Научная статья на тему 'Организация эффективной работы механизма публичного управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономической системы'

Организация эффективной работы механизма публичного управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономической системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / механизм публичного управления / инвестиционный проект / инвестиционный потенциал / efficiency / mechanism of public administration / investment project / investment potential

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Архипова Марина Валентиновна

Анализируются условия функционирования механизма публичного управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономической системы. Определены направления повышения эффективности указанного механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conditions for the functioning of the mechanism of territorial socioeconomic system investment potential public administration are analyzed. The directions of increasing the effectiveness of this mechanism are defined.

Текст научной работы на тему «Организация эффективной работы механизма публичного управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономической системы»

M.V. Arkhipova Organizing the Effective Functioning of the Mechanism of Territorial Socio-Economic System Investment Potential Public Administration

The conditions for the functioning of the mechanism of territorial socioeconomic system investment potential public administration are analyzed. The directions of increasing the effectiveness of this mechanism are defined.

Key words and word-combinations: efficiency, mechanism of public administration, investment project, investment potential.

Анализируются условия функционирования механизма публичного управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономической системы. Определены направления повышения эффективности указанного механизма.

Ключевые слова и словосочетания: эффективность, механизм публичного управления, инвестиционный проект, инвестиционный потенциал.

УДК 330.322 ББК 65.263

М.В. Архипова

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ МЕХАНИЗМА

ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ИНВЕСТИЦИОННЫМ

ПОТЕНЦИАЛОМ

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ

СОЦИАЛЬНО-

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

СИСТЕМЫ

^Обеспечение устойчивого развития территориальных социально-экономических систем является необходимым условием успешного социально-экономического развития страны. Это требует активизации инвестиционных процессов в субъектах РФ, которые выступают ключевым фактором, определяющим динамику капитала в экономике и влияющим на темпы и характер экономического роста. Инвестиции при этом следует рассматривать как управленческий инструмент содействия экономическому развитию территории. В таком контексте инвестиционная политика, реализуемая в регионе, должна быть направлена на повышение инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности конкретной территории.

Роль публичной власти в управлении инвестиционным процессом должна конкретизироваться. В частности, необходимо определить формы и масштабы ее вмешательства в инвестиционную деятельность. Главными задачами власти в обеспечении эффективного функционирования механизма публичного управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономиче-

172 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

ской системы представляются согласование интересов и определение меры ответственности всех участников инвестиционного процесса за его ход и результаты.

В настоящее время обнаруживается много препятствий мешающих эффективной работе механизма публичного управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономической системы. Прежде всего, можно выделить недостаточный уровень развития инфраструктуры инвестиционной деятельности как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.

Развитие сдерживается несовершенством процедур отбора и организации процесса реализации инвестиционных проектов, которые выступают главным условием осуществления современной инвестиционной политики. В данном случае отбор эффективных проектов является одним из ответственных этапов в управлении инвестиционным процессом. Именно совершенствование системы отбора инвестиционных проектов и адаптация ее к меняющимся условиям функционирования экономики в значительной мере определяют эффективность инвестиционной политики и темпы экономического роста как на региональном, так и федеральном уровне. От качественного проведения процедуры отбора проектов зависят сроки окупаемости вложенного капитала, варианты его альтернативного использования и оценка инвестиционного потенциала территории, на которой осуществляется данная процедура.

Эффективный отбор инвестиционных проектов можно обеспечить, если к данному процессу привлечь тех, чьи интересы затрагивают факторы оценок. Следовательно, экономическая эффективность инвестиционного проекта должна отражать его соответствие интересам и затратам участников.

Публичной властью, по нашему мнению, преимущественно должны поддерживаться инвестиционные проекты, развивающие реальный сектор экономики и социальную сферу. Поэтому инвестиционная политика и конкретные программы социально-экономического развития территориальной экономики должны обосновывать необходимость мобилизации ресурсов прежде всего для общественно значимых инвестиционных проектов.

Если интересы инвесторов расходятся с общественными, а реализация инвестиционного проекта может нанести ущерб национальным интересам, публичное управление обязано создавать серьезные барьеры и ограничения для подобных проектов. Напротив, общественно значимым инвестиционным проектам публичной власти следует создавать льготный режим и стимулировать этот процесс с помощью различных инструментов воздействия на положительную динамику инвестиционного процесса.

Осуществляемая государством налоговая и тарифная политика должны минимизировать часть инвестиционного риска инвесторов, стимулировать вложение инвестиций в приоритетные, соответствующие инвестиционной политике, направления и регулировать территориальное размещение инвестиций в производственную сферу. Важно обеспечить государственные инвестиции в развитие инфраструктуры приоритетных отраслей территориальной экономики на основе участия органов публичной власти в соответствующих инвестиционных программах на паевых началах либо путем предоставления гарантий для займов.

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 173

Применяя законодательно определяемые целенаправленные льготы по налогообложению, органы власти могут оказывать влияние на соотношение инвестиций в активную и пассивную часть основных фондов, обеспечиваемых субъектами хозяйствования, а также на динамику процесса воспроизводства основного капитала в реальном секторе экономики. Возможно, следует исключить рост цен на нужное импортное оборудование посредством установления льготных таможенных пошлин. В целом же условия предоставления льгот могут быть самыми различными: от обеспечения содействия росту занятости и развития предпринимательства до активизации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Несомненно, одним из направлений территориальной инвестиционной политики, которое способствует активизации инвестиционного процесса и наращиванию инвестиционного потенциала, является поддержка органами власти научной и инновационной деятельности, в том числе фундаментальных исследований. Это обусловлено не только тем, что развитие отечественной науки служит ключевым фактором роста благосостояния общества и его прогресса, но и тем, что научные достижения могут быть одновременно как объектами инвестирования, так и непосредственно инвестициями. В сфере инновационной деятельности органам власти необходимо определить и одобрить приоритетные инновации, влияющие на рост эффективности производства и повышение конкурентоспособности отечественной продукции.

Иллюстрацией к изложенному служит IV Российский форум «Российским инновациям - российский капитал», на котором было представлено 200 проектов от 456 участников. По итогам его работы золотой медали и первого места в секции «Медицина, фармацевтика, биоагротехнологии» удостоена работа Саратовского института травматологии и ортопедии ООО «МедИАТома» - «Инструмент для баллонной кифаластики при повреждениях позвоночника» (используется при лечении больных с компрессионными переломами позвоночника), который позволяет выполнять малотравматичные операции через проколы кожи, избегая разрезов тканей и длительного восстановительного периода у пациентов. Бронзовой медалью в секции «Индустрия наносистем и материалов» награждена совместная разработка ученых Саратовского государственного университета и ООО «Русмарко» - «Производство модифицированных полимерных мембран на основе тончайших волокон». Этот материал может применяться в различных отраслях промышленности и для получения инновационных изделий со свойствами, в несколько раз превышающими характеристики существующих аналогов [1 ].

Впрочем, даже высокие призовые места еще не дают гарантии промышленного внедрения данных инноваций без государственно-общественного содействия и признания их приоритетности. Инновационные приоритеты, несомненно, должны отражаться в концепции социально-экономического развития конкретной территории на долгосрочную и среднесрочную перспективу, освещаться в средствах массовой информации. Помимо информирования общества, существенное значение приобретает формирование системы государственно-общественного содействия инновационной деятельности. В связи с этим, к

174 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

сожалению, приходится констатировать, что Правительство Саратовской области и областная Дума пока не разработали конкретных законодательных мер по активизации научно-технической и инновационной деятельности на территории нашего субъекта Федерации. Не созданы и условия для восстановления существовавшего ранее тесного и взаимовыгодного сотрудничества между предприятиями и высшими учебными заведениями областного центра.

Одной из главных нерешенных проблем управления инновационной системой общего плана следует считать ее фрагментарность как на федеральном, так и региональном уровне. Сегодня имеется много законов и постановлений, направленных на стимулирование инновационной деятельности, однако процесс их реализации свидетельствует о несогласованности между собой. Такой же недостаток имеет и нормативно-правовая база по защите прав интеллектуальной собственности. Например, следует отметить низкую эффективность реализации на территории Саратовской области Закона Саратовской области «О режиме наибольшего благоприятствования для инвесторов в Саратовской области» [2].

Необходимо обратить внимание на реализацию таких форм обеспечения инвесторам режима наибольшего благоприятствования, как предоставление государственных гарантий и субсидий хозяйствующим субъектам, реализующим инвестиционные проекты на территории области. Несмотря на то что экономический вес мелких частных инвесторов пока невелик, в перспективе их влияние на экономическую и политическую среду принятия решений может стать ощутимым. Поэтому появление массового инвестора можно рассматривать как социальное и политическое явление, которое неизбежно попадает в поле внимания публичного управления и требует соответствующего корректирования государственной инвестиционной политики.

При анализе инвестиционной значимости сбережений населения необходимо учитывать организованные и неорганизованные формы сбережений, которые являются потенциальным инвестиционным ресурсом [3, с. 47]. Организованные сбережения - финансовые ресурсы, которые аккумулируются различными финансовыми институтами и могут быть трансформированы в инвестиции (прежде всего банковские вклады и различные ценные бумаги). Неорганизованные сбережения - это, как правило, наличные денежные средства, находящиеся на руках у населения.

В отличие от наиболее развитых в экономическом отношении стран российский фондовый рынок сегодня не обеспечивает рост своей привлекательности для отечественных предприятий. На нем размещается не более 15% инвестиционных ценных бумаг, эмитируемых предприятиями. С позиции решения задачи по организации эффективной работы механизма публичного управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономической системы важно уделить внимание разработке мероприятий по его развитию. Это обусловлено тем, что отсутствие ориентации фондового рынка на нужды производственной сферы и его низкая роль в развитии инвестиционной деятельности препятствуют эффективной работе механизма публичного управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономической системы.

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 175

Еще одним направлением повышения эффективности работы механизма публичного управления инвестиционным потенциалом может стать разработка органами власти программ по стимулированию предприятий к привлечению ими инвестиций с открытого рынка. Думается, что основу подобных программ должно составить в первую очередь стимулирование предприятий к внедрению новых технологий и оборудования в соответствии с последними достижениями научно-технического прогресса, повышению степени коммерциализации научных разработок на основе налаживания и укрепления связей предприятий с наукой. Для публичного управления в данном случае важно обеспечить формирование эффективного механизма налаживания партнерства государства и бизнеса, позволяющего обеспечить передачу в предпринимательскую среду результатов научно-технической деятельности и развития на данной основе высокотехнологичных малых инновационных предприятий. Цель такого стимулирования будет состоять в привлечении инвестиций для внедрения новых технологий в производственные процессы; в освоении производства инновационной и конкурентоспособной продукции, базирующегося на научно-технических разработках; в продвижении этой продукции на национальный и внешние рынки.

Значимым направлением публичного управления инвестиционным потенциалом является информационная поддержка процесса инновационной деятельности посредством размещения тематической информации в специализированных средствах массовой информации, официальных Интернет-сайтах и инвестиционных порталах государственных органов. Целесообразно также размещать информацию о предоставлении публичной властью грантов для юридических лиц на создание и развитие малых инновационных предприятий, деятельность которых будет основана на практической реализации результатов интеллектуальной деятельности. Привлечение дополнительных средств по данному направлению возможно и из федерального бюджета в рамках конкурса по оказанию государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, когда субъектам РФ могут быть предоставлены субсидии для финансирования соответствующих мероприятий.

Таким образом, организация эффективной работы механизма публичного управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономической системы должна носить комплексный характер, поскольку отсутствие даже небольшой части требуемой информации вынуждает потенциального инвестора затрачивать время и финансовые ресурсы на ее поиск, а зачастую провоцирует его отказ от участия в предлагаемом инвестиционном проекте.

Библиографический список

1. На инновационном форуме две саратовские разработки удостоены наград [Электронный ресурс]. URL: http://news.yandex.ru/yandsearch?cl4url=news.sarbc.ru%2Fmain%2F2011%2F06% 2F10%2F111478.html&cat=0&lang=ru

2. Закон Саратовской области от 26 июня 2007 г. № 116-ЗСО «О режиме наибольшего благоприятствования для инвесторов в Саратовской области» (в ред. от 26 марта 2009 г.) // Сарат. обл. газ. 2007. 10 июля.

3. Топсахалова Ф.М-Г. Инвестиции. М., 2010.

176 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.