ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
В.Г. Калашникова
ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ МОУ №26 (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Новому уровню развития системы образования должен соответствовать качественно новый уровень внутришкольного управления. Для обеспечения компетентного, действенного и эффективного управления процессами развития школы, переводом ее на новый качественный уровень (в том числе и на новый статус), для осуществления глубоких и системных инноваций необходимо грамотное нормативно-правовое, научно-методическое, достаточное материально-техническое, кадровое, финансовое и др. сопровождение.
Во многих научных словарях мы встречаем определения социального управления, выделяющие в качестве основных его свойств обеспечение стабильности управляемого объекта, его упорядоченности, его нормального функционирования и развития, противостояния энтропии. Понимание управления как решения этих четырех основных задач (становление, выживание, функционирование, развитие) нацеливает нас на постоянный учет этих относительно самостоятельных и тесно связанных между собой направлений управленческой деятельности.
Рассматривая данные определения применительно к образовательной системе, можно отразить это в соответствующей терминологии.
В.М.Полонский определяет систему образования как «совокупность системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий». В первую очередь необходимо подчеркнуть, что образование как социальный институт есть сложная система, включающая, по мнению И.А.Зимней, «разные элементы и связи
между ними: подсистемы, управление, организацию, кадры и т.д. Эта система характеризуется целью, содержанием, структурированными учебными программами и планами, преемствующими предыдущие уровни образования и прогнозирующими последующие. Системообразующей (смыслообразующей) составляющей образовательной системы является цель обучения, т.е. ответ на вопрос, какого человека требует и ожидает общество на данном этапе его исторического развития. Образование как система включает в себя понятие «педагогической системы».
Н.В.Кузьмина трактует понятие «педагогическая система» (ПС) как «подсистема в общей системе образования, соотносимая с образовательным процессом. Она в свою очередь имеет свои подсистемы». Под педагогической системой понимается «объединение людей, специально созданное для осуществления целей воспитания... В состав ПС входят: подсистемы объектов воспитания, субъектов воспитания, субъектов непреднамеренного воспитательного воздействия, средств педагогических, а также организационных форм и методов работы». Таким образом, по отношению к названным подсистемам педагогическая система является метасистемой.
Наша точка зрения совпадает с мнением Г.Н.Серикова: «Под образовательной системой ... будем понимать взаимосвязанное единство отдельных частей, аспектов образования, рассматриваемое как результат отражения соответствующих аспектов образования».
Под управлением, вслед за В.Г.Афанасьевым, будем понимать функцию систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающих сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности. Управление осуществляется путем воздействия одной подсистемы - управляющей - на другую - управляемую, на протекающие в ней процессы посредством информационных сигналов или управленческих решений.
Управление - функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ, целей.
Традиционный подход к управлению сложными системами строится на представлении о том, что результат внешнего управляющего воздействия
есть однозначное и линейное, предсказуемое следствие приложенных усилий, что соответствует схеме: управляющее воздействие - желаемый результат. Чем больше вкладывается энергии, тем больше будто бы и отдача. Однако на практике многие усилия оказываются напрасными и даже вредят, если они противостоят собственным тенденциям саморазвития сложноорга-низованных систем.
Определение управления фиксирует внимание на целях реализации данной функции (поддержание целостности, оптимизации функционирования, обеспечения достижения целей, развитие). Что же выступает в качестве содержания процесса управления? До сих пор не существует единого взгляда на состав основных управленческих функций.
А.Файоль, один из выдающихся представителей «классической» школы управления, считал, что основные управленческие функции - «это относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществить управляющее воздействие», что «для достижения целей предприятия необходимо осуществление персоналом шести типов операций или, в его терминологии, «функций». К их числу он отнес: техническую функцию, или производство, коммерческую (закупка, продажа, обмен), финансовую (поиски капитала, эффективное его использование), учет (бухгалтерская деятельность, статистика), обеспечение безопасности (сохранность собственности и персонала), администрирование (предвидение, организация, руководство, координация, контроль). Администрирование как раз и рассматривается им как «функция», позволяющая поддерживать целостность системы.
Чрезвычайно интересными являются исследования П.Н.Есманского, который выделил так называемые «нормальные функции управления». К их числу он относил руководство (непосредственное управление), исполнительно-техническую деятельность (собственно производство), связь, учет, учет-но-распорядительную функцию (снабжение), согласование, обследование.
Функция руководства в обеих классификациях является главной, образует ядро системы управления.
Авторитетные современные исследователи Г.Кунц и С.О'Доннел в качестве основных выделяют функции планирования, организации, контроля и руководства. К основным функциям они относят также работу с кадрами. Координацию же эти авторы рассматривают как феномен иного порядка, считая, что каждая из управленческих функций - это деятельность по координации.
В.Г.Афанасьев ограничивает список четырьмя функциями: выработка и принятие управленческого решения, организация, регулирование и коррегиро-вание, учет и контроль.
Основные управленческие функции инвариантны и образуют систему целей, отвечающую требованию необходимости и достаточности.
Таким образом, являясь деятельностью, управление в обязательном порядке обладает общими атрибутами деятельности: у него есть определенные основания, цели, средства, результат и процесс, в котором все это взаимодействует, у него есть субъекты и объекты, оно «состоит» из действий.
Являясь особым видом деятельности, управление осуществляется посредством особых видов действий. К этим видам управленческих действий относятся, прежде всего, действия планирования, руководства, контроля, а также анализа, прогнозирования, учета, коррекции и т.д., которые входят в структуру наиболее значимых видов управления.
Следовательно, под системой внутришкольного управления нужно понимать совокупность элементов, взаимосвязанных между собой таким образом, что за счет их взаимодействия оказывается возможным осуществление управленческих функций и соответствующих им воздействий на управляемый объект, или, по В.С.Лазареву, «совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и др. компонентов, связанных между собой так, что благодаря этому осуществляется процесс управления, реализуя управленческие функции».
Структура управления должна отражать цели и задачи организации, функциональное разделение деятельности и объем полномочий субъектов управления (администрации и структурных подразделений - центров, кафедр, служб и других звеньев системы).
В современной теории и практике менеджмента выделяют как минимум два типа структур управления: иерархическую и органическую.
Иерархическая структура управления не может быть использована в условиях развивающейся системы, какую представляет собой инновационная школа, поэтому представляется более целесообразным строить структуру управления согласно органическому типу на основе программно-целевого подхода, а именно, - программно-целевую структуру.
Научный руководитель ФЭП
Директор
Координатор I подпрограммы
П П [
Заместители д
и........□.........I
л гтм г
Координатор II подпрограммы
Координатор III подпрограммы
Координатор VI подпрограммы
J 1_
Структурные подразделения
Организационная структура управления МОУ №26
Особенностью организационной структуры является ее матричная (программно-целевая) структура, построенная по принципу двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, - непосредственному руководителю структурного подразделения (центра, кафедры, службы, лаборатории), с другой стороны, - руководителю проекта (координатору конкретного блока Целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. Достоинствами представленной организационной системы являются:
- возможность долговременного планирования деятельности (Целевая программа рассчитана на пять лет);
- централизация руководства по проблеме и единоличная ответственность (в структуре Целевой программы выделены четыре подпрограммы по различным направлениям деятельности);
- гибкость, динамизм, оперативность;
- компетентность в принятии решений.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СУБЪЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ (АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ)
1-й уровень: научный руководитель федеральной экспериментальной площадки (ФЭП), директор МОУ
Научный руководитель ФЭП:
- осуществляет подготовку педагогического коллектива к научно-методической и исследовательской деятельности;
- разрабатывает проект программы реализации научно-прикладного проекта;
- представляет МОУ на промежуточных и итоговых отчетах о результатах деятельности ФЭП.
Директор:
- формирует коллектив единомышленников для реализации системообразующей педагогической идеи «личностно-ориентированное обучение, направленное на формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и духовных свойств личности»;
- создает условия для творческого и профессионального роста педагогических работников;
- гарантирует соблюдение прав участников образовательного процесса на повышение педагогической компетентности;
- разрабатывает систему стимулирования участников образовательного процесса, достигших высоких результатов в научно-методической и исследовательской деятельности.
2-й уровень: заместители директора, координаторы подпрограмм (руководители модульных проектов) и заведующие структурными подразделениями (кафедрами, службами, центрами)
Заместители директора имеют четко определенный, закрепленный в должностных инструкциях функционал:
заместитель директора по научно-методической работе;
заместитель директора по кадровой работе;
заместитель директора по аналитической работе;
заместитель директора по контролю за документацией;
заместитель директора по воспитательной работе;
заместитель директора по административно-хозяйственной работе.
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ (КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ)
1-й уровень:
совет по управлению Федеральной экспериментальной площадкой, конференция, попечительский совет.
2-й уровень:
совет МОУ, педагогический совет, аттестационная комиссия.
3-й уровень:
административный совет, научно-методический совет, экспертный совет
4-й уровень:
психолого-педагогический консилиум.
ИЕРАРХИЯ ОРГАНОВ КОЛЛЕГИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ МОУ
(АСПЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ)
Попечительский совет является добровольным объединением родителей и спонсоров, созданным для содействия внебюджетному финансированию МОУ, оказанию ей организационной, консультативной и иной помощи.
Попечительский совет участвует в управлении гимназией путем принятия обязательных для МОУ решений по использованию передаваемых ей средств и имущества объединенного спонсорского фонда.
Конференция МОУ является высшим органом управления МОУ, куда входят все участники образовательного процесса.
- определяет основные направления деятельности МОУ,
- утверждает отчет Совета о проделанной работе;
- принимает решение об установлении дополнительных льгот работникам МОУ.
Совет МОУ - общественный коллегиальный орган, основной задачей которого является оказание помощи для эффективного осуществления образовательного процесса и развития МОУ, реализации важнейших требований, предъявляемых государством и обществом к обучению и воспитанию учащихся.
Совет МОУ является представительным выборным органом, ответственным перед Конференцией членов трудового коллектива, осуществляющим руководство всей организационной, учебной, хозяйственной и социально-культурной деятельностью МОУ в период между конференциями.
Педагогический совет - коллегиальный орган, объединяющий педагогических работников гимназии, действует в целях развития и совершенствования образовательного процесса и повышения профессионального мастерства и творческого роста педагогов в МОУ.
Административный совет - коллегиальный орган, объединяющий заместителей директора, координаторов подпрограмм Целевой программы, руководителей структурных подразделений и других административных работников, призванный решать задачи оперативного управления МОУ.
Аттестационная комиссия
- оценивает профессиональную компетентность педагогов-предметников, результативность и качество педагогического труда;
- стимулирует рост профессионально-педагогического мастерства.
Научно-методический совет (НМС) является коллективным общественным профессиональным органом, объединяющим на добровольной основе педагогов, стремящихся осуществлять преобразования в школе на научной основе, руководствуясь определенными концептуальными положениями, подходами, идеями.
Экспертный совет
- проводит экспертизу проектов стратегических документов МОУ;
- проводит экспертизу научно-методической продукции, разрабатываемой учителями и учащимися;
- рекомендует к утверждению на НМС научно-методические разработки;
- организует и проводит экспертизу уровня профессионально-педагогической квалификации при аттестации педагогов МОУ.
Психолого-педагогический консилиум объединяет учителей и работников валеологического центра (медицинской, социальной, психологической служб), работающих в классах одной параллели в целях оптимального проектирования и мониторинга индивидуальной направленности образовательного процесса (разработки индивидуальных образовательных траекторий и отслеживания результативности их реализации).
Цели, задачи, основные функции, регламентация деятельности органов коллегиального управления закреплены соответствующими положениями.
Элементная структура внутренней среды МОУ №26 представлена следующим образом:
5. БЛОК УПРАВЛЕНИЯ
Общее руководство Система и стиль управления
Управление
3. РЕСУРСНЫЙ БЛОК Ресурсы 2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК Продукция 1. ПРОЕКТНЫЙ БЛОК
Материально-технические Трудовые (кадровые) Информационные Финансовые Деятельность по функциям Реализация Целевой программы и НПП Направления деятельности: Целевые подпрограммы
(вход) (выход) Результаты реализации (качество образования)
Организация
4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК
Организационная структура Технология процессов Организационная культура
Элементная структура внутренней среды МОУ №°26
1. Проектный блок - направления деятельности школы и их результаты в виде реализованных проектов и программ.
2. Функциональный блок - оператор преобразования ресурсов (материально-технических, кадровых, информационных, финансовых) в процессе деятельности сотрудников педагогического коллектива школы и научных консультантов в продукты деятельности.
3. Ресурсный блок - комплекс материально-технических, кадровых, информационных и финансовых ресурсов школы.
4. Организационный блок - организационная структура, технология процесса реализации научно-прикладного проекта школы, организационная культура.
5. Блок управления - общее руководство школой, система и стиль управления.
КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ШКОЛОЙ
В настоящее время не вызывает сомнений явное преимущество программно-целевого планирования, достаточно широко применяемого при проектировании деятельности образовательных учреждений. На новом этапе совершенствования программно-целевого подхода программно-целевой метод планирования переходит в комплексный целевой метод планирования, реализующийся через комплексную целевую программу.
Комплексно-целевой метод планирования позволяет составлять комплексные целевые программы, содержащие систему мер для осуществления единой генеральной цели, тем самым планирование переходит на качественно новый уровень.
В структуру Целевой программы входят краткое описание состояния проблемы, ее места и роли в общешкольном плане; генеральная цель; система задач, доведенных до исполнителей; показатели, характеризующие успешность достижения цели; сроки, исполнители; информационное обеспечение управления процессом решения задач контроль за ходом выполнения программы; текущий итоговый анализ; регулирование (коррекция процесса выполнения программы и управления).
Обеспечение выполнения основных стратегических целей развития муниципальной и районной систем образования и генеральной цели МОУ №26 достигается в настоящей Программе посредством реализации следующих целей:
1. Совершенствование системы управления МОУ.
2. Непрерывность повышения профессиональной компетентности педагогических работников и администрации МОУ.
3. Создание условий для осуществления личностно-ориентированного образовательного процесса.
4. Обеспечение качества осуществления образовательного процесса.
5. Создание комплекса личностно-ориентированного дидактического и методического обеспечения образовательного процесса.
6. Достижение результативности деятельности педагогического коллектива по воспитанию интеллигентности как интегративного свойства личности.
7. Обеспечение результативности деятельности Центра содействия укреплению здоровья учащихся в условиях повышенной интеллектуальной и психоэмоциональной нагрузки и становлению личности.
Место цели в общей иерархии целей
Иерархия целей: 1й уровень - генеральная цель Программы развития;
2й уровень - стратегические цели подпрограмм
Каждой из названных целей соответствует целевая подпрограмма:
1. Эффективное управление развитием образовательного процесса (руководитель - директор МОУ).
2. Управление качеством педагогического персонала (руководитель - заместитель директора по кадрам).
3. Вариативное образование (руководитель - заместитель директора по учебной работе).
4. Качество осуществления образовательного процесса (руководитель -заместитель директора по внутришкольному контролю и инспектированию).
5. Исследовательская деятельность (руководитель - заместитель директора по НМР).
6. Воспитание интеллигентности как интегративного свойства личности (руководитель - заместитель директора по воспитательной работе).
7. Сохранение здоровья учащихся в условиях повышенной интеллектуальной и психоэмоциональной нагрузки (руководитель - руководитель Центра содействия развитию личности и укреплению здоровья учащихся).
Указанные целевые подпрограммы состоят из двух частей: целезадаю-щей и целереализующей.
Целезадающий блок представляет собой дерево целей, в котором цели нижнего уровня дополняют и конкретизируют цели более высокого уровня.
СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Повышение профессиональной компетентности на основе программно-целевого подхода, реализующего научно-прикладной проект школы в целом, обеспечивает непрерывный профессиональный рост учителя:
а) за счет внедрения учебно-методического комплекса (адаптированного, обновленного, авторского);
б) научно-методического обеспечения, разработанного учителем в процессе работы над собственной научно-методической темой;
в) непрерывного развития творческого потенциала учителей в результате целенаправленного внедрения инноваций в образовательный процесс;
г) непрерывного совершенствования образовательного процесса, суть которого - переход в новое качественное состояние. Отслеживание профессионального роста каждого учителя ведется не только по результатам аттестации, но и через качество научно-методических разработок.
Участие в инновациях, исследованиях, экспериментах, реализация научно-прикладных проектов, разработка научно-методической продукции стро-
ятся только на добровольной основе. В силу этой причины особое значение приобретает проблема повышения требований к мотивации этой деятельности со стороны руководителей школы. Необходимо стимулировать стремление учителей к творческому росту, освоению новых профессиональных умений, педагогической компетентности, т.е. особое значение приобретает создание мотивационной среды.
Под мотивационной средой понимается совокупность условий, определяющих направленность и величину усилий, прилагаемых работниками для достижения целей организации.
Мотивацоинная среда преполагает:
- четкую определеннность прогнозируемых результатов деятельности конкретного учителя;
- привлекательность последствий работы для работника;
- существование системы поощрения за качественную работу;
- привлекательность содержания работы (через участие педагогов в стратегическом и тактическом планировании деятельности педагогического коллектива).
- добродетельность деятельности (позволяющая проявить свободу творчества (В.Д. Шадриков).