационной деятельности в сфере культуры и искусства. Сделан вывод о потенциале вузов культуры и искусства в разработке инновационных идей.

Ключевые слова: культура, инновация, социокультурная деятельность, экстраполяция, интерпретация, заимствование.

в числе приоритетных задач, решаемых сегодня государством, особенно в объявленный год культуры, находятся поддержка инновационной деятельности в сфере культуры и искусства и мотивация инновационного поведения в ней граждан.

ориентация экономики россии на инновационную социально ориентированную модель развития предполагает создание благоприятной среды для инновационной деятельности. Создаваемая в россии инновационная система и государственная инновационная политика строятся на приоритете научных и технико-технологических инноваций и их последующей коммерциализации [9]. Нельзя сказать, что такой подход не оправдан. Технико-технологические инновации должны стать основой дальнейшего развития страны и послужить фактором изменения всех сфер деятельности, в том числе и социокультурной.

Как указывает ряд исследователей [1; 8], в настоящее время происходит расширение сфер применения инноваций. Первоначально исследователи, разработчики и инвесторы в качестве сферы внедрения инновации рассматривали только реальный сектор экономики, только производство. Таким образом, инновация предполагала или создание нового продукта, или изменение технологии производства. однако научно-технический процесс обусловил формирование сначала отдельных областей, а затем и целых отраслей, сфер нематериальных взаимоотношений, основой которых является использование технических новшеств. Помимо этого, развитие теории инно-ватики, определение таких видов инноваций, как «организационные» и «маркетинговые», расширили возможности применения прин-

ципов инновационной деятельности практически на все сферы общественной жизни. Как отмечают в своих работах Е.Ю. Качанова и Е.А. молянов, принципы инновационной деятельности в последние годы активно внедряется в сферу культуры и искусства, социокультурную деятельность [3; 5]. в настоящее время инновационная деятельность должна рассматриваться как фактор интенсификации развития сферы культуры и искусства.

особенностями современной государственной инновационной политики являются приоритет технологических инноваций и внимание к молодежи и к высшим учебным заведениям как среде формирования инновационной культуры. Специалисты полагают, что главным потенциальным субъектом процесса модернизации российской экономики сегодня является молодежь [8]. При этом в качестве наиболее мобильной и инновационно-активной части молодежи называется студенчество. Формируемые сейчас в процессе обучения установки, идеи и ценностные ориентации в будущем отразятся на путях и методах развития общества в целом. в силу особенностей психологического восприятия в этом возрасте студенты становятся авторами и сторонниками нетрадиционных и прогрессивных подходов к реформированию тех или иных социальных процессов и институтов. Помимо этого, молодежь является критиком накопленного исторического опыта предыдущих поколений. Сочетание этих факторов обусловливает не только активное участие в освоении инновационных технологий, но и генерирование, апробацию и активное продвижение собственных инновационных идей представителей студенчества. Для поддержки их инновационной активности реализуются, например, программы у.м.н.и.к и старт.

Помимо работы с молодежью в сфере развития инноваций, внимание уделяется и поддержке высших учебных заведений как институциональных центров инновационного развития. в рамках этой деятельности принимаются меры по государственной поддержке развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства и развития инновационной инфраструктуры в образовательных учреждениях [7].

Следует отметить, что, несмотря на применение инновационных методов развития,

© лунегова Е.Н., 2014

культурология

сфера культуры все еще не воспринимается и не рассматривается представителями власти как наукоемкая отрасль или как фактор повышения инновационного потенциала национальной экономики. По мнению представителей сферы культуры, для изменения ситуации необходимо проведение научных исследований, разработка и обоснование на их основе мер интенсификации социального развития и обеспечения долгосрочного экономического роста отрасли культуры на базе формирования благоприятных условий реализации инновационной деятельности. Основными моментами, тормозящими развитие отрасли, являются ее непроизводственная направленность, отсутствие явных экономических результатов, сложность коммерциализации инновационных разработок.

Изучение инноватики в сфере культуры, внедрение ее в социально-культурную деятельность позволяют говорить о том, что инно-ватика сегодня активно воздействует на сферу производства духовных и материальных культурных ценностей, инициирует использование специфических приемов и технологий, позволяющих внедрять в общественное сознание новые смыслы, проводить переоценку ценностей в системе традиционного мировосприятия, делать новые культурные акценты. По мнению И.Б. Игнатовой и И.А. Гричанниковой, это и является принципиальным отличием между инновационными процессами в экономике, производственно-технологической сфере и инновационными процессами в сфере культуры и искусства, благодаря которым формируются прогрессивные направления социально-культурного развития общества [2]. Поэтому, говоря об организации инновационной деятельности в сфере культуры, необходимо учитывать несколько аспектов.

1. Одновременно существует несколько типов культуры, отражающих мировоззрение как ее создателей, так и потребителей. А.Я. Флиер [4] выделяет креативную, консью-мерную и традиционную культуру.

Для креативной культуры характерно стремление к новому. Если рассматривать типы культуры через призму жизненного цикла инновации, то создаваемый в рамках креативной культуры продукт - это инновационная идея. Существующие в рамках креативной культуры процессы интеллектуального, социального, художественного и других видов творческого взаимодействия обычно рассматриваются как своеобразные «культурные мутации», являющиеся ответом на вызовы окружающей среды.

Консьюмерная культура ориентирована на большинство потребителей культурного продукта. Если предложенный креативной культурой продукт интересен и полезен для общества, происходит его интеграция в уже существующие социокультурные системы. Таким образом, можно говорить об апробации и внедрении новшества, получении определенных результатов.

Традиционная культура предполагает активное использование давно создаваемых культурных продуктов практически без изменений. В рамках жизненного цикла инновации традиционную культуру можно рассматривать как этап повсеместного распространения и использования новации.

2. Интерпретации - основное средство воспроизводства инноваций в сфере культуры [3; 6]. Необходимо отметить, что специалисты выделяют несколько путей воспроизведения инноваций: экстраполяцию, интерпретацию и заимствование форм деятельности из сопредельных сфер знания. Наиболее простым способом воспроизведения инноваций называется экстраполяция, предполагающая перенесение готовых устоявшихся образцов и ценностей на ту или иную предметную область. При этом подразумевается наличие тождества средств, целей и возможностей. Экстраполяция как инновационный метод делает упор на поддержание достигнутого, использует новые явления, не меняя основательно старое содержание. Однако при использовании экстраполяции существует вероятность потери смысла внедрения новшества, поскольку заимствованный и механически перенесенный на другую почву чужой опыт выглядит инородным телом.

Другая форма воспроизводства инноваций - интерпретация. Она неотделима от экстраполяции и одновременно противоположна ей. Интерпретация всегда придает особую осмысленность заимствованию, наполняет его новым содержанием и по возможности новыми целями, закрепляет связь между уже сложившимися и случайными структурами и в отличие от экстраполяции формирует соответствующую новым смыслам систему ценностей.

Еще один вариант освоения инноваций -заимствование форм деятельности из сопредельных сфер знания - предполагает заимствование форм работы с потребителями культуры из смежных социокультурных отраслей.

3. При организации инновационной деятельности в сфере культуры акцент делается на применении управленческих и маркетинговых инноваций при создании новых культур-

ных продуктов, и активно применяется социокультурное проектирование. Культурные и социокультурные инновации, как правило, не базируются на научных идеях или специальных исследованиях, что может приводить к отторжению культурного продукта потребителем (например, реакция потребителей на «Пермский проект»).

обозначенные аспекты, характеризующие организацию инновационной деятельности в сфере культуры, позволяют сделать вывод о необходимости формирования инновационной инфраструктуры, учитывающей все особенности сферы культуры.

Необходимо отметить, что современный вуз культуры и искусств - это многофункциональное учебное заведение, которое не только предоставляет образовательные услуги, но и ведет творческую, научно-исследовательскую и инновационную деятельность. Вуз культуры и искусства является той точкой, в которой сходятся результаты научных исследований в сфере культуры и социокультурного проектирования; генерируются новые культуротвор-ческие идеи; формируется потребитель культурных продуктов. Все эти условия можно рассматривать как хороший стартовый капитал для формирования на базе вуза культуры и искусства инновационного центра для разработки инновационных идей и их внедрения.

литература

1. Евменов А.Д. Инновационная деятельность как фактор интенсификации развития сферы культуры Российской Федерации // Петерб. экон. журн. 2013. № 1. С. 44-48.

2. Игнатова И.Б., Гричанникова И.А. Социокультурная инноватика в вузе искусств и культуры // Высшее образование в России. 2012. № 2. С. 56-62.

3. Качанова Е.Ю. Инновации в библиотеках / науч. ред. В.А. Минкина ; СПбГУКИ. СПб. : Профессия, 2003.

4. Костина А.В., Флиер А.Я. Три типа культуры -три функциональные стратегии жизнедеятельности // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. 2009. № 2. С. 23-36.

5. Малянов Е.А. Социально-культурные инновации в пространстве современной культуры // Вестн. Челяб. акад. культуры и искусств. 2009. № 4. С. 97-106.

6. Матлина С.Г. Инновационное творчество библиотекарей в контексте социокультурной динамики // Библиотековедение. 1998. № 2. С. 39-53.

7. Поддержка ведущих российских вузов [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации: сайт. URL: М1р://минобрнауки.рф/проекты/ведущие-вузы.

8. Стенина Т.Л. Становление проектной культуры студентов в контексте социально-культурного подхода к модернизации // Изв. Сарат. ун-та. Сер.: Акмеология образования. Психология развития. 2013. № 2. С. 75-79.

9. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: Утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. №227-р [Электронный ресурс]. URL : http://www.

base.garant.ru/70106124/ # block_72.

* * *

1. Evmenov A.D. Innovatsionnaya deyatelnost kak faktor intensifikatsii razvitiya sferyi kulturyi Rossiyskoy Federatsii // Peterb. ekon. zhurn. 2013. № 1. S. 44-48.

2. Ignatova I.B., Grichannikova I.A. Sotsio-kulturnaya innovatika v vuze iskusstv i kulturyi // Vyisshee obrazovanie v Rossii. 2012. № 2. S. 56-62.

3. Kachanova E.Yu. Innovatsii v bibliotekah / nauch. red. V.A. Minkina ; SPbGUKI. SPb. : Professiya, 2003.

4. Kostina A.V., Flier A.Ya. Tri tipa kulturyi - tri funktsionalnyie strategii zhiznedeyatelnosti // Vestn. Chelyab. gos. akad. kulturyi i iskusstv. 2009. № 2. S. 23-36.

5. Malyanov E.A. Sotsialno-kulturnyie innovatsii v prostranstve sovremennoy kulturyi // Vestn. Chelyab. akad. kulturyi i iskusstv. 2009. № 4. S. 97-106.

6. Matlina S.G. Innovatsionnoe tvorchestvo bibliotekarey v kontekste sotsiokulturnoy dinamiki // Bibliotekovedenie. 1998. № 2. S. 39-53.

7. Podderzhka veduschih rossiyskih vuzov [Elektronnyiy resurs] // Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii: sayt. URL: http:// minobrnauki.rf/proektyi/veduschie-vuzyi.

8. Stenina T.L. Stanovlenie proektnoy kulturyi studentov v kontekste sotsialno-kulturnogo podhoda k modernizatsii // Izv. Sarat. un-ta. Ser.: Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2013. № 2. S. 75-79.

9. Strategiya innovatsionnogo razvitiya Ros-siyskoy Federatsii na period do 2020 goda: Utv. rasporyazheniem Pravitelstva RF ot 8 dekabrya 2011 g. N2227-r [Elektronnyiy resurs]. URL : http://www.base. garant.ru/70106124/ # block_72.

Organization of innovative work in the sphere of culture

There are considered the conditions and basic features of the innovative work in the sphere of culture and arts. There is made the conclusion about the potential of arts and culture higher schools in the development of innovative ideas.

Key words: culture, innovation, sociocuktural work, extrapolation, interpretation, borrowing.

(Статья поступила в редакцию 19.06.2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.