УДК 37
Бочарова Д.С.
учитель математики Брединская средняя общеобразовательная школа № 1 (п. Бреды, Россия)
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К УЧАСТИЮ В МАТЕМАТИЧЕСКИХ ОЛИМПИАДАХ
Аннотация: в статье подробно описаны этапы подготовки к олимпиадам, включая выделение трёх основных групп заданий: работа с информационными источниками, обработка и интерпретация информации, а также тестовые задания. Рассмотрено значение подготовительного периода для интеллектуального роста учащихся и выработки навыков самостоятельной работы. Разработаны методические рекомендации, которые подчеркивают важность комплексного подхода к подготовке школьников к олимпиадам.
Ключевые слова: математические олимпиады, школьное образование, логическое мышление, креативность, самостоятельность, подготовка, информационные ресурсы, тесты, методические рекомендации.
Современное общество предъявляет ряд важных задач к школьному образованию, среди которых особое значение имеют поиск и отбор одарённых учащихся, а также стимулирование школьников к глубокому изучению выбранных предметов. Одним из проверенных и эффективных способов достижения этих целей является проведение предметных олимпиад.
Математические олимпиады представляют собой одно из наиболее значимых средств повышения качества школьного образования. Они оказывают существенное влияние на развитие логического мышления, креативности и самостоятельности учащихся, а также способствуют формированию интереса к математике.
Олимпиада — это конкурс или соревнование среди учащихся, направленное на проверку и демонстрацию их знаний, умений и навыков в определённой области науки или учебного предмета. Учащиеся решают сложные задания, часто отличающиеся от стандартных школьных упражнений, требующие глубокого понимания материала, логики и креативного подхода.
Согласно точке зрения А. В. Цыганковой, олимпиадное движение представляет собой форму организации обучения — это активная творческая созидательная деятельность всех участников образовательного процесса (преподавателей и школьников) на основе интеграции коллективной и соревновательной деятельности, направленная на достижение целей обучения [2].
Одним из ключевых этапов проведения олимпиады является подготовительный процесс. Этот период оказывает значительное влияние на интеллектуальное развитие учащихся, активизируя их мышление, пробуждая интерес и стремление не уступать тем, кто успешно решает олимпиадные задачи. Кроме того, подготовка к олимпиаде способствует выработке навыка самостоятельной работы и самоконтроля, что немаловажно для дальнейшего обучения.
Кандидат педагогических наук Е. А. Галкина в своей статье «Предметные олимпиады: как подготовить учащихся?» [1] предлагает общие методические рекомендации по подготовке школьников к участию в олимпиаде на школьном этапе. Она выделяет три категории заданий: задания на умение работать с информационными источниками, задания на обработку и интерпретацию информации, а также группу тестовых заданий.
Чтобы подготовить учащихся к успешному выполнению заданий по математике на олимпиаде, необходимо разработать стратегию, учитывающую специфику каждой из выделенных категорий. Рассмотрим пошагово, как можно организовать подготовку.
Задания на умение работать с информационными источниками.
Шаги подготовки:
1. Развитие навыков поиска информации:
- Учите учащихся правильно пользоваться библиотеками, каталогами, базами данных и интернет-ресурсами.
- Практикуйте выполнение поисковых запросов, уточняя критерии поиска и фильтруя результаты.
2. Работа с разными форматами источников:
- Покажите, как извлекать информацию из книг, статей, видеоуроков, вебинаров и других ресурсов.
- Проводите практические занятия, где учащиеся самостоятельно находят нужную информацию по заданной теме.
3. Критический анализ информации:
- Объясняйте, как оценивать достоверность источника, проверять факты и избегать дезинформации.
- Давайте задания, требующие сравнения нескольких источников и выбора наиболее релевантного.
4. Цитирование и оформление ссылок:
- Научите учащихся корректно оформлять цитаты и ссылки на источники, используя общепринятые стандарты (например, APA, MLA).
- Проверьте понимание правил авторского права и плагиата.
Примеры практических заданий:
- Найти и описать теорему Ферма. Учащимся нужно найти информацию об этой теореме, её истории открытия и доказательствах, а затем составить краткий отчёт с указанием источников.
- Исследовать различные способы решения квадратных уравнений. Используя книги и онлайн-ресурсы, ученики должны собрать информацию о различных методах решения квадратных уравнений и представить сравнительный анализ.
Задания на обработку и интерпретацию информации. Шаги подготовки:
1. Анализ графиков и диаграмм:
- Тренируйте учащихся в чтении и анализе графиков функций, гистограмм, круговых диаграмм и других видов визуализации данных.
- Давать задания, где требуется интерпретировать данные, представленные в виде графиков, и делать выводы на основе этих данных.
2. Решение задач с использованием таблиц и схем:
- Работайте с табличными данными, учите искать закономерности и делать обобщения.
- Включайте задания, где необходимо преобразовывать данные из одного формата в другой (например, из таблицы в график).
3. Интерпретация результатов вычислений:
- Показывайте, как полученные численные значения связаны с реальной ситуацией или проблемой.
- Задавайте вопросы, требующие объяснения смысла полученных результатов.
4. Применение математических моделей:
- Изучайте вместе с учащимися применение математических моделей в реальных ситуациях (например, моделирование физических процессов).
- Пусть они попробуют сами создать модель для описания какой-то ситуации и объяснить, как она работает.
Примеры практических заданий:
- Анализ динамики изменения температуры воздуха. Дана таблица с показателями температуры за каждый день месяца. Нужно построить график зависимости температуры от времени и сделать выводы о тенденциях изменения температуры.
- Моделирование роста популяции животных. Учащимся предлагается создать математическую модель, описывающую изменение численности
популяции животных в зависимости от внешних условий, и провести анализ полученной модели.
Группа тестовых заданий. Шаги подготовки:
1. Тренировка решения стандартных задач:
- Постоянно практикуйтесь в решении классических математических задач, включая алгебру, геометрию, теорию чисел и другие разделы.
- Постепенно увеличивайте сложность задач, чтобы подготовить учащихся к разнообразию вопросов на олимпиаде.
2. Разбор ошибок и типичных трудностей:
- Проанализируйте ошибки, допущенные учащимися в предыдущих заданиях, и обсудите, как их избежать.
- Подготовьте специальные тесты, направленные на устранение слабых мест в знаниях.
3. Умение выбирать правильный ответ:
- Отрабатывайте технику быстрого и точного выбора правильного ответа из предложенных вариантов.
- Используйте упражнения, где нужно выбрать правильный ответ из нескольких похожих, но неверных вариантов.
5. Время на решение:
- Организуйте тренировочные сессии с ограничением по времени, чтобы учащиеся привыкали к стрессу и научились распределять своё время рационально.
6. Развитие стратегического мышления:
- Учите учащихся определять, какие задачи решаются проще и быстрее, чтобы экономить время на более сложные задания.
- Практикуйте подходы к решению задач, начиная с самых очевидных шагов и постепенно переходя к более сложным аспектам.
7. Самоконтроль и самооценка:
- Разработайте систему самопроверки, позволяющую учащимся оценивать правильность своих ответов ещё до получения обратной связи от учителя.
- Включайте задания, где после решения теста ученик должен обосновать выбор своего ответа.
8. Анализ итогового результата:
- По окончании каждого тестирования подробно разбирайте результаты, акцентируя внимание на достигнутых успехах и областях, требующих дополнительного внимания.
- Помогайте учащимся ставить реалистичные цели для следующего этапа подготовки.
Примеры практических заданий:
- Решить систему линейных уравнений. Учащимся предлагаются варианты ответов, среди которых есть правильные и неправильные решения. Задача — выбрать верный вариант.
- Определить количество корней уравнения. Необходимо решить уравнение и выбрать правильный ответ из предложенных вариантов, соответствующих количеству корней.
Заключительные советы:
1. Регулярная практика: Проводите регулярные тренировки, чередуя типы заданий, чтобы учащиеся привыкли к разным формам работы.
2. Оценка прогресса: Периодически проверяйте успехи учащихся, проводя мини-тестирования и контрольные работы.
3. Мотивация: Поощряйте успех, отмечайте прогресс и поддерживайте интерес к предмету через интересные и разнообразные задания.
Таким образом, следуя этим рекомендациям, вы сможете эффективно подготовить учащихся к олимпиаде по математике, развивая у них необходимые навыки и уверенность в своих силах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Галкина Е. А. Предметные олимпиады: как подготовить учащихся? // Народное образование. — Москва: Издательский дом «Народное образование», 2011. — № 5. — С. 195-200;
2. Цыганкова А. В. Олимпиада как форма активизации учебно-познавательной деятельности студентов. Информационный портал Всероссийской олимпиады школьников. — Режим доступа: https: //ro solymp. ru/attachments/10374_s03_033. pdf
Bocharova D.S.
Bredinskaya Secondary Comprehensive School No. 1DD
(p. Bredy, Russia)
ORGANIZING EFFECTIVE PREPARATORY OF SCHOOLCHILDREN FOR PARTICIPATION IN MATHEMATICAL OLYMPIADS
Abstract: the article describes in detail the stages of preparation for the Olympiads, including the identification of thrmain groups of tasks: working with information sources, processing and interpreting information, as well as test tasks. The importance of the preparatory period for the intellectual growth of students and the development of independent work skills is considered. Methodological recommendations have been developed that emphasize the importance of an integrated approach to preparing schoolchildren for the Olympiads.
Keywords: mathematical Olympiads, school education, logical thinking, creativity, independence, preparation, information processing, tests, methodology.