УДК 37.036
Калашникова Виктория Александровна
Аспирант Ставропольского государственного университета, [email protected], Ставрополь
ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
Kalashnikova Victoria Aleksandrovna
The post-graduate student of the Stavropol state university, [email protected], Stavropol
THE ORGANIZATION AND RESULTS OF THE PEDAGOGICAL IT IS SKILLED-EXPERIMENTAL RESEARCH AESTHETIC EDUCATION OF INTERPERSONAL RELATIONS IN COLLECTIVE OF THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN
Ученые всего мира признают период от рождения до поступления в школу как наиболее стремительное развитие ребенка в первоначальном формировании тех сущностных качеств, которые определяют успешность становления индивида как личности.
В середине прошлого века сформировалось совокупность когнитивных наук, основным объектом анализа которых стали познавательные процессы и механизмы, обеспечивающие успешную адаптацию человека к физической и социальной реальности. На протяжении всей жизни активность человека направлена на познание окружающей его реальности с целью наиболее адекватного приспособления к изменчивым условиям внешнего мира. При этом необходимо познать не только закон развития и функционирования явлений и процессов объективной действительности, но и закономерности функционирования субъективной действительности, то есть установить, как, исходя из собственного опыта, имеющихся знаний и привычных способов деятельности, люди строят свои когнитивные карты реальности - создают субъективный образ мира, наиболее важной характеристикой, которого являются полезность с позиции комфортного существования и обеспечения жизнедеятельности среды [3, с. 121].
Подчеркивая роль средств искусства в эстетическом воспитании межличностных отношений детей, необходимо отметить, что они способствуют формированию духовно-ценностной структуры личности, эстетического отношения к действительности. Обширный опыт использования средств
искусства в воспитании детей 5-7 лет накопился на протяжении всей истории философско-педагогической мысли.
Для развития эстетического воспитания, на наш взгляд, сегодня сложились объективные предпосылки. В научных источниках неоднократно употребляются понятия «эстетическое развитие», «эстетическая активность», «эстетическое поведение», «эстетические чувства», «эстетические ценности», «эстетическая функция литературы и искусства», «эстетический феномен искусства», «эстетические свойства художественных произведений» (В. Н. Липский, Б. Т. Лихачев Д. Ф. Марков, А. Н. Семашко, Л. Н. Столович).
Эстетическое воспитание как действенное средство формирования личности человека рассматривается в работах А. И. Бурого, М. В. Бусол,
B. Г. Бутенко, И. Ф. Гончарова, Н. В. Колосовой, Т. С. Комарова, М. С. Кагана, В. И. Киященко, Н. Л. Лейзерова, В. Н. Липского, Б. Т. Лихачева, М. Ф. Овсянникова, Е. Л. Поспелова, Г. П. Прасоловой, В. А. Салеева, Б. В. Сафронова, А. Н. Семашко, Л. Н. Столовича, А. В. Толстых, Т. Н. Тара-новой, Г. П. Шевченко и других, которые видят в эстетическом воспитании межличностных отношений большие возможности, поскольку оно своими средствами способно выполнять задачи всех видов воспитания.
Необходимой методологической основой для понимания эстетического воспитания межличностных отношений в детском коллективе являются концепции развития личности детей 5-7 лет, разработанные А. Г. Асмо-ловым, Б. Г. Ананьевым, В. А. Крутецким и Б. Т. Лихачевым, В. Н. Мяси-щевым, Б. Ф. Ломовым, А. Е. Личко, Г. К. Ушаковым, Б. М. Тепловым,
C. Л. Рубинштейном, К. Роджерсом, и др., а также философско-психологическая концепция триединства личности. Проблематика эстетического воспитания личности средствами художественного творчества стало объектом исследования многих современных ученых С. А. Аничкина, Н. А. Ветлуги-ной, В. С. Кузина, Д. С. Лихачева, Б. М. Неменского, В. А. Разумного.
Теоретико - методологические проблемы эстетического воспитания средствами этно-художественной деятельности нашли освещения в работах М. Ю. Айбазовой, И. А. Арабова, X. Х-М. Батчаевой, Г. Н. Волковой, М. Б. Гургуевой, В. В. Макаева, Ш. А. Мерзоева, Л. Л. Супруновой, С. С. Танхасоевой, В. К. Шаповалова, И. А. Шорова и др. [1, с. 79].
Большое значение для нашей работы имели диссертационные исследования, направленные на формирование эстетических чувств дошкольников 5-7 лет средствами народно-декоративного изобразительного искусства А. Б. Бакушинского, И. А. Богуславской, В. М. Василенко, В. С. Воронова, Т. С. Комарова, М. А. Некрасовой, А. Б. Салтыковой, Н. В. Черкасовой, Р. М. Чумичевой и др.
Вместе с тем, остается недостаточно исследованным ряд актуальных вопросов, связанных с эстетическим воспитанием межличностных отношений в коллективе детей 5-7 лет: нет четкости в определении структуры межличностных отношений, составляющих основу эстетического воспита-
ния личности дошкольника; не выявлена взаимосвязь влияния эстетической культуры на межличностные взаимодействия в коллективе детей.
Практика показывает, что воспитательная работа в системе дошкольного образования нередко строится без надлежащего учета конкретных условий, которые должны быть созданы в детском коллективе на основе различных эстетических форм личностного развития [2, с. 77].
Нами были раскрыты педагогические условия формирования межличностных отношений детей 5-7 лет средствами эстетической социокультурной среды и представлен практико-исследовательский подход в окружении межличностных отношений старших дошкольников в эстетической социокультурной среде.
Проводимая нами опытно-экспериментальная работа осуществлялась в три этапа. Целью первого этапа - подготовительного - явилось теоретическое осмысление и определение значимости проблемы межличностных отношений старших дошкольников в эстетической социокультурной коммуникативной среде.
На данном этапе разработан методологический аппарат исследования, определено понятие эстетического воспитания межличностных отношений, сформирован пакет диагностических методик. Методики были подобраны так, чтобы с их помощью можно было изучить проблему эстетического воспитания межличностных отношений с позиций: родителей, воспитателя и педагогов, самого ребенка через его составляющие: эмоциональные реакции, эмоциональное отношение к сверстникам, уровень удовлетворенности местом в коллективе, уровень развития межличностных отношений в группе, уровень развития коммуникативно-личностных качеств детей. Использовались: тест «Маски» (Т. Д. Марцинковская), тест «Два домика» (Т. Д. Марцинковская), коммуникативно-личностный опросник для родителей, воспитателей и родственников ребенка (Р. С. Немов), методика «Выбор в действии» (Р. С. Немов), методика «Сюжетные карты» (Г. А. Урутаева).
Были определены основные критерии изучения межличностных отношений дошкольников в эстетической социокультурной среде: эмоционально -волевой (который проявляется в заинтересованности в увлеченном отношении к себе и окружающим людям, умении передать эмоциональное отношение к окружающим в процессе межличностных отношений); познавательный (когнитивный) (представленный опытом усвоения знаний в области поведенческой культуры, культуры межличностных отношений, развитостью интеллектуально-мыслительных действий, способствующих осмыслению содержания отношений с окружающими); поведенческий (регулируемый поведенческой сферой сознания и проявляющийся в творческом самовыражении и ценностной направленности личности дошкольника) [4, с. 56].
На втором этапе опытно-экспериментальной работы проводилось изучение уровней межличностных отношений дошкольников в результате эстетического воспитания в дошкольном образовательном пространстве.
В исследовании приняли участие 240 детей 5-7 лет дошкольных образовательных учреждений г. Ставрополя и Ставропольского края. Из них 120 детей составили контрольную группу (КГ), 120 детей - экспериментальную (ЭГ), так же в обследовании приняли участие 230 родителей (115 родителей контрольная группа и 115 родителей экспериментальная группа).
На основе установленных критериев мы выделили три уровня межличностных отношений в детском коллективе - высокий, средний, низкий.
Полученные нами результаты исследования при помощи блока диагностических методик направленных на выявление уровня межличностных отношений в детском коллективе в эстетической социокультурной среде позволяют нам сделать следующие выводы, что у 18% детей (ЭГ) и 19% (КГ) старшего дошкольного возраста уровень межличностных отношений развит недостаточно высоко для осуществления продуктивного взаимодействия в коллективе; 70% детей (ЭГ) и 68% (КГ) испытывают определенные трудности в общении с другими детьми из-за неумения правильно проявлять эмоции и управлять ими. Для 12% детей (ЭГ) и 13% (КГ) характерен высокий уровень межличностных отношений в детском коллективе в эстетической социокультурной среде коммуникабельностью, доброжелательностью, взаимопомощью и взамоподдержкой.
С учетом проведенного констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что необходимо проведение целенаправленной работы по формированию культуры межличностных отношений в коллективе сверстников и взрослых «Ребенок в мире прекрасного».
В связи с этим нами была разработанная модель развития личности дошкольника, на основании которой в дальнейшем нами была предложена программа «Ребенок в мире прекрасного». В основу модели легли положения художественно-эстетического воспитания ребенка, в соответствии с возрастом разнообразных форм видов детских занятий и развлечений. Чем глубже процесс взаимодействия межличностных отношений связан с эстетическим переживаниями, тем глубже его восприятие и полноценнее результаты. Значимость родителя и воспитателя проявляется в том, что они выступают для дошкольника носителем социальных стандартов поведения и системы ценностей.
В процессе роста ребенка меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, развивается способность осознавать и контролировать свои эмоции. Существенную роль в развитии межличностных отношений по средствам эстетического воспитания играют эмоции. Поэтому при разработки нашей программы нами были предложены следующие составляющие эмоциональной характеристики ребенка, которые стали основой содержания тематических блоков программы: адекватные реакции на различные явления окружающей действительности; дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других детей; широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживаний, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане; адекватное
проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере. На занятиях дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом других детей, а так же культурными наследиями человечества. В результате расширяется круг понимаемых эмоций, дети становятся способными к более глубокому пониманию себе и других детей.
Предлагаемая нами программа была составлена на основе разработок
С. В. Крюковой, Н. А. Панфиловой, В. И.Волынкина, Е. А. Дубровской, Т. Г. Казаковой, Н. Н. Юриной, Р. М. Чумичевой, Т. С. Комаровой.
Программа ориентирована на социально-личностное развитие ребенка и отражает важность отношения ребенка к самому себе. Три взаимосвязанные линии развития ребенка (чувств, познания, творчества) пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.
Структура предложенной нами программы содержит три тематических блока: первый блок - работа с воспитателями; второй блок (основной) -работа с детьми, третий блок - работа с родителями.
Первый блок направлен развитие культуры общения с детьми средствами эстетического воспитания. Второй блок (основной) - направлен на формирование межличностных отношений ребенка в эстетической социокультурной среде. Третий блок - работа с родителями - направлен на развитие преставлений о роли и влиянии эстетического воспитания на межличностные отношения.
Комплексное использование выше перечисленных бок способствует развитию и становлению у ребенка старшего дошкольного возраста межличностных отношений в процессе эстетического воспитания средствами художественно-эстетической деятельности [5, с. 89].
Таким образом, предложенная нами программа в комплексном воздействие способствует развитию межличностных отношений в эстетической социокультурной среде средствами художественно-эстетической деятельности.
Данная программа была реализована в экспериментальной группе в ходе формирующего эксперимента, т. е. параллельно осуществлялась реализация типовых программ дошкольных образовательных учреждений.
На третьем - заключительном - этапе опытно-экспериментальной работы проведено контрольное обследование респондентов обеих групп с целью определения степени влияния предложенных условий на уровень межличностных отношений между детьми в эстетической социокультурной среде. Методика обследования не претерпела существенных изменений.
В экспериментальной группе положительная динамика по всем методикам составила в среднем 20%. У дошкольников контрольной группы динамика за тот же период оказалась незначительной - около 6%.
По результатам повторного исследования можно сделать вывод о том, что высокий уровень эмоциональных реакций - была отмечена у 29% (до эксперимента 12,5%), средний уровень - 35% (до эксперимента 22,5%),
низкий уровень - 23% (до эксперимента 37,5%), очень низкий уровень - 13% (до эксперимента 27,5%).
Показатель положительного выбора межличностных отношений в детском коллективе составил 65% (до эксперимента 41%), уровень антипатии 35% (до эксперимента 59%).
Уровень удовлетворенности местом в детском коллективе составил 77,5% (до эксперимента 42,5%), не удовлетворенность - 22,5% (до эксперимента 57,5%).
Очень высокий уровень развития межличностных отношений у детей составил - 20% (до эксперимента 7%), высокий уровень - 22% (до эксперимента 13%>), преобладание среднего уровня свидетельствует о его результатах - 43% (до эксперимента - 32%), низкий уровень составил - 8% (до эксперимента 23%>) и очень низкий уровень -7% (до эксперимента 25%).
Повторное обследование родителей по выявление и оценке уровня ком-муникативно-личностных качеств детей показало следующие результаты: очень высокий уровень - 23% (до эксперимента - 11%), высокий уровень - 33%) (до эксперимента 14%), средний - 21% (до эксперимента -13%), низкий уровень - 16% (до эксперимента - 29%), очень низкий -9% (до эксперимента - 33%).
Незначительность изменений, происшедшие у дошкольников КГ, свидетельствует о том, что процесс развития межличностных отношений в детском коллективе в эстетической социокультурной среде должен быть не стихийным, а педагогически управляемым.
Таким образом, проведенный качественный и количественный анализ экспериментальных данных, полученных на начальном и заключительном этапах эксперимента, доказал результативность и целесообразность программы, направленной на развитие уровня межличностных отношений детей в эстетической социокультурной среде, которая нашла отражение в следующих психолого-педагогических условиях: проведение целенаправленных систематических занятий по развитию межличностных отношений в детском коллективе; развитие у старших дошкольников коммуникативных качеств личности; формирование умения контролировать эмоциональные реакция в различных ситуациях. Итоги экспериментальной работы подтвердили нашу гипотезу исследования и достигли ее цели, поскольку уровень межличностных отношений в эстетической социокультурной среде качественно изменился после внедрения в воспитательно - образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений программы эстетического развития межличностных отношений, основанной на непосредственном и опосредованном детском интересе; четкой организации деятельности детей, воспитателей и родителей.
Библиографический список
1. Волыкии, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников [Текст] / В. И. Волыкин - Ростов н/Д, 2007.
2. Комарова, Т. С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду [Текст] / Т. С. Комарова - М., 1984.
3. Кондратьев, М. Ю. Психология отношений межличностной значимости [Текст] / М. Ю. Кондратьев - М., 2006.
4. Крюкова, С. В. Здравствуй, Я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет [Текст] / С. В. Крюкова - М., 2007.
5. Панфилова, М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры [Текст] / М. А. Панфилова - М., 2005.