Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ УМК ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ УМК ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

5454
598
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение иностранным языкам / начальная школа / учебно-методический комплекс / концептуальные основы обучения / современные УМК. / teaching foreign languages / primary school / educational and methodological complex / conceptual foundations of teaching / modern teaching methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мужаидова Сафия Муратовна, Агаларова Раисат Идрисовна

данная статья представляет собой анализ современных учебно-методических комплексов по английскому языку для начальной школы. Владение иностранными языками в современном мире становится необходимостью, в связи с чем возрастает актуальность исследования методики преподавания иностранных языков в школе, а также разработки новых УМК. В статье акцентируется внимание на предъявляемых к современным УМК требованиях. А также производится анализ существующих учебно-методических комплексов по английскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мужаидова Сафия Муратовна, Агаларова Раисат Идрисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ENGLISH LANGUAGE TEACHING MATERIALS FOR PRIMARY SCHOOLS: CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF TRAINING

this article is an analysis of modern educational and methodological complexes in English for primary schools. Knowledge of foreign languages in the modern world is becoming a necessity, and therefore the relevance of research methods of teaching foreign languages at school, as well as the development of new teaching methods, is increasing. The article focuses on the requirements for modern teaching materials. It also analyzes the existing educational and methodological complexes in the English language, and gives recommendations for improving textbooks.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ УМК ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ»

VII Международная научно-практическая конференция

© Е.Ю. Лалаева, О.И. Меновщикова, С.В. Вишнякова, 2020

УДК 37

Мужаидова Сафия Муратовна Muradova Safiya Muratovna

Студент Student

Агаларова Раисат Идрисовна Agalarov Raysat The Idrisovna

Доцент пед. наук.

Associate Professor of Pedagogical Sciences.

СОВРЕМЕННЫЕ УМК ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

MODERN ENGLISH LANGUAGE TEACHING MATERIALS FOR PRIMARY SCHOOLS: CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF TRAINING

Аннотация, данная статья представляет собой анализ современных учебно-методических комплексов по английскому языку для начальной школы. Владение иностранными языками в современном мире становится необходимостью, в связи с чем возрастает актуальность исследования методики преподавания иностранных языков в школе, а также разработки новых УМК. В статье акцентируется внимание на предъявляемых к современным УМК требованиях. А также производится анализ существующих учебно-методических комплексов по английскому языку.

Ключевые слова, обучение иностранным языкам, начальная школа, учебно-методический комплекс, концептуальные основы обучения, современные УМК.

Abstract, this article is an analysis of modern educational and methodological complexes in English for primary schools. Knowledge of foreign languages in the modern world is becoming a necessity, and therefore the relevance of research methods of teaching foreign languages at school, as well as the development of new teaching methods, is increasing. The article focuses on the requirements for modern teaching materials. It also analyzes the existing educational and

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» methodological complexes in the English language, and gives recommendations for improving textbooks.

Keywords: teaching foreign languages, primary school, educational and methodological complex, conceptual foundations of teaching, modern teaching methods.

В условиях стремительно развивающейся глобализации владение иностранными языками приобретает статус навыка первой необходимости. Прежде всего речь идет о так называемых языках международного общения, наиболее востребованным среди которых остается английский. Современная система образования уже со 2 класса вводит в учебную программу предмет «иностранный язык» (чаще всего как раз английский язык): согласно исследованиям младший школьный возраст идеально подходит для начала формирования коммуникативной компетенции. Этот этап особенно важен тем, что помимо знаний и различных умений в рамках языковой деятельности, школьники получают мотивацию для дальнейшего изучения иностранного языка.

Учителю английского языка в начальной школе необходимо организовать учебный процесс с учетом всех образовательных стандартов и подобрать соответствующий УМК, который бы позволил достичь оптимальных результатов.

Вопрос подбора оптимального УМК в современных образовательных реалиях актуален для всех предметов, однако еще более - для иностранного языка, поскольку его специфика предполагает искусственную имитацию языковой среды вовремя как непосредственно учебных занятий, так и самостоятельной работы. В этом свете УМК должен максимально отражать те нормативы языка, которые применяют его носители в реальной жизни. При этом он должен быть разработан таким образом, чтобы предоставить ученику возможность для самостоятельного обучения.

Согласно ФГОС, образовательный процесс должен строиться таким образом, чтобы фокус внимания был на формировании активных навыков, к числу которых относятся социальная адаптация и самообразование.

283

VII Международная научно-практическая конференция

Любой учебно-методический комплекс, используемый в школе, прежде

всего, «должен отвечать требованиям государственного образовательного стандарта, отражать реалии страны изучаемого языка и реалии нашей страны» [Щукин 2012: 262].

0. В. Хасанова и К. А. Шепелева выделяют 4 группы дидактических требований, которым, по их мнению, должны соответствовать все УМК:

1. Соответствие УМК основным потребностям образовательного процесса;

2. Целенаправленность УМК в реализации задач образовательного процесса;

3. Соответствие потребностям и возможностям учащихся;

4. Мотивация (стимулирование у школьников познавательной активности).

Выбор УМК - это ответственная, и не всегда простая задача. Учебник - это средство обучения. Н. А. Горлова пишет, что «качественное отличие использования учебника как средства обучения состоит в том, что учитель знает, понимает и сам создает систему последовательных действий - свою персональную технологию обучения как продукт профессиональной деятельности» [Горлова 2005: 24].

Актуальной остается не только проблема выбора среди существующих УМК, но и задача разработки новых учебных пособий, которые бы в максимальной степени соответствовали требованиям современного образовательного процесса.

И. М. Андреасян и Ю. В. Маслов утверждают, что «содержание современного УМК по иностранному языку должно отражать установку на коммуникацию, на деятельность общения» [Андреасян, Маслов 2014:140]. Современный учебник иностранного языка и УМК в целом представляет собой знаковый продукт, в котором реализуется инвариант системы обучения на материале учебного курса.

Анализ литературы по проблеме разработки УМК по иностранному языку показывает, что сегодня нет единого мнения о том, каким должен быть УМК для

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» средней школы. С нашей точки зрения, необходимо точно указать не столько

принципы обучения, сколько конкретные способы реализации данных

принципов в учебных материалах. На этой основе могут разрабатываться

требования к проектированию новых современных УМК по иностранному языку

для средней школы.

На сегодняшний день на рынке учебных пособий по английскому языку присутствует множество как традиционных, так и альтернативных УМК. Министерство просвещения Российской Федерации предусматривает собственные рекомендации для работы в школах, реализующих обязательную образовательную программу.

На данный момент Федеральный перечень учебников включает в себя 8 вариантов УМК для начальной школы: «English» («Английский язык») авторства А. А. Алексеева, Е. Ю. Смирновой, Э. Хайн и др.; «Rainbow English» («Английский на радуге») О. В. Афанасьевой и И. В. Михеевой; «Starlight» («Звездный английский») К. М. Барановой, Д. Дули, В. В. Копыловой и др.; «Spotlight» («Английский в фокусе») К. М. Барановой, Д. Дули, В. В. Копыловой и др.; «English» («Английский язык») И. Н. Верещагиной, К. А. Бондаренко, Т. А. Притыкиной; «English» («Английский язык») Ю. А. Комаровой, И. В. Ларионовой; «Enjoy English» М. З. Биболетовой, О. А. Денисенко, Н. Н. Трубаневой; «Forward» под редакцией М. В. Вербицкой.

Все вышеперечисленные УМК представляют собой преемственную серию пособий по изучению английского языка, а также отвечают требованиями государственного общеобразовательного стандарта.

Каждый из представленных УМК стремится к реализации современных методик обучения школьников, учитывает возрастные особенности учащихся и стремится к формированию у младших школьников элементарных навыков во всех видах речевой деятельности на основе моделирования реальных ситуаций общения, т.е. мы можем сказать, что все 8 представленных пособий основываются на коммуникативном подходе.

VII Международная научно-практическая конференция

Все учебники, входящие в представленные комплекты имеют

повторяющуюся поурочную структуру, отличие же состоит в глубине ее проработки и тематической направленности.

Издатели УМК заявляют о применении современных методик при их формировании, однако, проведя анализ, мы можем сказать, что этот тезис реализован ими в разной степени. Наиболее инновационным, с нашей точки зрения, является «English» авторства А. А. Алексеева, Е. Ю. Смирновой, Э. Хайн и др., учитывающий теорию поколений и ориентированный именно на поколение современных школьников - так называемое поколение Z.

Разница заключается также в интенсивности обучения: к примеру, «Rainbow English», «Spotlight» рассчитаны на 2 часа в неделю, тогда как «Starlight», единственный кто позиционирует себя как учебник для школ с углубленным изучением языка, - на 3.

Все рассматриваемые нами УМК заявляют об аутентичности представленного ими материала и его близости к тем стандартам, которыми пользуются носители, однако лишь только часть из них привлекала к разработке иностранных специалистов. К примеру, «Starlight» и «Spotlight» являются совместным проектом российского издательства «Просвещения» и британского «Express publishing». На наш взгляд, подобный подход является более продуктивным, поскольку одной из целей обучения английскому языку является развитие социокультурной компетенции: участие в формировании УМК автора-носителя языка поможет лучше отразить лингво-социальные особенности англоговорящих стран.

Как мы уже отмечали ранее, одной из задач УМК является имитация естественной языковой среды, которая бы позволяла поддерживать интенсивность пользования полученными коммуникативными навыками в английском языке. Проведенный нами анализ, показывает, что рассматриваемые УМК справляются с этой задачей по-разному. В целом, можно выделить две группы (к ним относится «Rainbow English»), одна из которых ограничивается более традиционным набором компонентов: учебник, рабочую тетрадь, книгу

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» учителя, сборник упражнений и аудиосопровождение, задания для контроля и

самопроверки - а другая стремится к максимальному охвату различных видов

активности, которые могут быть интересны младшим школьникам («Starlight»,

«Spotlight»), среди них аудиоматериалы для самостоятельной работы, отдельный

сборник грамматических упражнений, совмещенные с учебником электронные

приложения, видеоматериалы и т.д.

В целом, проведенный нами краткий анализ УМК по английскому языку для начальной школы, представленных в Федеральном перечне, подтвердил тезис, выдвинутый нами в процессе рассмотрения принципов УМК: методисты, в общем признавая приоритетность коммуникативного подхода, по-разному подходят к способам его реализации.

Одним из ведущих УМК по английскому языку для начальной школы является «Starlight» («Звездный английский»), выпущенный в тираж в 2010 г. издательством «Просвещение». Он предназначен как для общеобразовательных учреждений, так и школ с углублённым изучением английского языка, и охватывает все возрастные категории учащихся со 2 по 11 класс.

Структура и содержание УМК «Starlight» охватывает широкий спектр видов деятельности, таким образом позволяя младшим школьникам равномерно развивать все составляющие коммуникативной компетенции. В состав УМК входит набор дополнительных материалов (аудиоматериалы для самостоятельной работы, совместимые электронные приложения, языковой портфель), который создает учащимся пространство для самостоятельной работы и более полной имитации языковой среды. УМК составлен таким образом, чтобы не только выполнить государственный образовательный стандарт, но и соответствовать потребностям учащихся, при этом вовлекая их в процесс изучения английского языка и пробуждая интерес к дальнейшему обучению. Новая лексическая информация вводится понятными младшему школьнику способами с помощью картинок, песен, рифмовок, что повышает эффективность ее восприятия и запоминания. Таким образом, мы можем сказать, что УМК полностью учитывает особенности возрастные особенности младших

VII Международная научно-практическая конференция

школьников и соответствует тем принципам формирования УМК, которые предъявляют современные методисты.

Недостатком данного УМК мы считаем количество его компонентов, поскольку в данном случае не учитывается фактор финансовой доступности. В качестве выхода мы видим объединение материалов для самостоятельной работы в одно более крупное пособие или же мультимедийный интернет-ресурс.

Современная жизнь все больше переходит в виртуальное пространство, и перенос туда части материалов для самостоятельной проработки навыков коммуникативной компетенции мог бы стать дополнением к традиционной структуре компонентов УМК: это также помогло бы быстрее актуализировать тематику уроков, поскольку не требовало бы временных затрат на верстку и печать новой версии пособий.

Библиографический список:

1. Андреасян И. М., Маслов Ю. В. Каким быть УМК по иностранному языку для средней школы // Вюник Чершпвського нащонального педагопчного ушверситету. Сер. Педагопчш науки. - 2014. - № 119. - с. 141-143.

2. Горлова Н. А. Оценка качества и эффективности УМК по иностранным. языкам // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 8. - с. 19-27.

3. Щукин А. Н. Теория обучения иностранным языкам (Лингводидактические основы). - М.: ВК, 2012. — 336 с.

4. Хасанова О. В., К. А. Шепелева

УДК 37

Шлычкова Дарья Сергеевна Shlychkova Darya Sergeevna

Магистрант

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.