Научная статья на тему 'Организация и финансирование системы социальной защиты: Российский и зарубежный опыт'

Организация и финансирование системы социальной защиты: Российский и зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1215
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА США / СКАНДИНАВСКАЯ МОДЕЛЬ / ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация и финансирование системы социальной защиты: Российский и зарубежный опыт»

14. International Convention on Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Seafarers, 1978 [Электронный ресурс]. - URL: http: // www.imo.org/ourwork/humanelement/trainingcer-tification/pages/stcw-convention.aspx

15. International Trade Center UNCTAD/WTO [Электронный ресурс]. - URL:www.intracen.org

16. Krugman P. Scale Economies, Product Differentiation and the Pattern of Trade // American Economic Review, 1980, vol. 70, p. 950-959.

17. OECD [Электронный ресурс]. - URL: http://www.oecd.org/

18. Reporton G-20 Trade Measures (mid-May 2012 tomid-October 2012) 31 October 2012, WTO, Geneva, 42 p.

19. StiglitzJoseph E. Complacency in a Leaderless World // Project Syndicate [Электронный ресурс]. - URL: http: // www.project-syndicate.org/commentary/lessons-from-davos-by-joseph-e--stiglitz

20. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.wto.org

21. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.wto.ru

22. [Электронный ресурс]. - URL: http://europa.eu

23. World economic outlook Slowing Growth, Rising Risks: a survey by the staff of the International Monetary Fund. Washington, DC: International Monetary Fund, 2011, 241 p.

К.С. Золотавин

ОРГАНИЗАЦИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ

ОПЫТ

Ключевые слова: система социальной защиты, элементы системы социальной защиты, социальная защита США, скандинавская модель, западноевропейская модель.

В конституциях социалистических и большинства постсоциалистических стран право на социальное обеспечение как одно из основных конституционных социальных прав человека формулируется как право на помощь со стороны государства в виде пенсий и пособий по старости, временной или постоянной нетрудоспособности, по случаю потери кормильца, по безработице, бедности. Россия не является исключением [1].

В настоящее время российская система социальной защиты отвечает за широкий спектр вопросов социального характера. Она охватывает направления, связанные с организацией работы учреждений общего среднего, профессионального и послевузовского образования, реализацией программ поддержки семьи и молодежи, многочисленные вопросы, связанные с социальной защитой граждан - ветеранов, пенсионеров, малоимущих, студентов, многодетных и неполных семей. Также в ее ведении находится организация работы органов ЗАГС и проведение политики в области культуры, искусства, кинопроката, охраны и использования историко-культурного наследия в части движимых памятников культуры.

Так что же понимают под системой социальной защиты в России? В законодательстве Российской Федерации нет четкого ответа на данный вопрос, а отечественные авторы рассматривают сложившуюся модель неоднозначно. Обратившись к российскому опыту, мы постараемся осветить несколько подходов к трактованию модели системы со-

© Золотавин К.С., 2013

циальной защиты России. В России социальная защита представлена государственной и негосударственной формой. Включает действия бюджетных и внебюджетных фондов на различных уровнях, а страховые накопления и бюджет играют приблизительно одинаковые роли в ее финансировании.

Некоторые авторы характеризуют сложившуюся модель системы как систему мер, осуществляемых обществом и его звеньями, направленную на обеспечение достаточного уровня материального и социального положения граждан [4]. Выделяются два структурных элемента системы, каждый из которых делится на две составляющие. Социальное обеспечение как первый структурный элемент системы состоит из социального страхования и социальной помощи. В свою очередь, социальная поддержка, являясь вторым структурным элементом, состоит из социальных гарантий и социальных льгот. Так же объекты системы определяются как все основные слагаемые уровня жизни человека: доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение и другие.

Однако большинство авторов выделяет четыре элемента системы социальной защиты [5], к которым относят:

1) Социальное обеспечение - система обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, в которых есть дети.

2) Социальную помощь - забота о гражданах, нуждающихся в поддержке, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточным уровнем личного дохода на основе проверки нуждаемости.

3) Социальные гарантии - реализация государством конституционных прав граждан на получение важнейших социальных благ и услуг.

4) Социальное страхование - система материального обеспечения в случае временной потери трудоспособности, старости, инвалидности, потери кормильца, а также оздоровительных мероприятий.

Интерес в данном подходе представляют субъекты и объекты системы. Одним из основных субъектов социальной защиты населения выступает государство, другим - все граждане общества, а также отдельные социальные группы. Объектами же являются материальные блага и услуги.

На международном уровне основоположником основных принципов системы социальной защиты населения является Международная организация труда (МОТ). В ее конвенциях сформулированы основные принципы социальной защиты, регламентируется минимальный уровень различных ее видов и категории населения, на которые они должны распространяться. В свою очередь, подходы к понятию «системы социальной защиты», ее структурные элементы и механизмы реализации во многом зависят от специфики экономического, социального и культурного развития конкретной страны. Так, в мировой практике выделяют несколько основных моделей системы.

Модель Западной Европы условно делится на четыре группы стран. К первой относятся Германия, Франция, Бельгия, Люксембург, где система социальной защиты населения базируется на договорно-страховых принципах. Трудоспособное население выплачивает определенную часть своих доходов в страховой фонд, что дает им право воспользоваться услугами фонда в размерах, соответствующих накоплениям. Основная цель подобной системы - поддержать уровень жизни человека в случае его болезни, инвалидности и потери работы. Такая система позволяет перераспределить доходы человека на протяжении его физической активности. Нужно отметить, что во всех странах этой группы присутствует три элемента системы: социальная помощь, социальная поддержка, социальное страхование.

Вторая группа стран, к которой относятся Великобритания, Дания и Ирландия, отличается от тем, что социальная защита в меньшей степени связана со страховыми накоплениями. В этих странах большую роль в финансировании рассматриваемой системы играет государственный бюджет. Элементы системы: социальная помощь, социальное страхование.

К третьей группе стран относятся Нидерланды и Италия. Система социальной защиты в данных странах смешанная. Однако по количеству структурных элементов она более близка к первой группе стран. Финансирование системы формируется как за счет договорно-страховых, так и за счет налоговых принципов.

К четвертой группе относятся Испания, Португалия и Греция. Система социальной защиты населения, так же как и ее структурные элементы, в этих странах находятся в зачаточном состоянии. В них нет гарантированного минимального дохода, и даже социальная помощь как единственный элемент системы доступна далеко не всем гражданам.

В особую группу стоит выделить так называемую скандинавскую модель системы социальной защиты населения, которая применяется в Швеции, Норвегии и Финляндии. Отличие заключается в том, что социальное обеспечение, как элемент системы, используется в этих странах в большем объеме, чем в других европейских государствах. Само же понятие социальной защиты в этих странах также рассматривается иначе. Оно заменяется синонимичным понятием социальное благосостояние. Концепция государства всеобщего благосостояния оказала большое влияние на развитие систем социальной защиты в зарубежных странах. Эта концепция получила распространение во всех странах Западной Европы и требовала не только равенства возможностей, но и равенства результатов. В ее основах предполагалось, что в условиях экономического роста путем перераспределения национального дохода, капитализм в состоянии будет добиться выравнивания доходов вплоть до ликвидации бедности. Однако в конце XX в. большинство стран отказалось от данной концепции, проведя соответствующие реформы. Тем не менее ряд стран, в числе которых упомянутые выше Швеция, Норвегия и Финляндия, сохранили некоторый ее характер и организационные формы.

Модель системы социальной защиты этих стран включает регулируемый государством уровень доходов, а также уравнительный, всеобщий характер социальных льгот и пособий. Она построена на принципах участия населения в формировании источников финансирования гарантий определенного уровня жизни. Государство в свою очередь, реализует социальную политику путем перераспределения национального дохода и социальных льгот. Элементы системы - социальная помощь, социальная поддержка, социальное страхование.

Еще одна интересная модель организации системы социальной защиты выделяется в Соединенных Штатах Америки. Несмотря на то что централизованной системы в США не существует, ее подобие образуется за счет государственных программ, которые регламентируются федеральным законодательством, законодательством конкретного штата или совместно. Однако есть четкое, законодательное подразделение на несколько направлений (элементов) - страхование и вспомоществование. Они различаются по источникам финансового обеспечения. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, которые образуются за счет налога на социальное страхование. Он взимается с трудящихся и предпринимателей и предполагает, что конечный получатель, делая предварительный вклад, знает, как наилучшим образом защитить себя от случайностей в будущем [3]. В свою очередь, государственное вспомоществование вы-

плачивается из бюджетных средств: федерального бюджета, бюджетов штатов или местных органов власти.

Выделяется государственное и частное социальное страхование. В рамках государственного финансируются социальные гарантии (пособия, социальные выплаты) и социальное обеспечение (пенсии). Частное социальное страхование подразделяется на коллективное (по месту работы) и индивидуальное. За счет них формируются социальное обеспечение (частные пенсии) и социальные льготы (пенсионные счета).

Социальное вспомоществование в отличие от социального страхования не требует специальных предварительных взносов. В зарубежной литературе описывается около 70 различных программ вспомоществования, критерием предоставления которой служит нуждаемость. Основными считаются: программа обеспечения гарантированного дохода, программа помощи нуждающимся семьям с детьми, продовольственная программа, программа жилищных субсидий, программа медицинской помощи (Медикейд).

Как было сказано ранее, независимо от государства, система социальной защиты населения отвечает за широкий спектр вопросов социального характера. Перечень подобных вопросов зависит от специфики государственного устройства и социально-экономического положения общества. Опираясь на мировую практику, мы сформулируем свое определение системы и ее структурных элементов с экономической точки зрения. Так, система социальной защиты населения представляет собой комплекс мероприятий по финансовому обеспечению деятельности субъектов системы, направленных на обеспечение финансовой стабильности социально уязвимых слоев населения. На наш взгляд в России выделяется четыре ее структурных элемента. Они сложились исторически в силу социально-экономического устройства государства.

Социальная поддержка (помощь) - является самым первым и важнейшим элементом системы. Выражается в государственном финансировании мероприятий по обслуживанию уязвимых групп населения, не способных в силу тех или иных причин обеспечить свое существование.

Социальное обеспечение - выражается разовым или периодическим финансированием определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления социально значимых событий.

Социальные гарантии - предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных финансовых ресурсов.

Социальное страхование - защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба.

К объектам системы относятся все люди, проживающие на территории государства, нуждающиеся в посторонней помощи: пожилые, пенсионеры, инвалиды, дети, люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию, безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и прочие. К объектам «социальной поддержки» и «социального обеспечения» относятся только экономически пассивные граждане, не способные в силу тех или иных причин обеспечить себе достаточные условия проживания.

В свою очередь, субъектами системы выступают организации и люди, которые реализуют комплекс социально-экономических мероприятий. В широком смысле - это государство и различные общественные организации, в более узком смысле - специализированные учреждения и, в конечном счете, люди, работающие в них.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 21.01.2009.

2. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 23.02.2013) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 27.11.1995 г. -№ 48.

3. Миронова Т.К. Социальная защита в России: правовые вопросы: монография / Т.К. Миронова. - М., 2004. - 128 с.

4. Новикова К.Н. Управление системой социальной защиты населения: монография / К.Н. Новикова // КГТУ, 2006. - 274 с.

5. Социальная структура современного Российского общества: монография / Под ред. А.В. Воронцова, В.Н. Волович. - СПб., 2007. - 199 с.

С.А. Петросян

УЧАСТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ИНВЕСТИРОВАНИИ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ

Ключевые слова: инвестиция, программа, кредит, стабилизация.

Основными международными организациями, финансирующими проекты, реализуемые в Армении, являются Международный валютный фонд (МВФ). Всемирный банк (ВБ), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Европейский союз (ЕС) [1]. Международный валютный фонд

27 апреля 1992 г. Совет управляющих Международного валютного фонда проголосовал за прием бывших советских республик в состав членов Фонда. Кредиты МВФ странам бывшего СССР предполагалось предоставить с учетом некоторых политико-экономических условий, которые содержаться в совместных с МВФ программах макроэкономической стабилизации и структурных преобразований. При этом МВФ намерен добиваться неукоснительной и последовательной реализации согласованных условий [2].

Требования, с выполнением которых МВФ связывает представление кредитов, подразделятся на три группы.

1. Осуществление мер с целью достижения макроэкономической и финансовой стабилизации,

2. Приватизация и другие структурные преобразования экономической системы,

3. Либерализация внешнеэкономической деятельности.

В марте 2009 г. исполнительный совет МВФ решил выделить Армении 540 млн долл. США из фонда программы поддержки стран по адаптации к ухудшению перспектив мировой экономики, восстановлению доверия к национальной валюте и финансовой системе, а также защите малоимущих. Кроме того МВФ увеличил расходы по программе смягчения последствий кризиса для бедных с 5,8 % ВВП в 2008 г. до 6,9 % ВВП в 2010 г.

9-24 сентября 2010 г. в находившаяся Ереване миссия МВФ завершила обсуждение в рамках совещаний по четвертой статье и согласовала с властями программу экономических реформ правительства в рамках первой итоговой проверки, проводимой с Арменией Программы расширенного финансирования (Extended fund Facility-EFF) и Про© Петросян С.А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.