УДК 316.35.023.4 Зыкова Надежда Николаевна
кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных наук и технологий Поволжского государственного технологического университета [email protected]
Крысова Елена Витальевна
ассистент кафедры социальных наук и технологий Поволжского государственного технологического университета [email protected]
Кольцова Марта Владимировна
магистрант Поволжского государственного технологического университета [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУПП САМО- И ВЗАИМОПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД
Zykova Nadezhda Nikolaevna
PhD in Social Science, Assistant Professor of the Social Science and Technologies Department Volga Region State Technological University [email protected]
Krysova Elena Vitalyevna
Teaching Fellow of the Social Science and Technologies Department Volga Region State Technological University [email protected]
Koltsova Marta Vladimirovna
Applicant for a Master's Degree, Volga Region State Technological University [email protected]
ORGANIZATION OF SELF-CARE AND MUTUAL-HELP GROUPS IN CONDITIONS OF SOCIAL SERVICES: PROFESSIONAL VIEW
Аннотация:
В статье представлены результаты исследования, посвященного изучению особенностей организации групп само- и взаимопомощи в условиях социальной службы. Профессиональный взгляд специалистов на проблему позволил определить трудности и проблемные зоны, которые могут возникать при функционировании таких групп.
Ключевые слова:
группы само- и взаимопомощи, активизация потенциала клиента, специалисты по социальной работе.
Summary:
The paper deals with the results of research which studies the organization of self-care and mutual-help groups in conditions of social service. Professional opinion of experts on the topic defines challenges and problem areas that such groups may face in their activities.
Keywords:
self-care and mutual-help groups, activation of client’s potential, social workers.
Одним из важнейших элементов системы социальной работы являются группы, деятельность которых строится на принципах само- и взаимопомощи. В современных условиях все большую актуальность приобретает помощь, направленная на активизацию внутреннего резерва личности, малых групп. Цели и задачи такой деятельности реализуются в группах само- и взаимопомощи, дополняющих систему социальных служб, государственных и общественных структур, удовлетворяющих потребность населения в создании служб экстренной помощи. В научной литературе существует проблема дифференциации понятий группы самопомощи и группы взаимопомощи. Их главное отличие состоит в том, что группы самопомощи - коллектив, где отсутствует иерархическая структура, создаются они лишь с признания наличия проблемы. Их главное назначение - хотя бы отчасти удовлетворить терапевтические потребности населения, с которыми не справляются или справляются неадекватно существующие социальные учреждения [1].
В группах взаимопомощи особую значимость приобретает помощь профессионального социального работника, координирующего деятельность этой группы. Следует отметить, что участие в группах само- и взаимопомощи дает возможность клиенту социальной службы осознать отсутствие одиночества и изолированности в разрешении своей проблемы. Подобная помощь основывается на собственном опыте членов групп в решении конкретных проблем. По мнению З.М. Саралиевой, термин «взаимопомощь» отражает процессы взаимного обмена и взаимного участия, то есть помощь является обоюдной, а не односторонней. А группы самопомощи - это объединения индивидуальных или коллективных членов, деятельность которых направлена на оказание помощи самим себе [2, с. 230]. Социальные работники обычно побуждают благополуча-
телей к такой деятельности. Организация групп само- и взаимопомощи в условиях конкретного учреждения предполагает изучение возможностей, потенциала специалистов по социальной работе, желания клиентов принять активное участие в работе групп, изучение наличия ресурсов для деятельности в данном направлении. В связи с этим в марте 2012 г. было проведено 25 полу-формализованных интервью со специалистами, работающими в ГКУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский центр социальной помощи семье и детям». Результаты проведенного исследования указали на поле деятельности специалиста социальной службы. Так, к числу основных направлений деятельности информанты отнесли проведение совместной работы с другими учреждениями, решающими проблемы семьи (МВД, Министерство образования и другие). Около половины опрошенных назвали патронаж семей, консультирование, постановку на учет, оформление документов на получение материальной помощи, пособий, оказание психологопедагогической помощи, организацию досуга детей, формирование базы данных клиентов. Специалисты по социальной работе составляют и реализуют комплексные реабилитационные программы работы с детьми из семей различных категорий и групп. Также поле деятельности специалистов учреждения социального обслуживания составляет разработка, реализация социальных программ, предоставление социальных услуг. Безусловно, весь вышеназванный спектр функций и направлений деятельности может быть дополнен реализацией еще одной социальной технологии, а именно организацией групп само- и взаимопомощи.
Анализ ответов на вопрос: «Знакомы ли Вы с практикой организации групп само- и взаимопомощи?» - показывает, что большинство специалистов знают о практике организации групп само- и взаимопомощи (69 %). С одной стороны, подобное расположение ответа предопределяет необходимость создания групп само- и взаимопомощи, с другой стороны, мы не можем судить о полноте и содержании их представлений о практике функционирования групп взаимопомощи. Ответы на следующий вопрос: «В чем, по Вашему мнению, заключается деятельность групп само- и взаимопомощи?» - прояснили, что для большинства она предстает как объединения индивидуальных коллективных членов, деятельность которых направлена на создание помощи самим себе (63 %). Половина опрошенных считает, что деятельность групп само- и взаимопомощи заключается в обобщении и представлении собственного опыта членов групп в решении конкретных проблем. Оставшиеся указали, что это объединения, главной задачей которых является сохранение или восстановление функциональной способности существующих групп, а также, что это объединения, деятельность которых строится на принципах самоуправления, где участники сами решают определенную проблему. Нужно отметить, что любая деятельность должна быть обусловлена ее целью, которая, по мнению опрошенных, состоит в следующем: поддержка человека, а не создание нового стиля жизни, и обмен информацией -44 %, постепенное освоение новых жизненных навыков, а не полное отрицание всех прошлых норм жизни - 81 %, смягчение влияния негативных явлений, а не полное их преодоление, которое обычно невозможно - 13 %. Действительно, в конечном итоге, клиенты должны постепенно освоить новые жизненные навыки без отрицания прошлой жизни.
Результаты опроса позволили проранжировать сферы, в которых необходимо создавать группы само- и взаимопомощи по степени их актуальности. Итак, по мнению специалистов первостепенна организация групп для: инвалидов и больных (инициативы в здравоохранении, терапевтические группы встреч); социальные программы, для находящихся в трудной жизненной ситуации (молодежные центры, детские сады); самопомощь безработных, самоорганизующиеся группы профессионального обучения; дискриминируемые группы населения (самопомощь бездомных, мигрантов); политические акции (гарантия социальных прав); область жизненного пространства (экологические инициативы, за дешевое жилье).
Основными технологиями, применяемыми в решении проблем участников групп само- и взаимопомощи, является обмен опытом между отдельным лицами, проведение образовательных семинаров, взаимная оценка-критика и волонтерство. Работа в подобных группах может протекать в самых разных направлениях. По мнению специалистов, содержание процесса формирования групп само- и взаимопомощи может включать изучение потребностей клиентов (81 %), выявление приоритетных проблем и осуществление целевого планирования групповых занятий (75 %), организацию и проведение запланированных встреч (50 %), координацию деятельности групп само- и взаимопомощи (44 %), контроль за деятельностью групп само- и взаимопомощи (25 %). Ответы на данный вопрос весьма показательны. Они выстроили логику и последовательность шагов по инициации деятельности организации групп само- и взаимопомощи.
Данные, полученные в ходе исследования, позволили найти точки пересечения между специалистами по социальной работе и клиентами - направления предполагаемого сотрудничества: специалисты могут находить лиц, нуждающихся в помощи; могут оказывать постоянные или разовые консультации группам; выступать инициаторами создания новых организаций вза-
имопомощи для решения проблем определенной группы клиентов. Осуществление подобной работы требует от специалиста владения определенными навыками профессиональной подготовки. Основная проблема готовности к участию в организации таких групп лежит в нехватке знаний как практических, так и теоретических. Среди них недостаточные знания и представления о деятельности групп само- и взаимопомощи (50 %), слабая материально-техническая база и ресурсы учреждения (56 %). Но в то же время трудности могут быть вызваны нежеланием клиентов идти на контакт (63 %), низкой заинтересованностью клиентов (31 %).
Важным моментом данного исследования выступает проблема результативности работы данных групп, их воздействие на человека. По мнению информантов, формирование таких групп будет способствовать образованию новых контактов, развивать сети поддержки между ее членами, совершенствовать личностные качества, повышать активность, предприимчивость клиента. Таким образом, цель определяет характер деятельности группы, концепцию ее развития, основные направления, требует выработки соответствующих задач для ее достижения.
Важным моментом в образовании подобных групп являются категории клиентов, затруднительное положение которых служит мотивом к формированию групп само- и взаимопомощи. Неудивительно, что неполные семьи, семьи с дезадаптированными детьми и подростками, неблагополучные семьи представляют меньший процент потенциальных клиентов данных групп. Данные группы благополучателей неохотно идут на контакт в силу своих психологических особенностей и настроений. Такая категория, как «родители, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья» в наибольшей степени осознают свою ответственность перед ребенком, начинают действовать, проявляя соответствующую активность с целью создания необходимых условий для организации полноценного развития и воспитания ребенка. Следовательно, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что в основном все специалисты готовы к созданию и организации групп само- и взаимопомощи. Во-первых, это новое направление в их деятельности, позволяющее повысить эффективность работы специалистов. Во-вторых, это способ реализации своего профессионального потенциала, попытка организации сетей поддержки. Проблема готовности специалистов к организации таких групп лежит в недостаточности знаний, навыков и умений как в практической, так и в теоретической областях, недостаточности представлений о данном направлении. Трудности подобного характера испытывают все специалисты и даже профессионалы при внедрении новых элементов, приемов, методов в процессе совершенствования своей деятельности. Следовательно, на данном этапе (этапе организации специалистов к созданию групп само- и взаимопомощи) появляется ряд конкретных задач, среди которых можно назвать повышение уровня информированности специалистов и клиентов, создание методического сопровождения. Такого рода затруднения можно устранить с помощью проведения образовательных семинаров для сотрудников Центра, особенностей нового направления.
Таким образом, данные, полученные с помощью подобных исследований, позволят внедрять новые технологии работы в социальные службы, которые будут способствовать развитию социальной активности благополучателями социальной помощи.
Ссылки:
1. Группы самопомощи // Словари и энциклопедии на Академике. URL: http://dic.academic.ru/ (дата обращения: 29.09.2012).
2. Саралиева З.Х. Система социальной работы: монография. Н. Новгород, 2008.
References (transliterated):
1. Gruppy samopomoshchi // Slovari i entsiklopedii na Akademike. URL: http://dic.academic.ru/ (date of access: 29.09.2012).
2. Saralieva Z.K. Sistema sotsial'noy raboty: monograph. N. Novgorod, 2008.