Научная статья на тему 'Организация и функциональная компетенция специальных подразделений милиции в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (в период с 1929 по 1931 гг. )'

Организация и функциональная компетенция специальных подразделений милиции в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (в период с 1929 по 1931 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
248
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / USSR / URBAN TRANSPORT / ROAD TRAFFIC ACCIDENT PREVENTION / TRAFFIC SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Квитчук Анатолий Сергеевич

В статье говорится о мерах, предпринимавшихся в городах СССР в период с 1929 по 1931 гг. для снижения темпов роста дорожно-транспортных происшествий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Квитчук Анатолий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization and functional competence of the special police units in the field of road safety (in the period from 1929 to 1931)

The article refers to measures undertaken in the cities of the USSR in the period from 1929 to 1931, to reduce the growth rate of traffic accidents

Текст научной работы на тему «Организация и функциональная компетенция специальных подразделений милиции в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (в период с 1929 по 1931 гг. )»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (54) 2012

Теория и история государства и права

УДК 378 А.С. Квитчук*

Организация и функциональная компетенция специальных подразделений милиции в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (в период с 1929 по 1931 гг.)

В статье говорится о мерах, предпринимавшихся в городах СССР в период с 1929 по 1931 гг. для снижения темпов роста дорожно-транспортных происшествий.

Ключевые слова: СССР, городской транспорт, дорожно-транспортные происшествия, профилактика, безопасность дорожного движения.

A.S. Kvitchuk*. Organization and functional competence of the special police units in the field of road safety (in the period from 1929 to 1931). The article refers to measures undertaken in the cities of the USSR in the period from 1929 to 1931, to reduce the growth rate of traffic accidents.

Keywords: USSR, urban transport, road traffic accident prevention, traffic safety.

Процесс автомобилизации в первые десятилетия Советского государства, динамика и структура аварийности создавали необходимые предпосылки в деятельности органов милиции и автомобильного транспорта, для дальнейшего совершенствования организационно-правовых мер по обеспечению безопасности дорожного движения.

Так, на основании постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1929 г. «Об утверждении Положения о крайоблуправлениях» в составе автопредприятий стали создаваться квалификационные комиссии для испытания водителей автомототранспорта по трем категориям: для работы на автобусах, грузовых автомобилях и такси. Отбор водителей на профессиональной основе и воспитание у них высокой ответственности за управление автотранспортным средством как сложным техническим устройством остаются и сегодня основополагающими принципами в решении проблемы безопасности дорожного движения. По этому поводу в журнале «Красный транспортник» отмечалось: «Моторный экипаж, вносящий собой в уличное движение повышенную опасность, будет смертоносным орудием, если допустить к его управлению неумелых и неуравновешенных водителей» [1, с. 8—10].

Первый опыт регулирования уличного движения, его возможности и проблемы находили отражение и на страницах милицейских изданий. Так, в журнале «Административный вестник» обращалось внимание на то, что регулирование уличного движения находится в тени, и предлагалось направить за границу несколько административных работников с целью изучения опыта этой деятельности [1, с. 8—10].

Следует отметить активность печатных изданий в постановке вопросов обеспечения безопасности дорожного движения. Так, в журнале «Вопросы коммунального хозяйства» впервые было выдвинуто и обосновано актуальное и в наши дни положение о необходимости регламентации скорости движения на городском транспорте. Журнал «Коммунальное хозяйство» напечатал историю регулирования уличного движения в Ленинграде и Москве, прокомментировав многие исторические источники [2].

Постановка в печати вопросов обеспечения безопасности дорожного движения способствовала, с одной стороны, пропаганде значимости этой проблемы, с другой — обращала внимание партийных, советских и административных органов на необходимость поиска путей ее решения. Например, вопрос о регулировании уличного движения рассматривался на заседании президиума Моссовета 31 мая 1929 г. Отмечалось, что Отдел регулирования уличного движения Коммунального хозяйства постепенно сокращался, вследствие чего одной патрульно-постовой службе милиции стало трудно справляться с возросшими транспортными потоками. Моссовет принял решение о создании межведомственной комиссии для разработки плана регулирования уличного движения в столице. Основная ее задача заключалась в координации деятельности различных ведомств и учреждений по вопросам организации и обеспечения безопасности дорожного движения [3, с. 21—23].

Тогда же группа по регулированию уличного движения была реорганизована в самостоятельный подотдел по управлению городским движением в составе Административного отдела Моссовета. Наряду с деятельностью по регулированию уличного движения подотдел приступил к разработке технических

* Квитчук, Анатолий Сергеевич, начальник факультета заочного обучения Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор. Россия, 198510, г. Санкт-Петербург, Петродворец, ул. Аврова, д. 33-а. Тел. (812) 450-39-68.

* Kvitchuk, Anatoly Sergeyevich, head of the Faculty of distance learning of St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry, doctor of law sciences, professor. Russia, 198510, St. Petersburg, Petrodvorets, Avrov-str., 33-a. Tel. (812) 450-39-68.

© Квитчук А.С., 2012

средств регулирования движения транспорта и пешеходов. Аналогичные функции в Ленинграде выполняла инспекция городского движения, структурно входившая в Административный отдел Ленсовета. В других городах функции надзора за порядком дорожного движения по-прежнему выполняла патрульно-постовая служба милиции.

К 1929 г. относятся зарождение социалистического соревнования в милиции и привлечение к регулированию уличного движения трудящихся. Так, газета «Милиционер и пожарный» сообщала, что москвичи вызвали на соревнование ленинградцев. Основными пунктами договора о социалистическом соревновании были улучшение основных элементов работы, укрепление связи милиции с трудовыми коллективами, повышение служебной дисциплины и др. Та же газета в заметке «Общество содействия милиции по регулированию уличного движения» сообщала о создании этого формирования из рабочих и служащих фабрик и заводов, объединении их в группы, прикреплении к отделениям милиции и инструктировании их представителями общества «Автодор» [4; 5].

В дальнейшем участие трудящихся в работе милиции по регулированию уличного движения значительно расширилось. Так, на совещании в Административном отделе Моссовета 16 декабря 1929 г. было принято решение о выставлении более 1 тыс. постов из добровольцев. В ходе недели регулирования уличного движения, прошедшей в столице с 17 по 23 декабря 1929 г., милицейские ударные бригады, группы содействия милиции, представители фабрик и заводов проделали большую работу по надзору за движением транспорта и пешеходов и пропаганде правил уличного движения [4; 5].

Внимание к проблеме безопасности дорожного движения уделялось и обществом «Автодор». Так, на заседании президиума Центрального совета общества 31 декабря 1929 г. было утверждено заключение специальной комиссии по вопросу «Психотехнические методы борьбы с несчастными случаями в автомобильном движении», где обосновывалась идея организации отраслевого института с целью централизованного учета аварийности, изучения процесса регулирования движения в городах и на дорогах, развертывания научно-исследовательских работ и подготовки кадров.

Более сложные задачи перед работниками милиции по обеспечению безопасности дорожного движения вытекали из решений XVI съезда ВКП (б) (1930 г.), обосновавшего крутой поворот в политике к форсированным темпам социалистического строительства по всему фронту. Журнал «Коммунальное хозяйство» подчеркивал, что «задачи в области индустриализации и коренного переустройства сельского хозяйства на новой технической основе упираются в необходимость скорейшего разрешения дорожной и автомобильной проблем» [6, с. 49].

В развитие решений съезда партии НКВД РСФСР специально обсудил вопрос о причинах высокой аварийности на автомобильном транспорте. По результатам обсуждения был издан и направлен на места циркуляр от 16 сентября 1930 г. «О мероприятиях по усилению охраны безопасности уличного движения». В документе отмечалось увеличение автомобильных аварий в Москве (за 1929 г. было совершено 1286 аварий, а за шесть месяцев 1930 г. — 2012), анализировались их причины: пьянство водителей, нарушение правил уличного движения, техническая неисправность машин, неосторожность пешеходов, отсутствие постановки на надлежащую высоту дела регулирования уличного движения. В связи с этим предлагалось начальникам административных управлений край и облисполкомов и начальникам административных отделов исполкомов автономных областей принять неотложные меры по улучшению работы [7, с. 220—224]:

«1. Пересмотреть действующие обязательные постановления по правилам уличного движения, а где их нет — принять.

2. Пересмотреть существующую сеть постов, регулирующих уличное движение.

3. Организовать плановую служебную подготовку работников, регулирующих движение.

4. В городах с интенсивным движением поставить перед исполкомами вопрос о создании в аппарате административных отделов специальных инспекций по регулированию уличного движения по примеру Москвы и Ленинграда.

5. Поставить вопрос перед соответствующими органами о переводе работы грузовых машин в ночное время.

6. Принять меры к широкому ознакомлению населения с правилами уличного движения, поставив перед органами народного образования вопрос о введении в программу обучения учащихся правил уличного движения.

7. Тщательно расследовать причины аварий.

8. Начальникам административных отделов исполкомов тех городов, где отмечается особенно неблагополучное положение с аварийностью, немедленно поставить перед органами прокуратуры и судами вопрос об усилении репрессий по отношению к злостным нарушителям правил уличного движения.

9. Немедленно установить точный учет всех аварий вне зависимости, были ли человеческие жертвы. Поставить перед соответствующими органами вопрос о том, что все работы на дорогах и улицах (ремонт, разрытие и т.п.) должны согласовываться с административными отделами. Работы должны производиться таким образом, чтобы они как можно меньше стесняли уличное движение.

10. Места производства работ должны ограждаться в темное время суток».

24 сентября 1930 г. в Моссовете состоялось совещание заинтересованных организаций, специально были рассмотрены вопросы регулирования уличного движения. Оно наметило следующие мероприятия: усиление инструктажа милиционеров-регулировщиков, рациональное размещение плакатов на улицах города, лишение водителей права на управление автомототранспортом за злостное

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (54) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 2 (54) 2012

Теория и история государства и права

нарушение правил уличного движения, повышение ответственности руководителей гаражей за техническое состояние транспорта, соблюдение водителями установленной скорости движения и др. [7, с. 220-224].

Важное начинание предприняла редакция газеты «Вечерняя Москва». В результате обсуждения на редакционном совещании вопросов регулирования уличного движения было принято решение систематически освещать их на страницах газеты, пропагандировать правила уличного движения в школах, оповещать население по радио и через кино, шире привлекать население в помощь милиции для обеспечения безопасности уличного движения и др. [8, с. 76].

В этот период милицией и автодорожными организациями проводилась большая работа по совершенствованию правил уличного движения. В 1930 г. в Москве, Ленинграде и в других городах переизданные Правила были выпущены отдельным изданием и стали принадлежностью каждого водителя и пешехода. В Правилах указывался порядок сдачи экзаменов и получении водительских прав, перечислялись неисправности, с которыми нельзя эксплуатировать автомобиль, определялась скорость движения — 40 км/ч и др.

В пропагандистской деятельности органов милиции по обеспечению безопасности уличного движения получает распространение такая форма, как обращения к населению, руководителям автотранспортных хозяйств и профсоюзным организациям с призывом соблюдать правила уличного движения, запретить эксплуатацию автотранспорта с техническими неисправностями, возглавить воспитательную работу среди различных слоев населения и т.д. Они широко публиковались в печати, издавались отдельными листовками и плакатами [9; 10; 11].

Курс на развитие автомобильного транспорта, дорожного строительства и городского хозяйства потребовал совершенствования деятельности милиции. В соответствии с постановлением ВЦИК от 31 декабря 1930 г. «О мероприятиях, вытекающих из ликвидации НКВД РСФСР и НКВД автономных республик» при СНК РСФСР было образовано Главное управление рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ), на которое возлагалось руководство и управление органами милиции и уголовного розыска по организации охраны общественного порядка и борьбы с преступностью» [12].

На местах были созданы одноименные управления и отделы милиции, а в их составе — качественно новые подразделения отделения регулирования уличного движения. Функции вновь созданных формирований заключались в учете, анализе и изучении причин дорожно-транспортных происшествий, а также в организации пропаганды безопасности дорожного движения [12].

В целенаправленной деятельности органов милиции по выполнению своих функций важную роль сыграло постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 30 марта 1931 г. «Об утверждении Положения об издании местными Советами обязательных постановлений и о наложении за их нарушение взысканий в административном порядке». В нем впервые предусматривалось издание указанных постановлений по вопросам регулирования уличного движения. В разработке проектов таких документов получили право участия и работники милиции [13].

Так, в обязательном постановлении Ленсовета от 22 мая 1931 г. «О мероприятиях по упорядочению уличного движения» предусматривались качественно новые мероприятия: создание специального отряда милиции для надзора за дисциплиной движения транспорта; увеличение количества милицейских постов; организация групп регулировщиков из ячеек Общества содействия милиции (Осодмил); разработка плана установки светофоров и других технических средств регулирования; обсуждение проекта станции диспетчерского управления городским транспортом; введение представителя милиции в межведомственную комиссию для согласования строительных планов улично-дорожной сети; повышение ответственности родителей в присмотре за детьми; создание при психотехнической лаборатории сектора для изучения причин и характера аварий; обязанность всех участников движения сообщать в милицию о случаях аварий и наездов; введение в школах программ по изучению правил уличного движения через печать, кино и другие средства массовой информации; запрещение выпуска в эксплуатацию неисправных автомобилей; усиление контроля над водителями и пешеходами, нарушающими требования правил уличного движения» [14; 15].

В постановлении президиума Мособлисполкома и Моссовета от 28 мая 1931 г. «О правилах уличного движения для Москвы» намечались аналогичные мероприятия. В целях усиления внимания милиции к обеспечению безопасности дорожного движения его вопросами были призваны заниматься участковые инспектора, постовые милиционеры и члены Осодмила.

В Положении о советской рабоче-крестьянской милиции, утвержденном постановлением СНК СССР от 25 мая 1931 г., указывалось, что милиция «надзирает за соблюдением правил уличного движения, а также правил пользования трамваями, автобусами и т.п., надзирает за соблюдением правил общественной безопасности при производстве строительных, дорожных и других работ» [16, с. 143].

Временным Уставом службы рабоче-крестьянской милиции, утвержденным приказом ГУРКМ при СНК РСФСР от 20 октября 1931 года, в перечне служебных обязанностей и прав работников милиции в части регулирования городского движения предусматривались:

— надзор за соблюдением установленных правил городского движения и принятие мер административного воздействия в случаях нарушения этих правил; регулирование городского движения путем организации специальных постов;

— борьба с несчастными случаями и аварийностью на транспорте путем изучения условий городского движения и причин, обусловливающих аварийность;

— участие в теоретических испытаниях водителей транспорта и ведение персонального учета последних;

— надзор за соблюдением правил производства работ, связанных с разрытием мостовых и тротуаров;

— разработка и проведение в жизнь правил городского движения во время демонстраций, манифестаций и других организованных шествий;

— принятие мер в порядке выполнения установленных правил организации шествий и демонстраций по обеспечению правильного и бесперебойного продвижения колонн, а также руководство другими видами движения на отведенных для них вовремя прохождения демонстраций маршрутах [16, с. 143].

Однако жизнь настойчиво требовала создания специальных подразделений, которые бы непосредственно занимались решением вопросов, связанных с безопасностью дорожного движения.

Как уже отмечалось, еще в 1928 г. в Административном отделе Мосгубисполкома была введена должность инспектора по регулированию уличного движения. На него возлагалась разработка рационального размещения транспортных линий в центре Москвы, установление мест стоянок такси, непосредственное наблюдение за дорожным движением и другие обязанности [17, с. 73].

В мае 1931 г. при Управлении рабоче-крестьянской милиции Москвы был образован отдельный отряд регулирования уличного движения (РУД), в Тбилиси и Баку — дивизионы. Аналогичные подразделения стали создаваться и в других городах; содержались они за счет средств исполкомов.

Значительной вехой в деятельности милиции по обеспечению безопасности дорожного движения явилось издание циркуляра ГУРКМ при СНК РСФСР от 10 сентября 1931 г. «О порядке организации надзора за выполнением правил уличного движения», где на основе практического опыта Москвы и Ленинграда предлагалось:

1. Проработать вопрос об организации во всех крупных городах с развитым уличным движением, в первую очередь в центрах краев и областей, в составе управлений РК милиции инспекций по регулированию городского движения. Численный состав аппарата инспекций определить в зависимости от размеров города, количества городского населения, интенсивности уличного движения и прочих местных условий и представить штаты на утверждение в Главное управление РК милиции.

2. Инспекции по регулированию городского движения подчинить непосредственно начальнику отдела службы.

3. На инспекцию по регулированию движения возложить:

— организацию административного надзора за выполнением правил городского движения;

— изучение особенностей городского движения и движения отдельных видов транспорта;

— руководство работой по регулированию городского движения;

— предварительный учет аварийности на транспорте и анализ динамики несчастных случаев,

— организацию и подготовку команд по регулированию уличного движения;

— установление связей с дортрансами, коммунальными отделами и другими организациями по вопросам, относящимся к городскому движению;

— участие в комиссиях по теоретическому испытанию водителей транспорта,

— регистрацию и персональный учет водителей транспорта;

— регулирование уличной торговой сети.

Таким образом, предпринятыми в указанный период мерами удалось снизить темпы роста дорожно-транспортных происшествий, что, в свою очередь, положительно сказалось на состоянии безопасности граждан.

Список литературы

1. Красный транспортник. — 1928. — № 18.

2. Коммунальное хозяйство. — 1929. — № 11—12.

3. Административный вестник. — 1929. — № 1.

4. Милиционер и пожарный. — 1929. — 12 апреля.

5. Милиционер и пожарный. — 1929. — 23 июня.

6. Коммунальное хозяйство. — 1929. — № 9—10.

7. Бюллетень НКВД РСФСР. — 1930. — № 30.

8. Коммунальное хозяйство. — 1930. — № 7.

9. Вестник Ленсовета. — 1930. — 9 декабря

10. Известия Мособлисполкома. — 1931. — 10 апреля.

11. Известия Мособлисполкома. — 1931. — 2 июля.

12. СУ РСФСР. — 1931. — № 4. — Ст. 38, 39.

13. СУ РСФСР. — 1931. — № 17. — Ст. 186.

14. Вестник Ленсовета. — 1931. — 24 мая.

15. Вестник Ленсовета. — 1931. — 7 августа.

16. Советская милиция: история и современность (1917—1987). — М.: Юридическая литература, 1987. — 336 с.

17. Афанасьев, М. Б., Кочетов, Л. А., Россинский, Б. В. и др. История ГАИ. — М.: Гуманитарий, 1996. — 304 с.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 2 (54) 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.