Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социокультурная компетенция / требования к иноязычным умениям / дошкольники / обучение английскому языку. / socio-cultural competence / foreign language skill requirements / preschoolers / English language teaching.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова А.Ю.

Данная статья содержит перечень мероприятий, которые необходимо проводить с целью формирования социокультурной компетенции у дошкольников, а также рекомендации к их проведению. Актуальность статьи заключается в всевозрастающей значимости культурного концепта при освоении иностранных языков и поиске методов для формирования социокультурной компетенции у учащихся в рамках образовательных программ по иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZING AND CONDUCTING EVENTS IN ENGLISH TO FORM SOCIO-CULTURAL COMPETENCE AMONG CHILDREN OF PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL AGE

This article contains a list of activities that need to be carried out in order to form socio-cultural competence among preschoolers, as well as recommendations for their implementation. The relevance of the article lays in the increasing importance of the cultural concept in mastering foreign languages and in the search for methods of formation of sociocultural competence among students within the framework of educational programs of foreign languages.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Попова Анастасия Юрьевна

nastya tulatravel@mail.ru Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Факультет иностранных языков (магистратура, 2 курс) Научный руководитель: к.пед.н., доцент Щукина И.В.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Anastasia Yuryevna Popova

nastya tulatravel@mail.ru Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University Department of Foreign Languages (Master's programme, 2nd year) Scientific supervisor: PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor I.V. Shchukina

ORGANIZING AND CONDUCTING EVENTS IN ENGLISH TO FORM SOCIO-CULTURAL COMPETENCE AMONG CHILDREN OF PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL AGE

Аннотация: Данная статья содержит перечень мероприятий, которые необходимо проводить с целью формирования социокультурной компетенции у дошкольников, а также рекомендации к их проведению. Актуальность статьи заключается в всевозрастающей значимости культурного концепта при освоении иностранных языков и поиске методов для формирования социокультурной компетенции у учащихся в рамках образовательных программ по иностранному языку.

Ключевые слова: социокультурная компетенция, требования к иноязычным умениям, дошкольники, обучение английскому языку.

Abstract: This article contains a list of activities that need to be carried out in order to form socio-cultural competence among preschoolers, as well as recommendations for their implementation. The relevance of the article lays in the increasing importance of the cultural concept in mastering foreign languages and in the search for methods of formation of sociocultural competence among students within the framework of educational programs of foreign languages.

Keywords: socio-cultural competence, foreign language skill requirements, preschoolers, English language teaching.

Социокультурная компетенция - это совокупность знаний о стране изучаемого языка, национально-культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка и способность пользоваться такими

знаниями в процессе общения, следуя обычаям, правилам поведения, нормам этикета, социальным условиям и стереотипам поведения носителей языка [1, c.286]. Требования ФГОС начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования по дисциплине «Иностранный язык» предписывают поэтапное формирование социокультурной компетенции у обучающихся от знаний базовых произведений и персонажей детского фольклора страны изучаемого языка и умения кратко представлять свою страну на иностранном языке в рамках изучаемой тематики до умения полноценно осуществлять межличностное и межкультурное общение на основе знаний о социокультурном портрете и культурном наследии родной страны и страны изучаемого языка.

При детальном изучении нескольких самых часто используемых УМК по английскому языку, таких как «Звездный английский» («Starlight») авторства Барановой К.М., Дули Д., Копыловой В.В. и «Английский в фокусе» («Spotlight») Н. И. Быковой, Д. Дули, М. Д. Поспеловой и В. Эванс, была выявлена нехватка материала, необходимого для полноценного формирования социокультурной компетенции. Так, в УМК «Starlight» и «Spotlight» для начальной школы частично освещены только праздники Рождество, День матери, Новый год, Первое апреля и Пасха.

Для подготовки дошкольников к полноценному усвоению социокультурных материалов проанализированных УМК, мы предлагаем проводить внеурочные мероприятия, темами которых могут быть праздники, литература, фольклор англоязычных стран. Для понимания культуры англоязычных стран в течение учебного года можно провести следующие мероприятия:

1. Небольшой спектакль про Робина Гуда/ Короля Артура

2. Чаепитие с чтением адаптированной книжки «Алиса в стране чудес»

3. Квест по мотивам произведений Артура Конона Дойла о Шерлоке Холмсе

4. Мероприятие по мотивам Гарри Поттера

Для определения мероприятий, которые необходимо провести, рекомендуется обратиться к УМК, используемому в Вашем учебном заведении в качестве основного.

Для составления плана мероприятия необходимо учесть несколько факторов: возраст обучающихся, их уровень владения языком, формат мероприятия, продолжительность, количество человек, техническую оснащённость места проведения мероприятия, а также усвоение какой именно информации предполагается в рамках мероприятия.

Рассмотрим планирование на примере мероприятия по мотивам вселенной Гарри Поттера в группе дополнительного образования для дошкольников студии «Wei native».

В группе детей 5-6 лет занимается 5 человек. Продолжительность мероприятия составила 90 минут. Помещение небольшое, предпочтительнее выбирать активности, не требующие частого выхода из-за стола. Содержание мероприятия должно в себя включать основные элементы вселенной Гарри

2024

39

Поттера: наряд, соответствующий атмосфере, атрибутика в виде фигурок сов, мётел, волшебных палочек, формы учеников Хогвартса и т.д. Далее необходимо определить лексику на английском, которая будет задействована во время мероприятия. В нашем случае для изучения были отобраны слова wizard, magic wand, magic, ghost, witch, black cat. Украшение помещения предполагает использование атрибутики: распределяющая шляпа, черные коты, приведения, но дружелюбного вида, чтобы не напугать детей. Родителям детей требуется заранее подготовить костюм для праздника. Затем необходимо придумать сценарий, распланировать мероприятие, определить тайминг. В случае проведения мероприятия в студии Wei native, главными персонажами были выбраны Гарри Поттер и Хагрид. Всё мероприятие проходило в несколько этапов:

1. Знакомство главных персонажей с детьми. Во время данного этапа дети вспомнили как отвечать на вопросы What's your name, how old are you, how are you.

2. Введение новой лексики. Ведущие представили детям новые слова wizard, magic wand, magic, ghost, witch, black cat с помощью демонстрации карточек с изображениями.

3. Отработка новой лексики. Дети искали в кабинете спрятанные карточки новых слов, проводили их подсчет; собирали картинку с приведением, опираясь на слово ghost, написанное на оборотной стороне и т.д.

4. Представление обычаев вселенной Гарри Поттера. Далее детям предлагалось придумать и нарисовать свой герб. Герб должен был содержать один из предметов, изученных ранее в рамках новой лексики. Обычай, связанный с ношением мантий была продемонстрирован с помощью показа мод: дети показывали свои костюмы, называли персонажей, в которых нарядились, а также называли цвета, присутствующие в их костюмах. Далее, детям было предложено поиграть в квиддич: преподаватели заранее наклеили на мячи изображения лексики по теме мероприятия, а ученики, слушая преподавателей, отыскивали мячи с озвученными преподавателем мячами и пробовали попасть ими в кольцо. Затем, в рамках развлекательной программы, ученики выучили несколько заклинаний с привязкой к определенным действиям: Вингардиум Левиоса - up, Алохомора - open, Коллопортус - close.

5. Заключение. В последние 15 минут мероприятия было проведено чаепитие для всех присутствующих.

На следующий урок после мероприятия для оценки эффективности мероприятия был проведен небольшой опрос, который показал, что основные компоненты вселенной Гарри Поттера детьми были усвоены, а также была освоена лексика, представленная на мероприятии. Таким образом, можно сделать вывод, что мероприятия, посвященные различным культурным аспектам стран изучаемого языка, благоприятно сказываются на освоении детьми дошкольного возраста социокультурной компетенции.

Литература

1. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. — Москва: ИКАР, 2010. — 448 c. — Текст: непосредственный.

2. Баранова К.М. Английский язык. Методические рекомендации к учебнику для начинающих / К. М. Баранова, Д. Дули, В. В. Копылова и др. - М. : Ехрress Publishing : Просвещение, 2013. — 160 с.: ил. — (звёздный английский).

— ISBN 978-5-09-027646-7.

3. Быкова Н.И. Spotlight 3. Teacher's Book / Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова и др. - М. : Ехрress Publishing : Просвещение, 2024. — 151 с.: ил. — (английский в фокусе). — ISBN 978-5-09-088606-8.

4. Баранова К.М. Английский язык. 2 класс / К. М. Баранова, Д. Дули, В. В. Копылова и др. - М. : Ехрress Publishing : Просвещение, 2013. — 216 с.: ил.

— (звёздный английский). — ISBN 978-5-09-087447-2.

2024

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.