Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
127
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС / ИНКЛЮЗИЯ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сафронова Н.С., Нагаева Е.И., Викулова Н.Н., Ермоленко К.В.

Цель исследования - раскрыть особенности организации и отдельные результаты инклюзивного тренировочного процесса в группе начальной подготовки в настольном теннисе. Методика и организация исследования. В процессе принимали участие 32 спортсмена 8-9 лет, занимающихся настольным теннисом в спортивной школе, в том числе пятеро с детским церебральным параличом (ДЦП). Учебно-тренировочной процесс был организован с учетом интересов всех участников спортивной подготовки. При этом дети с ДЦП, как и остальные спортсмены, успешно овладели необходимыми техническими элементами настольного тенниса, связанными с возможностями верхних конечностей. В ходе занятий особое внимание уделялось развитию их статокинетической устойчивости коррекционно-компенсаторными средствами, направленными на нижние конечности. Результаты исследования и выводы. Дети с ДЦП, отнесенные к III функциональной группе, успешно овладевают многими техническими элементами настольного тенниса, связанными с возможностями менее пораженных верхних конечностей. При этом при планировании программы спортивной подготовки особое внимание следует уделять развитию статокинетической устойчивости с дополнительным применением коррекционных и компенсаторных средств, направленных на нижние конечности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сафронова Н.С., Нагаева Е.И., Викулова Н.Н., Ермоленко К.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF AN INCLUSIVE TRAINING PROCESS IN THE GROUP OF INITIAL TRAINING IN TABLE TENNIS

Objective of the study was to reveal the features of the organization and individual results of the inclusive training process in the group of initial training in table tennis. Methods and structure of the study. The process involved 32 athletes aged 8-9 years old who go in for table tennis at a sports school, including five with cerebral palsy (CP). The educational and training process was organized taking into account the interests of all participants in sports training. At the same time, children with cerebral palsy, like other athletes, successfully mastered the necessary technical elements of table tennis related to the capabilities of the upper limbs. During the classes, special attention was paid to the development of their statokinetic stability by corrective and compensatory means aimed at the lower limbs. Results and conclusions. Children with cerebral palsy, assigned to functional group III, successfully master many of the technical elements of table tennis associated with the capabilities of less affected upper limbs. At the same time, when planning a sports training program, special attention should be paid to the development of statokinetic stability with the additional use of corrective and compensatory means aimed at the lower extremities.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ»

организация инклюзивного ТРЕНИРОВОЧНОГО

ПРОЦЕССА В ГРУППЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКи В НАСТОЛЬНОМ теннисе

УДМ^С 796.015-056.24:796.386 Поступила в редакцию 31.01.2022 г.

Кандидат биологических наук, доцент Н.С. Сафронова1 Кандидат биологических наук, доцент Е.И.Нагаева1 Н.Н. Викулова1 К.В. Ермоленко2

1Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь 2Спортивная школа №3, Симферополь

ORGANIZATION OF AN iNCLUSiVE TRAINING PROCESS iN THE GROUP OF INITIAL TRAINING IN TABLE TENNIS

PhD, Associate Professor N.S. Safronova1 PhD, Associate Professor E.I. Nagaeva1 N.N. Vikulova1 K.V. Ermolenko1

1 V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol

2 Sports school №3, Simferopol

Аннотация

Abstract

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Цель исследования - раскрыть особенности организации и отдельные результаты инклюзивного тренировочного процесса в группе начальной подготовки в настольном теннисе.

Методика и организация исследования. В процессе принимали участие 32 спортсмена 8-9 лет, занимающихся настольным теннисом в спортивной школе, в том числе пятеро с детским церебральным параличом (ДЦП). Учебно-тренировочной процесс был организован с учетом интересов всех участников спортивной подготовки. При этом дети с ДЦП, как и остальные спортсмены, успешно овладели необходимыми техническими элементами настольного тенниса, связанными с возможностями верхних конечностей. В ходе занятий особое внимание уделялось развитию их статокинетической устойчивости коррекционно-компенсаторными средствами, направленными на нижние конечности.

Результаты исследования и выводы. Дети с ДЦП, отнесенные к III функциональной группе, успешно овладевают многими техническими элементами настольного тенниса, связанными с возможностями менее пораженных верхних конечностей. При этом при планировании программы спортивной подготовки особое внимание следует уделять развитию статокинетической устойчивости с дополнительным применением коррекционных и компенсаторных средств, направленных на нижние конечности.

Ключевые слова: настольный теннис, инклюзия, координационные способности, детский церебральный паралич.

Objective of the study was to reveal the features of the organization and individual results of the inclusive training process in the group of initial training in table tennis.

Methods and structure of the study. The process involved 32 athletes aged 8-9 years old who go in for table tennis at a sports school, including five with cerebral palsy (CP). The educational and training process was organized taking into account the interests of all participants in sports training. At the same time, children with cerebral palsy, like other athletes, successfully mastered the necessary technical elements of table tennis related to the capabilities of the upper limbs. During the classes, special attention was paid to the development of their statokinetic stability by corrective and compensatory means aimed at the lower limbs.

Results and conclusions. Children with cerebral palsy, assigned to functional group III, successfully master many of the technical elements of table tennis associated with the capabilities of less affected upper limbs. At the same time, when planning a sports training program, special attention should be paid to the development of statokinetic stability with the additional use of corrective and compensatory means aimed at the lower extremities.

Keywords: table tennis, inclusion, coordination abilities, cerebral palsy.

Введение. Настольный теннис традиционно считается одним из наиболее популярных и доступных видов спорта для детей с ограниченными возможностями здоровья [3]. Однако открытие спортивных адаптивных школ или создание в спортивных школах адаптивных отделений зачастую невозможно в связи с малочисленностью и неоднородностью набора. Целесообразной альтернативой может стать форми-

рование инклюзивных групп, что требует дополнительных организационно-методических условий [4].

Цель исследования - раскрыть особенности организации инклюзивного тренировочного процесса в группе начальной подготовки в настольном теннисе.

Методика и организация исследования. В работе участвовали 32 спортсмена 8-9 лет, занимающихся настольным

70

http://www.teoriya.ru

№8^ 2022 Август | August

теннисом, в том числе пять детей с ДЦП, которые были распределены на три группы начальной подготовки. Создание инклюзивных групп определило возможность проведения педагогического эксперимента и потребовало решения ряда организационно-методических задач.

1. Реализация нормативно-правового и кадрового обеспечения инклюзивного тренировочного процесса осуществлялась на основе Федеральных законов РФ, ряда правовых актов Президента и Правительства РФ, гарантирующих равные права каждому человеку на свободный доступ к услугам в сфере образования, физической культуры и спорта. Реализацию учебно-тренировочного процесса осуществлял тренер по настольному теннису, с квалификационным уровнем магистра по физической культуре для лиц с отклонениями в состоянии здоровья(адаптивная физическая культура).

2. Разработка программно-методического обеспечения осуществлялась согласно действующих федеральных стандартов спортивной подготовки (ФССП) по настольному теннису и спорту лиц с поражением ОДА.

3. Организационно-педагогические условия реализации программ спортивной подготовки с учетом интересов всех участников инклюзивного процесса. При разработке содержательной части программ применялись рекомендуемые в двух ФССП соотношения объемов общей и специальной физической подготовки (от 50 до 60 %) к объемам технической, тактической подготовки и других компонентов. Это позволило решить задачи этапа и максимально адаптировать программу к потребностям особых спортсменов, не ущемляя остальных занимающихся. Было учтено, что в настольном теннисе первостепенное значение для результативности имеют координационные способности и вестибулярная устойчивость [1]. При планировании занятий приемлемыми и обоснованными методическими приемами стали следующие:

- в первой половине занятия применялись упражнения для развития общих координационных способностей. Для спортсменов с ДЦП уменьшалась дозировка, включались приемы на расслабление и увеличение подвижности в более пораженных суставах нижних конечностей;

- при развитии специфических координационных способностей ограниченные движения ног спортсменов с ДЦП компенсировались заданиями для развития туловища и верхних конечностей с акцентом на игровую руку;

- при выборе подвижных игр и эстафет отдавалось преимущество тем, в которых все занимающиеся могли соревноваться с равноценным успехом.

4. Медико-педагогическое сопровождение предусматривало этапный и текущий контроль. Допуск к занятиям имели все спортсмены, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА), отнесенные к III функциональной группе спортивной подготовки.

5. Формирование инклюзивной культуры в сообществе. Воспитательная система школы была ориентирована на формирование толерантного восприятия «особых» детей и их социализации.

В рамках педагогического эксперимента, проходившего семь месяцев, дети условно были объединены в две группы. Первую (n=5) составили спортсмены с ПОДА, вторую (n=27) - их здоровые сверстники. Для оценки эффективности эксперимента были использованы 12 тестов, характеризующих уровень общих и специфических координационных способностей теннисистов [1-3].

Общая статокинетическая устойчивость определялась в 1-м тесте - пяточно-носочной пробе Ромберга (ПР, с) и 2-м - беге по гимнастической скамейке (БС, с), специфическая в 3-м - удержании равновесия в стойке для подачи (УРС, с) и 4-м - удержании равновесия после имитации пяти накатов справа (УРПН, с). Общая способность к дифференциации мышечных усилий регистрировалась в 5-м тесте кинематометрически по точности воспроизведения амплитуды движения руки (АДР, град) и в 6-м - по точности воспроизведения - длины прыжка в длину с места (ПД, см). Специфическая способность выявлялась в 7-м тесте - набивании мяча на различную высоту за 30 с (НМ, кол-во раз) и 8-м - количестве неточных шагов в заданную зону после выполнения наката (ОПН, количество раз из пяти попыток). Общая способность к согласованности действий регистрировалась в 9-й пробе - челночном беге 3x10 м (ЧБ, с) и 10-й - попадании мячом в цель (ПМЦ, количество раз из пяти попыток), специфическая оценивалась в 11-й - беге вокруг стола с набиванием мяча (БВС, с) и 12-й - количестве правильно выполненных из двух точек накатов справа (НП, количество раз).

Для оценки постурального баланса использовалось стабилометрическое устройство ST-150. Изучались показатели длины (L, мм) и площади (S, мм 2) статокинези-ограммы, работы (А, Дж) по перемещению общего центра

250 %

200

150

100

1 группа

50

0

статокинетическая дифференциация способгость к устойчивость мышечных усилий согласованности

действий

□ исходный уровень □ общие □ специфические

250 %

200

150

2 группа

100

50

0

статокинетическая дифференциация способгость к устойчивость мышечных усилий согласованности

действий

□ исходный уровень □ общие □ специфические

Динамика показателей (в %) общих и специфических координационных способностей детей 8-9 лет, занимающихся настольным теннисом, в процессе педагогического эксперимента

Примечания:* - различия достоверны при р<0,05; **- при р<0,01 между показателями до и после семи месяцев эксперимента у спортсменов в 1-й и во 2-й группе; 1-12 номера тестов

№8 • 2022 Август | August

http://www.teoriya.ru

давления (ОЦД) в плоскости опоры в стандартной пробе с открытыми глазами. При статистической обработке данных для взаимосвязанных совокупностей применялся парный критерий Вилкоксона, между группами с независимыми вариантами U-критерий Манна-Уитни. Результаты представлены в виде медианы, 1-го и 3-го квартилей Me (Q1; Q3). Критический уровень значимости (p) для всех проверяемых статистических гипотез принимался равным 0,05.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ первичного тестирования свидетельствовал, что у теннисистов с ПОДА уровень развития координационных способностей, напрямую зависящих от функциональных возможностей нижних конечностей, был значительно ниже по сравнению с остальными спортсменами. Напротив, результаты проб детей с ДЦП, связанных с включением в работу верхних конечностей, в большинстве своем приближались к величинам здоровых сверстников. Данные статокинезио-граммы указывали на выраженные нарушения постурального баланса у обследуемых 1 -й группы.

Повторное тестирование продемонстрировало повышение уровня общих и специфических координационных способностей всех спортсменов (см. рисунок). Так, у детей с ДЦП наблюдалось улучшение статокинетической устойчивости как в педагогических, так и в стабилометрических пробах. Результаты ПР возросли на 5,6 с (p<0,01) и УРПН на 4 с (p<0,01), показатель длины опоры уменьшился более, чем на 330 мм (p<0,05), площади - на 350 мм2 (p<0,05). При этом выполняемая работа экономизировалась на 1,8 Дж (p<0,05). У теннисистов 2-й группы наблюдалась аналогичная динамика параметров статокинезиограммы, однако статистически значимым оказались только уменьшение выполненной работы на 1,4 Дж (p<0,05).

Вместе с тем, время ПР увеличилось на 6 с (p<0,01), УРС на 4,1 с (p<0,01). У всех спортсменов повысился уровень дифференциации мышечных усилий верхних и нижних конечностей. У детей с ДЦП прирост составил от 27 до 43 % (p<0,01). Конечно нивелировать разницу по сравнению со здоровыми детьми не удалось. Например, итоговые данные отклонений в тесте ПД в 1-й группе составили 15 (12; 16) см, тогда как во 2-й уменьшились до 4 (1; 6) см. За семь месяцев у всех занимающихся увеличилось количество точных ударов при выполнении наката и набивании мяча. Причем показатели детей с ДЦП не имели значимых отличий от здоровых теннисистов. В тесте НП результаты составили 17 (15; 18) раз и 18 (15; 19) раз, соответственно.

В связи с этим следует отметить, что спортсмены с ДЦП в состоянии успешно овладеть многими техническими элементами игры, связанными с возможностями верхних конечностей. Следовательно, общепринятые методики обучения детей настольному теннису в данной части не требуют принципиальных изменений. Однако при планировании программы спортивной подготовки ребенка с ДЦП особое внимание следует уделять развитию статокинетической устойчивости с дополнительным применением коррекционных и компенсаторных средств, направленных на пораженные нижние конечности. Так как педагогическая эффективность инклюзивного учебно-тренировочного процесса определяется успешностью освоения программного материала всеми занимающимися, выбор методов, средств и форм работы следует осуществлять с учетом интересов всех спортсменов. Полученный опыт может быть использован в инклюзивных группах начального этапа подготовки в настольном теннисе.

Выводы. Показана возможность реализации инклюзивного тренировочного процесса в группе начальной подготовки в настольном теннисе, что регламентируется нормативно-правовыми документами и адаптированным программно-методическим обеспечением. Организационно-педагогическое сопровождение инклюзивных групп должно осуществляться с учетом интересов всех участников спортивной подготовки.

Дети с ДЦП, отнесенные к III функциональной группе, успешно овладевают многими техническими элементами настольного тенниса, связанными с возможностями менее пораженных верхних конечностей. При этом при планировании программы спортивной подготовки особое внимание следует уделять развитию статокинетической устойчивости с дополнительным применением коррекционных и компенсаторных средств, направленных на нижние конечности.

References

1. Barchukova G.V., Bagushas V.M., Matytsin O.V. Teoriya i metodika nastolnogo tennisa [Theory and methods of table tennis]. Moscow: Center «Academy» publ., 2006. 528 p.

2. Lyakh V.I. Koordinacionnye sposobnosti: diagnostika i razvitie [Coordination abilities: diagnosis and development]. Moscow: Divizion publ., 2006. 290 p.

S. Mihajlovskiy A.P. Sovershenstvovanie dvigatelnyh dejstviy v nastolnom tennise u yunoshey s ogranichennym i dvigatelnymi vozmozhnostyami [Improvement of motor actions in table tennis among boys with limited motor abilities]. Doct. diss. Abstract (Hab.). Khabarovsk, 2012. 40 p. 4. Thazeplova G.N., Thazeplov A.M., Thazeplov R.L. Zanyatiya sportom kak uslovie sozdaniya inklyuzivnoj sredy dlya detej s invalidnostyu i ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya [Sports as a condition for creating an inclusive environment for children with disabilities and disabilities]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 9. pp. 45-47.

НОВЫЕ КНИГИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

белюков д.а., Смирнова е.е. рабочая тетрадь по истории олимпииского движения: учебное пособие. великие луки: вЛГАФК, 2021. - 68 С. - iSBN 978-5-6043884-7-1

Рабочая тетрадь по истории олимпийского движения предназначена для обучающихся по направлениям подготовки 49.03.01 «Физическая культура», 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», 43.03.01 «Сервис». Рабочая тетрадь позволяет оказать практическую помощь обучающимся в самостоятельном освоении теоретического материала и формировании практических умений и навыков, а также при подготовке к промежуточной аттестации по учебным дисциплинам «История физической культуры и спорта», «История физической культуры и спорта Псковского края». Рабочая тетрадь будет способствовать усвоению обучающимися основных исторических фактов, дат, терминов, событий и имен из истории олимпийского движения с древности до наших дней, роли России в олимпийском движении. Особое внимание уделено региональному компоненту - участию спортсменов Псковской области в олимпийских играх.

http://www.teoriya.ru

№8^ 2022 Август | August

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.