Revival of Cossack culture
in the information and communicative
space of the Internet
There are analyzed the thematic peculiarities of the websites that represent the Cossack culture on the Internet. There is determined what images from the past, the present and the future build and construct the numerous sociocultural groups united by common terms "Cossacks", "the Cossacks", as well as which interests popularize and which propagandize values in the electronic informational space.
Key words: the Cossacks, Cossack culture, principles of Cossack ideology, informational resources, the Internet, classification.
(Статья поступила в редакцию 13.11.2013)
Г.В. ПАНИНА (Москва)
экологическая культура как компонент профессиональной культуры современного специалиста
Представлена модель современного инженерного образования, построенная с учетом положений философии и социологии техники. Показана важность формирования экологической культуры личности как совокупности принципов полноценного взаимодействия с окружающей средой и осознания конечных смыслов технического развития.
Ключевые слова: экологическая культура, этические императивы, современный инженер, гуманитарная экспертиза, эколого-гуманитарная безопасность, новое понимание профессионализма.
Технические университеты составляют существенную часть образовательного пространства России. Инженерная деятельность играет важную роль в осуществлении программ экономического, технологического и социального трансформирования российского общества. Совершенно необходимо, чтобы она отвечала требованиям к преобразовательной деятельности человека, актуальным на современном этапе цивилизационного развития. Наиглавнейшим является предвиде-
ние не только технических и экономических, но и психологических, демографических, экологических, нравственных, т.е. социокультурных, последствий своего труда. таким образом, экологические и этические императивы превращаются в неотъемлемую часть современной инженерии. Социальное и гуманитарное образование в техническом университете не только является необходимым для общего развития специалиста, повышения его интеллектуальных и творческих возможностей, но и становится важным компонентом формирования профессиональной компетентности и профессиональной культуры инженера.
Современному инженеру приходится действовать в социокультурном пространстве, целиком претерпевшем творчески преобразующее воздействие человека. техника достигла таких масштабов распространения и такого влияния на жизнь человеческого общества, что можно говорить об особой оболочке земного шара, насыщенной техническими устройствами, - техносфере. Рост количества и многообразия техники привел к изменению стиля, ритмов и содержания человеческой жизнедеятельности. К концу ХХ в. стало ясно, что глобальное влияние техники носит не только положительный характер, ведет не только к облегчению труда и росту комфорта повседневной жизни, но и содержит в себе угрозы существованию человека на земле, загрязняя окружающую среду, воздействуя на психологические и физиологические параметры человеческого организма, порождает социальные, политические, демографические, социокультурные проблемы.
как пишут современные философы морали, «в напряженном темпе современной жизни человек от “созерцания глубин” перешел к решению прагматических задач. Даже если речь идет о его собственной душе, он выбирает “техники” как способы воздействия на нее. Деловая практичность и заинтересованность в осуществимых решениях отличают современного прагматика. От него и ждут скорее экспертного заключения, нежели расширения границ опыта. Важно отметить, что прагматические цели блокируют экзистенциальные ценности, а вовсе не являются их экспликацией, как это часто кажется сторонникам той идеи, что только потребности есть двигатель человеческой активности (включая потребность в самореализации, самоактуализирова-нии и т.п.). Достижимые цели строятся на по-
© Панина Г.В., 2014
требностях. А они могут противоречить в человеке его же собственным подлинным желаниям» [9, с. 6].
Экологическая культура как часть профессиональной компетентности инженера. Понимание невозможности дальнейшего бесконтрольного и нерегулируемого развития техники приводит к формированию новой концепции инженерного образования, включающей изучение социокультурных оснований и смыслов техники и инженерной деятельности. Инженерия понимается сейчас не только как конструирование новых приборов, машин, механизмов, создание более совершенных технологий, но и как деятельность по изменению социокультурного пространства, в котором живет человек. Инженер в связи с этим не может быть безучастен к широким последствиям своей деятельности, включающим, помимо технико-технологических показателей, изменения природы, общества и человека. не случайно специалисты, обсуждающие проблемы современной инженерии [10, S. 111112], подчеркивают необходимость комплексного социокультурного (экономического, экологического, социально-политического) анализа любого технического проекта, ценность которого определяется не столько технологической новизной, сколько «настоящей гуманностью» (термин А. Хунинга), т.е. соразмерностью человеку и обществу, а также безопасностью по отношению к природной среде. А. Ху-нинг утверждает, что понятие «гуманность» на современном этапе развития цивилизации перестает быть достоянием только социогумани-тарного знания, а становится категорией и технических наук [Там же, S. 122].
Экологическая и гуманитарная экспертиза возможных последствий создания и применения технических устройств необходима не только на этапе разработки, но и в процессе производства и эксплуатации приборов и механизмов, т.к. важно регулярно оценивать их экологическое и социальное влияние. Экологическая и социальная соразмерность техники относится к элементам себестоимости изделий, критериям оценки экономической эффективности инженерной деятельности, факторам, определяющим популярность продукции у потребителей. подобные критерии оценки техники необходимо внедрять на институциональном уровне (государственные заказы, общественное мнение, СМИ, научно-техническая политика и т.п.), осваивать в процессе обучения инженерным специальностям через учебные курсы и воспитательные проекты. Систе-
ма образования инженеров в постиндустриальном обществе неизбежно должна включать социально-гуманитарный компонент, позволяющий формировать новую профессиональную культуру, стержнем которой является осознание взаимосвязи и взаимозависимости всех элементов окружающей среды - человека, природы, общества, техносферы. Становясь элементом мировоззрения, подобное понимание делает очевидным факт, что дальнейшее развитие человечества и улучшение качества его жизни не определяются только технико-технологическими усовершенствованиями, а составляют комплексную проблему взаимодействия социальных целей и предпочтений, ценностей и ограничений. профессиональная подготовка инженера в современном обществе наряду с овладением специализированными техническими компетенциями предполагает философско-антропологическое и социально-политическое измерение.
важность эколого-гуманитарной безопасности производимых товаров и оборудования свидетельствует о формировании новой экологической культуры современного общества. Это касается как потребителей, в глазах которых ценность продукта определяется близостью к природе и параметрами соответствия натуральным показателям, так и производителей, понимающих важность экологической безопасности хозяйственной деятельности и конечного продукта как фактора повышения эффективности производства.
Инженерная деятельность, таким образом, должна руководствоваться экологическими и этическими императивами. Среди экологических требований можно выделить следующие:
1) анализ последствий применения технических устройств с целью недопущения загрязнения окружающей среды;
2) умение предвидеть побочные эффекты техники, не прямое, а возможное при определенных условиях воздействие на природу, человеческое здоровье и социальное развитие и по возможности минимизация этих процессов;
3) переориентация технического развития на ресурсосберегающие и природобезопасные технологии;
4) учет достижений мировой науки в исследовании проблем преодоления экологического кризиса и устойчивого развития общества.
Инженерное образование в современном техническом университете должно использовать возможности социально-гуманитарных наук для формирования широкомасштабного
инженерного мышления, знакомого со стратегиями выживания человечества. Экологическая культура превращается в важную составляющую профессиональной компетентности инженера.
В современной науке экологический императив инженерной деятельности нашел отражение в обсуждении проблемы понятия и критериев оценки техники (Technology Assessment) [2; 8]. Под оценкой техники понимают системный анализ современного технического развития, обязательный мониторинг функционирования технических устройств с целью выяснения реальных и возможных социальных, экономических, политических, экологических и демографических последствий для общественного развития. В США с 1972 г. действует правительственная комиссия по оценке техники, определяющая стратегию научнотехнического развития и техническую политику, которая предъявляет экологические и этические требования к инженерному труду. В Западной Европе активно работают объединения инженеров и технических специалистов, разрабатывающие и следящие за выполнением норм инженерной этики. В наше отечественное образование тоже должна внедриться инженерно-этическая проблематика, обсуждающая следующие проблемы:
1) ответственность инженера как спе-циалиста-профессионала и человека за безопасное для природы и людей функционирование создаваемых технических устройств;
2) информирование общества об опасных технических разработках;
3) собственная этически ответственная позиция инженера по поводу профессиональной деятельности;
4) участие в широком обсуждении перспектив развития техники, новых технологий, перспектив устойчивого развития с представителями естественных и гуманитарных наук, СМИ, общественностью, т.е. открытость, публичность и гласность.
Инженерная деятельность как проектирование и создание технических устройств направляется потребностями и интересами будущих пользователей этих устройств, отражает потребности общества в преобразовании внешнего мира, однако ограничена ресурсными, технологическими и интеллектуальными возможностями своей исторической эпохи. На современном этапе цивилизационного развития к инженерному творчеству предъявляются экологические и этические императивы, которые через социально-гуманитарные науки должны стать доступными для инжене-
ра и получить дальнейшее развитие через обсуждение в системе высшего технического образования.
Экологическая культура как элемент профессионализма. Представляя собой сложную и разветвленную систему общественных отношений, образование выполняет важную культуросохраняющую функцию, передает и воссоздает общественные ценности и идеалы, транслирует образ ожидаемого и желаемого представителя социума. в структуре образовательных учреждений и содержании учебной деятельности находят отражение социокультурно значимые ориентиры, в соответствии с которыми строится процесс обучения и воспитания, формируются задачи, цели и перспективы образовательной практики. Тем самым образование выступает фактором, влияющим на развитие социума, определяющим тенденции его изменения.
в системе образования всегда присутствует образец специалиста, который данная образовательная структура стремится реализовать. На такой идеальный образ специалиста «влияют также культурные факторы, такие, как социальная мода на профессию, ее ценностный статус и историческая судьба в конкретной национальной культуре, имидж профессии в обществе, ее престиж, который формируется разными способами и закрепляется и транслируется при помощи различных каналов культурной информации (целенаправленная профориентация в системе образования, социальная и коммерческая реклама, СМИ), формирующих стереотипы, клише, идеальные образы профессий» [8, с. 4]. Будучи выраженным в понятиях, общих терминах, т.е. языковыми средствами, образ специалиста выражает наиболее востребованные, желаемые, социально значимые качества обучающихся, предстающих в виде идеала, без случайных, конкретных, привходящих свойств и содержащих самое существенное и важное. как любой идеал, образ специалиста начинает выполнять социально формирующую функцию, определять процедуры и принципы образовательного процесса При этом, воплощая идеальные качества воображаемого и желаемого специалиста, этот образ имеет огромную привлекательность, воодушевляет людей на его исполнение, инспирирует идеи и инициирует активность по его реализации. Большую общественно значимую и культуроформирующую роль идеала отмечал И. кант в «критике чистого разума»: «Хотя и нельзя допустить объективной реальности (существования) этих идеалов, тем не менее нельзя на этом основании считать их химера-
ми: они дают необходимое мерило разуму, который нуждается в понятии того, что в своем роде совершенно, чтобы по нему оценивать и измерять степень и недостатки несовершенного» (цит. по: [3, с. 78]). Существуя в форме по-нятийно выраженных формулировок, идеально (выражаясь современным языком, виртуально) образ специалиста обладает подвижностью, гибкостью, пластичностью, т.е. способен трансформироваться в зависимости от меняющихся общественных условий и социальных задач. Это особенно важно в сегодняшнем стремительно развивающемся обществе, которое постоянно выдвигает новые требования к специалистам, часто сочетающие старое и новое, традиционное и современное в понимании профессионализма. Трансформирующийся «идеальный образ» профессионала позволяет системе образования отслеживать общественные потребности («социальный заказ») и самой оказывать значительное влияние на социальные процессы. в постиндустриальном обществе все сферы общественной жизни развиваются за счет постоянных инноваций, формирующих новые общественные потребности и создающих условия для их реализации, а не довольствуются только удовлетворением уже сложившихся нужд. Образование в постиндустриальном мире становится частью инновационного проекта, выполняет функции по проектированию «идеального специалиста» и внедрению в общественное сознание важности и необходимости воплощения конкретного типа профессионализма. в каких же специалистах нуждается постиндустриальное общество и какие принципы профессиональной подготовки может предложить современная система образования?
в условиях инновационно развивающегося общества возрастают требования к уровню интеллектуального и нравственного развития работника, его готовности быстро и квалифицированно (что одновременно означает успешно и социально безопасно) менять стратегии и траектории профессиональной деятельности, т.е. адаптироваться к быстроменяющемуся и постоянно усложняющемуся миру. Профессиональная компетентность превращается в совокупность социально значимых интегративных качеств личности, позволяющих специалисту быстро и эффективно реагировать на меняющиеся условия социальной среды, формировать в себе качества, необходимые для решения той или иной профессиональной задачи, ориентируясь на общественную безопасность, экономическую эффективность и культурное развитие.
выделим основные качества современного высококвалифицированного специалиста, в формировании которых решающую роль должна сыграть система образования. Первое из них - ориентация на социальную безопасность любого профессионального проекта. Это подразумевает понимание специалистами особенностей функционирования современного общества, тенденций его изменения, многовариативности и неопределенности путей его развития. критически важным данное качество является для инженеров, создающих технические устройства, способные изменить облик окружающего мира. Компетентный инженер решает проблему не просто эффективности проекта, а социальной эффективности: насколько проект соответствует потребительскому спросу при существующих экологических, природоохранных, маркетинговых ограничениях, минимальны ли возможные риски и другие нежелательные социальные последствия. Лишь такой подход приемлем для современного общества, и только подобные качества характеризуют компетентного специалиста.
вторым важным качеством современного компетентного специалиста является способность предвидения перспектив, возможных направлений развития своей профессиональной области. лишь в таких условиях может осуществляться успешная профессиональная деятельность в информационном обществе. Способность к прогнозированию предполагает понимание закономерностей социального развития, особенностей функционирования современной цивилизации, перспектив социокультурной динамики, что достигается изучением социогуманитарных дисциплин.
Третьей важнейшей характеристикой компетентного специалиста является не просто хорошее знание теории и технологии своей профессиональной деятельности, но и умение применить его для решения конкретной задачи, практическая направленность профессиональных навыков и знаний, готовность использовать их для удовлетворения потребностей других людей и общества в целом. Качество подготовки специалиста в таких условиях будет определяться не объемом теоретических знаний, усвоенных им за годы обучения, а умением решать задачи потребителей, способностью приложить свои знания для удовлетворения их потребностей, готовностью и желанием оказывать профессиональные услуги. Это предполагает появление особых личностных свойств, новое понимание профессиональной состоятельности, заключающейся в способно-
сти решать проблемы потребителя наиболее эффективным и социально безопасным образом. Кроме того, новое понимание профессионализма предполагает умение формировать у клиентов социально перспективные потребности, фиксирует изменение направленности профессиональной деятельности от производства товаров, удовлетворяющих сложившиеся потребности, к производству услуг, предугадывающих и развивающих потребительский спрос. воспитание подобных профессиональных качеств подразумевает фундаментальную экономическую, социологическую, культурологическую подготовку, овладение приемами межкультурной коммуникации и лингвистическую компетентность. в условиях глобализации современной экономики и общественной жизни в целом возрастает значение межкультурной компетентности, понимания особенностей межгрупповых взаимодействий, межличностного общения, что превращает социогуманитарную составляющую высшего профессионального образования не просто в необходимое дополнение, а в важнейшее условие профессиональной компетентности.
Меняющееся общество нуждается в коренной модернизации образования. Помимо прочих изменений в структуре и принципах образовательной практики, важным представляется новое соотношение специальных и гуманитарных дисциплин в учебных планах вузов. Применительно к техническому университету это означает сочетание конкретных технических наук с фундаментальным естествознанием и социально-гуманитарным комплексом. в информационном обществе («обществе знания») особое значение приобретает креативный (инновационный) компонент профессионализма. От специалиста во всех сферах деятельности требуется не воспроизведение отработанных действий и не тиражирование устойчивых навыков и типов поведения, а новизна подходов к решению профессиональных задач и творческое осмысление проблемных ситуаций. Подобные требования к специалисту со стороны профессиональной практики меняют соотношение всех дисциплин в учебном процессе. Если четкое владение технологическими приемами в инженерной профессии обеспечивают технико-технологические дисциплины, то понимание общих условий функционирования технических устройств и принципов осуществления инноваций в проектной и конструктивной деятельности дает фундаментальное естественнонаучное образование, а овладение социальными технологиями, навыками группового взаимодействия и
приемами коллективного творчества помогают осуществить социально-гуманитарные науки. в любой человеческой деятельности, профессиональной в том числе, для ее нормального развития необходимо гармоничное сочетание устойчивого и изменчивого, традиционного и креативного компонентов. И если профессиональную технологическую преемственность в подготовке технических специалистов осуществляют инженерные дисциплины, то креативность и инновационность подходов, понимание неоднозначности и многовариантности человеческой деятельности и ее результатов воспитывают и развивают социальногуманитарные дисциплины. в связи с этим в условиях инновационной экономики общества знания особенно важно не только не потерять социально-гуманитарный компонент высшего профессионального образования, но и придать ему новое звучание, сделать более гибким и динамичным содержание учебных программ, осовременить и разнообразить методы и педагогические приемы преподавания.
важнейшей задачей социально-гуманитарных дисциплин в вузе является формирование экологической культуры личности, т.е. принципов коэволюционного взаимодействия с окружающей средой. Умение прогнозировать экологические последствия своей деятельности выступает необъемлемой частью профессиональной компетентности специалиста в условиях техносферы. в сложном мире любой технический проект может быть осуществлен только после экологической экспертизы, предусматривающей анализ всех возможных последствий реализуемого решения. Экологическое обоснование есть условие социальной безопасности и эффективности любого технологического решения. Экологическая экспертиза представляет собой систематический анализ любой новой технологии или продукта с точки зрения влияния на окружающую среду, подразумевающий максимально полное нахождение причинно-следственных связей между продуктом и возможными (настоящими и/или будущими, желаемыми и/или опасными) последствиями и сопутствующими эффектами. Не всегда эти последствия можно отразить с помощью рациональных исчислений. Эксперты часто сталкиваются с трудностями сопоставления столь разнородных факторов, как техническая оптимальность, технологическая эффективность, экономическая целесообразность, а также природосберегающие спецификации, эстетическая ценность, рекреационное значение. Совместить их может только специалист, владеющий новыми инстру-
ментами анализа, совмещающими количественные показатели с качественными факторами. Характеристикой такого умения может выступать экологическая культура личности как интегративное качество, позволяющее сочетать рациональную профессиональную деятельность с эмоционально-чувственным переживанием природы и нравственной ответственностью за сохранение и преображение среды обитания.
Экологическая культура подразумевает не только навыки рационального мышления. Большинство современных исследователей (Н.М. Мамедов, Л.В. Моисеева, Н.Г. Васильев, А.М. Гаврилова и др.) [6] под экологической культурой понимают широкое интегративное свойство личности, включающее не только доводы рассудка, но и эмоциональноценностное переживание природы как среды обитания и источника вдохновения и развития, т.е. экологическое сознание, а также способы бережного взаимодействия с природой -экологические отношения и экологическую деятельность.
Л.В. Моисеева говорит о новой важной функции образования в высокотехнологичном обществе - функции формирования экологической культуры личности [5, с. 32]. Это достигается не просто экологическим просвещением. Необходимо наладить «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития экологической личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственных и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды» [Там же]. Экологическое развитие личности не может быть достигнуто только знакомством с биологическими дисциплинами, дающими знания о принципах взаимодействия человека и природной среды. Представляя собой процесс складывания новой картины мира, мировоззренческий сдвиг в восприятии себя, своей деятельности в социокультурном пространстве, оно может осуществляться только в рамках изучения социогуманитар-ных дисциплин, позволяющих осознать и обсудить новые смыслы, цели, ценности человечества. Знакомство с принципами глобального эволюционизма, условиями устойчивого развития, коэволюции человека и природы будет способствовать формированию нового экологического мировоззрения, не только требующего бережного отношения к окружающему миру, но и превращающего природу в нравственную ценность, воспитывающе-
го новый тип взаимодействия с природой, потребность в эстетическом и ценностном отношении к окружающему миру.
В условиях информационного общества, ориентирующегося на постоянно развивающиеся во всех сферах жизни технологии, мы приходим к необходимости средствами социо-гуманитарных дисциплин обеспечить новый тип экологического образования. Первая модель экологического воспитания, появившаяся в развитом индустриальном обществе, затрагивала проблему эффективного, природосберегающего, но использования окружающей среды. Она позволяла рационально соизмерить преобразующую деятельность человека с последствиями для природы, активизировала умение ориентироваться в конкретно сложившейся экологической ситуации, учила находить экологически оправданные пути преодоления кризисных ситуаций, обусловленных потребительной направленностью интересов человека по отношению к природе. От такой антропоцентрической модели экологического просвещения сегодня мы должны перейти к биоцентрической [Там же, с. 28], в рамках которой само отношение к природе будет мыслиться не в категориях полезности, наиболее полного удовлетворения потребностей, а с позиций коэволюционно-ценностной парадигмы, понимающей природу и жизнь на Земле как высшую ценность, несоизмеримую с какими-либо инструментальными целями и потребностями человека, воспитывающей этическое и эстетическое отношение к природе, подразумевающей природосоразмерные критерии оценки эффективности деятельности человека.
Важным средством формирования новой экологической культуры является распространение социокультурной экспертизы современной хозяйственной деятельности, которая представляет собой не просто прогнозирование ожидаемых последствий, а максимально полный учет всех возможных (в настоящем и будущем), даже кажущихся невероятными в данный момент результатов преобразовательной деятельности человека. Именно поэтому экспертная деятельность требует наличия широких мировоззренческих горизонтов и развитых креативных способностей. Современное высшее профессиональное образование должно иметь в виду подготовку специалистов к экспертной деятельности, которая в постиндустриальном обществе в условиях имманентной неопределенности и инновационности подразумевает не только технический и экономический расчет, но и подробный и многогранный анализ экологических и социально-
политических контекстов. Особую область экспертной деятельности представляют оценка и представление всех возможных последствий инновационных проектов, составляющих основу экономики постиндустриального общества. Экспертиза инноваций нуждается в широком междисциплинарном анализе, требующем взаимодействия специалистов разных профилей, понимающих друг друга, «говорящих на одном языке», имеющих единое поле образов и смыслов, способов мировосприятия и стратегий жизнедеятельности.
Современный специалист, разрабатывающий стратегии экономического и социального развития общества, должен четко осознавать, что в высокотехнологичном обществе удовлетворение человеческих потребностей перестает быть самоцелью, оправдывающей любой путь развития цивилизации, а стратегически оправданным жизненным принципом становится принцип самоограничения человечества во имя сохранения жизни на Земле. Особенно важно в ходе экологического воспитания развивать эмоционально насыщенные взаимодействия с природой, не ограничиваться только рациональными назиданиями. Это не только позволит достичь формирования экологического сознания у людей, но и будет способствовать обогащению и развитию их эмоционально-чувствительной сферы, эстетического мировосприятия, нравственного отношения к окружающему миру, обозначающему ответственность за результаты любой своей деятельности, нравственной зрелости личности. Таким образом, экологическое образование, обеспечивающее бесконфликтное долгосрочное взаимодействие человека со средой обитания, является важнейшей частью современного профессионального образования и может быть реализовано только новым уровнем преподавания социально-гуманитарных дисциплин на всех уровнях подготовки специалистов.
Профессиональная компетентность в постиндустриальном мире включает в себя навыки природоохранительной экспертизы и природосообразной деятельности, широкую экологическую культуру и понимание неразрывного единства человека и природы, умение применять их в научном познании и конкретной профессиональной деятельности.
Философия и социология техники, представленные в инженерном образовании, могут помочь начинающему инженеру осознать конечные смыслы технического развития: научно-технический прогресс не цель, а средство совершенствования человеческой жизни,
задача инженерии - не просто изменение мира вокруг, а его улучшение в интересах жизни и здоровья человека.
литература
1. Высокие технологии и современная цивилизация / под ред. И.К. Лисеева. М. : ИФ РАН, 1999.
2. Ефременко Д.В. Введение в оценку техники. М. : Изд-во МНЭПУ, 2002.
3. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. Киев: Час-Крок, 2006.
4. Ленк Х. Размышления о современной технике. М. : Аспект-пресс, 1996.
5. Моисеева Л.В. Экологическая педагогика как научно-методологическая основа экологического образования // Непрерывная экологическая и экономическая подготовка молодежи. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2009.
6. Непрерывная экологическая и экономическая подготовка молодежи. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2009.
7. Последствия научно-технического развития / под ред. В.Г. Горохова. М. : Изд-во МНЭПУ, 2000.
8. Шипулина Н.Б. Образ учителя в советском и современном российском кинематографе // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Соц.-экон. науки и искусство. 2010. № 8 (52). С. 4-16.
9. Щеглова Л.В. Значение этики в эпоху эстетизма // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Соц.-экон. науки и искусство. 2003. №2(03). С. 6.
10. Huning A. Das Schaffen des Ingenieurs: Bei-traege zu einer Philosophie der Technik. Duesseldorf: VDI Verlag, 1987.
* * *
1. Vyisokie tehnologiii sovremennayatsivilizatsiya/ pod red. I.K. Liseeva. M. : IF RAN, 1999.
2. Efremenko D.V. Vvedenie v otsenku tehniki. M. : Izd-vo MNEPU, 2002.
3. Ilenkov E.V. Ob idolah i idealah. Kiev: Chas-Krok, 2006.
4. Lenk H. Razmyishleniya o sovremennoy tehnike. M. : Aspekt-press, 1996.
5. Moiseeva L.V. Ekologicheskaya pedagogika kak nauchno-metodologicheskaya osnova ekologicheskogo obrazovaniya // Nepreryivnaya ekologicheskaya i eko-nomicheskaya podgotovka molodezhi. Chelyabinsk : Izd-vo Chelyab. gos. ped. un-ta, 2009.
6. Nepreryivnaya ekologicheskaya i ekonomiche-skaya podgotovka molodezhi. Chelyabinsk : Izd-vo Chelyab. gos. ped. un-ta, 2009.
7. Posledstviya nauchno-tehnicheskogo razvitiya / pod red. V.G. Gorohova. M. : Izd-vo MNEPU, 2000.
8. Shipulina N.B. obraz uchitelya v sovetskom i sovremennom rossiyskom kinematografe // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser.: Sots.-ekon. nauki i iskusstvo. 2010. № 8 (52). S. 4-16.
9. Scheglova L.V. znachenie etiki v epohu estetizma // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser.: Sots.-ekon. nauki i iskusstvo. 2003 g. №2(03). S. 6.
10. Huning A. Das Schaffen des Ingenieurs: Beitraege zu einer Philosophie der Technik. Duesseldorf: VDI Verlag, 1987.
Ecological culture as a component of professional culture of a modern specialist
There is represented the model of the modern engineering education built with consideration of the theses ofphilosophy and sociology of techniques. There is shown the importance of formation ofa personality’s ecological culture as the principles of full cooperation with the environment and realization of the final senses of technical development.
Key words: ecologic culture, ethic imperatives,
modern engineer, humanitarian expertise, ecological and humanitarian security, new understanding of professionalism.
(Статья поступила в редакцию 23.12.2013)
Л.Ю. КРАВЧЕНКО, Ю.М. ЛОПАНЦЕБ (Волгоград)
современный этап реформирования системы Духовного образования русской православной церкви: состояние и Проблемы
Рассматривается мотивация присоединения Русской православной церкви к Болонскому соглашению, анализируется деятельность Учебного комитета по подготовке к переходу на трехуровневую систему образования. Показан процесс становления Общецерковной аспирантуры и докторантуры как центра по подготовке кадров высшей квалификации, оценивается перспектива реформирования системы образования церкви.
Ключевые слова: реформа системы духовного образования Русской православной церкви, Болонское соглашение, Общецерковная аспирантура и докторантура, духовная академия, духовная семинария.
В начале 1990-х гг. Русская православная церковь, испытывая острую нехватку кадров, приступила к реформированию своей системы духовного образования. реформа началась с открытия духовных училищ, новых духов-
© Кравченко Л.Ю., Лопанцев Ю.М., 2014
ных семинарий и академий, которые призваны были в короткий срок разрешить кадровую проблему. В процессе реформирования системы духовного образования по мере разрешения возникающих проблем руководство церкви определяло и новые задачи. Наиболее актуальными из них оказались следующие: а) существенное повышение качества подготовки церковных кадров; б) получение права прохождения духовными школами государственного лицензирования и аккредитации; в) включение духовных школ в светскую систему образования и вручение их выпускникам дипломов государственного образца; г) организация подготовки церковных кадров в государственных вузах. решением этих задач стал заниматься и по-прежнему занимается учебный комитет церкви.
реформа системы духовного образования завершилась в 2007 г. принятием Концепции высшего духовного образования и двух образовательных стандартов: церковного образовательного стандарта высшего духовного образования и церковного образовательного стандарта подготовки специалиста высшей научной квалификации в области православного богословия. В Концепции четко определялось назначение создаваемой системы высшего духовного образования русской православной церкви. «Духовное образование, - записано в ней, - есть целенаправленный процесс обучения и воспитания, имеющий своей целью подготовку пастырей, а также богословов и церковных специалистов для осуществления миссии церкви в современном мире» [5]. Реализация данной Концепции возлагалась на духовные семинарии и духовные академии.
Духовная семинария как высшее духовное учебное заведение предназначалась прежде всего для подготовки священнослужителей. Нормативный срок освоения образовательной программы по специальности «Православное богословие» был определен в 5 лет. Выпускнику семинарии присваивалась квалификация «Специалист в области православного богословия».
Духовная академия представлялась как научно-богословский, образовательный и исследовательский центр, осуществляющий подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, церковных ученых и других специалистов высшей научной квалификации по программам аспирантуры и докторантуры [5].