Научная статья на тему 'Организация и функционирование крестьянской опеки над сиротами в России во второй половине xix начале XX в'

Организация и функционирование крестьянской опеки над сиротами в России во второй половине xix начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
489
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ОПЕКА / СИРОТСТВО / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ИМУЩЕСТВО / ОБЩИНА / RUSSIA / CUSTODY / ORPHANAGE / THE ADOLESCENT / PROPERTY / COMMUNITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Заколодная Вера Никифоровна

В статье дается характеристика института крестьянской опеки над сиротами, существовавшего в России во второй половине XIX в. Особое внимание уделяется роли и влиянию общины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization and functioning of peasant custody of orphans in Russia in the second half of XIX early XX centuries

The article characterizes the state of peasant custody over the orphans, which existed in the second part half of the XIX-th century. The article pays special attention to the role and influence of the community.

Текст научной работы на тему «Организация и функционирование крестьянской опеки над сиротами в России во второй половине xix начале XX в»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РОССИИ

УДК 94(47)"18/19":347.64 ББК 63.3(2)531-282.2

В. Н. Заколодная*

Организация и функционирование крестьянской опеки над сиротами в России во второй половине XIX - начале XX в.

В статье дается характеристика института крестьянской опеки над сиротами, существовавшего в России во второй половине XIX в. Особое внимание уделяется роли и влиянию общины.

The article characterizes the state of peasant custody over the orphans, which existed in the second part half of the XlX-th century. The article pays special attention to the role and influence of the community.

Ключевые слова: Россия, опека, сиротство, несовершеннолетние, имущество, община.

Key words: Russia, custody, orphanage, the adolescent, property, community.

Во второй половине XIX - начале ХХ в. в России возникли особые исторические условия, обострившие проблему сиротства. Одной из важнейших причин этого стало разрушение патриархальных устоев российского общества, массовый «исход» крестьян в города.

Традиционный уклад Российского общества до начала реформ середины XIX в. обусловил формирование достаточно устойчивых и развитых институтов опеки и попечительства, основанных на сословном принципе. Эти институты отдельно были установлены законом для дворянства, купечества и крестьянской общины. В то же время фактически до начала реформ институты опеки и попечительства не требовали подробной законодательной регламентации, поскольку основывались на традиции и сложившихся этических принципах патриархального общества.

Э.Ф. Шамсумова отмечает исторически сложившуюся к началу исследуемого периода «слабость государственного начала России, которая, с одной стороны, мешала формированию определенных юридических форм, правовых основ общества и правовой культуры

* Заколодная Вера Никифоровна, аспирант кафедры истории, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина

129

в целом, ибо патриархальный уклад государственности порождал и соответствующие типы нормативного регулирования общественных отношений: традиционные (обычаи, передаваемые изустно, через поведенческие акты), морально-религиозные и патриархальносемейные, хотя при этом уже существовали письменные юридические тексты» [19, с. 43]. Недаром, даже в XIX в. помещика и всякого начальника крестьяне называли отцом (в том же ряду «царь-батюшка»), а себя - его детьми [9, с. 15].

К началу исследуемого периода русское общество было пронизано кровно-родственными, патриархальными понятиями и представлениями, что сильно препятствовало развитию правовой культуры и, в частности, установлению правовой регламентации общественного призрения за самыми слабозащищенными членами общества - детьми-сиротами. Кровно-родственные отношения, патриархально-семейная стихия и мировосприятие широко распространены в более крупных общностях, чем семья и община. И, вероятно, в таком обществе менее всего можно ожидать развития правовых начал.

Слабая российская государственность возлагала многие фискальные, судебные и иные функции на мир, общину, что позволяло последней длительный период времени и с большей для себя эффективностью препятствовать выделению из общины человека как личности (индивидуальности), а это потребовало бы уже правовых регуляторов и способствовало бы быстрому развитию правовой культуры [6, с. 283].

Функция социальной защиты своих членов традиционно была для сельской общины одной из важнейших. Можно согласиться с В.Б. Безгиным, который отмечал, что «Крестьянская опека над сиротами основывалась как на проявлении традиций христианского милосердия, так и на действии правовых обычаев русской деревни» [2, с. 68]. В Общем положении о крестьянах вопрос об опеке разрешался на основе норм обычного права. В нем, в частности, говорилось о том, что «в назначении опекунов и попечителей, в проверке их действий и во всех всего рода делах крестьяне руководствуются местными своими обычаями» [10, с. 40].

Следует отметить, что крестьянские обычаи в области призрения «сирых и убогих» отличались завидным единообразием. Опека над детьми в деревне устанавливалась в случаях смерти одного или обоих родителей, а также в случае их умопомешательства или безвестного отсутствия [11, с. 271]. Юрист М.И. Зарудный, изучавший правовые воззрения русских крестьян второй половины XIX в., в своем исследовании писал, что «опекун назначается обыкновенно сельским сходом. За управление имуществом никакого вознаграждения не получается» [8, с. 101].

Существование в русской деревне обычая опеки подтверждается документами сенатской комиссии по преобразованию волостных судов, собравшей обширный фактический материал, характеризовавший состояние крестьянского правосудия в начале 70-х гг. XIX в. [18]. В заключении комиссии по результатам обследования волостей Тамбовской губернии утверждалось, что «для заведывания имуществом малолетних сирот общество выбирает опекуна» [18. Т. 1, с. 12, 85, 95, 102, 425].

Аналогичные сведения о крестьянской опеке содержатся в материалах Этнографического бюро князя В.Н. Тенишева. В корреспонденциях сельских жителей, датируемых концом 90-х гг. XIX в., сообщалось, что «мир обязательно заботится об устройстве малолетних сирот» (Костромская губерния); «община в отношении сирот принимает самое деятельное участие» (Калужская губерния); «опека устраивается с целью прокормить опекаемого до совершеннолетия и сохранить его имущество» (Вологодская губерния) [11, с. 30; 13, с. 160].

Назначение опекунов являлось исключительной прерогативой сельского схода. По утверждению В.В. Тенишева, «мир всевластен в отношении назначения опекунов: он имеет право отстранить от опеки не только близких родственников, но даже и мать, он может аннулировать завещательное распоряжение, касающееся опеки» [17, с. 133].

Установление опеки над детьми, оставшимися без попечения родителей, чаще всего осуществлялось в русской деревне посредством составления общественного приговора. «Назначение опеки и попечительства над сиротами делается сельским сходом, миром, без соблюдения формальностей» [15, с. 104] - к такому выводу пришел Е.Т. Соловьев, автор очерков народного юридического быта. Вместе с тем, по мнению юриста Н. Бржеского, в ряде волостей Пензенской, Саратовской, Тамбовской губерний опекунское управление не устанавливалось. В таких волостях сирот вместе с имуществом разбирали родственники, и о дальнейшей судьбе этих сирот ничего не было известно [3, с. 11]. В деревнях же Вологодчины на сельском сходе, собираемом для выбора опекуна, составлялся приговор, который вносился в особую «приговорную книгу», хранящуюся у сельского старосты [13, с. 160]. Составление именно письменного решения об установлении опеки было в большей мере характерным для крестьянского быта второй половины XIX в.

Право первой очереди предоставлялось матери, которая считалась «естественной опекуншей» [12, с. 64]. Так, при назначении опеки в селах Тамбовской губернии «после смерти

домохозяина опекуншей обыкновенно назначалась его вдова, если она женщина хорошего поведения и рачительна к хозяйству» [14, с. 85]. Но в случае ее неблаговидного поведения или недоверия общества к ней приставляли дополнительно опекуна часто из родственников мужа, а иногда и совершенно постороннего человека. Так, в с. Рождествене Пошехонского уезда Ярославской губернии после смерти крестьянина Н. сход назначил опекуном его сыну Ивану родного дядю, так как вдова покойного «отличалась свои легким разгульным поведением» [12, с. 64].

В ряде сел по местному обычаю вдова при повторном замужестве и переходе на жительство в чужой двор утрачивала право опеки [13, с. 377]. Если мать брала мужа себе в дом, то опекуном мог стать отчим, но лишь в том случае, если был достойным человеком и перед всем сходом давал обещание заботиться о детях жены [16]. Таким образом, благочестивая репутация опекуна выступала главным критерием в решении вопроса установления опеки. В этом наглядно проявлялось действие нормы обычного права - решать «глядя по человеку».

Опекуны назначались из числа родственников,

преимущественно близких, связанных с малолетними сиротами не только кровной связью, но и хозяйственными интересами [11, с. 30; 12, с. 64]. По сообщению Н. Козлова, корреспондента Этнографического бюро, из села Архангельского Кромского уезда Орловской губернии «опекуны назначаются преимущественно из своих односельчан либо родственников, либо из-за отсутствия таковых - соседей, или просто из благонадежных однообщественников». Выбор опекуна производился на сходе, и решение об этом оформлялось мирским приговором, который представлялся на утверждение земскому начальнику [17, с. 148]. После выбора или назначения опекуна на сходе староста с вновь избранным и с понятыми из крестьян описывал имущество и опись эту вносил в отдельную книгу, называемую опекунской [13, с. 160].

Если после смерти родителей в крестьянском дворе оставалось движимое имущество, то оно продавалось, а вырученные средства отдавались в волостное правление. Оттуда деньги выдавались желающим в ссуду под проценты с условием одного поручительства на каждые 10 руб. [18. Т. 1, с. 12, 15, 35, 85]. По завершении опеки денежные средства и проценты по ним возвращались опекаемому. Земельный надел сиротского двора сдавался миром в аренду желающим общинникам за уплату податей.

Материальное обеспечение сироты являлось главной заботой односельчан. Круглые сироты проживали у своих родственников, которые в случае отсутствия дохода с имущества опекаемого содержали их на свои средства. При таком способе опеки мир

никаких письменных актов не составлял [15, с. 104]. Существование обычая попечительства без наследства трактовалось некоторыми исследователями обычного права как отсутствие опеки у крестьян [2, с. 70].

В судьбе ребенка, оставшегося без попечения родителей, принимала участие вся община. В том случае, если сирота не имел имущества, ему избирали воспитателя, который о нем заботится «до тех пор, пока он не сможет пропитываться именем Христовым» [7, с. 58]. Если родственники не были в состоянии содержать сирот, то их раздавали по состоятельным дворам. Иногда прокормление сироты брало на себя общество в целом, как это было в ряде мест Орловской губернии. В этом случае сиротский надел отходил к общине, а сам опекаемый переходил из двора во двор поочередно, получая необходимое содержание из мирских сумм [17, с. 147]. В Костромской губернии бедные сироты кормились по дворам поочередно. «Отчего для Бога не покормить», - говорили местные крестьяне [11, с. 30]. В Ярославской губернии сироты воспитывались за мирской счет. В деревне Остееве Ростовского уезда после смерти вдовы грудной ребенок был отдан в семью, где хозяйка недавно родила. Воспитывался он в этой семье до 9 лет, а потом был отдан в подпаски. Мир платил за воспитание ребенка 3 руб. 50 коп. в месяц [12, с. 275-276]. По достижении 12 лет общество отдавало деревенских сирот «в люди»: мальчиков в пастухи, девочек в «пестуньи», где они уже сами зарабатывали себя на хлеб [13, с. 160].

По обычному праву опека прекращалась в случае смерти подопечного или по достижении им совершеннолетия. Срок окончания опеки зависел от местных традиций. Возраст снятия опеки по документам колебался от 18 до 25 лет [11, с. 271; 13, с. 228, 356, 377]. Обычно опеку снимали по достижении 18 лет. В Орловской губернии за совершеннолетний возраст был принят 21 год, до исполнения которого опекаемый не имел права распоряжаться деньгами и оформлять нотариальные сделки [17, с. 158, 159]. Также опека всегда прекращалась с женитьбой или замужеством. Снятие опеки и передача опекаемым их имущества производились при участии и по приговору сельского схода, назначающего обыкновенно тем же приговором по просьбе и указанию несовершеннолетних и попечителя, который является ответственным перед обществом за заключаемые несовершеннолетним юридические сделки [13. Т. 4, с. 68].

Как правило, опекуны за свою деятельность никакого вознаграждения не получали [12. Т. 2, с. 275; 13. Т. 5, с. 275]. По суждению русских крестьян, «опекунство - дело Божье, усердие к сиротам», «брать что-либо от сирот грех», «опека служба, а не

труд» [17, с. 152]. «По народным воззрениям, пользоваться прибытком от имущества малолетних или приплодом от скота опекун не имел права... Доходы должны идти на нужды малолетних сирот» [13. Т. 5. Ч. 4, с. 525]. Опекун не мог распоряжаться вверенным ему имуществом, а только пользоваться. По сообщению корреспондента Этнографического бюро, опекун не получал за управление имуществом «никакого вознаграждения, только благодарность общества и сирот» [1. Д. 1161. Л. 6]. Опекун не мог наследовать имущество опекаемого. В случае смерти малолетних, если не было законных наследников, имущество их считалось выморочным и поступало в продажу [11, с. 301].

Контроль над действием опекуна возлагался на старост и старшин. Опекун должен был периодически отчитываться перед сходом об исполнении своих обязанностей [13. Т. 5. Ч. 1, с. 479], но на практике сельский мир не всегда уделял должное внимание защите интересов сирот. Часто на руки опекуну выдавали особую книжку, в которую он записывал приход и расход по имуществу опекаемого. Один или два раза в год опекун представлял письменный, а если неграмотный, то устный отчет сельскому сходу. Сельский староста с участием волостного писаря проводил ревизию имущества согласно описи. В случае обнаруженной растраты опекун должен был возместить ущерб из собственного имущества, что осуществлялось в большинстве случаев в форме судебного иска. В ряде мест, например в Болховском уезде Орловской губернии, за растрату имущества сироты опекун по приговору сельского схода мог быть подвергнут наказанию в виде ареста [17, с. 157]. Помимо всего этого, опекун, ненадлежащим образом исполнявший свои обязанности, приговором сельского схода устранялся и заменялся другим. Так поступали в селах Курской губернии [17, с. 157].

Внимание к положению сельских сирот усилилось с введения института земских начальников, так как в их обязанности входил

V V п

контроль над системой крестьянской опеки. В деревнях Нижегородской губернии «в случае злоупотребления со стороны опекуна земский начальник производил дознание, отстранял опекуна от должности и предавал его суду общим судебным местам» [13. Т. 4, с. 337].

В конце XIX в. вопросами заботы о сиротах в крестьянских общинах заинтересовалось Частное этнографическое бюро князя В.Н. Тенишева [4]. Крестьянин Новгородской губернии, отвечавший на вопросник, разосланный бюро, так описывал цели опеки: «Присмотреть за ребятишками, а то, пожалуй, избалуются, что и в пастухи не годны будут. Креститься и молиться некому научить будет, а матюгаться и похабные песни петь сами спознают. ...И настоящий

хозяин есть над именьишком, так и то трудно уберечь. А ну-ка, оставь сиротское без призору, так, пока малыш-то растет, ничего и не будет, не к чему станет и гнезда прививать. Ну, а как назначишь, значит, опеку, тогда все... Хоть всего не убережешь, а все что-нибудь да останется. Выйдут ребята путевые, глядишь, и есть к чему пристать» [4, с. 10].

Корреспонденты из Орловской губернии называли опеку честью, оказываемой избираемому, и если от этой чести отказывались, «то и против воли могли назначить». В других губерниях отмечали, что «ежели кто не хочет, то мир не может принудить» к опеке, которую здесь называли «карой небесной за грехи». Однако тут же добавляли, что «всегда находятся добрые люди, которые приютят у себя малолетних, если бы даже у них не осталось никакого имущества» [4, с. 11].

Как справедливо отмечает И. Соловьева, «участь детей как удовлетворительная, сносная или даже хорошая описывалась там, где была сильная, дружная община. Сила общества проявлялась в подчинении членов общины решениям схода. Крепкая община тотчас убирала негодного опекуна, слабая предпочитала жить по поговорке «моя изба с краю», и даже, видя тяжелую участь сироты у нерадивого опекуна, не вмешивалась, уповая на то, что «Бог-то видит, кто кого обидит». В таких случаях участь сирот была незавидна» [5, с. 52].

Порядок сельской опеки сложился исторически, являлся проявлением общинной традиции русской деревни и основывался на нормах обычного права. Принимая опеку, крестьяне руководствовались мотивами: религиозными - проявление

христианского милосердия, этическими - желание достойно выглядеть в глазах «мира», экономическими - стремление получить в хозяйстве дополнительные рабочие руки. Добросовестное исполнение опекуном своих обязанностей достигалось контролем со стороны должностных лиц сельского самоуправления и силой общественного мнения.

В то же время разрушение патриархальных устоев русского общества, вызванное реформами середины XIX в. и общим развитием индустриализации страны, отрицательно сказалось на состоянии проблемы сиротства в российском обществе. Крестьянское сословие составляло большинство населения Российской империи, а в пореформенное время стало составлять и большинство населения городов. Понятно, что переехавшие в город на постоянное ме -сто жительства крестьяне не могли перенести с собой из общины все ее обычаи, в том числе и обычные правила об опеке сирот, которые мы исследовали в настоящей статье. То есть крестьянские сироты в городе, не имея четко регламентированной законом защи-

ты со стороны государства, лишались и обычной социальной защиты, которой подлежали сироты в сельской местности.

Таким образом, во второй половине XIX - начале ХХ в. возникли особые исторические условия, обострившие проблему сиротства. Одной из важнейших причин стало разрушение патриархальных устоев российского общества, массовый «исход» крестьян в города. Контингент детей-сирот в это время характеризовался размытостью социальных границ, неоднородностью состава, наличием особой психологической установки противопоставления себя обществу.

Список литературы

1. Архив Российского этнографического музея. Санкт-Петербург (АРЭМ). Ф. 7. Оп. 2.

2. Безгин В.Б. Опека малолетних и сирот в русском селе (вторая половина XIX века) // Юридич. мир. - 2009. - № 2.

3. Бржеский Н. Очерки юридического быта крестьян. - СПб., 1902.

4. Быт великорусских крестьян-землепашцев. Описание материалов этнографического бюро кн. В.Н. Тенищева. - СПб., 1993.

5. Соловьева И. Крестьянские сироты XIX века // Равновесие. - 2003. -№ 12.

6. Греков Б.Д. Крестьянство на Руси с древнейших времен до XVII в. -Кн. 1. - М.: София, 1952.

7. Ефименко П.С. Сборник народных юридических обычаев Архангельской губернии. - Кн. 1. - Архангельск, 1869.

8. Зарудный М. И. Законы и жизнь. Итоги исследования крестьянских судов. - СПб., 1874.

9. Кавелин К.Д. Взгляд на юридический быт древней России // Наш умственный строй. - М.: История отечества, 1989.

10. Российское законодательство X-XX веков. - М.: Правоведение, 1989. - Т. 7.

11. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы: материалы Этнографического бюро князя В.Н. Тенишева. - СПб.: Деловая полиграфия, 2004. - Т. 1.

12. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы: материалы Этнографического бюро князя В.Н. Тенишева. - СПб.: Деловая полиграфия, 2006. - Т. 2.

13. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы: материалы Этнографического бюро князя В.Н. Тенишева. - СПб.: Деловая полиграфия, 2007. - Т. 5.

14. Сборник-календарь Тамбовской губернии на 1903 г. - Тамбов, 1903.

15. Соловьев Е.Т. Гражданское право. Очерки народного юридического быта. - Казань, 1888.

16. Соловьева И. Крестьянские сироты XIX века. ЫКЬ: http://vstrecha.glasnet.ru (дата обращения 11.03.2008)

17. Тенишев В.В. Административное право русского крестьянства. - СПб., 1908. - С. 133.

18. Труды комиссии по преобразованию волостных судов (словесные опросы крестьян, письменные отзывы различных мест и лиц и решения волостных судов, съездов мировых посредников и губернских по делам присутствий). - Т. 1-9. - СПб., 1873-1874.

19. Шамсумова Э.Ф. Русский менталитет в формировании правовых начал // История государства и права. - 2009. - № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.