Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В КРИЗИСНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В КРИЗИСНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАН ВЛАСТИ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КРИЗИС / КРИЗИСНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асриянц Каринэ Геннадьевна, Закарикаев Хамзат Магомедович, Калинин Георгий Михаилович

В статье рассматриваются понятие и особенности информационного обеспечения органов власти. Исследуются методы информационного обеспечения. Анализируются проблемы информационного обеспечения в кризисных обстоятельствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Асриянц Каринэ Геннадьевна, Закарикаев Хамзат Магомедович, Калинин Георгий Михаилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INFORMATION SUPPORT AUTHORITIES IN CRISIS CIRCUMSTANCES

The article discusses the concept and features of information support of authorities. Information support methods are being researched. The problems of information support in crisis circumstances are analyzed.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В КРИЗИСНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_6_277 УДК 351/354

Асриянц Каринэ Геннадьевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: divikas@mail.ru

Закарикаев Хамзат Магомедович,

магистрант направления «Государственное и муниципальное управление», Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: hamzatzakarikaev@yandex.ru

Калинин Георгий Михаилович,

магистрант направления «Государственное и муниципальное управление», Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: gera.kkkkk@bk.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В КРИЗИСНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

В статье рассматриваются понятие и особенности информационного обеспечения органов власти. Исследуются методы информационного обеспечения. Анализируются проблемы информационного обеспечения в кризисных обстоятельствах.

Ключевые слова: орган власти; информация; информационное обеспечение; кризис; кризисные обстоятельства.

UDC 351/354

Asriyants Karine Gennadievna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of State and Municipal Administration, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: divikas@mail.ru

Zakarikaev Khamzat Magomedovich,

Master's student in the direction "State and municipal management", Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: hamzatzakarikaev@ yandex.ru

Kalinin Georgy Mikhailovich,

master's degree student of the direction "State and municipal management", Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: gera.kkkkk@bk.ru

ORGANIZATION OF INFORMATION SUPPORT AUTHORITIES IN CRISIS CIRCUMSTANCES

The article discusses the concept and features of information support of authorities. Information support methods are being researched. The problems of information support in crisis circumstances are analyzed. Keywords: authority; information; Information Support; a crisis; crisis circumstances.

В современном мире невозможно представить ни один процесс или вид деятельности, в котором так или иначе не были бы задействованы компьютерные технологии и информационные ресурсы. Сама по себе информация, знания сегодня очень высоко ценятся. В условиях научно-технического прогресса проблемы использования информации и совершенствования информационных технологий являются весьма актуальными. Информационные процессы становятся все более масштабными, охватывают миллиарды людей по всей планете и оказывают реальное, ощутимое воздействие на все сферы жизни людей.

Сегодня как никогда велика роль информации в современном мире. Качество и эффективность информации, которой оперируют люди в своей деятельности, определяет качество и эффективность самой деятельно -сти, в том числе в сфере экономики и управления. В отечественных исследованиях до сих пор недостаточно внимания уделялось информационным ресурсам как факторам экономической деятельности. Простой пример важности информации на практике: анализ социально-экономической ситуации на рынке непосредственно влияет на принятие управленческих решений, качество проведенного анализа приводит к правильным или ошибочным практическим действиям.

К информации как важному ресурсу предъявляется ряд обязательных требований, а именно она должна отвечать критериям надежности, достоверности, своевременности, адресности, возможности повторного использования и т.д. и т.п. По сравнению с любыми другими видами ресурсов создание, перемещение, обновление и использование информации идет опережающими темпами.

В настоящее время активно развивается направление внедрения разнообразных информационных технологий для улучшения эффективности профессиональной деятельности в различных сферах. Информационные технологии позволяют оперативно прогнозировать обстановку, оценивать возможные последствия и риски, планировать практические мероприятия, что является основой для принятия рациональных управленческих решений. Деятельность центров управления в кризисных ситуациях главных

управлений МЧС России по субъектам РФ (далее - ЦУКС), обеспечивающая реагирование на существующие и новые угрозы чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) различного характера в современных социально-экономических условиях требует повышения оперативности, автоматизации процессов и повышения качества управленческих решений [1, с. 330].

К эффективным способам совершенствования системы антикризисного управления относится автоматизация управленческих процессов путем внедрения современных информационных технологий. На базе ЦУКС внедряются системы поддержки принятия управленческих решений. Компьютерные программы позволяют сократить время сбора, аналитической обработки информации, прогнозирования параметров обстановки и визуального представления информации (моделирования). Информационные технологии занимают важное место при решении всех задач, возложенных на ЦУКС.

В настоящее время органы управления при решении возложенных на них задач активно используют системы мониторинга, содержащие информацию о состоянии многочисленных параметров окружающей среды (в природе и техносфере), для прогнозирования возможных опасных явлений и процессов на начальной стадии их развития. Необходимость получения оперативной и точной информации предопределяет совершенствование существующих подходов в системе антикризисного управления. Мобильные устройства - наиболее популярный источник самых разных инструментов для работы, досуга и образования. Распространение мобильных устройств позволяет также рассматривать мобильные приложения и с точки зрения реализации функций информирования населения, взаимодействия органов управления, организации видеосвязи, проведения математических расчетов, моделирования и прогнозирования обстановки и т.п.

Решение задачи организации оповещения населения может реализовываться с использованием мобильных приложений. Организацию систем мониторинга также можно рассматривать с точки зрения использования мобильных устройств. Расчетные программы могут реализовываться на мобильных устройствах и использоваться в условиях от-

сутствия стационарного компьютера (например, оперативными группами). Приложения для проведения групповых сеансов видеосвязи с использованием мобильных приложений становятся сейчас очень удобными и надежными. Контроль сил и средств также может осуществляться с использованием мобильных приложений с функцией определения местоположения (геолокации). Проведенный анализ показывает, что на данный момент уже имеется хороший практический опыт создания различных мобильных приложений, которые используются в деятельности МЧС России.

При этом неуклонно возрастает и сложность принятия управленческих решений в процессе государственного и муниципального управления. Возрастает необходимый для этого поток информации, который прямо пропорционален уровню социально-экономического развития государственного и муниципального управления. Таким образом, информация является стратегическим ресурсом, и управление ею - это стратегическая задача.

Важность повышения эффективности применения информационных технологий значительно возрастает в условиях современной системы публичного управления. Современные условия реформ государственного и муниципального управления заключаются в переходе на клиентскую направленность органов власти и предполагают нацеленность их работы на удовлетворение требований организаций и граждан. Важность оценки эффективности результатов деятельности органов управления заключается в выполнении задач и программ, достижении целей работы и своевременного определения и исправления ошибок в работе, а также контроле точности полученных результатов.

В связи с ростом объема задач, изменением содержания социальных проблем, решаемых органами регионального управления и существенным повышением требований к качеству их деятельности потребность в повышении результативности, эффективности и качества регионального управления растет. Объективная необходимость в качественных управленческих решениях может быть удовлетворена при создании системы информационно-аналитического сопровождения (поддержки) процессов формирова-

ния решений, их выполнения и корректировки в процессе реализации [5, с. 130].

Все более сложная структура государственного управления определяет необходимость разработки и включения в деятельность органов регионального управления современных информационных технологий сбора, анализа, обработки информации, выработки управленческих решений, доведения их до объектов управления и контроля за их выполнением. Использование достижений в сфере информационно-аналитических технологий позволяет избежать следующих проблем:

- погрешностей в передаче информации;

- коррупционной составляющей;

- затягивания процесса принятия решений;

- замедления механизма обратной связи между гражданами и государственными органами.

На практике реформирование системы информационно-документационного обеспечения не всегда успевает за быстро меняющейся управленческой ситуацией и бурным развитием современных информационных технологий, что создает разрыв между потребностями и возможностями в сфере документационного сопровождения деятельности региональных представительных органов и служит препятствием при выполнении данными органами власти своих функций.

Ситуация также осложняется тем, что в отличие от органов исполнительной и судебной власти, органы власти законодательной в Российской Федерации не объединены в единую систему, которая включала бы в себя органы федерального и регионального уровня и укрепляла бы горизонтальные связи между представительными органами субъектов Федерации. В результате наблюдается определенная «раздробленность» в вопросах обеспечения деятельности региональных парламентов, что затрудняет унификацию и своевременное и повсеместное внедрение моделей и методов информаци-онно-документационного обеспечения.

В условиях развертывания переходных процессов и обострения кризисных явлений в социально-экономических системах различного типа возрастает значение обоснованной постановки и коррекции целей

развития. Для современной ситуации в Российской Федерации, когда внесенные конституционные поправки создают предпосылки последующего реформирования органов публичной власти и механизма многоуровневого стратегического планирования, особенно важными представляются исследования в области обоснования научных подходов к разработке математических методов решения задачи стратегического целеполагания. Одними из ключевых моментов модернизации методологического обеспечения стратегического планирования в условиях конституционной трансформации системы органов публичной власти являются рассмотрение ценностных основ деятельности в системах распределенного управления социально-экономическим развитием, анализ проблем формализации постановки целей участников процесса многоуровневого стратегического планирования.

Осуществляемая в Российской Федерации с 2014 г. реформа системы и механизма стратегического планирования позволила преодолеть деструктивную тенденцию снижения управляемости социально-экономических процессов и заложила институциональные основы перехода к модели управления устойчивым и эффективным развитием, соответствующей декларированной в российском законодательстве природе социального государства. Одним из ключевых направлений обеспечения общественного прогресса является совершенствование измерения и постановки согласованных национальных целей [4, с. 52].

В условиях обострившейся в последнее время международной обстановки и информационного противоборства назрела объективная необходимость в создании крупномасштабной высокотехнологичной системы, способной повысить эффективность процессов государственного управления в сфере обеспечения национальной безопасности. Представляется, что развитие ситуационных центров (далее - СЦ) является одной из самых актуальных задач по повышению эффективности деятельности органов государственного управления. Система ситуационных центров органов государственной власти представляет собой важнейший сегмент информационной инфраструктуры России [3, с. 110].

Информационно-аналитический комплекс «Ситуационный центр» выступает инновационным технологическим механизмом «цифрового управления» объекта любого уровня - государства, региона, города, предприятия. Данный инструмент дает возможность в режиме реального времени вести оценку по всем сферам деятельности. Например, оценивать уровень информационной безопасности, экологическую ситуацию, демографию, финансовые показатели, кадровый потенциал и др. значимые для принятия государственных управленческих решений аспекты.

СЦ решают широкий перечень задач в сфере повышения государственного управления и принятия управленческих решений. В интегрированном централизованном информационном хранилище СЦ консолидируются данные из различных источников, в визуально-интерактивных панелях отображаются любые проблемы, представляющие интерес для лиц, принимающих управленческие решения. Кроме того, создание и развитие СЦ лежит в основе обеспечения национальной безопасности, что также является одной из задач цифровизации.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий на сегодняшний день является важным аспектом, характеризующим взаимодействие граждан и государства. Бурное развитие технологий и формирование «цифровой культуры» российских граждан в первые десятилетия XXI вв. превратили информационные технологии в значимый инструмент народовластия. Важно, чтобы органы власти не отставали от этого общего уровня и направления развития средств коммуникации и информационной обработки данных, так как общество выражает соответствующий спрос на получение услуг в электронном формате, удаленно, с помощью различных форм обращения (по электронной почте, с помощью интернет-сайтов и мобильных приложений и т.д.). Информационное обеспечение служит одной из форм передачи существующих и вновь возникающих знаний в деятельности органов государственной власти. В настоящее время органы государственной власти не могут исполнять свои полномочия, а государственные учреждения предоставлять услуги гражданам и организациям без инфор-

мационных систем, которые обеспечивают их деятельность. От внедрения информационных систем и их профессионального использования зависит оперативность управления, выполнение регламентов, качество и скорость предоставления государственных услуг.

Список литературы

1. Агафонцев А.А., Бояринова С.П. Концепция создания специального программного и информационного обеспечения для совершенствования деятельности центров управления в кризисных ситуациях // Мониторинг, моделирование и прогнозирование опасных природных явлений и чрезвычайных ситуаций: сб. материалов X Всерос. науч.-практ. конф. 2020. С. 330-335.

2. Асриянц К.П, Асриянц Д.В. Информационные технологии в государственном управлении // Индустриальная экономика. 2022. Т. 3. № 3. С. 217-220.

3. Малик Е.Н. Ситуационные центры как технологическая основа обеспечения национальной безопасности России // Вестник Российской нации. 2020. № 3 (73). С. 110-118.

4. Писарева О.М. Модель целеполагания в многоуровневом государственном стратегическом управлении социально-экономическим развитием // Экономическая наука современной России. 2021. № 1 (92). С. 52-76.

5. Почуева М.В., Ермоленко В.В. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности органов местного самоуправления // Информационно-доку-ментационное пространство организации: сб. ст. Кубанский государственный университет. 2017. С. 130142.

References

1. Agafontsev A.A., Boyarinova S.P. Concept of creation of special software and information support for improvement of activity of crisis management centres. Monitoring, modeling and forecasting of dangerous natural phenomena and emergencies: Collection of materials of X All-Russian Scientific and Practical Conference, 2020, рр. 330-335.

2. Asriyants K.G., Asriyants D.V. Information Technologies in Public Administration. Industrial Economics, 2022, vol. 3, No. 3, pp. 217-220.

3. Malik E.N. Situational centers as a technological basis for ensuring national security of Russia. Bulletin of the Russian Nation. 2020. No. 3 (73). pp. 110-118.

4. Pisareva O.M. Model of goal-setting in multilevel state strategic management of socio-economic development. Economic Science of Modern Russia, 2021, № 1 (92), рр. 52-76.

5. Pochueva M.V., Ermolenko V.V. Informational and analytical support for the activities of local government. Information-documentary space of organization: collection of articles. Kuban State University, 2017, рр. 130-142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.