Вестник Академии знаний № 48 (1), 2022_81
V.L. // Improving the competitiveness of economic sectors as a way out of the economic crisis. -2016. - p. 245 - 252.
6. Belousova, A. V. Foreign trade of the Far Eastern Federal District in 2017-2019 / A. V. Belousova // Regionalistics. - 2020. - T. 7. - No. 4. - S. 5-23. - DOI 10.14530/reg.2020.4.5.
7. Podshuveit O.V. Foreign economic potential of the region as a factor in the competitive development of the territory: 25.00.24: dis. ... cand. geographical sciences / O.V. Podshuveit; SPGU - St. Petersburg, 2017. - 170 p.
8. Far Eastern Customs Administration: site. - URL : https://dvtu. customs.gov.ru/folder/230482 (accessed 01/28/2022).
9. Foreign trade of the Khabarovsk Territory in 2020: website. - URL: https://minec.khabkrai.ru/? menu=getfile&id=12210 (accessed 01/28/2022).
10.Export development in the Khabarovsk Territory: site. - URL: https://www.exportcenter.ru/press_ center/news/razvitie-eksporta-v-khabarovskom-krae/ (accessed 17.01.2022).
11.Import to the Khabarovsk Territory "All goods": site. - URL: https://ru-stat.com/date-Y2019-2020/RU08000/import/world (accessed 28.01.2022).
12.Department of Federal State Statistics for the Khabarovsk Territory, Magadan Region, the Jewish Autonomous Region and the Chukotka Autonomous Okrug: website. - URL: https://habstat.gks.ru/ (accessed 01/28/2022).
DOI: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-81-84
Ю.В. Золотухина - соискатель, ФГБОУВО Кубанский ГАУ, [email protected], Yu.V. Zolotukhina - Applicant, FSBEI HE Kuban SAU.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ПУТЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ЭТОГО ПРОЦЕССА ORGANIZATION OF EFFECTIVE WORK IN THE FIELD OF PROCUREMENT BY IMPROVING THE INFORMATION INTERACTION OF PARTICIPANTS IN THIS PROCESS
Аннотация. В сложившихся экономических условиях осуществление заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг за счет средств бюджетов различных уровней, а также за счет средств внебюджетных фондов России выступает неотъемлемой частью экономики страны. Речь идет о заказах, призванных удовлетворять потребности Российской Федерации, ее субъектов, либо муниципальных образований, с целью осуществления ими соответствующих функций и исполнения полномочий, входящих в их ведение.
В настоящее время осуществляется плавный переход к преимущественно цифровым и открытым способам осуществления закупок, однако все происходящие перемены естественным образом требуют дополнительных знаний, умений, опыта со стороны участников этого процесса. С целью максимально эффективной работы в сфере закупок многие участники осуществляют разработку собственной комплексной информационной системы для осуществления процессов совместной закупочной деятельности.
Abstract. In the current economic conditions, the implementation of orders for the supply of goods, performance of work and provision of services at the expense of budgets of various levels, as well as at the expense of extra-budgetary funds of Russia, is an integral part of the country's economy. We are talking about orders designed to meet the needs of the Russian Federation, its constituent entities, or municipalities, with the aim of exercising their respective functions and exercising the powers within their jurisdiction.
Currently, a smooth transition is being made to predominantly digital and open methods of procurement, however, all the changes that are taking place naturally require additional knowledge, skills, and experience on the part of the participants in this process. In order to work as efficiently as possible in the field of procurement, many participants are developing their own integrated information system for the implementation of joint procurement processes.
Ключевые слова: управление в сфере закупок, цифровая экономика, государственные закупки, государственный заказ.
Keywords: procurement management, digital economy, public procurement, public order.
В настоящее время неотъемлемой частью экономики страны выступает осуществление заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг за счет средств бюджетов различных уровней, а также за счет средств внебюджетных фондов Российской Федерации. Речь идет о заказах, призванных удовлетворять потребности Российской Федерации, ее субъектов, либо муниципальных образований, с целью осуществления ими соответствующих функций и исполнения полномочий, входящих в их ведение.
Начало осуществления закупочной деятельности по государственным заказам в нашей стране происходило по достаточно упрощенной форме, то есть сводилось только к исполнению основных правил снабжения государственных органов. В последствии закупочная политика в этой области постепенно трансформировалась, менялись приоритеты и акценты.
В настоящее время на первый во главу угла поставлен системообразующий потенциал государственного заказа, экономическая сущность которого заключается в перерастании государственного спроса в факторы экономического развития. Главным катализатором экономического роста всей страны и ее регионов является именно обеспечение государственных нужд.
Отметим, что в развитых странах мира специалисты в сфере публичных закупок пользуются инструментами госзаказа для восстановления и ускорения хозяйственной деятельности, также ощутимо его влияние на публичные финансы и на финансовую систему страны в целом.
Проведенный анализ результатов формирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг обосновывает имеющуюся необходимость решения проблемы информационного сопровождения закупок как фактора открытости и прозрачности закупочной деятельности для устойчивого поступательного социально-экономического развития региональной экономики и экономики страны в целом.
На территории Российской Федерации осуществление государственных закупок регламентировано федеральным законодательством:
- федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (утратил силу с 1 января 2014 г.);
- федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (действующий).
Оба указанных нормативно-правовых акта придерживаются принципов открытости и прозрачности при осуществлении государственных закупок, при этом с момента первой редакции федерального закона № 94-ФЗ до актуальной редакции федерального закона № 44-Ф, информационное обеспечение осуществления государственных закупок активно совершенствуется. Трансформации касаются непосредственно информационно -технических инструментов, так и содержания информации о государственных закупках, находящейся в открытом доступе.
В настоящее время осуществляется плавный переход к преимущественно цифровым и открытым способам осуществления закупок. Также нельзя не отметить, что наблюдается политическое стремление к объединению потребностей заказчиков в совместные закупки, с целью контроля их проведения, накопления статистической информации для последующих процессов нормирования и прогнозирования закупочной деятельности. Однако все происходящие перемены естественным образом требуют дополнительных знаний, умений, опыта со стороны участников этого процесса. Например, что касается кадрового состава сторон, то от него требуется владение современными информационными технологиями, кроме того, материально-техническое оснащение должно также удовлетворять всем потребностям процесса на всех его этапах.
В процессе включения в реализацию программы развития цифровой экономики различные организации с целью максимально эффективной работы в сфере закупок осуществ-
Вестник Академии знаний № 48 (1), 2022_83
ляют разработку собственной комплексной информационной системы для осуществления процессов совместной закупочной деятельности. Стоит сказать, что и в первые годы действия программы государственных закупок во многих организациях велись работы по автоматизации отдельных участков закупочной деятельности, однако зачастую имеющиеся на тот момент элементы автоматизации состояли из массивов разрозненных, дублированных данных в рамках отдельных решений, баз и нескольких систем. В процессе развития контрактных отношений открывались более совершенные возможности в плане трансформации раздробленного информационного пространства отдельных систем к упорядоченной, компактной и эффективной системе организованной и взаимодействующей информации.
Основные факторы, сдерживающие развитие цифровой трансформации российских организаций, являющихся участниками информационного взаимодействия в условиях цифровой экономики визуализированы на рисунке 1.
Отсутствие
с оответствующих
компетенций (знаний.
учений, навыков)
Нехватка квалифицированных кадров
Отсутствие четкой стратегии\
развития
\ \ Боязнь нововведений
Недостаточность финансовых
ресурсов (финансирования)
Рисунок 1 - Факторы, сдерживающие развитие цифровой трансформации российских организаций-участников информационного взаимодействия
Предпосылкой к усовершенствованию информационной системы послужила логика развития закупочной политики. Достаточно актуальным на сегодняшний день остается вопрос качества закупок, поскольку экономия в любых ситуациях приводит к снижению качества товаров, работ и услуг. Это касается и экономии бюджетных средств, которая влечет за собой в ближайшей перспективе возникновение новой потребности в приобретении товара, работы или услуги, которые были получены ранее в условиях экономии средств. Все это вызывает необходимость в предъявлении конкретных требований к ответственности заказчиков к результатам произведенной закупки, что собственно и проглядывается в действующем законодательстве, регулирующем эту сферу. Однако требований соответствующего качества закупок нормативная база не отражает.
Итоги последних лет работы заказчиков по нормам закона о контрактной системе позволяют говорить о необходимости организации управления качеством закупок на основе построения определённой системы, позволяющей обеспечить взаимодействие всех её элементов для обеспечения населения страны качественными товарами, работами, услугами. Указанный акцент в системе управления позволит решить основные задачи контрактной системы в сфере закупок, а также будет способствовать экономии средств бюджетов различных уровней.
Источники:
1. Адаменко А.А. Действующая система государственных закупок в Российской Федерации / А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская, О.Н. Петрашова // В сборнике: Экономика России: реалии и перспективы развития. Материалы Международной научной конференции, молодых ученых и
преподавателей вузов. Составители: Ю.И. Сигидов, Н.С. Власова, Г.Н. Ясменко, В.В. Башка-тов. - 2018. - С. 352-360.
2. Адаменко, А.А. Основные тенденции развития цифровой экономики / А.А. Адаменко, Ю.В. Золотухина // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 4(45). - С. 10-13. - DOI 10.24412/2304-6139-2021-11323.
3. Вертакова, Ю.В. Цифровая трансформация социально-экономических и производственных процессов на основе цифровой платформы интернета вещей / Ю.В. Вертакова, О.А. Крыжа-новская, А Р. Степанова // Вестник ОрелГИЭТ. 2019. № 4 (50). С. 130-135.
4. Золотухина, Ю.В. Выбор стратегии трансформации бизнеса организациями - участниками информационного взаимодействия в условиях цифровой экономики / Ю.В. Золотухина, А.А. Адаменко, О.А. Крыжановская // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - № 37(5). - С. 116-123. - DOI 10.24412/2309-4788-2021-537-116-123.
5. Исаев, Е.А. Оценка готовности ИТ-подразделения компаний к цифровой трансформации бизнеса [Электронный ресурс] / Е.А. Исаев, Н.Л. Коровкина, М.С. Табаков // Режим досту-па//https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-gotovnosti-it-podrazdeleniya-kompanii-k-tsifrovoy-transformatsii-biznesa/viewer
6. Крыжановская, О.А. Особенности эффективного управления предприятием в современных условиях / О.А. Крыжановская, И.С. Картавцева // В сборнике: Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты. Материалы Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. Ответственный редактор Горохов А.А., 2011. С. 180-183.
7. Мусаев, М. М. К вопросу о формировании современного информационного общества / М. М. Мусаев // Деловой вестник предпринимателя. - 2021. - № 5(3). - С. 90-93. - DOI 10.24412/2687-0991 -2021 -3-90-93.
References:
1. Adamenko A.A. The current system of public procurement in the Russian Federation / A.A. Adamenko, T.E. Khorolskaya, O.N. Petrashova // In the collection: The Russian Economy: Realities and Development Prospects. Materials of the International scientific conference, young scientists and university professors. Compiled by: Yu.I. Sigidov, N.S. Vlasova, G.N. Yasmenko, V.V. Bashkatov. - 2018. - S. 352-360.
2. Adamenko, A.A. The main trends in the development of the digital economy / A.A. Adamenko, Yu.V. Zolotukhina // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2021. - No. 4 (45). - P. 10-13. - DOI 10.24412/2304-6139-2021-11323.
3. Vertakova Yu.V. Digital transformation of socio-economic and production processes based on the digital platform of the Internet of things / Yu.V. Vertakova, O.A. Kryzhanovskaya, A.R. Stepanova // Vestnik OrelGIET. 2019. No. 4 (50). pp. 130-135.
4. Zolotukhina Yu.V. Choosing a business transformation strategy for organizations participating in information interaction in a digital economy / Yu.V. Zolotukhina, A.A. Adamenko, O.A. Kryzhanovskaya // Natural Humanitarian Research. - 2021. - No. 37(5). - S. 116-123. - DOI 10.24412/2309-4788-2021-537-116-123.
5. Isaev, E.A. Assessing the readiness of the IT department of companies for digital business transformation [Electronic resource] / E.A. Isaev, N.L. Korovkina, M.S. Tabakov // Access mode//https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-gotovnosti-it-podrazdeleniya-kompanii-k-tsifrovoy-transformatsii-biznesa/viewer
6. Kryzhanovskaya, O.A. Features of effective enterprise management in modern conditions / O.A. Kryzhanovskaya, I.S. Kartavtseva // In the collection: Strategy of socio-economic development of society: managerial, legal, economic aspects. Materials of the International Scientific and Practical Conference: in 2 volumes. Managing editor Gorokhov A.A., 2011. P. 180-183.
7. Musaev, M. M. To the question of the formation of a modern information society / M. M. Musaev // Business Bulletin of the Entrepreneur. - 2021. - No. 5(3). - S. 90-93. - DOI 10.24412/2687-09912021-3-90-93.