ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ СПО
ШИРОБОКОВА Т.А.
Автором предложена методика организации и проведения исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях системы СПО.
The author considers the organization and carrying out of research activity trained in educational institutions of system of average vocational training.
Главным результатом осуществления студентами исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий истину по итогам процедуры исследования и представляемый в стандартном виде (доклад, проект, исследовательская работа, электронная презентация), а также формирование и воспитание личности, владеющей исследовательской технологией на уровне компетентности. На достижение такого результата направлена данная разработка.
Внедрение исследовательского метода в образовательный процесс учебного заведения способствует развитию и формированию личностного роста студентов и формированию таких качественных интеллектуальных характеристик как:
1. стремление к творческой интерпретации при выполнении индивидуальных и коллективных учебных заданий,
2. стремление и умение студента мыслить самостоятельно,
3. умение ориентироваться в новой для себя ситуации, находить свой подход к решению проблемы и способам добывания знаний,
4. умение критически оценивать суждения других,
5. развитие умения аргументировать свою точку зрения, формулировать и ясно излагать мысли,
6. умение выделять главные и второстепенные причины возникновения противоречивых ситуаций,
7. расширение кругозора,
8. умение систематизировать и обобщать материал и знания.
Систематически организованная исследовательская деятельность способствует расширению информационного пространства в образовательном учреждении и постепенному формированию в учебном заведении научного сообщества со своими традициями.
Исследовательская деятельность - это вид самостоятельной активной аналитической деятельности студентов по систематизированному изучению какого-либо вопроса или практически актуальной проблемы, выходящей за рамки учебного процесса.
В последние годы все больше внимания уделяется вопросам профессионального самоопределения и самопознания молодежи. Рынок труда, особенно сегодня в период экономической нестабильности, ждет новых специалистов, которые придут работать в компании, будут организовывать малый и средний бизнес, станут продолжателями осуществления инновационного подхода в науке. Узкопрофессиональный сотрудник со стандартным, стереотипным типом мышления уже не соответствует требованиям современности. Российскому обществу нужны высоко нравственные, хорошо образованные, предприимчивые люди с креативным типом мышления, которые самостоятельно смогут принимать ответственные решения и прогнозировать их возможные последствия; люди способные к сотрудничеству, к активной инно-
вационной деятельности, отличающиеся мобильностью и конструктивностью подхода к решению проблем.
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений то, что от того, каким наш выпускник придет в свою будущую профессию, насколько он окажется готовым к творческой жизни, будет ли у него потребность в самосовершенствовании зависит его успешность. Ведь работа и сама жизнь часто побуждают современного человека искать и находить решение нестандартных производственных и житейских проблем, регулирование которых требует новых знаний и умений, а получить их можно в процессе познания (познать, т.е. узнать происхождение, сущность вещей). Однако, современное образование - это не только передача знаний. Его главная цель - развитие творческих способностей студентов, привлечение их к активному участию в исследовательской деятельности, т.к. это является одним из условий формирования личностной готовности к дальнейшему повышению образования.
Поэтому развитие творческой инициативы студентов, самостоятельности в поисковой и познавательной деятельности - один из эффективных путей повышения качества подготовки молодежи, их профессионального самоопределения и это основная идея исследовательского метода обучения.
При проведении исследования работа обучающихся должна строится по логике проведения классического научного исследования, с использованием всех методов и приемов, характерных для деятельности ученых.
Организация проведения в учебном заведении системы СПО исследовательской деятельности имеет цели:
1. активизировать познавательный интерес студентов;
2. развить их способности к самостоятельной мыслительной и аналитической деятельности;
3. активизировать интеллектуальный потенциал каждого студента.
Общими задачами исследовательского метода обучения являются повышение уровня мотивации к обучению, расширение представлений о науке с помощью внутрипредметных и межпредметных связей, расширение общего кругозора студентов, раскрытие их творческого потенциала.
А так же задачи исследовательского метода обучения:
1. научить студентов:
— подходить к теоретическому материалу с позиции исследователя.
— искать, находить и пользоваться нормативной, учебной, монографической литературой, материалами практик, статистическими данными, анкетами (при необходимости составлять их самостоятельно), ресурсами Интернет для добывания необходимых знаний.
— получать собственный экспериментальный материал,
— выбирать тему исследования значимую как для себя, так и для учебного заведения, группы людей, отдельного региона или даже страны.
2. воспитать:
— чувство уверенности в себе,
— толерантность при диалоге с оппонентами,
— культуру коммуникации.
3. выработать умение:
— выделять, анализировать и критически оценивать ведущие идей исследования,
— определять области практического применения полученных знаний,
— обобщать, описывать и литературно оформлять полученные в ходе исследования результаты,
— творческого подхода к решению задач, сложных, проблемных ситуаций,
— по окончании исследовательской работы формулировать выводы и рекомендаций,
— грамотно излагать и обосновывать результаты поисков и своих наблюдений.
4. закрепить умение:
— работать с компьютерными программами: Movie maker, Power Point, Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Paint.
5. предоставить возможность:
— выступить публично, донести до слушателей свою точку зрения, обосновать ее, провести полемику, заинтересовать аудиторию, убедить в пользе и весомости свои идей.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Включение исследовательской деятельности обучающихся в учебный процесс среднего профессионального образовательного учреждения предлагается как интеграция классноурочной системы и дополнительного образования с приоритетом именно дополнительного образования, в условиях которого нет жёстких рамок программы и времени, отведенного на освоение каждого раздела и темы, а есть свобода выбора тематики, проблематики, содержания исследования и времени для его проведения.
Исследовательская деятельность является технологией именно дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:
— гибкую образовательную программу, выстраиваемую в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного студента;
— наличие возможности индивидуальных форм работы преподавателя со студентами: групповые, индивидуальные занятия, консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции.
СОСТАВ УЧАСТНИКОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
В зависимости от количества участвующих в исследовательской деятельности человек, работа над одним исследованием может проводиться:
1. студентом индивидуально - это эффективно с точки зрения организации самостоятельной поисковой деятельности, учета его личных интересов, предоставления возможности реализовать свой творческий потенциал, потребность в достижении успеха и самоутверждении.
2. в парах или группах - такая форма работы обладает меньшими развивающими возможностями по отношению к каждому участнику, но она хороша вначале исследовательской деятельности, когда отдельные студенты испытывают чувство неуверенности. Формируя группу, нужно учитывать индивидуальные особенности каждого при распределении их обязанностей, а также совместная работа научит молодых людей кооперировать свои усилия в процессе совместного решения сложных творческих задач, поможет овладеть искусством коммуникации и делового сотрудничества.
Также над одной и той же темой одновременно могут работать независимо друг от друга несколько студентов или несколько групп студентов. Это создаст атмосферу здоровой конкуренции, в которой более увлеченно студенты будут подбирать и изучать материал по теме, проводить исследование, анализировать и систематизировать результаты поиска и с удовольствием представлять проекты своим оппонентам. Их опыт сыграет важную роль при оценке других работ, т.к. они будут владеть полной информацией по теме.
РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
Я - не источник знаний.
Я - источник желания знать.
Исследовательская деятельность является самостоятельным творческим процессом поис-
ка и усвоения студентами новых знаний, но, несмотря на это, она обязательно должна проходить под руководством опытного наставника.
Учебное исследование с точки зрения преподавателя — это средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки исследования у обучающихся.
Сам процесс исследования позволяет преподавателю вместе с обучающимися вновь и вновь переживать вдохновение творчества, превращая образовательное пространство в результативную созидательную среду.
Осуществляя руководство проведением исследования, преподаватель должен выполнять следующие функции:
1. Планирования - это проектирование структуры, основных этапов работы, масштабов исследования, сроков их выполнения.
2. Анализ мыслительной, интеллектуальной деятельности студентов и выявление причин, затрудняющих реализацию замысла;
3. Прогнозирование результативности исследовательской работы, возможности и области её практического применения, приобретения новых знаний;
4. Контроль и экспертиза, т.е. своевременная оценка каждого этапа работы, корректировка действий;
5. Инноватика - стимулирования студентов на поиск новых технологий, методов, приемов, которые позволяли бы им с наименьшими потерями сил и средств достичь результата.
Развитие коммуникации, т.е. умения студентов взаимодействовать с носителями информации, научить конструктивно дискуссировать.
Кроме того, преподавателю необходимо обеспечить заинтересованность обучающихся в работе над исследованием — мотивацию, которая будет служить незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для формирования и развития мотивации студентов к исследовательской деятельности, преподаватель может:
— на старте педагогически грамотно сделать погружение в исследование, заинтересовать проблемой, стремлением решить её, выработать конкретные рекомендации,
— привлекательно представить перспективу практической и социальной пользы работы,
— используя стремление к самореализации, соревнованию, создать у обучающихся максимум положительных эмоций, связанных с исследовательской деятельностью (радость, удивление, любопытство, симпатию, успех),
— повысить учебную активность студентов, культивируя и формируя у обучающихся веру в себя, уверенность в своих силах,
— настраивать студентов на свободно-творческий поиск и проявление интуиции,
— стимулировать стремление к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения в сочетании с ответственностью за принятые решения.
В свою очередь преподавателю необходимо:
— проявлять терпимость к ошибкам участников исследовательской деятельности, допускаемых ими при попытках найти собственное решение,
— проявлять терпимость к неумению студентов сформулировать, обосновать и (или) защитить свою позицию; вести доброжелательное общение,
— с вниманием и поощрением относятся к мыслям, гипотезам, высказываемым обучающимися.
Для осуществления указанных функций преподаватель должен:
— глубоко знать свой предмет, регулярно читать новейшую специальную, методическую, научную литературу, продуцировать большое количество идей,
— свободно ориентироваться в новостях науки, проявлять к ним постоянный интерес,
— владеть индивидуальной тактикой педагогической деятельности, которая будет стимулировать студентов открыто выражать собственные идеи, мысли, предположения,
— быть разносторонне развитой, эрудированной личностью с широким кругозором, открытой к новому опыту,
— стремиться к самореализации, к поиску опережающих время новых решений научных и педагогических задач, отличаться рационализаторским подходом к работе,
— владеть разными способами, в том числе и неординарными, исследования сложных ситуаций, познания и освоения окружающего мира, знакомить студентов с ними,
— уметь правильно распределять учебное время,
— знать приемы управления собой и методы воздействия на студентов.
ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
При ведении исследовательской деятельности студентами в качестве основы должна использоваться модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. При этом развитие исследовательской деятельности нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования.
Итак, этапами выполнения исследовательской работы являются:
1. определение темы исследования.
Тема рождается из замысла. Хорошо, если замысел появляется у самих обучающихся, но если нет, то преподаватель может увлечь, заинтересовать участников исследовательской деятельности своими идеями, предложив их для исследования и чаще всего так и бывает, (когда обучающиеся только приступают к исследовательской деятельности, ведь для подготовки своего замысла требуется высокая степень обобщенности видения действительности, которая сформируется у студентов постепенно). Замысел должен касаться определенного объекта и предмета - это своеобразная картина будущей работы. Намеченный замысел может быть осознан только тогда, когда он будет рассмотрен в определенной системе знания, социального явления, экономической проблемы и т.д. Замысел (идея) должен быть таким, который целесообразно будет рассматривать, последовательно изучать, анализировать шаг за шагом, все глубже вникая в его различные аспекты. Затем осмысливаются задачи и только после этого формулируется тема.
При выборе и определении темы большое значение имеет её социальная, культурная, экологическая, экономическая и т.п. значимость. В процессе работы обучающихся над темой, преподавателю желательно организовать посещение ими экскурсий, социальных акций, проводить консультации, помогать в проведении серьезной работы с различными источниками информации.
В исследовательской работе можно попытаться разрешить возникшие противоречия, докопаться до истины. Вот наиболее распространенные противоречия, с помощью которых можно определиться с темой исследования:
— между известным и неизвестным (необходимо определить каких знаний не достает, чтобы решить проблему, т.е. определить границу знания и незнания);
— между привычным и необычным рассмотрением предмета;
— между усвоенными знаниями и применением их в новых практических условиях;
— между научными и житейскими знаниями;
— между фантазией и действительностью;
— между теорией и практикой.
Обнаружение противоречий, осознание их как трудностей, должно сопровождаться возникновением интереса.
Критериями отбора темы для исследования являются:
— её теоретическая, практическая значимость, значимость для личностного развития студента,
— соответствие познавательным возможностям студентов,
— наличие дискуссионного, противоречивого или проблемного характера материала,
— доступность материала, на базе которого можно будет организовать исследование.
Тема исследования фиксируется в названии исследовательской работы.
2. формулировка цели исследования, определение объекта, предмета, постановка задач. Цель - это конечный результат, который студент хочет достичь в процессе исследования.
Она поможет определить какие именно знания обучающемуся необходимо получить в ходе работы над исследованием. Чтобы помочь студентам сформулировать цель, нужно им предложить самостоятельно ответить на вопросы: «Что я хочу сделать в процессе исследования сам?» или «Для чего я собираюсь заниматься исследованием?» Ответ и будет являться целью.
Цель должна быть реальной, целесообразной, актуальной и достигаться за конкретное отведенное на неё время. Так же она должна быть понятной и обоснованной. Чтобы понять, является ли цель обоснованной, студенту нужно ответить на вопрос: «Что я буду делать и зачем это нужно?»
Задачи исследования - это система изучаемых вопросов, ответ на которые постепенно обеспечивает достижение цели исследования. Они разделяются на основные, ориентированные на выявление сущности проблемы и дополнительные, касающиеся отдельных аспектов темы. Задачи исследования формулируются в системном виде по правилам логики. Количество задач зависит от исследуемой проблемы, степени ее изученности, цели работы, потенций исследователя, его возможностей проникнуть вглубь вопроса.
Для определения задач можно воспользоваться вопросом: «Какими способами я хочу идти к намеченной цели?»
Формулирование задач - ответственная процедура, т.к. та или иная их постановка обяжет к соответствующему этой постановки конструированию всех последующих разделов (параграфов) исследовательской работы.
Важно помнить, что задачи исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех. При этом участники проводимого исследования не должны замыкаться личностными интересами, а должны учиться видеть проблемы и интересы окружающих.
Объект исследования - конкретный фрагмент реальности, где существует проблема, которая подвергнется непосредственному исследованию. Определение объекта происходит на основе формулировки темы, анализа и степени ее изученности, поставленной цели и задач исследования.
От определения объекта исследования будет зависеть выбор методов сбора информации. Предмет исследования - это наиболее существенные свойства изучаемого объекта, анализ которых особенно значим для решения задач исследования.
На определение предмета оказывают влияние реальные свойства объекта, знания исследователя об этих свойствах, целевая установка, задачи исследования.
3. формулировка гипотез.
Студенты с помощью преподавателя должны сформулировать гипотезу исследования, которая в дальнейшем послужит им ориентиром в поиске необходимой информации. Гипотез может быть несколько.
Гипотеза исследования - это предположение, истинность которого нужно либо доказать, либо опровергнуть. Это своеобразная прогнозная оценка ожидаемого решения задач исследования. В количественном отношении гипотез не может быть меньше, чем задач. Как правило, их значительно больше, т.к. под одну задачу выстраивается несколько гипотез. Чем больше гипотез и чем точнее они соответствуют задачам, тем богаче будет исследование.
В формулировке гипотезы поможет вопрос: «Что я хочу получить в ходе выполнения исследования?» или «Что было бы, если бы......»
4. определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез.
Чтобы определить наиболее эффективные методы сбора и обработки данных по проблеме исследования, лучше использовать элементы методики обучения в сотрудничестве. (Осуществлять данную деятельность в одиночку может студент, уже имеющий опыт проведения исследования.) Работа в этом случае должна осуществляется в малых группах (по 3-4 человека). Студенты и преподаватель должны определить методы исследования (изучение первоисточников, анкетирование, интервью и пр.) и скоординировать их. При выборе оптимальных методик исследования студент должен ответить на вопрос: «Как добиться желаемого результата? Какими способами?»
Методы учебного исследования разделяют на общие и специальные. Общие методы должны использоваться на всем протяжении исследовательского процесса и в самых различных по предмету науках. Специальные методы - в определенных областях научного знания (например, истории, математики).
Общие методы научного познания делят на три большие группы:
— методы эмпирического исследования;
— методы теоретико-эмпирического исследования;
— методы теоретического исследования.
Методы эмпирического исследования:
— наблюдение,
— сравнение,
— измерение,
— эксперимент.
Наблюдение - наиболее простой метод, опирающийся на работу органов чувств. Выступает, как правило, одним из элементов в составе других методов. Наблюдение в совокупности эмпирических утверждений дает студенту первичную информацию о мире, о предметах, людях и явлениях.
Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается общее, повторяющееся в объектах, что позволяет исследователю проводить обобщения и выявлять общие особенности, закономерности, законы. Для этого существует два правила продуктивного сравнения:
1 - сравниваться должны объекты, между которыми может существовать общность;
2 - для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным признакам.
Измерение - это процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Измерение дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности. При этом точность измерения зависит от усердия исследователя, от применяемых методов, от имеющихся измерительных приборов.
Эксперимент - это вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью изучения их без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств. Любой эксперимент может осуществляться непосредственно с объектом или с его
заменителем - моделью (в случае невозможности применить эксперимент к объекту). Преимущества эксперимента:
1. изучение объекта становится возможным практически идеально;
2. изучение объекта возможно в особых условиях;
3. изучение можно повторить.
Методы теоретико-эмпирического исследования:
— абстрагирование,
— анализ,
— синтез,
— индукция,
— дедукция,
— моделирование.
Абстрагирование - мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений с одновременным выделением интересующих исследователя сторон предметов. Результатом абстрагирования выступает абстракция, примером которой являются понятия, которые люди используют в науке (термины) и в быту.
Анализ и синтез - разделение целого на составные элементы и соединение составных частей в новое целое. Анализ позволяет выделить в объекте составляющие его элементы, причинно-следственные связи между ними, выявить отдельные свойства частей и, тем самым, глубже проникнуть в глубину объекта. Синтез позволяет исследователю увидеть новое закономерное (знание теории) построение объекта и предположить, спрогнозировать его новое состояние.
Дедуктивный метод позволяет делать вывод о некотором элементе множества на основании знания свойств этого множества. Например: «Все металлы обладают ковкостью. Медь -металл. Следовательно, медь обладает ковкостью».
Индуктивный метод позволяет на основании знания о части предметов одного класса делать вывод о классе в целом. Например: «Очень мало студентов специальности Менеджмент учатся старательно. Следовательно, большинство будущих менеджеров не станут профессионалами с получением диплома».
Моделирование - построение аналога объекта для изучения и проведения эксперимента. Использование моделей позволяет применять экспериментальный метод к объектам, непосредственное оперирование с которыми затруднительно или невозможно. Поэтому моделирование широко используется в науке и выступает отдельным методом. Например, фокус-группа - это аналоговая модель сообщества, а формула расчета экономической эффективности - это математическая модель экономической эффективности.
Методы теоретического исследования: метод восхождения от абстрактного к конкретному. Этот метод представляет собой процесс познания, согласно которому мышление восходит от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него - к конкретному в мышлении. Сначала конкретный объект разделяется на части, описывается при помощи понятий, превращаясь в совокупность абстракций, определений. Затем определения и абстракции соединяются в конкретный объект, но уже в голове исследователя, в его мышлении.
Отбор методов исследования осуществляется на основании некоторых факторов. Общенаучные методы отбираются на основании особенностей проблемы исследования и выбранной методологии. Специальные методы отбираются на основе особенностей изучаемого объекта и предмета исследования, а также поставленных задач.
В любом случае, отбор методов для конкретного исследования осуществляется на основе специфики изучаемого явления или процесса.
Также преподавателю нужно со студентами обсудить способы и источники получения ин-
формации, методику её обработки.
Подходы могут быть различными:
— можно предоставить всем группам возможность сбора информации по всем гипотезам, чтобы в дальнейшем ее интегрировать и собрать наиболее убедительные доказательства. Обычно это делается в тех случаях, когда предмет исследования не столь объемен, но требует тщательности отбора данных, их сопоставления;
— можно каждой группе студентов дать задание найти доказательства в подтверждение только одной из выдвинутых гипотез.
Каждая группа после обсуждения методики получения и обработки информации в узком кругу вынесет свое мнение на всеобщее обсуждение. Педагог активно должен участвовать в обсуждении и, в случае необходимости, скорректировать и направить мысль участников исследования в правильное русло, предложить дополнительные источники информации.
5. сбор информации и изучение теории, посвященной теме исследования.
На этом этапе обучающиеся будут проводить самостоятельную работу или работать в малых группах. Их задачи:
— с помощью библиографических справочников, каталогов библиотек, ресурсов Интернет найти максимальное количество источников по теме исследования (учебники, учебные пособия, статьи, рефераты, монографии, журналы, материалы практик, ресурсы Интернет);
— изучить эти источники.
Преподаватель должен дать обучающимся следующие рекомендации работе с источниками:
— перед чтением глав и параграфов необходимо ознакомиться с оглавлением, аннотацией, ведением;
— к одному и тому же источнику нужно обращаться несколько раз. Изучая книгу (главу), статью и т.д., в первый раз не следует сразу делать выписки и конспекты, а надо прочитать всю книгу (или главу), отмечая на листе бумаги страницы и параграфы, в которых изложен интересующий материал. При следующих обращениях к данному источнику не обязательно будет перечитывать весь труд. Можно ограничиться повторным изучением отмеченных ранее страниц;
— читая, необходимо внимательно следить за мыслью автора;
— после прочтения источника полезно подумать о том, какие собственные мысли подтверждаются, а какие знания стали новыми,
— если при чтении источника возникли трудности, нужно попытаться разобраться в них самостоятельно (с помощью других источников, словарей) и только в случае неудачи обратиться за помощью к преподавателю.
— представить литературный обзор преподавателю - руководителю, преподавателям смежных дисциплин и другим обучающимся группы в различной форме, о которой договорились заранее. Представление литературного обзора обучающимся представляет из себя краткую характеристику автором исследования того, что на текущий момент известно об исследуемом явлении. В обзоре обучающийся должен показать, что знаком с областью исследований по нескольким источникам.
Когда студенты, работающие над исследованием, представляют собранные данные, группа должна проанализировать их с точки зрения достоверности, достаточности и доказательных возможностей. Хорошо, если группа обучающихся и преподаватель по представленным материалам будут задавать автору исследования вопросы. Это позволит ему с разных сторон взглянуть на изучаемую проблему, тем самым глубже вникнуть, а впоследствии разработать её, увидеть существующие пробелы в разработке исследуемого вопроса.
6. составление развернутого плана исследования.
После сбора информации и тщательного изучения теории, нужно приступить к составлению развернутого плана исследования, и чем глубже он будет проработан, тем проще и удобнее будет проводить само исследование.
Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «В какой последовательности нужно действовать, чтобы получить знания об исследуем?» Также надо определить, какими методами можно пользоваться, а затем выстроить их по порядку.
Составление плана - важный этап работы и относиться к нему нужно со всей серьезностью.
7. обработка результатов исследования, их обсуждение.
В работе не всегда требуется излагать все полученные данные, поэтому из собранного и изученного материала нужно отобрать только существенный. Обрабатывая отобранные результаты, необходимо обратить внимание на то, чтобы они были сопоставлены друг с другом и с литературными источниками.
Для обработки собранных данных лучше использовать различные способы (например, статистические данные удобно обрабатывать с помощью электронных таблиц, построения диаграмм, определять зависимости - с помощью занесения тезисов в отдельную тетрадь и их сопоставления и пр.).
8. проверка гипотез.
Если представленные данные удовлетворили группу и педагога-руководителя, то наступает следующий этап исследования - проверка выдвинутых гипотез. Проблема и гипотезы вновь представляются всей группе обучающихся. Они помогут отобрать лишь те гипотезы, которые имеют достаточно доказательных данных в ее подтверждение. В некоторых случаях, например, в исследованиях естественнонаучного направления, для доказательности выдвинутых гипотез только теоретических данных недостаточно, и требуется экспериментальная их проверка, возможно многократная.
9. подготовка обобщений и выводов.
Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезам исследования, являться ответом на вопросы, поставленные в них.
Чтобы помочь студенту поразмыслить над значением проведенного исследования для практики, ему нужно предложить ответить на вопрос: «Какие конкретные недостатки можно исправить с помощью полученных в исследовании результатов?»
10. оформление исследовательской работы.
После получения результатов проведенного исследования, их нужно оформить для дальнейшего представления.
11. представление работы.
Видами представления выполненной работы могут быть: статья в стенгазету учебного заведения, на Интернет-сайте, в иную газету, журнал; представление работы на конференции, организованной в учебной группе, учебном заведении, конференции регионального, государственного или международного уровня, на сетевой конференции, создание видеофильма, электронной презентации и пр.).
Любое исследование, неважно, в какой области наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью работы к исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
На начальной фазе осуществления исследовательской деятельности положительной оценки достоин любой уровень достигнутых студентами результатов. А затем, по мере приобщения, приобретения опыта и улучшения качества работы, требования нужно повышать.
Часто в условиях конференций и конкурсов можно встретить требования практической значимости, применимости выводов исследования. В связи с этим, данный вид деятельности называют научно-исследовательским, но деятельность, осуществляемая студентами СПО, особенно на первых этапах, существенно отличается от научной, являясь, скорее, учебноисследовательской. Поэтому руководитель студенческой исследовательской работы и организаторы подобных конференций должны сместить цели работы над исследованием к личностному развитию обучающихся.
Основной задачей в науке является получение объективно нового результата, который не был известен ранее. А в учебном исследовании главным должно быть:
— развитие личности обучающегося, получение им субъективно новых знаний, т.е. являющихся новыми и значимыми для него,
— приобретение функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности,
— активизация личностной позиции обучающегося.
Это означает, что исследовательская работа студента может не иметь большой практической или теоретической значимости, но она достойна высокой оценки, если обучающийся, выполняя её, значительно вырос по сравнению с собой вчерашним, со своими сокурсниками, освоил методику поиска, подбора и анализа информации, приобрел способность самостоятельно делать выводы и умозаключения на основании изученного.
И при оценки исследовательской работы выполненной студентом (группой студентов), необходимо обращать внимание именно на эти аспекты. А также критериями оценки проведенного исследования могут быть:
1. при заочном туре:
— актуальность, оригинальность идеи исследования, уровень выстроенных гипотез,
— оригинальность способов, предложенных для решения проблемы, путей выхода из противоречивой ситуации, исследуемой в работе,
— уровень знакомства с современным состоянием вопроса (наличие анализа альтернативных взглядов);
— наличие в работе литературного обзора - краткой характеристики того, что известно об исследуемом явлении; глубина изучения литературы,
— оригинальность, ценность и полнота собранного материала,
— логика структурирования доказательств,
— демонстрация знаний, выходящих за пределы программы, изучаемой в колледже,
— общественно полезная направленность исследования,
— степень самостоятельности работы,
— орфографическая и пунктуационная грамотность автора,
— язык и стиль изложения,
— исследовательский, творческий характер проведенного исследования,
— полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы,
— заключение сбалансированное с введением,
— соответствие оформления исследовательской работы стандартам; эстетичность оформления.
2. при очном туре (защите, презентации исследовательской работы):
— знание научных понятий, терминологии по теме,
— логика изложения материала, убедительность рассуждений,
— исследовательское мастерство,
— использование знаний вне программы, изучаемой в колледже, исследовательский, творческий характер работы,
— оригинальность и ценность представляемого материала,
— наглядность представления результатов работы, творческий подход в подготовке презентации,
— оригинальность предложенных выводов, идей, общественно полезная направленность исследования, прикладное значение полученных результатов,
— эрудированность автора при ответах на вопросы,
— уровень владения ораторским искусством, коммуникативная культура.
Исследовательская деятельность студента должна стать важнейшим средством, обеспечивающим его развитие и совершенствование. В связи с этим в учебном заведении необходимо создавать условия для исследований различных направлений науки, позволяющих качественно изменить характер учебного процесса.
Преподаватель в этой связи призван являться координатором деятельности студентов, связующим звеном между ними и культурой, обеспечивающим вхождение студента в культуру и самоопределение.
Автор надеется, что данные методические рекомендации помогут преподавателям и студентам приобщиться к исследовательской методике обучения и в результате развить свое мышление, прибрести устойчивую способность поиска, анализа информации и творческого использования приобретенных знаний.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, форма организации проведения исследования, этапы выполнения исследовательской работы, критерии оценки исследовательских работ.
Keywords: research activity, the form of the organisation of carrying out of research, stages of performance of research work, criteria of an estimation of research works.