Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КРУПНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КРУПНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цехомский Николай Викторович

Энергетика - ключевой сектор современной экономики. Для ускорения экономического роста и стимулирования дальнейшего устойчивого социально-экономического развития России требуется адекватное развитие энергетики. Это требует реализации множества отраслевых инвестиционных проектов. Механизмы привлечения финансирования в малые ми средние проекты отработаны и успешно осуществляются на практике. Сложность представляет финансирование реализации крупных энергетических инвестиционных проектов. Проблему представляет необходимость привлечения значительных объемов инвестиционных ресурсов на длительный срок под низкий процент. Автор предлагает решение этой проблемы через развитие инструментов проектного финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE MAJOR ENERGY PROJECTS FINANCING

Energy is a key sector of the modern economy. To accelerate economic growth and stimulate further sustainable socio-economic development of Russia, an adequate development of the energy sector is required. This requires the implementation of many sectoral investment projects. Mechanisms for raising funds for small and medium-sized projects have been worked out and are being successfully implemented in practice. The difficulty is financing the implementation of large energy investment projects. The problem is the need to attract significant amounts of investment resources for a long period at a low interest rate. The author proposes a solution to this problem through the development ofproject financing tools.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КРУПНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ»

Цехомский Н.В.

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КРУПНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

Аннотация. Энергетика - ключевой сектор современной экономики. Для ускорения экономического роста и стимулирования дальнейшего устойчивого социально-экономического развития России требуется адекватное развитие энергетики. Это требует реализации множества отраслевых инвестиционных проектов. Механизмы привлечения финансирования в малые ми средние проекты отработаны и успешно осуществляются на практике. Сложность представляет финансирование реализации крупных энергетических инвестиционных проектов. Проблему представляет необходимость привлечения значительных объемов инвестиционных ресурсов на длительный срок под низкий процент. Автор предлагает решение этой проблемы через развитие инструментов проектного финансирования.

Ключевые слова. Инвестиционный проект, энергетический проект, социально-экономическое развитие, проектное финансирование, топливно-энергетический комплекс.

Tsekhomsky N.V.

ORGANIZATION OF THE MAJOR ENERGY PROJECTS FINANCING

Abstract. Energy is a key sector of the modern economy. To accelerate economic growth and stimulate further sustainable socio-economic development of Russia, an adequate development of the energy sector is required. This requires the implementation of many sectoral investment projects. Mechanisms for raising funds for small and medium-sized projects have been worked out and are being successfully implemented in practice. The difficulty is financing the implementation of large energy investment projects. The problem is the need to attract significant amounts of investment resources for a long period at a low interest rate. The author proposes a solution to this problem through the development ofproject financing tools.

Keywords. Investment project, energy project, socio-economic development, project financing, fuel and energy complex.

Введение

Энергетика - ключевой сектор современной экономики, что не вызывает сомнений не только у отраслевых специалистов, но и у любого здравомыслящего человека. Этот бесспорный тезис нашел отражение и в законодательном поле. Так, например, применительно к электроэнергетике, в ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» указано: «Электроэнергетика является

ГРНТИ 06.73.65 EDN TXAAYI © Цехомский Н.В., 2023

Николай Викторович Цехомский - кандидат экономических наук, первый заместитель председателя - член правления ВЭБ.РФ, доцент кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (г. Москва).

Контактные данные для связи с автором: 125993, Москва, Покровский бул., 11 (Russia, Moscow, Pokrovsky boul., 11).

Тел.: +7 (495) 531-00-00.

Статья поступила в редакцию 29.12.2022.

основой функционирования экономики и жизнеобеспечения». С этим тезисом невозможно не согласиться. Это означает, что развитие энергетики, поддержание возможностей по ее устойчивому функционированию, обеспечение энергией населения и разнообразных организаций (в том числе - производственных, деятельность которых, в конечном итоге, обеспечивает рост уровня благосостояния) является одним из экономических приоритетов.

Это нашло отражение в Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 09.06.2020 г. № 1523-р), в разделе II которой, в частности, указано: «В экономике Российской Федерации топливно-энергетический комплекс занимает существенное место и играет роль базовой инфраструктуры, основы формирования доходов бюджетной системы Российской Федерации и крупнейшего заказчика для других отраслей. Целью развития энергетики Российской Федерации является, с одной стороны, максимальное содействие социально-экономическому развитию страны, а с другой стороны, - укрепление и сохранение позиций Российской Федерации в мировой энергетике, как минимум, на период до 2035 года».

На последнем из положений, в рамках данной статьи, мы хотим остановиться более детально. «Укрепление и сохранение позиций Российской Федерации в мировой энергетике» в процитированном документе, по нашему мнению, означает, что российская энергетика должна продолжить свое развитие и совершенствование, в том числе за счет наращивания объемов производства, перехода на новые, более совершенные, технологии, улучшения процедур управления и т.д. А это, безусловно, связано с масштабными инвестициями в российскую энергетику [1, 2, 3].

Оценка объемов потребного инвестирования российской энергетики

Современный природ развития российской экономики, которая находится под влиянием беспрецедентных санкций [4, 5, 6], создает существенные сложности в развитии энергетики, изыскании для этого необходимых объемов инвестиционных ресурсов. Как отмечено в Прогнозе научно-технологического развития отраслей топливно-энергетического комплекса России на период до 2035 года (утв. Минэнерго России 14.10.2016 г.), «воздействие геополитической нестабильности на экономику и энергетику в целом следует признать негативным, так как приводит к разрыву налаженных связей, отношений и глобальных цепочек создания стоимости, закрытию совместных инвестиционных проектов, сокращению научного сотрудничества, затруднению технологического трансфера, снижению академической мобильности и т.д.».

Следовательно, требуется поиск и внедрение в практическую деятельность новых инструментов финансовой поддержки реализации проектов, связанных с развитием энергетического сектора экономики. Сложность этой задачи возрастает в силу того, что энергетика и топливно-энергетический комплекс (ТЭК) в целом играют очень важную, системообразующую роль в российской экономике, они потребляют львиную долю всех инвестиционных ресурсов. По оценке, которая приводится в процитированном выше Прогнозе, «доля ТЭК в инвестициях в основной капитал ... составляет около одной трети».

По имеющимся данным Росстата, приведенным на его Интернет-сайте, объем инвестиций в основной капитал в России в 2020 году составил 20 302,9 млрд руб., а в 2021 году - 22 945,4 млрд руб. Это означает, что ежегодно в основной капитал организаций ТЭК России инвестируется порядка 6-8 трлн рублей. Наши оценки коррелируют с данными Международного энергетического агентства и Минэнерго России, согласно которым «потребность российского ТЭК в инвестициях на ближайшие 20 лет [составляет примерно] $100 млрд в год» (цит. по.: https://www.interfax.ru/business/387620). Это -весьма значительная сумма, особенно если учитывать сложившуюся структуру источников инвестиций в нашей стране, основной удельный вес в которой принадлежит собственным средствам предприятий (таблица 1).

Следует отметить важную особенность ТЭК, который до периода «санкционного обострения» 2022 года (даже после инициирования санкционного давления на российскую экономику в 2014-2015 гг. «крымскими» санкциями) являлся наиболее инвестиционно-привлекательным сектором российской экономики. И доля иностранного инвестиционного капитала здесь существенно превышала усредненные показатели, присущие экономике России в целом, представленные в таблице 1.

Например, объем проектного финансирования «Ямал СПГ» составил $19 млрд. В том числе из российского Фонда национального благосостояния было выделено $2,4 млрд; кредитные линии для финансирования проекта совокупно на €3,6 млрд предоставил синдикат Сбербанка и Газпромбанка.

При этом, в проектном финансировании активно участвовали зарубежные и транснациональные финансовые структуры: CDB - €9,3 млрд, СЕХ1М - 9,8 млрд юаней, Щ^а - €750 млн, JBIC - €200 млн (см.: https://www.kommersant.ru/doc/4751902).

Приведем еще один пример: по оценкам Федеральной антимонопольной службы (см.: https://fas.gov.ru/news/24772) иностранные инвестиции в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых (каменного угля, бурого угля, нефти, газа) составили в 2015 году - $15,843 млрд, в 2016 году - $30,332 млрд; общий объем иностранных инвестиций в нефтяной отрасли составил в 2015 году - $190 млрд, в 2016 году - $210 млрд.

Таблица 1

Структура инвестиций в основной капитал в РФ по источникам финансирования (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами), %

Источник инвестиций 2020 г. 2021 г.

Всего, в т.ч.: 100 100

собственные средства 56,5 55,2

привлеченные средства, в т.ч.: 44,8 43,5

кредиты банков 9,9 9,8

из них кредиты иностранных банков 1,8 1,9

бюджетные средства 19,1 17,8

Источник: данные Росстата.

То есть, с началом «санкционного обострения» в 2022 году российская энергетика получила затруднения в реализации своих инвестиционных программ, т.к. доступ к иностранному капиталу фактически был заблокирован [7, 8]. В результате запланированные объемы финансирования развития российской энергетики (как на государственном уровне, так и на корпоративном) оказываются меньше объективно существующих потребностей. Например, по состоянию на июль 2022 года оказалось, что «реальная потребность в инвестициях на модернизацию топливно-энергетического комплекса Дальнего Востока в пять раз выше запланированного объема вложений» (цит. по: https://www.mterfax-russia.ru/far-east/news/obem-zaplanirovannyh-investiciy-v-tek-dalnego-vostoka-v-pyat-raz-nizhe-potrebnosti-trutnev).

Отметим, что ситуация нехватки инвестиционных ресурсов для развития и поддержания на нормативно заданном уровне производственно-технологических возможностей имеющихся объектов характерна не только для энергетики, но и в целом для инфраструктурного сектора экономики. Как отмечается в аналитической записке Экспертного совета по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России, «с 2015 по 2030 год глобальные потребности в новых инфраструктурных активах составляют $90 трлн, что больше, чем стоимость существующего фонда инфраструктуры во всём мире. Чтобы удовлетворить эти потребности, ежегодные инвестиции в инфраструктуру должны удвоиться с нынешних $3 трлн до $6 трлн, однако текущие совокупные ассигнования на инфраструктуру не соответствуют этим уровням» [9, с. 57].

Итак, российская энергетика нуждается в новых инвестиционных источниках, что связано как с долгосрочными тенденциями развития этого сектора экономики, так и с ситуационными обстоятельствами (причем, продолжительность этой новой ситуации, «постнормальности» [10], является неопределенно долгой), в частности - обусловленными действием антироссийских санкций. В этой связи, далее мы рассмотрим перспективные подходы к организации финансирования реализации крупных энергетических проектов в России.

Понятие крупного инвестиционного проекта

Необходимо оговориться, что в любой сфере деятельности, условно говоря, можно выделить два типа инвестиционных проектов - обычные и крупные. С интуитивных позиций такое деление кажется довольно очевидным, но с позиций содержательных возникает вопрос о том, каковы количественные критерии отнесения проектов к категории «крупных». Конечно же, в случае инвестиций, критерием должны выступать объемы привлекаемых в проект финансовых ресурсов. Но начиная с какой суммы

проект следует признать «крупным»? В нормативно-правовом поле и в практике хозяйствования на этот вопрос нет единого ответа. Тем не менее, рассмотрим некоторые известные подходы.

Сразу оговоримся, что изучение массива отечественной научной литературы по этому вопросу не дало удовлетворительного результата. Нами в поисковой подсистеме библиографического научного портала elibrary.ru был сформирован поисковый запрос с целью отбора научных статей в журналах, в названиях которых содержится словосочетание «крупный инвестиционный проект» (с возможными словоформами). В поисковой выдаче оказалось 103 статьи за период с 2000 по 2022 гг. выпуска. На втором этапе анализа из этой выборки были исключены статьи, тексты которых находятся в платном доступе или же отсутствуют (в elibrary.ru приведены лишь их метаданные - название, сведения об авторах и т.д.). Таких публикаций оказалось 29. В окончательно сформированной выборке осталось 74 статьи, по текстам которых был проведен контент-анализ.

По результатам проведенного анализа установлено, что в указанной совокупности публикаций понятие «крупный инвестиционный проект» не имеет строгой содержательной трактовки, суть этой категории представляется соответствующим авторам интуитивно понятной, то есть это не количественно заданная, а качественно определенная категория. Крупные проекты имеют большое значение для экономики регионов, отраслей или страны в целом, поэтому признаются таковыми.

И этот вывод подтверждается анализом нормативно-правовой базы регионального уровня, где во многих случаях используются синонимичные категории «масштабный инвестиционный проект» или «стратегический инвестиционный проект». Для признания проекта таковым должны выполняться многочисленные условия их социальной и хозяйственной значимости, а размер инвестиций изменяется в довольно широких пределах, величина сумм варьируется в зависимости от конкретной территории и типа проекта (таблица 2).

Таблица 2

Примеры региональных законов, регламентирующих размер инвестиций в крупные (масштабные, стратегические) инвестиционные проекты

Наименование регионального закона Объем инвестиций (не менее), млн руб. Примечание

Закон Республики Дагестан от 17 ноября 2015 года № 94 «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду юридическим лицам без проведения торгов» Для высокогорной зоны - 7 или 25; для горной зоны - 15 или 30; для предгорной зоны - 30 или 100; для равнинной зоны - 50 или 250 Суммы варьируются в зависимости от дополнительных условий

Закон Новосибирской области от 01 июля 2015 года № 583-ОЗ «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых предоставляются земельные участки в аренду без проведения торгов» Для г. Новосибирска и Новосибирского района - 60; для иного городского округа области - 20; для городских и сельских поселений - 10 Указана сумма не общего, а лишь внебюджетного финансирования

Закон Санкт-Петербурга от 03 декабря 2008 года № 742-136 «О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт-Петербурга» Для здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, науки, инновационной деятельности, туризма, в том числе путем создания гостиниц, - 1 000; для промышленности, транс-портно-логистического комплекса, создание инженерной инфраструктуры - 2 000; в переустройство (перемещение и/или реконструкцию) различных объектов - 2 000 Дополнительно инвестору присваивается стратегический статус

Составлено автором.

Некоторую ясность в рассматриваемый вопрос может привнести анализ федеральных нормативно-правовых актов. Обратимся, в частности, к Положению о проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. № 382), где категория «крупный инвестиционный проект» вынесена в название. При этом в п. 2 раздела I этого документа даны трактовки используемой терминологии, в том числе определены «инвестиционный проект», «публичный технологический аудит инвестиционного проекта», «ценовой аудит инвестиционного проекта», «заявитель» и «оптимальность основных архитектурных, конструктивных, технологических и инженерно-технических решений».

Ключевая категория «крупный инвестиционный проект», как это ни странно, строгой дефиниции в рассматриваемом Положении не имеет. В то же время, в разделе I этого документа представлены количественные критерии (по объему инвестиций), которые следует выполнить для признания инвестиционного проекта «крупным»:

«5. Публичный технологический и ценовой аудит инвестиционных проектов проводится:

а) в 2014 году - в отношении объектов капитального строительства сметной стоимостью 8 млрд рублей и более;

б) в 2015 году - в отношении объектов капитального строительства сметной стоимостью 5 млрд рублей и более;

в) в 2016 году - в отношении объектов капитального строительства сметной стоимостью 4 млрд рублей и более;

г) в 2017 году - в отношении объектов капитального строительства сметной стоимостью 3 млрд рублей и более;

д) с 2018 года - в отношении объектов капитального строительства сметной стоимостью 1,5 млрд рублей и более;

е) с 2020 года - в отношении объектов капитального строительства сметной стоимостью 3 млрд. рублей и более».

Итак, проведенный анализ позволяет утверждать, что «крупный инвестиционный проект», это -качественно определенная категория, суть которой состоит в том, что такого рода проект должен иметь существенное, стратегическое значение для той социально -экономической системы, в рамках которой он реализуется. При этом, как вспомогательное средство для выделения крупных инвестиционных проектов из всей их совокупности, может использоваться задание некоторых количественных порогов инвестиций в эти проекты, недостижение которых лишает проект указанного статуса. Важно отметить, что данные пороговые значения варьируются в широком диапазоне и определяются совокупностью конкретных условий и индивидуальных особенностей проектов и среды их реализации.

Проектное финансирование крупных энергетических проектов

Применительно к энергетике категория «крупный проект», в соответствии с тем, что было показано выше, определяется, с одной стороны, суммой инвестиционных вложений (хотя строго определить эту сумму на универсальной основе мы затрудняемся), с другой стороны, социально-экономической значимостью его реализации, его вкладом в социально-экономическое развитие страны в целом, либо отдельной территории или отрасли. Пример такого рода выборки крупных энергетических проектов, имеющих стратегически важное значение для российской социально-экономической системы в целом, приведен на сайте Минэнерго России (см. https://minenergo.gov.ru/node/7412). Их перечень представлен в таблице 3.

В силу высокой значимости этих проектов, государство активно участвует в их реализации. В то же время, бюджетных ресурсов для их реализации недостаточно. По имеющимся оценкам, «на повестке дня социально-экономического развития стоит масштабная задача создания и модернизации объектов инфраструктуры в различных сферах с потребностью в инвестициях до 2030 года порядка 120 трлн руб.» [9, с. 66]. Нет таких средств и у инициаторов проектов - соответствующих компаний. Поэтому необходимо привлечение внешнего финансирования, но использование для этих целей традиционно привлекаемых для инвестиций кредитных средств затруднено, в силу значительно продолжительности такого рода проектов и их низкой коммерческой привлекательности [11].

Таблица 3

Энергетические объекты, строительство которых осуществляется при координирующей роли Минэнерго России

Наименование Компания

Строительство подстанции 110 кВ «Береговая», г. Калининград ПАО «Россети»

Строительство подстанции 110 кВ «Храброво», г. Калининград ПАО «Россети»

Строительство 1-ой очереди Якутской ГРЭС-2 ПАО «РусГидро»

Строительство ТЭЦ в г. Советская Гавань ПАО «РусГидро»

Строительство Сахалинской ГРЭС-2 ПАО «РусГидро»

Ввод в эксплуатацию месторождения им. Владимира Филановского на шельфе Каспийского моря «Лукойл»

Строительство 2-ой очереди Благовещенской ТЭЦ ПАО «РусГидро»

Реализация проекта «Магистральный газопровод «Сила Сибири» ПАО «Газпром»

Строительство газопровода «Ухта - Торжок-2» ПАО «Газпром»

Строительство Симферопольской ПГУ-ТЭС (470 МВт), Республика Крым ООО «ВО Технопромэкспорт»

Строительство Севастопольской ПГУ-ТЭС (470 МВт), Республика Крым ООО «ВО Технопромэкспорт»

Строительство завода сжиженного природного газа на полуострове Ямал на базе Южно-Тамбейского месторождения ОАО «НОВАТЭК»

Строительство объектов Энергомоста в Крыму

Выходом из ситуации является привлечение проектного финансирования [12, 13, 14, 15] в энергетику через синдицированное кредитование и активное участие в этих процессах государственных корпораций развития, в частности - ВЭБ.РФ и созданной под его эгидой Фабрики проектного финансирования (ФПФ). Так, например, величина расходов ВЭБ.РФ на оказание поддержки проектов по строительству, модернизации и реконструкции объектов инфраструктуры в ближайшие годы должна составить (млрд рублей): 2022 г. - 108,5, 2023 г. - 110,7, 2024 - 80,8. В настоящее время для финансирования через ФПФ одобрено 17 проектов различной отраслевой принадлежности, в том числе в сфере энергетики. Общая сумма инвестиций в эти проекты составляет около 1,2 трлн рублей, в том числе участие ВЭБ.РФ - около 320 млрд рублей.

Перспективное направление проектного финансирования с участием ВЭБ.РФ и ФПФ в энергетической сфере - поддержка развития низкоуглеродной энергетики. Как отмечал автор данной статьи на Петербургском международном экономическом форуме - 2022, объем потребного финансирования в этой сфере до 2030 года может быть оценен в 5,5 трлн рублей. Эти средства потребны на проведение работ по модернизации котельных и ТЭС. Кроме того, имеется значительный по объему потенциальный запрос на финансирования проектов в России в сфере производства, транспортировки и хранения зеленого водорода, добычи и переработки редких металлов для декарбонизации. Здесь сумма инвестиций в период до 2030 года оценивается в 2,5 трлн рублей. Очевидно, что эти средства могут быть привлечены в существующих реалиях лишь на основе механизмов проектного финансирования.

Принимает ВЭБ.РФ участие и в поддержке традиционных энергетических проектов. Например, в 2022 году в ходе Восточного экономического форума была достигнута договоренность корпорации развития с ТГК-14 о сотрудничестве в реализации проекта строительства и эксплуатации в столице Республики Бурятия ТЭЦ-2. Стоимость строительства данного важнейшего для республики энергетического объекта оценивается в 30 млрд рублей. При этом, «ВЭБ.РФ готов участвовать в проведении комплексного банковского анализа и экспертизы проекта, привлечении долгового финансирования, в том числе рассматривает возможность собственного участия в его финансировании. Для этого есть необходимые финансовые инструменты, включая механизм Фабрики проектного финансирования, предполагающий кредитование с господдержкой» (цит. по: https://вэб.рф/press-tsentr/53271). Заключение

Подводя итог, отметим, что энергетика, несмотря на все преобразования в структуре хозяйства, декларируемый переход к экономике постиндустриальной, информационной, креативной и т.д., остается важнейшим сектором экономики, она обеспечивает как социально-экономическое развитие, так и сохранение и повышение благосостояния населения. Реализация крупных инфраструктурных проектов в

энергетическом секторе, в этой связи, является стратегически важной для современной России. Однако для их осуществления потребны значительные объемы инвестиций, изыскать которые ни бюджетная система, ни частный сектор по отдельности не в состоянии. Эту проблему, по мнению автора, можно и должно решать с задействованием механизмов проектного финансирования, опираясь на финансовые и компетентностные ресурсы ВЭБ.РФ и ФПФ.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Вертакова Ю.В., Положенцева Ю. С. Оценка инвестиционной активности регионов в условиях введения экономических ограничений // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2015. № 3 (16). С. 48-56.

2. Устинович Е.С. Социальное значение атомной энергетики и инвестиции в крупные инфраструктурные проекты // Социальная политика и социальное партнерство. 2021. № 10. С. 756-770.

3. World Energy Investment 2022. International Energy Agency. IEA Publications, 2022. 225 р.

4. Мухортов Д.В., Фролов А.О. Оценка влияния кризиса на нефтегазовую отрасль РФ // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2022. № 3 (53). С. 31-34.

5. Плотников В.А., Цехомский Н.В. Проблемы финансового сопровождения хозяйственных операций в условиях экономических санкций // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 6 (138). С. 68-72.

6. Смешко О.Г., Плотников В.А., Вертакова Ю.В. Перспективы российской экономики: новые вызовы экономической безопасности и перестройка государственного управления // Экономика и управление. 2022. Т. 28. № 6. С. 524-537.

7. ТабахА., ПодругинаА. Санкциномика: развилки, коридоры и выходы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.raexpert.ru/researches/sancinomics_2022 (дата обращения 30.11.2022).

8. Цехомский Н.В. Инвестиционная поддержка промышленного развития в условиях санкций // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2022. № 4 (54). С. 5-9.

9. Аналитическая записка «О состоянии и направлениях развития рынка долгосрочных инвестиций в инфраструктуру России» / Экспертный совет по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России. М., 2018. 86 с.

10. Плотников В.А. Перспективы экономического развития в условиях постнормальности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 6 (138). С. 15-21.

11. Цехомский Н.В. Синдицированное финансирование инвестиционных проектов: сущность и особенности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023. № 1 (139). С. 38-44.

12. Дробот Е.В., Кукина Е.Е., Макаров И.Н. Налоговая политика и проектное финансирование как инструментарий государственной политики регионально-отраслевого развития страны // Экономические отношения. 2019. Т. 9. № 3. С. 1807-1816.

13. Йескомб Э.Р. Принципы проектного финансирования. М.: Альпина Паблишер, 2015. 488 с.

14. Плотников А.В. Проектное финансирование с использованием инфраструктурных облигаций // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2019. № 1 (39). С. 19-22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. ТихомировД.В. Финансовая модель как инструмент принятия решений в проектном финансировании // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 2 (110). С. 44-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.