Организация и формы самостоятельной работы обучающихся меди-цинского вуза в условиях компетентностного подхода / Е. В. Дьяченко, Е. П. Шихова, М. В. Носкова, Е. М. Кро-панева // Научный диалог. — 2015. — № 4 (40). — С. 76—89.
УДК 378.147.88
Организация и формы самостоятельной работы обучающихся медицинского вуза в условиях компетентностного подхода
© Дьяченко Елена Васильевна (2015), кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и педагогики, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Екатеринбург), йу[email protected].
© Шихова Елена Павловна (2015), кандидат социологических наук, доцент, кафедра психологии и педагогики, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Екатеринбург), [email protected].
© Носкова Марина Владимировна (2015), кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии и педагогики, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Екатеринбург), [email protected].
© Кропанева Елена Михайловна (2015), кандидат философских наук, доцент, кафедра психологии и педагогики, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Екатеринбург), [email protected].
Выявляется противоречие между традиционно сложившимися особенностями организации самостоятельной работы в вузе, ориентированной на «знаниевый» компонент подготовки, и современными требованиями к практико-ориентированной профессиональной компетентности будущего специалиста. Констатируется необходимость разрешения данного противоречия. Актуальность публикации обусловлена, с одной стороны, требованием федерального государственного стандарта высшего образования поколения «3 + » (1/3 академических часов от общей трудоемкости основной образовательной программы отводится на самостоятельную работу обучающегося), с другой, — отсутствием нормативных требований к организации и контролю внеаудиторной самостоятельной работы. Особую актуальность данная проблема обнаруживает в условиях медицинского образования, ориентированного на формирование практических навыков будущего специалиста системы практического здравоохранения. Представлены разработки преподавателей кафедры психологии и педагогики Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный медицинский университет» (УГМУ). Предлагаются характеристики наиболее продуктивных форм организации внеаудиторной самостоятельной работы, реализуемых в УГМУ в рамках дисциплины «Психология и педагогика»: проведение исследования и написание научной статьи, разработка постер-ного доклада, создание профилактического проекта, разработка учебно-профессиональной ситуационной задачи, составление кроссворда. Тщательное проектирование условий и форм организации самостоятельной работы в вузе обеспечивает качество реализации профессиональных образовательных программ системы высшего медицинского образования.
Ключевые слова: компетентность^ подход в образовании; самостоятельная работа обучающихся; психолого-педагогические условия; внеаудиторная работа.
То, что я слышу, — я забываю, то, что я вижу, — я запоминаю, то, что я делаю, — я умею.
(Конфуций, древний мыслитель и философ Китая, 551—479 гг. до н. э.)
1. Введение
Высшая школа планомерно переходит к реализации компетент-ностной модели подготовки специалистов. Существующий термино-
логический плюрализм в трактовании сущности компетентностного подхода в образовании дает возможность выделить одно из достаточно четких и эмпирически верифицируемых определений. Компетент-ностный подход в обучении есть обобщенное условие способности человека эффективно действовать за границами учебных сюжетов и учебных ситуаций [Болотов и др., 2003, с. 10]. От определения сущности компетентностного подхода закономерен переход к вопросам его роли в повышении качества образования.
«Какими должны быть инструменты для повышения качества Российского образования?» Данный вопрос дискутировался в рамках ставшего уже традиционным тематического Делового завтрака, организуемого Сбербанком РФ с ректорами ведущих вузов России, представителями Министерств РФ и Правительства РФ, руководителями крупнейших российских и зарубежных компаний, губернаторами ключевых регионов России. Встреча на тему «Новые модели образования для экономики XXI века» проходила 23 мая 2014 года в рамках Петербургского международного экономического форума (Санкт-Петербург, 22—24 мая 2014 г.). Итоги обсуждения были подведены методом голосования. Они могут быть резюмированы следующим образом:
— акцент на практико-ориентированный подход в обучении (39,1 %);
— современный профессиональный менеджмент в управлении вузами (29,3 %);
— переход на новые технологические платформы образования, информационные образовательные ресурсы (МООС) (16,3 %) [Тим-кин, 2013];
— развитие исследований мирового уровня (9,8 %);
— увеличение финансирования ведущих вузов (5,4 %) [Новые модели..., 2014].
Доминирующей в обеспечении качества подготовки специалиста является ориентированность образовательных программ на форми-
рование готовности и способности выпускника к реализации практических навыков в выполнении профессиональной деятельности.
Созвучны этому и требования Болонской декларации, ориентированные на изменения в технологии обучения, где центр тяжести перенесен на самостоятельную деятельность, направляемую и контролируемую преподавателем. Планирование, организация и реализация самостоятельной деятельности становятся важнейшей задачей обучения. В государственном образовательном стандарте третьего поколения обозначена трудоемкость самостоятельной работы. В утвержденных учебных планах она составляет 1/3 академических часов (31 %) от общей трудоемкости образовательной программы. Стратегически на первый план выступает исходный и потенциальный уровни самостоятельности обучающихся, совершенствование которых предполагает создание специальных педагогических условий в образовательном процессе университета.
Возникает необходимость разрешения противоречия между традиционно сложившимися особенностями организации самостоятельной работы в вузе, ориентированной на «знаниевый» компонент подготовки, и современными требованиями к практико-ориентирован-ной профессиональной компетентности будущего специалиста.
2. Психолого-педагогические условия организации самостоятельной работы в медицинском вузе
В ходе решения обозначенного выше противоречия образуется целый комплекс методических вопросов, касающихся условий, методов и форм организации самостоятельной работы, учебно-методического сопровождения, результатов самостоятельной работы и методов их контроля, оценки преподавателем и др.
Кафедрой психологии и педагогики Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный медицинский университет» (УГМУ) в ходе многолетней работы накоплен опыт создания психо-
лого-педагогических условий проектирования и организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся при реализации компетентностного подхода к образованию:
— ориентация на специальность в укрупненной группе специальностей «Здравоохранение» при разработке тем в различных формах организации самостоятельной работы (СР);
— опора на индивидуально-психологические способности и возможности обучающихся при проектировании преподавателями форм СР;
— полиальтернативность выбора — возможность самостоятельного выбора обучающимся не только темы, но и формы внеаудиторной СР;
— возможность реализации обучающимся творческого подхода в выполнении СР;
— дистанционное сопровождение и оценка преподавателем результата СР обучающегося посредством образовательного портала educa.usma.
3. Формы организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов медицинского вуза
Кратко презентуем наиболее продуктивные формы организации внеаудиторной самостоятельной работы, реализуемые на кафедре в рамках дисциплины «Психология и педагогика»: проведение исследования и написание научной статьи, разработка постерного доклада, создание профилактического проекта, разработка учебно-профессиональной ситуационной задачи, составление кроссворда.
Проведение исследования и подготовка научной статьи
Научные исследования — один из видов профессиональной деятельности, к которой согласно федеральным государственным стандартам (ФГОС) высшего образования (ВО) должен быть готов специалист, освоивший основные образовательные программы (ООП) высшего профессионального образования (ВПО). Требования готов-
ности и способности выпускника медицинского вуза к научно-исследовательской работе изложены в ФГОС ВО всей укрупненной группы специальностей 060000 — Здравоохранение и предусматривают исследовательскую работу как вид профессиональной деятельности. Основные образовательные программы ВПО всех направлений (специальностей) подготовки, разработанные и реализуемые в УГМУ, предусматривают учебно-исследовательскую работу обучающегося как обязательный вид учебной деятельности в процессе освоения ООП, направленный на формирование компетенций в сфере научно-исследовательской деятельности.
Учебно-исследовательская деятельность является процессом познания объективного мира и состоит из тех же элементов (этапов), которые свойственны научному познанию: определение проблемы, постановка цели, задач, предварительный анализ имеющейся информации, формулировка исходных гипотез, планирование и организация эмпирического исследования, его проведение, анализ и обобщение полученных результатов, проверка исходных гипотез на основе полученных данных, окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний. Научное знание, полученное в ходе учебно-исследовательской работы, является субъективно новым только для обучающегося и этим отличается от результатов научно-исследовательской работы.
Организация самостоятельной работы в форме учебно-исследовательской деятельности направлена на решение следующих учебных задач:
— научить использовать современные технологии сбора информации, обработки и интерпретации данных, полученных как в результате аналитической работы с литературой, так и в ходе самостоятельного эмпирического исследования;
— развить умение логично и грамотно излагать литературный материал, результаты эмпирических исследований в соответствии с принятыми в науке требованиями к научным публикациям;
— привить основные навыки исследовательской работы, решения творческих задач в ходе учебного исследования по определенной теме.
Результатом самостоятельной работы и формой отчета выступает научная статья, в итоге рекомендуемая преподавателем к публикации.
Разработка постерного доклада
Владение основами мультимедиа-технологий входит в обязательный образовательный минимум и отражается в содержании как общекультурных, так и профессиональных компетенций специалиста.
Большинство современных научных конференций наряду с традиционными устными докладами практикуют так называемые по-стерные, или стендовые, и электронные постерные доклады, или е-постеры: авторы представляют свои сообщения в печатной (плакатной, стендовой) форме или в форме мультимедийной презентации [Голубкова; Примеры...]. Грамотно оформленный печатный или электронный доклад дает возможность наглядно донести большое количество информации, представленной в виде графиков, схем, таблиц, динамических визуальных элементов (видео, слайд-шоу, ани-мированные диаграммы и графики, прокрутка текста, 3D-вращение модели) и др.
Выполнение самостоятельной работы в форме разработки постерного доклада на определённую, согласованную с преподавателем тему в рамках дисциплины «Психология и педагогика» нацелено не только на освоение технологий создания подобных сообщений, но и на формирование у обучающегося умений работы с информацией, раскрывающей определенную рабочей программой тему дисциплины (смысловой и сущностной отбор информации, ее логическое структурирование, визуальная демонстрация).
Разработка постерного доклада как форма самостоятельной работы не только способствует углубленному изучению психолого-педагогической феноменологии и форм ее проявления в профессиональ-
ной деятельности врача, медицинского работника, провизора, но и предоставляет возможность проявления творческого потенциала обучающегося, его дивергентного мышления и индивидуального стиля организации учебной деятельности.
Создание профилактического проекта
Актуальность формирования компетенций в области проектной деятельности обусловлена инновационной направленностью экономического развития: владение логикой и технологией проектирования позволяет более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции и обеспечивает конкурентоспособность специалиста с высшим медицинским образованием. Сущность проектной деятельности, в отличие от метода деловой игры как формы работы с накопленными знаниями и умениями, заключается в создании новых реальностей (объектов, процессов, явлений) с заданными качествами. Метод проектов — определенным образом организованная самостоятельная поисковая, исследовательская, творческая, познавательная деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает процесс достижения результата определенными методами, приемами, что приводит к развитию познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном поле, анализировать, выдвигать гипотезы [Полат, 1999, с. 55—56]. Среди проектов образовательной деятельности выделяют следующие типы:
— исследовательские — приближенные к научному исследованию, содержащие доказательство актуальности, предмет, объект, задачи, гипотезы исследования, обозначение методов, источников информации, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, постановку новых проблем;
— творческие — не имеющие детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершённой форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты);
— социально значимые — с самого начала чётко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют плана действий, внешней экспертизы [Се-левко, 2006, т. 1, с. 148].
Проектная деятельность в рамках самостоятельной работы, осуществляемая обучающимися медицинского университета, по типу выступает как социально значимая, просветительская, ориентированная на развитие компетенций в области профилактической деятельности будущих врачей. Профилактическая работа в рамках санитар-но-просветительской деятельности врача с населением по вопросам профилактической медицины является необходимой профессиональной компетенцией специалиста в области практического здравоохранения.
Одной из дидактических задач создания обучающимися профилактического проекта выступает знакомство с возможностями и ролью психолого-педагогических методов работы с населением в рамках профилактической деятельности врача. Также самостоятельная работа по созданию профилактического проекта способствует развитию как коммуникативной компетентности (работа в команде, работа с возражениями, ведение диалога и деловой дискуссии, толерантное поведение к собеседнику и др.), так и способности и готовности анализировать значимые социально-психологические факторы в профилактике различных заболеваний населения.
Содержательно создание профилактического проекта включает разработку наглядных демонстрационных материалов (буклет, брошюру, стендовый плакат, рекламный постер и т. п.) по профилактике определенного заболевания, вредных привычек и презентацию профилактического проекта в свободной форме (мини-лекция, РР-презентация и т. п.).
Пошаговый алгоритм создания профилактического проекта, его тема и форма представления результата согласовываются с преподавателем.
Разработка ситуационных задач
Востребованность применения именно в практико-ориентиро-ванном обучении в медицинском вузе ситуационных (клинических и коммуникативных) задач как одного из видов интерактивного обучения не вызывает сомнений при ориентации образовательного процесса на компетентностный подход. Во ФГОС ВО 3+ психолого-педагогическая деятельность и решаемые в ее рамках задачи обозначаются как одна из основных видов профессиональной деятельности специалиста в области здравоохранения.
Формирование психолого-педагогических компетенций в контексте как общекультурных, так и профессиональных компетенций продиктовано содержанием будущей деятельности врача и включает достаточно широкий круг вопросов: профессиональные коммуникации, взаимоотношения с пациентами и их родственниками, этические и деонтологические аспекты деятельности врача, конфликтологическая культура, психология управления, методы обучения пациентов по вопросам профилактики и основам здорового образа жизни и др.).
Самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа обучающихся под руководством преподавателя по разработке и решению ситуационных задач — один из продуктивных практико-ориентиро-ванных методов, выполняющий как обучающую, так и контрольно-измерительную функцию в освоении теоретического материала дисциплины.
Источником содержания ситуационных задач является профессиональная деятельность врача, реальные клинические ситуации с пациентом (его родственниками) при прохождении медицинской практики.
Преподаватель определяет тематическую область разработки ситуационной задачи, алгоритм разработки, требования к ее описанию, вопросы к задаче и альтернативные варианты эталонов-решений. Также преподаватель обозначает критерии оценки, применяемые к результату деятельности обучающегося по разработке клинической
ситуационной задачи с психолого-педагогическим и / или деонтоло-гическим содержанием.
Составление кроссворда
В рамках самостоятельной работы обучающимся предлагается составление кроссворда. Данная форма работы ориентирована на развитие интеллектуально-творческих компетенций (креативности, самообразования, интеллектуальной самостоятельности, когнитивных процессов) и общекультурных («способность к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых проблем, основных категорий»). Задание составляет альтернативу тестовому контролю знаний обучающегося. После изучения дисциплинарного модуля преподаватель рекомендует составить кроссворд с целью повторения и закрепления пройденного материала для подготовки к промежуточной аттестации по модулю. Кроссворд позволяет в учебной ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний по дисциплине. При составлении кроссворда студентам рекомендуется обращаться к учебной и научной литературе.
Использование учебных кроссвордов по дисциплине «Психология и педагогика» позволяет обучающимся вникать в суть изучаемых социально-психологических феноменов и явлений, усваивать учебный материал, ключевые понятия, закреплять их. При выполнении задания у обучающихся развивается наглядно-образное мышление, творческий потенциал, совершенствуется культура интеллектуального труда, коммуникативная культура, грамотность, аккуратность, логическое мышление. Реализация данной формы самостоятельной работы осуществляется через развивающие, личностно-ориенти-рованные, исследовательские, коммуникативные и рефлексивные функции.
4. Выводы
Современная практико-ориентированная модель обучения в медицинском вузе, отводящая существенную роль самостоятельности
и самостоятельной работе обучающихся, требует от научно-педагогических коллективов серьёзной и вдумчивой учебно-методической проработки условий и форм организации самостоятельной работы в вузе, обеспечивающих качество реализации профессиональных образовательных программ системы высшего медицинского образования.
Литература
1. Болотов В. А. Компетентностная модель : от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. — 2003. — № 10. — С. 8—14.
2. Голубкова О. А. Стендовый доклад : технология разработки [Электронный ресурс] / О. А. Голубкова ; Высшая школа экономики, Санкт-Петербург. — Режим доступа : https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=& esrc=s&source=web&cd=3&ved=0CDkQFjAC&ш^=http0/o3A0/o2F0/o2Fwww. hse.m0/o2Fdata0/o2Fspb0/o2Fnews-branch-_.ppt&ei=Fu2CШq-A7Ta4QShjЮY Dg&usg=AFQjCNHn79cM9p3GPKsxgYDkzRqaz7Rz3A&sig2=vqWg0udcB 1mFUKlm9b6QOA&bvm=bv.67720277,d.bGE&cad=rit.
3. Новые модели образования для экономики XXI века : деловой завтрак Сбербанка РФ, 23 мая 2014 г. / Петербургский международный экономический форум, Санкт-Петербург, 22—24 мая 2014 г. [Электронный ресурс]. — 2014. — 23 мая. — Режим доступа : http://www.vestifinance.ru/ videos/16180.
4. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат и др. — Москва : Академия, 1999. — 224 с.
5. Примеры оформления стендовых докладов [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.ire.kharkov.ua/ysc/rus/news/info__
posters.htm.
6. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. / Г. К. Селевко. —Москва : НИИ школьных технологий, 2006. — Т. 1. — 816 с. — Т. 2. — 815 с.
7. Тимкин С. Л. О национальном ответе на глобальный образовательный вызов : анализ реакции мировых образовательных центров на американские МООС [Электронный ресурс] / С. Л. Тимкин. — 2013. — 12 мая. — Режим доступа : http://timkin-blog.blogspot.ru/2013/05/blog-post_12.html.
Organisation and Forms of Individual Work
of Medical Institute Students
under Conditions of Competence Approach
© Dyachenko Yelena Vasilyevna (2015), PhD in Psychology, associate professor, Head of Department, Department of Psychology and Pedagogy, State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Ural State Medical University" of Ministry of Health of the Russian Federation (Yekaterinburg), [email protected].
© Shikhova Yelena Pavlovna (2015), PhD in Social Sciences, associate professor, Department of Psychology and Pedagogy, State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Ural State Medical University" of Ministry of Health of the Russian Federation (Yekaterinburg), [email protected]. © Noskova Marina Vladimirovna (2015), PhD in Psychology, associate professor, Department of Psychology and Pedagogy, State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Ural State Medical University" of Ministry of Health of the Russian Federation (Yekaterinburg), [email protected]. © Kropaneva Yelena Mikhaylovna (2015), PhD in Philosophy, associate professor Department of Psychology and Pedagogy, State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Ural State Medical University" of Ministry of Health of the Russian Federation (Yekaterinburg), [email protected].
The contradiction between traditionally established features of organisation of individual work at the university, focused on "knowledge" training component, and modern requirements for practice-oriented professional competence of the future expert is revealed. The need to resolve this contradiction is stated. The relevance of the article is determined, on the one hand, by the requirements of the higher education federal state standard of generation "3 + " (1/3 of academic hours of the total labour intensity of the basic educational program is given to student's individual work), on the other hand, by the lack of regulations for the organisation and control of extracurricular individual work. Particular relevance of this problem is revealed in medical education focused on the formation of practical skills of the future expert of practical public health. The developments by teachers of the Department of Psychology and Pedagogy of "The Ural State Medical University" are presented. The characteristics of the most productive forms of organising the extracurricular self-study implemented in USMU within the discipline of "Psychology and Pedagogy" are given: conducting of the research and writing the scientific articles, poster
report development, creation of a preventive project, the development of educational and professional situational problem, making of a crossword puzzle. Careful projecting of conditions and forms of individual work organisation at the university ensure the quality of implementation of professional educational programs of higher medical education.
Key words: competence approach in education; students' individual work; psychological and pedagogical conditions; extracurricular work.
References
Bolotov, V. A., Serikov, V. V 2003. Kompetentnostnaya model': ot idei k obrazovatel'noy programme. Pedagogika, 10: 8—14. (In Russ.).
Golubkova, O. A. Stendovyy doklad: tekhnologiya razrabotki. Sankt-Peterburg.
Available at: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&so urce=web&cd=3&ved=0CDkQFjAC&url=http%3A%2F%2Fwww. hse.ru%2Fdata%2Fspb%2Fnews-branch-_.ppt&ei=Fu2CU9q-A7T a4QShjIGYDg&usg=AFQjCNHn79cM9p3GPKsxgYDkzRqaz7Rz 3A&sig2=vqWg0udcB1mFUKlm9b6QOA&bvm=bv.67720277,d. bGE&cad=rjt. (In Russ.).
Novye modeli obrazovaniya dlya ekonomiki XXI veka: delovoy zavtrak Sberbanka RF. 2014. Sankt-Peterburg. Available at: http://www. vestifinance.ru/videos/16180. (In Russ.).
Polat, E. S. 1999. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya. Moskva: Akademiya. (In Russ.).
Primery oformleniya stendovykh dokladov. Available at: http://www.ire.kharkov. ua/ysc/rus/news/info_posters.htm. (In Russ.).
Selevko, G. K. 2006. Entsiklopediya obrazovatel'nykh tekhnologiy: v 2 t. Moskva : NII shkol'nykh tekhnologiy. (In Russ.).
Timkin, S. L. 2013. O natsional'nom otvete na global'nyy obrazovatel'nyy vyzov: analiz reaktsii mirovykh obrazovatel'nykh tsentrov na amerikanskie MOOS. Available at: http://timkin-blog.blogspot.ru/2013/05/blog-post_12.html. (In Russ.).