Научная статья на тему 'Организация и мотивация медицинского персонала в условиях институциональной ‎ ‎реорганизации'

Организация и мотивация медицинского персонала в условиях институциональной ‎ ‎реорганизации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
291
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВИЯ ТРУДА / ПЕРСОНАЛ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / МЕДИЦИНСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / WORKING CONDITIONS / STAFF / CONTENTMENT / MOTIVATION / MEDICAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Глебова Ирина Станиславовна, Леонтьева Людмила Станиславовна, Халилова Татьяна Викторовна

Проанализирована степень удовлетворенности медицинского персонала материальными, организационными, нравственно-психологическими условиями профессиональной деятельности. Метод исследования социологическое анкетирование работников медико-санитарной части Казанского федерального университета «Университетская клиника». Цель исследования выявить отношение персонала к условиям труда. На основе анализа социологических данных определены приоритетные мотивационные факторы, отношение работников к институциональной реорганизации, выявлены проблемные зоны, требующие управленческих решений, предложены рекомендации по удовлетворению ценностно-мотивационных потребностей медицинского персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Глебова Ирина Станиславовна, Леонтьева Людмила Станиславовна, Халилова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medical staff organization and motivation in the conditions of institutional reorganization

The degree of satisfaction of medical personnel has been analyzed in conditions of material, organizational, moral, psychological and professional activity. The research method was used a sociological questionnaire survey of health workers of the Kazan Federal University of the "University Hospital". The purpose of the research to identify the attitude of the staff towards working conditions. Based on the analysis of sociological data priority motivational factors were identified; the attitude of workers to the institutional reorganization and problem areas requiring management decisions were identified. Some recommendations to address the value and motivational needs of the medical staff were offered.

Текст научной работы на тему «Организация и мотивация медицинского персонала в условиях институциональной ‎ ‎реорганизации»

УДК 316.354:351/354

ОРГАНИЗАЦИЯ И МОТИВАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

В УСЛОВИЯХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ РЕОРГАНИЗАЦИИ

И. С. Глебова, Л. С. Леонтьева, Т.В. Халилова

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» г. Казань, Россия, 420008

Аннотация. Проанализирована степень удовлетворенности медицинского персонала материальными, организационными, нравственно-психологическими условиями профессиональной деятельности. Метод исследования — социологическое анкетирование работников медико-санитарной части Казанского федерального университета «Университетская клиника». Цель исследования — выявить отношение персонала к условиям труда. На основе анализа социологических данных определены приоритетные мотивационные факторы, отношение работников к институциональной реорганизации, выявлены проблемные зоны, требующие управленческих решений, предложены рекомендации по удовлетворению ценностно-мотивационных потребностей медицинского персонала.

Ключевые слова: условия труда, персонал, удовлетворенность, мотивация, медицинское учреждение.

Введение. Условия деятельности и мотивация медицинских работников являются важнейшими характеристиками состояния системы здравоохранения и обуславливают ее результативность. Особую значимость изучение данных факторов приобретает в условиях институциональной реорганизации, к которой можно отнести процесс создания единой университетской клиники как научно-образовательной медицинской базы Казанского федерального университета. При анализе данной темы авторы опирались на научно-методические разработки ученых ВШЭ, проводивших мониторинг экономических процессов в здравоохранении [1], на факторный анализ О. Кулагина, выделяющего группы поддерживающих и мотивирующих факторов [2], на анализ качественных характеристик медперсонала ряда российских ученых [3—5].

Методика исследования. Социологическое исследование методом анкетирования проводилось в феврале—марте 2016 г. в медико-санитарной части К(П)ФУ «Университетская клиника»,

объем выборки — 142 медицинских работника. Анкеты обработаны с использованием программы SPSS.

Цель исследования — определить степень профессионально-трудовой удовлетворенности медицинского персонала и разработать рекомендации, повышающие эффективность предоставления медицинских услуг населению.

Задачи: 1) определить общий уровень удовлетворенности медицинского персонала и составить рейтинги средневзвешенных показателей удовлетворенности отдельными сторонами трудовой деятельности, а также востребованных персоналом организационно-психологических, материально-финансовых условий работы; 2) выявить отношение к организации оплаты труда; 3) измерить потенциальную «текучесть» кадров; 4) определить отношение к институциональной реорганизации медучреждения.

Эмпирическая часть. Опрошенные медицинские работники являются штатными сотруд-

—--—

~ 826 ~

никами со средним трудовым стажем в данном медучреждении 12,1 лет. Подавляющее большинство — женщины (86,62%). Все возрастные категории представлены равномерно. Профессионально-квалификационный уровень достаточно высок — категории по своей профессии имеют 71,1% респондентов. Опрос проводился среди сотрудников по десяти медицинским специальностям.

В качестве обобщающего показателя сбалансированности притязаний работников можно рассматривать оценки удовлетворенности работой в учреждении в целом. Доля положительных оценок удовлетворенности (скорее и полностью удовлетворенных) — 55,8%, отрицательных, меньше — 40,7%. Тем не менее, данный показатель оставляет простор для организационного совершенствования. Уровень общей удовлетворенности работой в учреждении тесно связан с желанием уволиться, либо остаться работать в нем. Чем выше уровень удовлетворенности, тем ниже уровень потенциальной текучести: 72,42% работников не хотят переходить в другое медицинское учреждение или менять профессию. Среди тех, кто хочет изменить характер работы, 10,35% ориентированы на сектор частной медицины или вообще на смену профессии. При всех иных благоприятных условиях, именно эта группа составляет запрограммированный процент «нормальной» кадровой динамики. Поэтому приоритетная работа кадровых служб должна быть направлена на 12,41% тех сотрудников, которые желают перейти в другое государственное медучреждение.

Относительно высокий уровень общей удовлетворенности работой медиков обуславливается не столько материальными факторами, сколько моральными. «Это интересная работа» и у нас «хороший трудовой коллектив», — утверждают 73,94% и 57,04% респондентов соответственно. Работа в данном медучреждении с позиций «стабильности» и «удобного трудового графика» имеет ценностную значимость для 39,44% и 34,51% респондентов соответственно. Такие факторы, как перспективы карьерного роста, творческая самореализация и возможность хорошего заработка имеют слабую выраженность (2—3%), а значит, требуют дополнительного внимания и развития со стороны руководства. Данное утверждение под-

тверждает рейтинг средневзвешенных значений оценки удовлетворенности медперсонала различными сторонами своей деятельности. В аутсайдерах — возможность профессионального (2,91) и карьерного роста — 2,75 (из 4 возможных), размер оплаты труда (2,19) и порядок начисления заработной платы и премий (2,36). Лидирует «удовлетворенность взаимоотношениями с непосредственным руководителем» (3,43), далее, взаимосвязанный с ним, фактор благоприятного психологического климата в коллективе (3,33), стабильность (3,29) и режим работы (3,25). В целом, эффективность организации работы медучреждения оценивается на 3,04 балла, что можно рассматривать как хороший показатель, который, тем не менее, оставляет широкое поле для действий, например, по улучшению бытовых условий труда (3,00), технической оснащенности (3,18), организации лечебного процесса в целом (3,14) и особенно — наличию лекарственных средств (2,84). Таким образом, актуальные проблемные зоны, с точки зрения удовлетворенности персонала — это, прежде всего материальное обеспечение (уровень и порядок начисления зарплаты, пенсия) и перспективы развития, как личностно-творче-ского, так и карьерного.

К организационным изменениям, т.е. к процессу интеграции ряда клиник города половина опрошенных относится нейтрально (50,36%) и почти каждый четвертый — скорее поддерживает, чем нет (24, 09%). Диаметрально противоположные позиции занимают 13,87% (полностью поддерживаю) и 11,68% (отрицательно) респондентов. Таким образом, позитивный настрой разной степени выраженности имеют от 37,96% (полностью и скорее поддерживаю) до 88,92% (с учетом «нейтральных») респондентов. Конструктивные ожидания от перемен чувствуют 61,48% опрошенных: воодушевление (4,1%), надежда (34,43%), позитив (1,64%), причастность (21,31%). Чувство подавленности и беспокойства характерны для 15,58% медработников и 22,95% не понимают целей проводимых изменений. Возможно, негативное отношение к реорганизации связано у части респондентов с увеличением (36,81%) и существенным увеличением (17,36%) уровня загруженности после объединения с другими медучреж-

—--—

~ 827 ~

Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 2

дениями. Однако, 20,83% считают, что если нагрузки и возросли, то несущественно, а 22,92% опрошенных изменения уровня загруженности вообще не почувствовали. Таким образом, 37,96% медработиников в разной степени поддерживают организационные перемены, 61,48% связывают с ними позитивные ожидания. Однако половина респондентов сохраняет нейтралитет, а 22,95% не осмыслили, а значит, не приняли цели реорганизации. Высокий процент нейтрально-индифферентных — это потенциальный ресурс поддержки организационных изменений.

С целью определения приоритетных направлений реорганизации был составлен рейтинг потребностей персонала в организационно-психологических, материально-финансовых условиях деятельности. Среди условий комфортной трудовой деятельности первое место по значимости занимают вопросы материального обеспечения: достойная пенсия (3,59), заработная плата (3,58), понятность системы оплаты труда (3,49) и материальные льготы (3,48). К этой же группе можно отнести потребность в решении жилищного вопроса (2,77). Высокую степень важности респонденты придают социально-психологическому климату в коллективе (средневзвешенный показатель 3,53 из 4). Этот показатель раскрывается в более конкретных психологических и профессиональных потребностях: уважительное отношение к персоналу (3,52), возможность повышения квалификации (3,43), признание в профессиональном сообществе (3,31), коллегами по работе (3,30) и руководством медучреждения (3,28). Потребность в прозрачной системе оплаты труда занимает третье место и выражается в нормировании труда (3,37), в наличии четкой зоны ответственности (3,33), в зависимости стимулирующих выплат от качества работы (3,20), в доступности информации о критериях оценки деятельности (2,95), во внедрении рейтингового показателя деятельности каждого сотрудника (2,77). Четвертое место занимает блок информационно-коммуникативных потребностей персонала: доступность информации о перспективах развития медучреждения (3,34), возможность открыто обсуждать проблемы (3,13) и регулярно встречаться с руководством (2,95). Таким образом, приоритет задач в соответствии со значимостью

для персонала следующий: 1) уровень материального обеспечения; 2) психологический климат в коллективе; 3) прозрачность системы оплаты труда; 4) информирование и внутриорганизаци-онные коммуникации.

Выводы. Анализ социологического опроса медперсонала позволяет выделить следующие проблемные ситуации и возможные рекомендации по их решению. 1. Общий уровень удовлетворенности работой поддерживается в большей степени моральными факторами, чем материальными. Поэтому для повышения организационно-финансовой мотивации востребованы управленческие решения в проблемных зонах: размер оплаты труда, возможность карьерного роста, наличие лекарственных средств. 2. Отсутствие реальной привязки заработков к результатам труда. Данная проблема актуализирует введение прозрачных механизмов и процедур, определяющих и дифференцирующих заработки медицинского персонала. 3. Наличие потенциальной «текучести» кадров. Кадровую динамику можно охарактеризовать как нормальную. Однако с сотрудниками, планирующими перейти в другое государственное медучреждение, необходима индивидуальная работа кадровых служб. 4. Больше половины работников относятся к реорганизации нейтрально и отрицательно. Поэтому актуальна информационно-коммуникативная работа, разъяснение преимуществ и выгод новой организационной структуры учреждения.

Таким образом, социально-экономическая эффективность процесса интеграции медицинских учреждений во многом зависит от организационно-административного учета ценностно-мотивацион-ных потребностей медицинского персонала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Условия труда и мотивация медицинских работников (по материалам мониторинга экономических процессов в здравоохранении) / М.Г. Колосницына, Е.Г. Потапчик, Е.В. Селезнева, А.Л. Темницкий, И.М. Шейман, C.B. Шишкин. М.: Изд. дом ВШЭ, 2011.

2. Кулагин О. Методика оценки удовлетворенности персонала // HR-менеджмент. 2009. № 1—2. URL: http://www.management-service.ru/article_12.php.

3. Петрова Н.Г., Погосян С.Г., Миннуллин Т.П., Брацлавский В.Б. Результаты изучения мнения среднего медицинского персонала об уровне удовлетворенности своей профессией // Современные проблемы науки

—--—

~ 828 ~

и образования. 2015. № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22586.

4. Лысенко И.Л., Чирков В.А., Бреусов A.B.. Мазитов М.Р. Качественные характеристики медицинского персонала как основная составляющая эффективности первичной медико-санитарной помощи // Практическая медицина 04 (14). Инновационные технологии в медицине. Т. 1. Казань: КГМА, 2014..

URL: http ://pmarchive. ru/kachestvennye-xarakteristiki-medicinskogo-personala-kak-osnovnaya-sostavlyayushhaya-effektivnosti-pervichnoj-mediko-sanitarnoj-pomoshhi.

5. Дулов A.A., Лугинина A.A., Пустовойт КС.. Эсаулова И. А. Выбор и адаптация инструментов оценки удовлетворенности персонала по методике «Employee Net Promoter System» (eNPS) // Вестник Омского университета. Сер. Экономика. 2014. Вып. № 4. С. 31—37.

MEDICAL STAFF ORGANIZATION AND MOTIVATION IN THE CONDITIONS OF INSTITUTIONAL REORGANIZATION

I.S. Glebova, L.S. Leontieva, T. V. Khalilova

Kazan (Volga region)Federal University Kazan, Russia, 420088

Annotation. The degree of satisfaction of medical personnel has been analyzed in conditions of material, organizational, moral, psychological and professional activity. The research method was used — a sociological questionnaire survey of health workers of the Kazan Federal University of the "University Hospital". The purpose of the research — to identify the attitude of the staff towards working conditions. Based on the analysis of sociological data priority motivational factors were identified; the attitude of workers to the institutional reorganization and problem areas requiring management decisions were identified. Some recommendations to address the value and motivational needs of the medical staff were offered.

Key words: working conditions, staff, contentment, motivation, medical institution.

REFERENCES

1. Kolosnitsyna M.G., Potapchik E.G., Selezneva E.V., Temnitskiy A.L., Sheiman I.M., Shishkin S.V. Working conditions and motivation of health care workers (according to monitoring economic developments in health care. Moscow, HSE Publ., 2011.

2. Kulagin O. Methodology of estimation of personnel satisfaction. HR-management, 2009. no. 1—2, Available at: http://www. management-service.ru/article_12.php.

3. Petrova N.G., Pogosyan S.G., Minnullin T.I., Bratslavskiy V.B. The results of paramedics' opinion research of satisfaction level with respect to their profession. Contemporary issues of science and education, 2015, no. 5. Available at: http://www.science-education.ru/ ru/article/view? id=22586.

4. Lysenko I.L., Chirkov V.A., Breusov A.V., Ma-zitov M.R. The qualitative characteristics of medical personnel as a basic component of effectiveness of primary health care. Applied medicine 04 (14). Innovative technologies, Vol. 1. Kazan: KSMA Publ., 2014. Available at: http://pmarchive.ru/kachestvennye-xarakteristiki-medicinskogo-personala-kak-osnovnaya-sostavlyayushhaeffektivnosti-pervichnoj -mediko-sanitarnoj -pomoshhi.

5. Dulov A.A., Luginina A.A., Pustovoit K.S., Esa-ulova I.A. Selection and adaptation of estimation instruments of personnel satisfaction using the methodology «Employee Net Promoter System» (eNPS). Vestnik Oms-kogo universiteta, Ser. Economics, 2014, issue 4, pp. 31—37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.