УДК 336:796:062:353.2 (470.312)
И.В. Сычева, д-р. экон. наук, проф., 89622701843, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ);
П.А. Шейка, магистрант, 89101611778, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ СПОРТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Исследуются основные проблемы финансирования создания и содержания спортивных объектов, обосновывается наиболее перспективная организационно-правовая форма функционирования спортивной инфраструктуры в Тульской области.
Ключевые слова: спортивная инфраструктура, автономное учреждение, доходопотребляющая собственность, внебюджетное финансирование.
Одними из основных показателей, позволяющими оценивать состояние отрасли физической культуры и спорта, являются показатели охвата населения занятиями физической культурой и спортом и состояния ее материально-технической базы. На сегодняшний день в Тульской области наблюдается качественное развитие спортивной инфраструктуры. Для финансирования строительства и реконструкции объектов спортивной инфраструктуры в 2011 году была принята долгосрочная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Тульской области на 2012-2016 годы», а также целый ряд муниципальных целевых программ. Бюджетные расходы на спорт в 2012 году составят 250 млн. руб. по сравнению с 18 млн. руб. в 2011г. В области также активно применяются различные формы государственно-частного партнерства для создания объектов спортивной инфраструктуры. Начиная с 2011 года в регион, благодаря усилиям Правительства Тульской области, удалось привлечь целый ряд инвесторов, которые за счет собственных средств или на условиях софинансирования с бюджетами различных уровней способствовали увеличению численности спортивных объектов и улучшению качества их материально-технического оснащения. Следует отметить, что в последнее время Тульская область вошла в ряд общероссийских благотворительных программ коммерческих и некоммерческих организаций, таких как «Газпром-детям» и «500 бассейнов» партии «Единая Россия». Через различные механизмы государство стремится привлечь бизнес к финансированию социально значимых проектов, способствующих улучшению качества жизни населения и инвестиционной привлекательности региона.
Однако осуществляемые программы в рамках создания новой спортивной инфраструктуры Тульской области обнажили целый ряд проблем, без эффективного решения которых невозможно представить успешное развитие физической культуры и спорта в долгосрочном периоде. К основным проблемам следует отнести:
1) низкий платежеспособный спрос со стороны населения на услуги в сфере физической культуры и спорта;
2) слабая популяризация занятий физической культурой и спортом в регионе;
3) высокий износ материально-технической базы спортивных сооружений;
4) дефицит средств регионального и муниципальных бюджетов на содержание уже имеющихся объектов спортивной инфраструктуры.
Решение первой из обозначенных проблем лежит в плоскости повышения реальных доходов населения и улучшения социально-экономической ситуации в регионе. Проблему слабой популяризации спорта представляется возможным решить с помощью активной информационной политики, проведения крупных спортивных мероприятий различных уровней и массовых спортивных праздников с целью пропаганды здорового образа жизни.
Однако по-прежнему основными проблемами, связанными с развитием физической культуры и спорта в регионе, остаются вопросы финансирования создания и содержания физкультурно-спортивной инфраструктуры, а также обновление ее материально-технической базы. По данным на 2011 год, обеспеченность населения региона физкультурно-спортивными сооружениями не превышает 50% от нормативных значений по всем их видам [3]. По этому показателю Тульская область занимает крайне низкое 61 место среди 83 субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день в Тульской области функционирует 2081 единица спортивных сооружений, причем 85% из них находятся в собственности муниципальных образований, и лишь около 2% принадлежат региону. Как показывает практика, современная система управления спортивными объектами является несовершенной, так как абсолютное большинство объектов можно отнести к доходопотребляющей собственности муниципальных образований, бюджеты которых имеют серьезные дефициты и не могут в полной мере поддерживать спортивную инфраструктуру в надлежащем состоянии.
В свою очередь, необходимо отметить, что все объекты спортивной инфраструктуры условно можно разделить на две большие группы:
- спортивные объекты, которые могут приносить коммерческий доход от их использования, при этом капитальные затраты на строительство или реконструкцию таких объектов возможно окупить в среднесрочной перспективе, т.е. в течение 5-7 лет;
- спортивные объекты, предназначенные для массового спорта и представляющие собой фактически общественные блага. Данная группа спортивных сооружений относится к доходопотребляющей собственности и представлена, в основном, плоскостными сооружениями шаговой доступности. Зачастую такие спортивные объекты строятся на территории образовательных учреждений и содержатся на их балансе.
Спортивные объекты, строящиеся для коммерческих организаций, еще на этапе проектирования закладываются в проект вместе с другими объектами сферы услуг, способными приносить более существенную отдачу и имеющие возможность более быстрой окупаемости (торгово-офисные площади, гостиницы, кафе, сауны и др.). Таким образом, происходит ускоренная окупаемость всего проекта в целом, а дальнейшие расходы на содержание спортивной инфраструктуры покрываются за счет перелива финансовых ресурсов внутри данного комплекса. Данный механизм широко распространен в США и странах Западной Европы. Однако для реализации таких проектов необходимы большие инвестиционные ресурсы, большой участок земли, что особенно важно при строительстве в центральной части города. Подобные комплексные решения при должной оценке рисков и качественном бизнес планировании позволяют серьезно увеличить экономическую эффективность создания объектов спортивной инфраструктуры для коммерческих структур.
С целью повышения эффективности функционирования объектов спортивной инфраструктуры, находящихся в государственной или муниципальной собственности, остро встает вопрос о реформировании системы управления ими. Наиболее обоснованными и эффективными представляются два варианта реформирования системы.
Первый вариант заключается в передаче спортивных объектов в собственность спортивных школ и наделении их правом ведения коммерческой деятельности, используя спортивные объекты. На сегодняшний день практически все спортивные школы и организации в Тульской области являются либо казенными, либо бюджетными учреждениями, за которыми не закреплено имущество, которое бы могло приносить им доход. Однако в данных организационно-правовых формах ведение коммерческой деятельности или сильно усложнено, либо, в некоторых случаях, просто невозможно. Обязательность исполнения требований Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», сложность процедур правового регулирования ведения коммерческой деятельности, а также финансирование из бюджета по средствам бюджетной сметы являются факторами, сдерживающими развитие современных рыночных отношений в отрасли физической культуры и спорта.
Второй вариант предполагает перевод всех муниципальных спортивных объектов в собственность региона и учреждение Правительством Тульской области государственного автономного учреждения Тульской области (ГАУ ТО), основными задачами которого явилось бы предоставление услуг в сфере физической культуры и спорта на базе существующих объектов спортивной инфраструктуры. Такая организационная форма как автономное учреждение дает ряд преимуществ в управлении собственностью субъекта РФ и маневрировании в рыночной экономике. В частности, привлечение внебюджетных средств через оказание различных платных услуг, возможность
сдачи части имущества с согласия учредителя в аренду, необязательность выполнения требований Федерального закона №94-ФЗ от 21.07.2005, финансирование из бюджета на основании государственного задания, прозрачность деятельности благодаря контролю со стороны наблюдательного совета и ежегодной публикации отчетов о деятельности организации. Полученная прибыль от коммерческой деятельности будет распределяться на финансирование содержания всей спортивной инфраструктуры. Таким образом, основная цель организации данного учреждения - создание условий для осуществления перелива финансовых ресурсов от прибыльных объектов спортивной инфраструктуры к убыточным в экономическом плане, но необходимым в плане социальном.
Следует еще раз подчеркнуть, что организации в форме автономных учреждений имеют большие полномочия в плане привлечения внебюджетных средств для достижения поставленных перед ними целей. Органы государственной и муниципальной власти, в чьей собственности находятся спортивные объекты, не имеют права сами осуществлять коммерческую деятельность. Поэтому единственным выходом является передача данной собственности другим организациям на праве оперативного управления. Однако необходимо четко понимать, что развитие платных услуг не должно быть поводом для сокращения бюджетного финансирования на содержание спортивной инфраструктуры. Наоборот, привлечение внебюджетных средств должно рассматриваться как дополнительные инвестиции в сферу физической культуры и спорта, результаты развития которой могут в будущем принести существенные дивиденды для региона, как в социальном, так и в экономическом плане.
Библиографический список
1. Федеральный закон № 174-ФЗ от 3.11.2006г. «Об автономных учреждениях».
2. Передельский А. А. Физическая культура и спорт в муниципальном образовании: монография / А. А. Передельский. - М.: Физическая культура, 2008. - 128с.
3. Министерство спорта Российской Федерации: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sport.minstm.gov.ru/14/480/ .
I.V. Sycheva, P.A. Sheyka
Organize funding of sports facilities in Tula region.
The article is devoted to analyze of the main problems funding the creation and maintenance of sports facilities, justified the most promising form of entity functioning of the sports infrastructure in the Tula region
Key words: sports facilities, autonomous organization, unprofitable property, extra budgetary funding.