организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода в системе гарантий качества профессиональной подготовки специалиста
УДК 377.112.4
Носкова Надежда Николаевна
преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей
Зюкайский аграрный техникум, Зюкайка, Россия, e-mail: noskova63@list.ru
ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Nadezhda N. Noskova
The Teacher of the Common Disciplines and Professional Modules
Zukaika Agricultural Technical College, Zukaika, Russia, e-mail: noskova63@list.ru
ARRANGEMENT AND CONTROL OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK
Аннотация. Огатья посвящена проблеме организации системной самостоятельной внеаудиторной работы студентов при освоении профессионального модуля.
Ключевые слова: профессиональный модуль; общие и профессиональные компетенции; качество знаний.
Abstract. This paper is concerned with the importance of students' systematic extracurricular independent work managed while mastering the professional module. The experience of using workbooks makes it possible to claim that the tasks offered motivate the future specialists of the electric networks and encourage commitment to the profession chosen. The tasks facilitate shaping general and professional competences, maturity of independent work and systematic training and also raise academic achievements, which makes the discussion of the experience urgent.
Key words: professional module; general and professional competences; knowledge standard.
Федеральным государственным образовательным стандартом СПО третьего поколения выдвинуты достаточно жёсткие требования и условия реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП). Введены требования к оценке качества освоения ОПОП. Её предполагается осуществлять, оценивая компетенции студентов. В этой связи необходимо создание фондов оценочных средств (ФОС), которые разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно.
© Носкова Н.Н., 2014
Т^П ВЕСТНИК ПГГПУ
Серия № 1. Психологические и педагогические науки
Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации является частью фонда оценочных средств ОПОП по специальности СПО.
В текущий контроль по междисциплинарному курсу (МДК) входит защита практических и лабораторных работ, курсового проекта, контроль выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.
Изучая стандарты третьего поколения, мы обратили внимание, что на самостоятельную работу отводится 50 % учебного времени.
Анализ выполнения внеаудиторной самостоятельной работы показал, что систематически выполняют ее только 37 % студентов 4-го курсов, из них 16 % подходят к этому процессу творчески, т.е. готовят вопросы для «мини-соревнований» на лучшее знание...; видеоролики, создают тематические кроссворды.
Для контроля самостоятельной работы студентов используются разнообразные формы, методы и технологии контроля.
В качестве средств для организации внеаудиторной самостоятельной работы используются бланки заданий, таблицы, кроссворды, чертежи, схемы и т.д.
Особое место в этом ряду занимают рабочие тетради как одно из наиболее удобных в работе как студента, так и преподавателя средств, позволяющее оптимизировать соотношение времени и качества планирования, организации и контроля самостоятельной работы. Помимо этого рабочие тетради вызывают интерес студентов, активизируют их внимание.
В связи с этим была составлена рабочая тетрадь для организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов для освоения профессионального модуля ПМ. 02 «Обеспечение электроснабжения сельскохозяйственных предприятий».
В рабочей тетради приведены задания для контроля, закрепления и самостоятельной внеаудиторной работы освоенного материала студентами СПО по всем темам программы МДК учебного плана ПМ.
В каждой теме имеются вопросы на этапе проектирования, эксплуатации.
Листы рабочей тетради представляют собой тестовые задания закрытой и открытой форм. Это позволяет создать различные варианты теста на одном и том же дидактическом материале, но с различными количественными и качественными характеристиками. Предложены задания с одним, несколькими правильными вариантами ответов, на установление соответствия между элементами двух множеств, использование знаковой формы представления информации, а также задания на развитие технического и логического мышления.
Задания рабочей тетради имеют компетентностно-ориентированный, комплексный характер, так как компетенция проявляется в готовности применять знания, умения и навыки в ситуациях, нетождественных тем, в которых они формировались. Это означает направленность заданий на решение не учебных, а профессиональных задач. Содержание заданий максимально приближено к ситуациям профессиональной деятельности. При выполнении
организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода
в системе гарантий качества профессиональной подготовки специалиста
заданий студентам приходится пользоваться справочниками; нормативно-технической документацией.
Следует отметить разнообразие заданий. Работа со схемами, условными обозначениями, таблицами, графиками, рисунками позволяет реализовать один из главных принципов обучения: наглядность в представлении материала.
Применение рабочих тетрадей помогает студентам закрепить знания основных законов электротехники и облегчает усвоение физических процессов, протекающих в электрических цепях.
В ходе выполнения заданий у студентов развивается мышление: они сравнивают, сопоставляют, анализируют, осмысливают, устанавливают связи, обобщают, формируют понятия.
Наш опыт свидетельствует о том, что использование рабочих тетрадей способствует развитию интереса к профессии у будущих специалистов, формированию и развитию общих и профессиональных компетенций.
При этом у преподавателя появляется возможность осуществлять постоянный текущий контроль. Разработанная тетрадь даёт возможность фиксировать учебное продвижение обучаемых по всем темам программы МДК.
Задания в рабочей тетради для самостоятельной работы студентов структурированы по учебным темам.
Рабочая тетрадь, насыщенная заданиями для самостоятельной работы, готовит обучаемых к выполнению курсового проекта, приобретению навыков проектирования электроснабжения потребителей.
Установлено, что возможно успешное использование тетради для любых форм обучения (дневной, заочной, дистанционной). Разработанные дидактические материалы способствуют повышению уровня самостоятельности студентов, обеспечивают повышение качества их знаний.
Рабочая тетрадь апробировалась в течение трёх лет, при этом качество обучения повысилось на 5 %.
Результаты проделанной работы подтверждают, что используемый подход обеспечивает максимальные возможности для самостоятельной деятельности студентов в период освоения модуля.