Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
непрерывное образование / персонализация / индивидуализация / личностные особенности / мотивация / тьютор / continuing education / personalization / individualization / personality traits / motivation / tutor

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полянская Екатерина Николаевна, Полянский Андрей Иванович, Бгуашева Зара Каплановна

Востребованным трендом развития системы высшей школы становится персонализация обучения, вследствие чего появляется необходимость организации индивидуальных образовательных траекторий. Особое внимание уделяется цифровым средствам обучения в рамках использования индивидуальных траекторий обучения, позволяющим поновому взглянуть на познавательный процесс и перейти к системе непрерывного образования. Было проведено исследование с целью изучения возможностей организации индивидуальных образовательных траекторий в системе высшего образования. Студенты продемонстрировали готовность к подобным инновациям, выделили инструменты, позволяющие организовать качественный индивидуализированный процесс обучения. Несмотря на существующие трудности в реализации индивидуализации обучения, организация индивидуальных образовательных траекторий является актуальным направлением деятельности высшей школы. Образовательные результаты от внедрения образовательных траекторий определяются в зависимости от вовлеченности студентов, готовности педагогов разрабатывать соответствующие программы, ресурсных возможностей конкретной образовательной организации.Обладая навыками выстраивать индивидуальные образовательные траектории в процессе обучения, будущий специалист сможет применять полученные способности на протяжении всей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полянская Екатерина Николаевна, Полянский Андрей Иванович, Бгуашева Зара Каплановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personalization of education is becoming a popular trend in the development of the higher school system, as a result of which there is a need to organize individual educational trajectories. Special attention is paid to digital learning tools within the framework of the use of individual learning trajectories, which allow a new look at the cognitive process and transition to a system of continuing education. A study was conducted to study the possibilities of organizing individual educational trajectories in the higher education system. The students demonstrated their readiness for such innovations, identified tools that allow organizing a high-quality individualized learning process. Despite the existing difficulties in the implementation of individualization of education, the organization of individual educational trajectories is an actual activity of higher education. Educational results from the introduction of educational trajectories are determined depending on the involvement of students, the willingness of teachers to develop appropriate programs, and the resource capabilities of a particular educational organization. Having the skills to build individual educational trajectories in the learning process, the future specialist will be able to apply the acquired abilities throughout his life.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ»

Педагогика

УДК 378.14

кандидат психологических наук, доцент Полянская Екатерина Николаевна

Российский национальный исследовательский медицинский университета имени Н.И. Пирогова (г. Москва); Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы (г. Москва); старший преподаватель кафедры психологии безопасности института права и национальной безопасности Полянский Андрей Иванович Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий Бгуашева Зара Каплановна Адыгейский государственный университет (г. Майкоп)

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ

Аннотация. Востребованным трендом развития системы высшей школы становится персонализация обучения, вследствие чего появляется необходимость организации индивидуальных образовательных траекторий. Особое внимание уделяется цифровым средствам обучения в рамках использования индивидуальных траекторий обучения, позволяющим по-новому взглянуть на познавательный процесс и перейти к системе непрерывного образования. Было проведено исследование с целью изучения возможностей организации индивидуальных образовательных траекторий в системе высшего образования. Студенты продемонстрировали готовность к подобным инновациям, выделили инструменты, позволяющие организовать качественный индивидуализированный процесс обучения. Несмотря на существующие трудности в реализации индивидуализации обучения, организация индивидуальных образовательных траекторий является актуальным направлением деятельности высшей школы. Образовательные результаты от внедрения образовательных траекторий определяются в зависимости от вовлеченности студентов, готовности педагогов разрабатывать соответствующие программы, ресурсных возможностей конкретной образовательной организации.Обладая навыками выстраивать индивидуальные образовательные траектории в процессе обучения, будущий специалист сможет применять полученные способности на протяжении всей жизни.

Ключевые слова: непрерывное образование, персонализация, индивидуализация, личностные особенности, мотивация, тьютор.

Annotation. Personalization of education is becoming a popular trend in the development of the higher school system, as a result of which there is a need to organize individual educational trajectories. Special attention is paid to digital learning tools within the framework of the use of individual learning trajectories, which allow a new look at the cognitive process and transition to a system of continuing education. A study was conducted to study the possibilities of organizing individual educational trajectories in the higher education system. The students demonstrated their readiness for such innovations, identified tools that allow organizing a high-quality individualized learning process. Despite the existing difficulties in the implementation of individualization of education, the organization of individual educational trajectories is an actual activity of higher education. Educational results from the introduction of educational trajectories are determined depending on the involvement of students, the willingness of teachers to develop appropriate programs, and the resource capabilities of a particular educational organization. Having the skills to build individual educational trajectories in the learning process, the future specialist will be able to apply the acquired abilities throughout his life.

Key words: continuing education, personalization, individualization, personality traits, motivation, tutor.

Введение. Мировое образовательное пространство ориентировано на реализацию принципов гуманизации и непрерывности. Гуманизация предполагает наличие значимого результата обучения для каждого субъекта образовательного процесса, построение обучения с учетом личностных возможностей. Принцип непрерывности способствует укреплению тенденции к обучению в течение всей жизни и во многом реализуется благодаря широкому распространению цифровой среды. В информационном обществе наиболее оптимальным методом обучения становится сочетание традиционной и инновационной формы взаимодействия между участниками образовательного процесса.

Актуальным трендом развития системы высшего образования становится персонализация обучения, вследствие чего появляется необходимость организации индивидуальных образовательных траекторий с привлечением студентов. Данный подход позволяет не только освоить учебный материал для реализации будущей профессиональной деятельности, но и получить компетенции в смежных областях наук [4]. Предоставляя студентам свободу в выборе дисциплин, развивается их осознанность, способность анализировать большие объемы информации, оперативно адаптироваться к происходящим изменениям в профессиональной сфере. Указанные качества особо ценятся работодателями в эпоху развития цифрового пространства. Современные специалисты должны обладать гибкостью в процессе решения поставленных задач и ориентироваться в механизмах своей профессиональной области [7].

Разработано большое количество нормативных документов в сфере образования, где затронуты вопросы реализации индивидуальных образовательных траекторий. В соответствии со Стратегией цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования, одним из показателей достижения цифровой зрелости является реализация образовательных программ с построением индивидуальных образовательных траекторий. В положениях Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года указано, что развитие воспитания в системе образования предполагает развитие инновационных технологий, способствующих формированию индивидуальной траектории развития личности с учетом его индивидуальных особенностей.

В процессе индивидуализации образовательного процесса основная цель состоит в индивидуальном сопровождении каждого студента в течение всего обучения. Интеллектуальное развитие обучающихся зависит от способности педагогов использовать инновационные средства [1]. Организация индивидуальных образовательных траекторий требует внедрения новых подходов к структурированию содержательной части образовательной деятельности [5]. Особое внимание уделяется цифровым средствам обучения, позволяющим по-новому взглянуть на познавательный процесс и перейти к системе непрерывного образования.

Изложение основного материала статьи. В ходе анализа теории поколений по Штраусу и Хоуву было установлено, что поколение Ххарактеризуется планомерным развитием и необходимостью осознания полученного опыта. Поколение Узаинтересовано в развитии личностного потенциала и работе с наставником. Для поколения Zoco6yro значимость приобретает возможность самообразования и высокая скорость адаптации к изменяющимся условиям. Указанные

особенности приводят к выводу о том, что для современного поколения студентов особую роль играет учет личностных особенностей и построение индивидуальных образовательных траекторий.

С.А. Тарасова выделяет два направления индивидуальных образовательных траекторий. В первом случае это персонализация образовательной программы, адаптируемой под определенного студента. Второй вариант предполагает персонализацию обучения непосредственно субъектом образовательного процесса, когда он самостоятельно выбирает все элементы обучения [8].

В современных трудах затрагиваются вопросы касательно необходимости индивидуализации образовательного процесса. Т.В. Вергун, О.Ю. Колосова, В.Н. Гончаров отмечают, что современный рынок труда нуждается в специалистах, обладающих широким спектром навыков, способных ориентироваться в различных областях науки. Авторы говорят о бессмысленности индивидуализации образования в условиях цифрового общества. Данная точка зрения связана с тем, что информационное пространство содержит в себе все необходимые данные, педагогические технологии становятся все более эффективными, источники предоставления информации все более разнообразными, поэтому сам процесс обучения уже становится индивидуально ориентированным. Индивидуализация проявляется в том, что объем полученных знаний у каждого студента будет соответствовать его личностным возможностям [2].

В.В. Гриншкун, A.A. Заславский, напротив, отдают предпочтение организации индивидуальных образовательных траекторий как способу подготовки высококвалифицированных специалистов в своей области. Авторы склоняются к мнению о том, что в процессе реализации индивидуальных траекторий обучения необходимо использовать возможности информационных технологий, которые способствуют интерактивности образовательного процесса. В качестве примера можно привести личные кабинеты студентов на цифровых площадках, которые позволяют отслеживать личный прогресс, применять элементы геймификации, управлять познавательным процессом, осуществлять обратную связь между педагогом и обучающимися. Внедрение автоматизированных помощников в цифровой среде экономят каровые, административные, финансовые ресурсы, способствуют повышению результативности индивидуализированных образовательных программ [3].

Ш.Ш. Пирогланов, В.П. Скляров, И.С. Анцупов подчеркивают, что использование цифровых технологий предоставляет широкие возможности для внедрения практики индивидуальных образовательных траекторий в обучение. В качестве примера адаптивной платформы выделяется Knewton, на основе которой можно применять инструменты стратегии обучения, реализации взаимодействия. Эта платформа содержит также систему персонализации [6].

Нами было проведено исследование с целью изучения возможностей организации индивидуальных образовательных траекторий в высшей школе. Опрос был проведен с помощью использования онлайн-сервиса OnlineTestPad. Он был выбран, поскольку предоставляет возможность создавать с тесты с ветвлением и организацией обратной связи. В опросе приняли участие 134 студента очной формы обучения 2-3 курса, обучающихся Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова, Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Адыгейского государственного университета. Респондентам были предложены вопросы с возможностью выбрать ответ и добавить комментарий.

Первый вопрос был связан с желанием обучающихся организовывать индивидуальную образовательную траекторию в цифровой среде. Полученные результаты позволяют прийти к выводу о том, что студенты заинтересованы в реализации индивидуальных образовательных траекторий. 82,7% студентов ответили, что им было бы интересно попробовать что-то новое и подобные инновации положительно скажутся на качестве их обучения. По мнению 9,4% студентов программа обучения должна оставаться прежней. Остальных 7,9% участников все устраивают и они не хотят ничего менять. Всё-таки большинство студентов готовы перейти на новый формат обучения.

При организации образовательных траекторий обучений, особенно на первых этапах, студентам потребуется помощь третьих лиц. Второй вопрос был связан с тем, кто, по мнению респондентов, может оказывать помощь в построении индивидуальных образовательных траекторий. Мнение 61,8% участников опроса сходится в том, что это должны быть педагоги. С точки зрения 25,9% респондентов оказывать помощь должен специально обученный человек (тьютор). 12,3% студентов отмечали, что смогут самостоятельно выстраивать собственную траекторию обучения.

В рамках организации индивидуальной траектории обучения учитываются все особенности личностного развития студентов и потребности его развития. Модели гибкого обучения выстраиваются в различные виды образовательных ландшафтов образовательной среды. Следующий вопрос был связан с выбором инструментов, позволяющих организовать качественный индивидуализированный процесс обучения. Результаты представлены на рисунке 1.

70 60 50 40 30 20 - = 1 0 ■ £ / / / Prt # # J^ # „о- У / Я? н У / н у У

Рисунок 1. Результаты опроса студентов об инструментах, позволяющих организовать качественный

индивидуализированный процесс обучения

По результатам опроса студентов становится очевидным, что для организации качественного обучения в рамках индивидуализированного обучения важно использовать виртуальные классы, интерактивные игры, онлайн-тестирования, онлайн-курсы, взаимодействие в чатах, вебинары.

Далее студентам было предложено ознакомиться с особенностями реализации индивидуальных образовательных траекторий. Был продемонстрирован опыт внедрения индивидуальных образовательных траекторий в других высших учебных заведениях. Студентам было предложено проанализировать представленные кейсы и выделить достоинства и недостатки использования индивидуальных образовательных траекторий в цифровой среде.

К числу достоинств студенты отнесли:

- уровень нагрузки на студентов соответствует их личностным особенностям, потребностям и ожиданиям;

- при разработке индивидуальных образовательных траекторий учитывается изначальный уровень готовности и мотивации к реализации обучения;

- повышается мотивация обучающихся;

- существует возможность выбрать коллектив участников для совместного достижения образовательных целей;

- конкретизируются действия для достижения высокого качества образовательной деятельности.

К недостаткам были отнесены:

- существует вероятность неправильно определить образовательные потребности студентов;

- высокие финансовые, кадровые затраты на подготовку цифровых систем обучения;

- не все платформы цифровой среды могут учитывать существующее многообразие индивидуальных особенностей личности.

Выводы. Несмотря на существующие трудности в реализации индивидуализации обучения, организация индивидуальных образовательных траекторий является актуальным направлением деятельности высшей школы. Образовательные результаты от внедрения образовательных траекторий определяются в зависимости от вовлеченности студентов, готовности педагогов разрабатывать соответствующие программы, ресурсных возможностей конкретной образовательной организации.

В результате проведенного опроса была продемонстрирована готовность студентов к переходу к индивидуальным образовательным траекториям, из этого наблюдается перспектива развития индивидуализации образования. С точки зрения студентов, в подготовке индивидуальных образовательных траекторий должны оказывать поддержку педагоги, специально подготовленные люди (тьюторы). В рамках индивидуализации образовательного процесса, студенты становятся уникальными специалистами с собственным набором качеств и навыков, необходимых для реализации будущей профессиональной деятельности. Обладая навыками выстраивать индивидуальную образовательную траекторию в процессе обучения, будущий специалист сможет применять полученные способности на протяжении всей жизни.

Литература:

1. Булаева, М.Н. Возможности технологии дистанционного обучения в вузе / М.Н. Булаева, A.B. Гущин, И.Р. Воронина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9, № 4(33). - С. 48-51. - DOI 10.26140/anip-2020-0904-0008. - EDN UZRCBU

2. Вергун, Т.В. Индивидуальные образовательные траектории студентов в высшей школе: к постановке проблемы / Т.В. Вергун, О.Ю. Колосова, В.Н. Гончаров // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 12-2. - С. 313-317. - EDN XIHYTV

3. Гриншкун, В.В. Отечественный и зарубежный опыт организации образовательного процесса на основе построения индивидуальных образовательных траекторий / В.В. Гриншкун, A.A. Заславский // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. - 2020. - № 1(51). -С. 8-15.-DOI 10.25688/2072-9014.2020.51.1.01. - EDN GXIPDI

4. Маркова, С.М. Управление профессиональной школой как социально-экономической системой / С.М. Маркова, A.M. Петровский // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016,- № 6-3. - С. 597-600. -EDNTUCVQW

5. Петров, А.Ю. Инновационный менеджмент в открытой образовательной системе / А.Ю. Петров, М.Н. Булаева, A.A. Сиротова // Человек и образование. - 2016. - № 4(49). - С. 134-138. - EDN YTDMOJ

6. Пирогланов, Ш.Ш. Цифровые технологии в образовательном процессе как новые возможности реализации индивидуальных образовательных траекторий / Ш.Ш. Пирогланов, В.П. Скляров, И.С. Анцупов // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-2. - С. 180-182. - EDN ZAPZNE

7. Савченков, A.B. Реализация в образовательном процессе вуза современных интерактивных воспитательных технологий направленных на развитие гибких навыков будущих педагогов / A.B. Савченков, Н.В. Уварина, Г.В. Щагина // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11, № 2(43). - DOI 10.26795/2307-1281-2023-11-2-5. - EDN PKHAIU

8. Тарасова, С.А. Индивидуальная образовательная траектория обучения в электронно-информационной среде образовательной организации / С.А. Тарасова // Наука и Образование. - 2021. - Т. 4, № 4. - EDN RPPGEJ

Педагогика

УДК 378(045)

кандидат педагогических наук, доцент Приходченко Татьяна Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Проценко Светлана Ивановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОЛИМПИАДЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. Статья посвящена профессионально-ориентированным олимпиадам в процессе подготовки будущих педагогов. Актуальность проблематики подтверждается недостаточной проработанностью в теории и практике образовательного процесса вуза вопросов о роли олимпиадного движения для профессионального развития студентов. Особое внимание авторами уделено олимпиадам, проводимым в дистанционном формате. Приводятся некоторые факты из истории возникновения и развития дистанционных олимпиад. Сформулированы их преимущества и недостатки. На примере Открытых международных студенческих Интернет-олимпиад обозначены принципы и этапы организации олимпиад подобного вида. Проведен анализ некоторых сайтов, на которых студентам доступны дистанционные олимпиады. Показаны возможности Интернет-ресурсов при подготовке студентов к олимпиадам по различным предметам. Обозначены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.