Научная статья на тему 'МЕТОД СТОРИТЕЛЛИНГА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ'

МЕТОД СТОРИТЕЛЛИНГА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
114
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОРИТЕЛЛИНГ / МЕТОД / УМЕНИЯ / ЧТЕНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ТРЕБОВАНИЯ К ИНОЯЗЫЧНЫМ УМЕНИЯМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Попова Анастасия Юрьевна

Данная статья описывает способы использования метода сторителлинга при обучении иностранным языкам для формирования социокультурной компетенции у учащихся. Актуальность статьи заключается в всевозрастающей значимости культурного концепта при освоении иностранных языков и поиске методов для формирования социокультурной компетенции у учащихся в рамках образовательных программ по иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Попова Анастасия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STORYTELLING AS A METHOD OF FORMING SOCIOCULTURAL COMPETENCE

The article describes the ways of using storytelling in teaching foreign languages for the formation of sociocultural competence among students. The relevance of the article is in the increasing importance of the cultural concept in mastering foreign languages and in the search for methods to form students' socio-cultural competence within foreign language education programmes.

Текст научной работы на тему «МЕТОД СТОРИТЕЛЛИНГА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ»

Попова Анастасия Юрьевна nastya tulatravel@mail.ru

Тульский государственный педагогический университет

им. Л.Н. Толстого факультет иностранных языков (магистратура, 1-ый год обучения) Научный руководитель - к.п.н., доцент И.В. Щукина

МЕТОД СТОРИТЕЛЛИНГА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Popova Anastasia Yu.

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University The Department of Foreign Languages (1st year Master's student) Scientific Advisor - PhD in Pedagogic sciences, Associate Professor Schukina I.V.

STORYTELLING AS A METHOD OF FORMING SOCIOCULTURAL

COMPETENCE

Аннотация: Данная статья описывает способы использования метода сторителлинга при обучении иностранным языкам для формирования социокультурной компетенции у учащихся. Актуальность статьи заключается в всевозрастающей значимости культурного концепта при освоении иностранных языков и поиске методов для формирования социокультурной компетенции у учащихся в рамках образовательных программ по иностранному языку.

Ключевые слова: сторителлинг, метод, умения, чтение, социокультурная компетенция, требования к иноязычным умениям.

Abstract: The article describes the ways of using storytelling in teaching foreign languages for the formation of sociocultural competence among students. The relevance of the article is in the increasing importance of the cultural concept in mastering foreign languages and in the search for methods to form students' socio-cultural competence within foreign language education programmes.

Keywords: storytelling, method, skills, reading, sociocultural competence, requirements for foreign language skills.

Метод сторителлинга был предложен в начале 1990-х годов преподавателем испанского языка в старших классах Блейном Рэем. В его основу легли метод полного физического реагирования Джеймса Эшера и теория «понятной входной информации» Стивена Крашена. Метод

сторителлинга в обучении иностранным языкам предполагает рассказ историй на доступном ученикам уровне языка с их активным включением за счет привлечения внимания с помощью смены интонаций, активной жестикуляции, вопросов или заданий, которые ученикам требуется выполнять в течение рассказа. Например, можно попросить учеников хлопать в ладоши каждый раз, когда в речи рассказчика появляется слово miracle. После введения нового слова miracle, данное задание заставляет учеников концентрироваться на способах его использования в речи. Метод сторителлинга позволяет тренировать навыки аудирования, говорения, грамматики, а также иногда чтения и письма.

Рассмотрим, каким образом метод сторителлинга может помочь в формировании у учащихся социокультурной компетенции. Социокультурная компетенция - это совокупность знаний о стране изучаемого языка, национально-культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка и способность пользоваться такими знаниями в процессе общения, следуя обычаям, правилам поведения, нормам этикета, социальным условиям и стереотипам поведения носителей языка [1, c.286]. Как известно, социокультурная компетенция - важная часть овладения иностранным языком. Без овладения социокультурной компетенцией невозможно в полной мере понять изучаемый язык.

В данной статье мы рассмотрим способы введения информации о культуре англоязычных стран ученикам разных уровней на уроках английского языка через метод сторителлинга.

Начальный уровень.

Сторителлинг может использоваться на этапе введения новой лексики. Для того, чтобы определить необходимый уровень развития социокультурной компетенции по дисциплине «иностранный язык», в первую очередь, необходимо обратиться к ФГОС начального общего образования от 31.05.2021г.: «Предметные результаты по учебному предмету «Иностранный язык» должны обеспечивать: овладение социокультурными знаниями и умениями: знание названий родной страны и страны/стран изучаемого языка, некоторых литературных персонажей, небольших произведений детского фольклора (рифмовок, песен); умение кратко представлять свою страну на иностранном языке в рамках изучаемой тематики» [2, c.43]. Для определения лексики, которую нужно ввести на уроке, мы обратились к одному из самых распространенных в общеобразовательных школах УМК по английскому языку Starlight авторства Барановой К.М., Дули Д., Копыловой В.В. уровня Starter [3, с.88]. Остановимся на модуле 7 - My animals, который предполагает введение глаголов-действий и названий животных. Опираясь на перечисленные требования ФГОС для начального общего образования и учитывая взятую для рассмотрения тему, одним из наиболее подходящих для введения новой лексики на уроке представляется адаптированный отрывок произведения

Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес», ставшего культовым среди детской литературы как в Великобритании, так и во многих других странах.

Для составления рассказа мы взяли глаголы run, jump, fly, sleep. Учитывая особенности начального уровня, грамматика также потребовалась простая. Для ведения повествования используем present simple, а с глаголами также отработаем грамматику с can.

Задание для учеников:

Каждый раз, когда в рассказе вы будете слышать слово, обозначающее то или иное действие, вы сами должны его продемонстрировать. Там, где звучат вопросы, вы должны самостоятельно на них ответить. Затем самостоятельно опишите внешность персонажей, вам помогут наводящие вопросы учителя.

Адаптированный мною текст:

Alice and her sister sit under the tree. Alice has got big blue eyes, a small nose, a small mouth and long blonde hair. Her sister has got big blue eyes, a small nose, a small mouth and long brown hair. The sister reads, Alice wants to sleep. Look! A White Rabbit. It has got pink eyes, pink nose, little feet, white fur. Look! The Rabbit has got a watch. The Rabbit runs. Can rabbits run? Yes. They can. They can run. Alice runs. Can Alice run? Yes, she can. She can run too. The Rabbit jumps down a hole. Can rabbits jump? Yes, they can. They can jump. Alice jumps down the hole. Can she jump? Yes, she can! She can jump too.

Рассказ был составлен также с учетом пройденной ранее в модуле 5 темы My face. Чтение рассказа сопровождалось заранее подготовленными картинками, изображающими все действующие лица. Перед рассказом ученикам демонстрировались карточки, изображающие действия.

Таким образом, ученики начального уровня смогли не только потренировать новую лексику, но также начали знакомиться с важным для Британской культуры произведением, закладывая основы для формирования социокультурной компетенции.

Средний уровень.

Сторителлинг может использоваться на среднем уровне для развития говорения и отработки грамматики. Говоря о среднем уровне владения английским языком в рамках школьной системы образования, мы имеем ввиду 5-9 классы. В Федеральном государственном стандарте основного общего образования от 31.05.2021 г., о необходимых для усвоения уровня социокультурных знаниях сказано следующее: «...овладение социокультурными знаниями и умениями:

- знать / понимать речевые различия в ситуациях официального и неофициального общения в рамках тематического содержания речи и использовать лексико-грамматические средства с учетом этих различий;

- знать / понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную тематическую фоновую лексику и реалии страны/стран изучаемого языка в рамках указанного тематического

содержания речи (основные национальные праздники, проведение досуга, этикетные особенности посещения гостей, традиции в питании);

- иметь элементарные представления о различных вариантах изучаемого иностранного языка;

- иметь базовые знания о социокультурном портрете и культурном наследии родной страны и страны/стран изучаемого языка;

- уметь называть родную страну и страну/страны изучаемого языка, их столицы на изучаемом языке;

- уметь кратко представить Россию и свою малую родину;

- проявлять уважение к иной культуре и соблюдать нормы вежливости в межкультурном общении» [4, с.52].

Например, для практики говорения и углубления знаний о городах Англии в 8-9 классах мы подготовили следующее задание:

Банковский служащий по имени Дэвид готов изменить свою жизнь: он подумывает о переезде в другой город. Посмотрите на таблицу, в которой описан Дэвид и его интересы. Затем послушайте историю о трех городах Англии (Ливерпуль, Норвич, Брайтон), в которые Дэвид рассматривает возможность переезда, и расскажите нам, какой город, по вашему мнению, соответствует характеру Дэвида и почему. Начните с "Если бы я был Дэвидом...".

A bank employee named David is ready to change his life: he is thinking about moving to another city. Look at the table that describes David and his interests. Then, listen to the story about three cities in England (Liverpool, Norwich, Brighton) that David is considering moving to and tell us which city in your opinion matches David's personality and why. Start with "If I were David...".

Таблица 1

Вспомогательная таблица для урока по методу сторителлинга

David' s personality - introverted - intelligent - broad-minded - sensitive

Hobbies - reading books - playing socker - drawing landscapes - visiting historical places

Life values - spiritual development - creative self-realization

Dreams - making one of his hobbies a way of earning money

В рамках задания преподаватель готовит заранее рассказ на английском с презентацией о городах Англии с их

достопримечательностями, а затем предлагает ученикам поделиться своими мыслями. Во время высказывания мнений учениками можно вывести на экран или представить в распечатке краткую сводку о рассматриваемых городах.

Таким образом, ученики тренируют условные предложения, вспоминают темы «Характер», «Хобби» и т.д., а также узнают о провинциальных городах Англии.

Продвинутый уровень.

Под продвинутым уровнем имеются ввиду 10-11 классы, требования ФГОС для среднего общего образования по дисциплине «Иностранный язык» следующие: «По учебному предмету «Иностранный язык» (углубленный уровень) требования к предметным результатам должны отражать сформированность иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих — речевой, языковой, социокультурной, — компенсаторной, метапредметной (учебно-познавательной) на уровне, превышающем пороговый, достаточном для делового общения в рамках выбранного профиля, и включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать: ... осуществлять межличностное и межкультурное общение на основе знаний о социокультурном портрете и культурном наследии родной страны и страны/стран изучаемого языка» [5, с.23]. Из вышесказанного следует, что на данном уровне изучение языка ученики уже должны уметь осуществлять коммуникацию на иностранном языке, соответственно, упражнение на развитие социокультурной компетенции по средством сторителлинга могут также включать дискуссию после прослушанного рассказа.

Мы предложили ученикам послушать рассказ на тему Renewable energy sources in UK. С помощью рассказа были введены новые слова: renewable, windpower, biomass energy, solar power, hydropower и т.д. Далее ученики поделились на команды. Одна из команд выступала «за» один из озвученных альтернативных источников энергии, а вторая - «против». Таким образом, ученики смогли больше узнать о жизни в Великобритании, а в процессе обсуждения закрепили новые слова.

Все представленные задания были апробированы на уроках английского языка на базе языковой студии Wei native. Внедрение заданий прошло успешно: справилось большинство учащихся, за исключением тех, кто присоединился к группам меньше, чем за неделю до апробации упражнений. Стоит отметить интерес учащихся к данным упражнениям, большинство учащихся сказали, что получили много полезной информации: познакомились с героями известного произведения, узнали больше о городах Англии, а также изучили основные тенденции в использовании альтернативных источников энергии в Великобритании. Данные свидетельствуют об эффективности и необходимости введения заданий по методу сторителлинга в образовательный процесс.

Литература

1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - М.: ИКАР, 2010. - 448 c.

2. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ от 31.05.2021 № 286 (ред. от 8.11.2022) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс: [сайт]. - 2022. - 57 с. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389561/ (дата обращения: 18.02.2023).

3. Баранова К.М. Английский язык. Методические рекомендации к учебнику для начинающих / К. М. Баранова, Д. Дули, В. В. Копылова и др. - М. : Ехрress Publishing : Просвещение, 2013. - 160 с.

4. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ от 31.05.2021 № 287 (ред. от 18.07.2022) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс: [сайт]. - 2022. - 89 с. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/c2b2d8185c0a6e9 5fd5e5cbd2eec34b4445cf314/ (дата обращения: 22.02.2023).

5. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ от 17.05.2012 N 413 (ред. от 12.08.2022) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс: [сайт]. - 2022. - 84 с. - URL: http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_131131/ (дата обращения: 24.02.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.