УДК 340.444
Замараева Зинаида Петровна
доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной работы Пермского государственного национального исследовательского университета [email protected]
Котыченко Ольга Сергеевна
Новоселов Виталий Михайлович [email protected]
Телегина Галина Александровна [email protected]
РЕСУРСНО-ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ [1]
Zamaraeva Zinaida Petrovna
D.Phil. in Social Sciences, Professor, Head of the Social Work Subdepartment, Perm State National Research University [email protected]
Kotychenko Olga Sergeevna [email protected] Novoselov Vitaly Mikhaylovich [email protected] Telegina Galina Aleksandrovna [email protected]
RESOURCE APPROACH IN THE CONDITIONS OF THE MODERN SOCIAL POLICY IN RUSSIA [1]
Аннотация:
В статье рассматриваются концептуальные основы ресурсно-потенциального подхода в рамках современной российской модели социальной защиты населения. Отмечаются основные особенности данного подхода, формы и условия его реализации.
Ключевые слова:
социальная защита населения, ресурсный потенциал, объект социальной защиты, социальная деятельность, ресурсные технологии.
Summary:
The article studies conceptual foundation of the resource approach in the context of the contemporary Russian model of social protection. The author considers principle specifics of the approach, forms and conditions of its implementation.
Keywords:
social protection, resource potential, object of social protection, social activities, resource technologies.
В связи со сложившейся в современном российском обществе реальной ситуацией, возникает острая необходимость в целенаправленном социологическом поиске новых подходов к формированию системы социальной защиты населения, которая могла бы направить деятельность всех учреждений и служб на ликвидацию возникающих социальных проблем. Необходимо отметить, что социология и социальные науки в целом активно развивают проблематику социальной защиты населения.
Однако следует признать также, что до сих пор в нашей стране не сложилась целостная, теоретически обоснованная и ресурсобеспеченная система социальной защиты населения, органично сочетающая в себе принцип социальной справедливости с рыночной конкуренцией и борьбой за выживание каждого социального субъекта. Не проявилась еще в полной мере и роль государства как надежного гаранта социальной защиты населения.
Вместе с тем устойчивое цивилизационное развитие общества, его способность надежно гарантировать высокую социальную защищенность населения страны являются фундаментальным критерием оценки научных доктрин и общественной практики. Данные обстоятельства обостряют и актуализируют необходимость оптимизации системы социальной защиты, конкретизации цели, норм, принципов, регулирующих отношения между отдельными людьми и членами общества, включенными в орбиту действий формирующейся системы на основе теоретических и эмпирических исследований в рамках социологического подхода.
Таким образом, актуальность представленного в статье материала обусловлена: сложностью и противоречивостью процесса становления системы социальной защиты в условиях трансформирующегося общества, которые усугубляются существенными преобразованиями в социальном обустройстве людей, не отвечающими современным потребностям общественного
развития и интересам конкретной личности, группы; недостаточностью специальных технологий, средств и механизмов, способствующих оптимизации системы социальной защиты, прогнозирующих участие в нем человеческих ресурсных потенциалов, повышающих степень индивидуальной ответственности за свое социально-экономическое обеспечение и самозащиту.
В процессе работы над статьей использовались многие научные направления, включая исследования социальной деятельности М. Вебера, У. Бакли, Э. Гидденса, социального взаимодействия Дж. Хоманса, Т. Парсонса, Дж. Мида, социальных отношений И. Гофмана, Ч. Кули, Ф. Тенниса, социологии социальных изменений П. Штомпки.
Вместе с тем при конкретизации материала обозначились иные ключевые методологические положения, в основе которых находились идеи ресурсного подхода в социологии (П. Бурдье, М. Кастельс, У. Бек, Д. Граски, Э. Соренсон и др.). При этом в явной или неявной форме отправной точкой практически всех этих концепций выступали ресурсы (активы, капиталы). И все же данные теоретические концепции показывают некоторую ограниченность при исследовании современной социальной проблематики.
Актуальность проблемы, обусловленная неэффективной деятельностью современной системы социальной защиты населения, а также ее недостаточная научная проработанность в социологии, обусловили выбор темы, определили цель оформления статьи.
В рамках данного материала описывается содержание авторской концепции ресурснопотенциального подхода, через призму которого система социальной защиты населения рассматривается как относительно устойчивая форма совместной организации социальной жизни и деятельности людей, социальных организаций и государственных учреждений, лиц, наделенных необходимыми полномочиями и ресурсами для осуществления равным образом функций не только социального вспомоществования, но и социального страхования, удовлетворения индивидуальной и общественной потребности в повышении жизненного уровня объектов социальной защиты на условиях активизации их ресурсного потенциала.
Сущность ресурсно-потенциального подхода выражена через совокупность применения специалистами организаций, служб социальной защиты технологий деятельности, которые определяют уровень и характер ресурсных потенциалов личности с целью их активизации и преобразования в ресурсы самообеспечения, саморазвития, самоактуализации с использованием институционального и общественного потенциалов.
Целью ресурсно-потенциального подхода является формирование ценностнонормативного, организационно-структурного, функционального и других механизмов деятельности, направленных на повышение или изменение уровня ресурсного потенциала у объекта социальной защиты (индивида, социальной группы), следовательно, изменение его социального статуса, а также роли в обществе путем освоения новых ценностей, норм, требований, моделей поведения как основы социализации (интернализации).
Данный подход основан на принципах, учитывающих личностный аспект при создании условий организации социальной защиты индивида, обеспечивающих баланс интересов и потребностей, ценностных ориентаций; единство сознания и деятельности, способствующее правильному оцениванию сущности того или иного вида деятельности, в которую вовлечен объект социальной защиты, влияние уровня сознания на развитие данной деятельности, своеобразие ее формы и результата и т.д.
Мы полагаем, что государственная сфера социальной защиты в основе своей имеет дело с людьми ресурсозависимыми.
Чтобы изменить данную тенденцию и активизировать собственные ресурсы населения в процессе самообеспечения, необходимо не только провести реструктуризацию клиентов социальной защиты по критерию, оценивающему уровень (низкий, средний, низкий) ресурсных потенциалов личности, но и предложить метод, позволяющий одновременно подобрать адекватные виды социальной защиты и технологии социальной деятельности.
Структура оценки ресурсного потенциала как неактивизированного резерва индивида может складываться из разницы между задействованными и незадействованными личностью ресурсными потенциалами. В основу оценки определения ресурсного потенциала индивида могут быть включены следующие показатели:
- уровень трудоспособности (трудоспособность существенно не ограничена);
- уровень образования (образование высшее, незаконченное высшее, среднее специальное и др.);
- уровень материального обеспечения (низкий, средний, высокий);
- степень стремления приобретать новые знания и навыки;
- уровень мотивации на самообеспечение;
- степень мотивации на занятость;
- степень мотивации на оказание помощи другим людям;
- возможность в трудных жизненных ситуациях получить помощь от друзей, родственников, детей, соседей;
- возможность в трудных жизненных ситуациях получить помощь от социальных служб и других организаций социального профиля;
- уровень доступности в трудной жизненной ситуации помощи от общественных организаций и др.
Установление ресурсно-потенциального состояния как неактуализированного резерва индивида можно определить с помощью следующей формулы (за основу взята методика оценки, разработанная В.Г. Доброхлеб) [2, с. 191]:
Pr = 1/6 (Ph + Peg + Pm + Pmtr + Pc + Pin), (1)
где Pr - ресурсный потенциал, Ph - ресурсный потенциал здоровья, Peg - возрастной потенциал, Pm - мотивационный потенциал, Pmtr - материальный потенциал, Pc - общественный потенциал, Pin - институциональный потенциал.
Рассмотрение личностного ресурсного потенциала возможно с учетом состояния институционального и общественного ресурсных потенциалов как условий, обеспечивающих реализацию потенциала индивида (группы).
Исследование институциального ресурсного потенциала представляется значимым в случае, когда функционирование социальных институтов вступает в противоречие с социальной реальностью и становится препятствием для адекватного выполнения им функциональных обязанностей, направленных на удовлетворение потребностей населения.
Ресурсный потенциал института активизируется в ситуации, когда социальные поля выходят из равновесия и нормы, составляющие институт, приходят в несоответствие с нормами других институтов, находящимися в том же поле. Отсюда ресурсный потенциал института социальной защиты может обладать следующими характеристиками: напряженность (то есть степень легитимизации института в обществе); направленность (возрастание влияния данного института в обществе или снижение этого влияния); силовое воздействие (степень важности ценностей, социальных норм и социальных ролей, составляющих данный институт для населения, которые включены в степень его влияния); устойчивость и стабильность (учет факторов и ресурсов, благодаря которым институт может стабильно функционировать и развиваться).
Общественный ресурсный потенциал в рамках ресурсно-потенциального подхода представлен, с одной стороны, как следствие изменений социальной среды, снижение реальной возможности оказания помощи со стороны государственных структур, стремление индивидов к объединению с другими себе равными. С другой стороны, как метод повышения возможностей индивида (группы) в самообеспечении населения через деятельность групп само- и взаимопомощи, актуализацию «сетевых ресурсов», которые образуют общественную модель социальной защиты по месту жительства, возможности общественного (некоммерческого) сектора [3].
Ресурсно-потенциальный подход конкретизирует деятельность институционального и общественного секторов, направляя ее на обеспечение индивидуальной стратегии объекта социальной защиты. При этом важными процедурами выступают: социологическое наблюдение, диагностика, прогнозирование, профессиональное сопровождение индивидуальной стратегии самообеспечения; легитимизация новых форм деятельности; социальный контроль и т.д.
Система эмпирических показателей, оценивающих результат активизации личностного ресурсного потенциала с помощью институционального и общественного ресурсных потенциалов, включает группы показателей, отражающих следующие блоки социолого-статистических исследований: социальные потребности и ожидания объектов социальной защиты в сфере социальной защищенности и самообеспечения; социальная адаптированность и снижение уровня зависимости от государственного патронажа в области социальной защиты; качество предоставления социальных услуг населению, их социально-экономическая эффективность; оценка социальной идентификации объекта социальной защиты (мера отождествления индивида с группой, коллективом по существенным признакам и критериям); его интернализация (степень освоения индивидом выработанных обществом, группой норм, ценностей, установок, стереотипов).
С целью оптимального использования возможностей ресурсно-потенциального подхода в системе социальной защиты в качестве механизмов реализации использованы конкретные ресурсные технологии.
Технологии ресурсно-потенциального подхода представляют совокупность средств и приемов, направленных на активизацию собственных возможностей объектов социальной защиты, имеющих разный уровень ресурсных потенциалов, с целью преобразования их в активные ресурсы, способствуя, тем самым, интеграции институционального и социализационного аспектов системы социальной защиты.
Новый подход использует ресурсосберегающие, ресурсоактивизирующие и ресурсоразвивающие технологии.
Использование ресурсосберегающих и ресурсоактивизирующих технологий в работе с людьми, имеющими низкий уровень ресурсных потенциалов, предполагает активизацию способностей людей и связанных с этим ограничений жизнедеятельности. При этом имеется в виду, что подобное возможно в случае, если потенциал представляет собой существенную величину.
Проявляя заботу о людях с низким уровнем ресурсных потенциалов, важно идти не по линии усиления роли патернализма государства, а по линии обеспечения независимости личности, ее автономности от государства. Следует предоставить лицам пожилого возраста и инвалидам возможность полноценного участия во всех сферах жизни на их собственных условиях [4, с. 35].
Применение ресурсоактивизирующих и ресурсоразвивающих технологий среди индивидов, имеющих средний уровень ресурсных потенциалов, можно рассмотреть на примере одной из региональных программ «Самообеспечение семей, проживающих в сельской местности».
Данная технология основана на принципе индивидуальной и коллективной ответственности за повышение уровня социально-экономического обеспечения индивида и самообеспечения семьи на условиях заключения социального контракта с органом социальной защиты и разработки семейного плана, направленного на реализацию условий, оговоренных договором.
С одной стороны, данный подход создает возможность повышения уровня ответственности государственных структур социальной защиты за создание необходимых условий экономического, организационно-технологического, социального характера, среди которых финансовая помощь, консультация специалистов, обучение членов семьи, лечение, оздоровление и реабилитация детей, контроль за использованием средств, выделенных на реализацию семейного плана, регулярное отслеживание результатов выполнения индивидуальных программ. С другой стороны, наблюдается повышение степени индивидуальной ответственности за реальное изменение материального и социального статуса индивида и его семьи.
Спецификой ресурсоразвивающих технологий индивидов, имеющих высокий уровень ресурсных потенциалов, являются методы, способствующие повышению степени активности личности: социальной, трудовой, политической, повышение уровня компетентности во всех сферах, овладение широким спектром знаний, умений и навыков, преобразование их в активный ресурс.
К таким технологиям можно отнести и государственные программы в области развития человеческих ресурсов, которые ориентированы на обеспечение условий здорового образа жизни, повышение общеобразовательного и профессионально-квалификационного уровня личности, усиление ее трудовой мотивации, оптимизацию ресурсов человека для решения своей проблемы, осуществленные посредством таких систем, как:
- профессиональное образование (начальное, среднее, высшее и дополнительное);
- внутрипроизводственное обучение;
- профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения;
- профессиональная ориентация как система мер, обеспечивающих для человека возможность выбора сферы деятельности с учетом его интересов, потенциала общества, сопровождения профессиональной карьеры [5, с. 49].
Программы развития человеческих ресурсов ориентированы и на субсидирование открытия своего дела, форм самозанятости населения в надомных условиях, поддержки развития домашних хозяйств. Использование вышеперечисленных технологий, способствующих активизации ресурсных потенциалов личности с целью самообеспечения, представляется особенно актуальным в условиях современной России. Данный вывод подтверждают аналитические материалы экспертного опроса, проведенного в Пермском крае среди руководителей управлений социальной защиты в июле 2006 г.:
получение малообеспеченными гражданами и семьями, имеющими потенциал самообеспечения, ссуд и кредитов на возвратной основе для открытия своего дела - 37,9 %;
проведение конкурса среди многодетных семей на лучшее подворье (домохозяйство) -44,8 %;
профессиональное обучение и переобучение населения, имеющего потенциал самодостаточности, - 24,1 %;
организация вторичной занятости населения в рамках технологии «От пособия к зарплате» - 31,0 %.
Большая часть из числа опрошенных специалистов сферы социальной защиты населения Пермского края (70 %) ответили, что новые ресурсные технологии, направленные на активизацию собственных возможностей населения, имеющих для этого ресурсы и потенциал для самообеспечения, эффективны.
Основное отличие от традиционных технологий социальной защиты специалисты видят в том, что они способствуют мотивации на самообеспечение (56,8 %), в большей степени ориентированы на результат, а не на процесс (43,2 %), развивают личностные ресурсы и потенциал (37,8 %), способствуют «прозрачности» вложения бюджетных средств (13,5 %).
Таким образом, опираясь на отечественный и зарубежный опыт в исследовании проблемы повышения уровня самозащиты и самообеспечения населения на условиях ресурснопотенциального подхода как одного из существенных средств, способствующих повышению эффективности современной системы социальной защиты в российском обществе, имеет смысл отметить, что данный подход содействуют также разработке новых как теоретических, так и практических моделей управления, которые могут служить методологической основой для исследования разных направлений деятельности существующих социальных систем.
Ссылки и примечания:
1. Материал подготовлен в рамках Проекта № 018-П Программы стратегического развития ПГПУ «Междисциплинарное исследование барьеров, препятствующих развитию и реализации человеческого потенциала в Пермской городской агломерации и возможностей ПГПУ в его актуализации».
2. Доброхлеб В.Г. Ресурсный потенциал старшего поколения в современной России. М., 2004.
3. Замараева З.П. Ресурсно-потенциальный подход в системе социальной защиты населения. Пермь, 2009.
4. Медведева Г.П. Социальная геронтология. М., 2000.
5. Кязимов К.Г. Развитие человеческих ресурсов - важнейшая стратегическая задача органов труда и занятости // Социальные проблемы развития человеческих ресурсов. Саратов, 1997.
References (transliterated) and notes:
1. The article is performed as a part of the project №018-П, Programme for the strategic development of the Perm State University for Education Science and the Humanities “Interdisciplinary research of the barriers preventing from the human development and fulfillment in Perm urban agglomeration, and capabilities of the Perm State University for Education Science and the Humanities in its actualization”.
2. Dobrokhleb V.G. Resursniy potentsial starshego pokoleniya v sovremennoy Rossii. M., 2004.
3. Zamaraeva Z.P. Resursno-potentsial'niy podkhod v sisteme sotsial'noy zashchity naseleniya. Perm', 2009.
4. Medvedeva G.P. Sotsial'naya gerontologiya. M., 2000.
5. Kyazimov K.G. Razvitie chelovecheskikh resursov - vazhneyshaya strategicheskaya zadacha organov truda i zanyatosti // Sotsial'nie problemy razvitiya chelovecheskikh resursov. Saratov, 1997.