Научная статья на тему 'Научно-методические основы образовательной воспитательной работы в культурном центре «Россика»'

Научно-методические основы образовательной воспитательной работы в культурном центре «Россика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВНЕАУДИ&SHY / ТОРНАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL PROCESS / PROFESSIONALLY-ORIENTED EDUCATION / EXTRACURRICULAR WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабанова Марина Владимировна, Лапшина Анна Евгеньевна

The article is devoted to the scientific and methodological fundamentals of education and educational and cultural work at higher school. The experience in the formation of the favorable environment for the progressive development of an individual for of the future specialist in the tourism industry is revealed. The lessons from the experience of the educational work of the cultural center «Rossika» is made. The prospects of the organization and carrying out new lines of extracurricular work to provide moral and moral health of the student population are projected.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-методические основы образовательной воспитательной работы в культурном центре «Россика»»

УДК 378

I НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-I ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КУЛЬТУРНОМ ЦЕНТРЕ «РОССИКА»

Шабанова Марина Владимировна, старший преподаватель, кандидат исторических наук, [email protected],

Лапшина Анна Евгеньевна, доцент, кандидат философских наук, [email protected],

Институт туризма и гостеприимства (филиал) (Москва) ФГБОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

The article is devoted to the scientific and methodological fundamentals of education and educational and cultural work at higher school. The experience in the formation of the favorable environment for the progressive development of an individual for of the future specialist in the tourism industry is revealed. The lessons from the experience of the educational work of the cultural center «Rossika» is made. The prospects of the organization and carrying out new lines of extracurricular work to provide moral and moral health of the student population are projected.

Статья посвящена научно-методическим основам образовательно-воспитательной и культурно-просветительной работы в высшей школе, раскрывается опыт формирования условий для благоприятного прогрессивного развития личности будущего специалиста туриндустрии, делаются выводы из опыта проведения воспитательной работы культурного центра «РОССИКА», прогнозируются перспективы дальнейшей организации и проведения новых направлений внеаудиторной работы для обеспечения морально-нравственного здоровья обучающегося контингента.

Keywords: educational process, professionally-oriented education, extracurricular work

Ключевые слова: воспитательный процесс, профессионально-ориентированное обучение, внеаудиторная работа

Развитие системы современного российского образования, направленное на ее адаптацию к нынешнему обществу, мировому опыту образовательных структур, образовательным нуждам отдельной личности, государства, общества, производства, обусловливает ее сущностные изменения. Формирование новой системы образования определяется присоединением Российской Федерации к Болонскому процессу и разработкой образовательных стандартов третьего поколения. В контексте идеологии ЮНЕСКО образование в начале нового тысячелетия одновременно включает воспитание, обучение, формирование жизненной позиции личности, что обусловливает рассмотрение как способов обучения по образовательным программам, так и типов образовательных программ, детерминированных стратегией общественного развития, как процесс, который не ограничен временем и формой образования. Исходя из новых задач, современная высшая школа должна не только обеспечить выпускнику необходимые компе-

тенции и умения, но и сформировать навык самостоятельной эффективной работы, стремление к постоянному профессиональному росту и мобильности.

В контексте происходящих в нынешний момент изменений в образовании стало актуальным переосмысление целей отечественного образования, функционирования и развития его подсистем, изменения принятых представлений об их социальной сущности. Возросло значение неформального образования, самообразования, повышения функциональной значимости социально-институализированных структур общества, обладающих образовательным потенциалом, расширяющим образовательную сферу: музеи, библиотеки, научно-образовательные, исследовательские и культурные центры, лаборатории, структуры дополнительного образования и общественные подструктуры, являющиеся сегментом системы образования.

Обозначенная тенденция способствует решению новой задачи педагогической науки,

61

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ

это организация образовательного процесса с целью формирования морально-нравственных ценностей студентов, ориентирующих будущих специалистов на принятие ответственных профессиональных решений, выбор гуманистической стратегии поведения, поиск путей нравственного самосовершенствования, самореализации. Особенно это касается будущих специалистов туриндустрии, поскольку объектом их профессиональной деятельности является, прежде всего, человек, входящий в реальное поле многообразных и полифункциональных социальных ролей и межкультурных коммуникаций. Одним из наиболее эффективных способов формирования ценностных ориентиров в профессиональной подготовке специалистов туристской профессии являются методы внеаудиторной работы со студентами.

Институт туризма и гостеприимства (Москва) (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» — специализированное высшее учебное заведение, которое уже более 15 лет осуществляет подготовку высококвалифицированных кадров для индустрии туризма и гостеприимства. Мощным и высокоэффективным инструментом в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов и мощным фактором в формировании нравственного начала личности является деятельность культурного центра «РОССИКА». Основными формами работы со студенческой молодежью стали следующие: лекция, консультация, научные чтения, клуб (кружок), встреча со специалистом, мастер-класс, экспозиционно-выставочная работа. При реализации указанных форм работы используются такие инновационные механизмы организации учебно-воспитательного и культурно-просветительного процесса как проектный метод, использование проблемного и исследовательского методов обучения, разнообразные виды самостоятельной работы студента, в том числе с применением средств информационных технологий. Вышеизложенные факты позволяют говорить о новаторском подходе к решению задач воспитания и просвещения в рамках внеаудиторной работы с учащимися.

Наиболее существенными направлениями такой работы для научно-педагогического состава, кроме выработки профессиональных навыков, являются:

• духовно-нравственное воспитание;

• художественно-эстетическое воспитание;

• гражданское и патриотическое воспитание;

• межкультурная коммуникация.

Задачи духовно-нравственного воспитания, безусловно, стоят перед педагогом при преподавании каждой дисциплины, независимо от направления обучения, но именно работа культурного центра наиболее эффективно обеспечивает восприятие молодым поколением богатства духовного наследия многонациональной России и усвоение лучших нравственных алгоритмов.

Художественно-эстетическое воспитание органически охватывает эстетическое освоение и преобразование мира, то есть ценности и отношения, связанные с эстетической деятельностью. Эстетическое воспитание немыслимо без эстетического развития, художественного образования, художественно-творческого развития личности. На базе культурного центра «РОССИКА» организуются выставки творческих тематических работ мастеров народных художественных промыслов, а также персональные выставки с привлечением коллекционеров.

Гражданское и патриотическое воспитание — важнейшая задача высшей школы, закрепленная в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где постулируются такие принципы, как любовь к Родине и семье, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека. Например, во время беседы, посвященной празднованию победы России в Отечественной войне 1812 года, с доктором исторических наук, профессором М.Ф. Прохоровым по теме «Москва в 1812 году» перед студентами была раскрыта яркая историческая картина Москвы двухсотлетней давности. Встреча вызвала искренний интерес у студентов и продемонстрировала свою эффективность формирования у граждан России высоких патриотических качеств на основе исконно российских ценностей и традиций, в том числе воинских.

Расширение границ международного сотрудничества и развитие партнерских отношений между различными странами позволяет выпускникам Института туризма и гостеприимства осуществлять профессиональную деятельность за пределами Российской Федерации, значительно увеличить, расширить географию осуществления профессиональной деятельности. При этом современный социальный контекст общения, характеризующийся как процесс межкультурной и межнациональной коммуникации, выдвинул новые цели обучения, основанные на объективных потреб-

62

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 3

Научно-методические основы образовательно-воспитательной работы в культурном...

ностях общества и отдельных его представителей в определенный исторический период.

Бесспорно, вышеперечисленные направления нацелены на формирование высоких морально-нравственных качеств студентов, но осуществляются они с применением новейших достижений информационных технологий, которые занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития системы образования и воспитания. Наиболее эффективным методом стала интеграция мультимедиа в процесс лекционных занятий, мастер-классов, бесед. Мультимедиа помогает представить объект или процесс не только традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Информация, переданная при помощи разнообразных форм в условиях их синхронного применения, воспринимается молодежью существенно более эффективно. Например, во время встречи студентов Института туризма и гостеприимства с мастером ручного ткачества, преподавателем Колледжа прикладного искусства МГХПА им. С. Г. Строганова — Светланой Вениаминовной Чураковой, студентам удалось познакомиться с основами древнего ручного промысла, его техниками и видами. Живой отклик тема вызвала благодаря дополнению устного рассказа видеорядом, позволившим наглядно представить особенности изделий, способы производства, конструктивные отличия текстильных артефактов. Использование мультимедийных технологий стимулирует переход от вещания к открытой творческой дискуссии со студентами, совместным исследованиям, в целом к более творческой работе. Возможность использования компьютерных видеофайлов в сочетании со звуковым вербальным и невербальным сопровождением обеспечивает подключение к процессу переработки информации механизмов образного восприятия, непроизвольного внимания и главное, — воздействие на эмоциональную сферу личности студента, его процессуальный аспект внутренней мотивации.

Одна из основных задач работы культурного центра «РОССИКА» — культурно-образовательная деятельность, ориентированная на личность, способную проявить себя в том, к чему она способна. Интерес к получению предметных знаний у студентов имеет несколько градаций, соответствующих росту личности в дидактической системе, — интерес к фактам, причинно-следственным связям, интерес к теории и методологии. Использование упомянутых выше форм работы стимулирует интерес к пред-

метным знаниям, открывая доступ к источникам информации, предоставляя средства ее преображения. В отечественной педагогической науке разработаны различные виды стимуляции познавательного интереса у обучающихся, один из них — содержание учебного материала.

Стимуляция содержанием может осуществиться за счет: 1) новизны содержания; 2) обновления ранее усвоенных знаний; 3) практической необходимости в знаниях; 4) демонстрации студентам современных научных достижений. Второй подход развития познавательного интереса — организация воспитательно-образовательной и культурно-просветительной работы. Здесь выделяются: 1) многообразие форм самостоятельной работы; 2) исследовательский подход; 3) творческие научные работы и проекты студентов; 4) практические виды работ [2; с. 68]. В обоих случаях главная роль отводится преподавателю, ученому, специалисту, который является ключевой фигурой в образовательновоспитательном и культурно-просветительном процессе, не только воплощая его, но и непосредственно участвуя в формировании содержания и обновления. Тенденция к обновлению образования представляется на основе модели опережающего развития, сущность которой видится в способности личности к профессиональному самообразованию в течение всей жизни. Эту задачу реализуют преподаватели с помощью развития познавательной активности, овладения ею средствами и методами самообразования. Именно поэтому все большее внимание уделяется повышению квалификации профессорско-педагогического состава, готовности их к инновационной деятельности.

Основные итоги анализа методологических основ образовательно-воспитательной и культурно-просветительной работы в системе высшего образования, проведенных в настоящей работе, заключаются в следующем.

1. Работа культурного центра «РОССИКА» обеспечивает обретение будущими специалистами сферы туризма и гостеприимства широкого ряда умений и навыков: развитого визуального мышления, изложения и оценки самостоятельных суждений, интерпретации зрительных образов в условиях возросшего потока визуальной информации. Культурный центр выступает как своеобразное окно в окружающий мир, дает мощный стимул для формирования и развития профессиональных компетенций будущего специалиста туриндустрии в ходе профессиональной подготовки в вузе.

63

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ

2. Мероприятия, организованные в рамках научно-педагогической деятельности центра «РОССИКА», усиливают отдельные грани образовательно-воспитательного и культурнопросветительного процесса в высшем учебном заведении, значительно расширяют диапазоны взаимодействия личности с обществом, формируя механизмы самостоятельной зрелой оценки неизвестных ранее ценностей культурного наследия, исторической преемственности, пластов духовного опыта человечества.

3. Важным результатом работы культурного центра можно считать мотивированность личности студента к организации собственной деятельности, как умение упорядочить ее в систему способов приобретения информации, умения оперировать, отбирать, структурировать, обобщать, а также развитие у молодежи способности творчески обрабатывать инфор-

Литература

мацию с позиции целевой установки проектирования, ориентированной на решение конкретных задач учебной деятельности на основе творческого самостоятельного подхода в решении познавательных задач.

Из всего вышесказанного можно сделать выводы: работу культурного центра «РОССИ-КА» можно считать высокоэффективной, потому что ее формы позволяют активизировать деятельность учащихся; дают возможность повысить качество образования, воспитания, просвещения; создать условия для творческой и исследовательской деятельности студентов с различным уровнем компетентности, повысить профессиональный уровень будущего специалиста туриндустрии; разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса.

1. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971. 208 с.

УДК 338.46

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ БИЗНЕС-ТРЕНЕРОВ

Суворов Алексей Владимирович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства», [email protected],

Институт туризма и гостеприимства (Москва) (филиал) ФГБОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Российская Федерация

The article deals with the specifics of design and implementation of business training for trainers. The tasks for the training of trainers and its main components are determined. The basic rules of trainingfor business — trainers are given. Finally, we formulate recommendations for forming training programs for trainers.

В статье рассматривается специфика разработки проведения бизнес-тренингов для тренеров. Определяются задачи тренинга для тренеров и основные его компоненты, приводятся основные правила проведения тренингов для бизнес-тренеров. Формулируются рекомендации по формированию программ тренингов для тренеров.

Keywords: business-trainer, the criteria for assessing the quality of training, the components of training Ключевые слова: бизнес-тренер, критерии оценки качества тренинга, компоненты тренинга

В современном обществе профессия бизнес-тренера становится очень востребованной и вполне адекватно оплачиваемой. Все чаще крупные и малые компании внедряют внутреннее обучение своих сотрудников. Все больше

специалистов в разных регионах нашей страны осваивают профессию тренера и коуча, получают интересную и перспективную работу, эффективно используют свой профессиональный опыт, строят успешную карьеру.

64

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.